Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-15/22 по признакам на... от 27 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-15/22

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

27 августа 2015 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга наружной рекламы, был выявлен факт распространения на медиа фасаде (светодиодном экране) кинотеатра Мурманск в г. Мурманске по улице Полярные Зори 51/33 рекламного ролика с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе): «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал www.ofkbank.ru/mrsk/ ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ» Подарок вкладчику Эксклюзивное предложение для военнослужащих, военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей и членов их семей. Минимальная сумма-100000руб. Вклад открывается на 184 и 368 дней. Дополнительный взнос принимается на сумму от 10000 рублей в течение всего срока, за исключением 30 дней. Проценты выплачиваются ежемесячно по выбору вкладчика: на накопительный счет или счет карты, выпущенной банком. Автоматическое продление договора осуществляется по ставкам, действующим на момент продления. СТАВКИ по вкладам (% годовых) Сумма вклада от 100000руб. срок вклада в днях 184-17,5 368-16,5. При досрочном востребовании вклада проценты выплачиваются по ставке вклада «До востребования», излишне выплаченные проценты удерживаются из суммы вклада. Условия и проценты ставки по вкладу «Северный Флот» действительны на 18.12.2014 Подарки выдаются при открытии каждого вклада. При открытии вклада каждому вкладчику бесплатно предоставляется дебетовая банковская карта. Количество подарков ограничено. ОАО ОФК БАНК лицензия Банка России 2270».

Под рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" определено, что к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

Из анализа текста рекламы и способа её выполнения следует, что привлекательная информация о банке и его вкладе выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов и размещена в центре рекламного поля, что привлекает внимание потребителя к Банку и побуждает воспользоваться банковским продуктом.

Вместе с тем, в рекламе условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, размещены в нижней части рекламного поля, выполнены мелким шрифтом на темном фоне, что затрудняет прочтение и восприятия условий вклада.

Следует отметить, что реклама ОАО ОФК БАНК в виде ролика размещена на большом светодиодном экране здания кинотеатра, находящегося на оживленном перекрестке дорог.

Картинку рекламного ролика невозможно остановить, а за тот короткий промежуток времени, в который на экране появляются условия вклада, выполненные мелким шрифтом, их невозможно прочесть. Продолжительность рекламного видео ролика 24 секунды из них 11 секунд демонстрируются условия вклада. Согласно предоставленному Обществом макету рекламного ролика, привлекательный текст рекламы выполнен 18 шрифтом выделен насыщенными яркими цветами и помещен в центр рекламного поля, а условия вклада размещены в нижней части рекламной картинки и выполнены менее чем 8 шрифтом, т.е. в 10 раз меньше.

Немаловажен и тот факт, что реклама демонстрировалась с 08.12.2014 по 08.01.2015 и с 22.01.2015 по 22.02.2015года, т.е. в период полярной ночи и её выходе, т.е. в сумеречное время, что затрудняло восприятие мелкого шрифта. Полярная ночь  на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января.

Потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в потоке движения, что также усложняет прочтение мелкого шрифта объемного текста условий вклада банка в короткий промежуток времени демонстрации ролика.

Условия вклада «Северный Флот» значимы для потребителя, т.к. только полные условия вклада позволяют вкладчику оценить его риски и принять правильное решение о вложении своих сбережений во вклад.

Только из условий потребитель рекламы может узнать о начальной сумме вклада, сроке вклада, дополнительных взносах во вклад, досрочном изъятии вклада и иных условиях.

Кроме того, в рекламе в условиях вклада сказано:

- «При досрочном востребовании вклада проценты выплачиваются по ставке вклада «До востребования», при этом не раскрывается процент такой ставки;

- «При открытии вклада каждому вкладчику бесплатно предоставляется дебетовая банковская карта», не указывается денежная сумма, которую понесет вкладчик за обслуживание данной карты.

Из вышеизложенного следует, что потребитель рекламы вводится в заблуждение такой рекламой, т.к. видит только привлекательную рекламную фразу: «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал. ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ» Подарок вкладчику. Эксклюзивное предложение для военнослужащих, военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей и членов их семей…», а полные условия банковского продукта – вклада «Северный Флот» не доступны для потребителя из-за способа их выполнения в этой же рекламе.

С учетом способа и особенности размещения рекламы (реклама в виде ролика размещена на светодиодном экране, направлена на пешеходов и проезжающий транспорт, т.е. на круг лиц движущихся в быстром потоке), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы об условиях вклада, исполненного мелким шрифтом, было затруднено.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий вклада «Северный Флот», форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически, в рекламе отсутствовали, а некоторые значимые условия не раскрывались полностью и в рекламе.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях вклада «Северный Флот», а также условий определяющих фактические доходы/расходы вкладчика и влияющие на них, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о реальной доходности банковского продукта, порядке его обслуживания и потерях при досрочном востребовании вклада.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

В рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

По запросу Мурманского УФАС России ОАО ОФК БАНК представило материалы и рекламный ролик.

Согласно договору № 09/14 от 05.12.2014г. об оказании услуг по распространению рекламно-информационных материалов ОАО «ОФК БАНК» (Заказчик) поручил Акционерному обществу «Север» разместить на медиафасаде, расположенном в г. Мурманск по улице Полярные Зори дом 51/33(здание кинотеатра «Мурманск») рекламно-информационные материалы(рекламный ролик).

По информации ПАО «ОФК Банк» рекламный ролик был предоставлен филиалом ПАО «ОФК Банк» в г. Мурманске, видеоролик выходил без изменений и поправок исполнителя АО «Север».

В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.

Согласно представленным материалам рекламодателем является публичное акционерное общество «ОФК Банк» (ОГРН1027739495420 от 01.11.2002г., ИНН 7744001419, юр. адрес:109240, г. Москва, ул. Николоямская, д.7/8).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Возбудить производство по делу № 08-04-15/22 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью публичное акционерное общество «ОФК Банк» (ОГРН1027739495420 от 01.11.2002г., ИНН 7744001419, юр. адрес:109240, г. Москва, ул. Николоямская, д.7/8).

Назначить дело к рассмотрению на 28 сентября 2015 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела ПАО «ОФК Банк» представить к 18.09.2015 в антимонопольный орган:

-заверенные копии документов (выписка ЕГРЮЛ, Устав, Свидетельство о постановке в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации, реестр филиалов банка);

-полную информацию о вкладе «До востребования»;

-полную информацию о вкладе «Северный Флот»;

- полную информацию об обслуживании дебетовой банковской карты ПАО «ОФК Банк»;

-информацию о лице, определившем содержание рекламы и объект рекламирования;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны