Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-15/22 о нарушении рекл... от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-15/22

08.10. 2015 года                                                                                                        г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции  Мороз С.В., ведущий  специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.,

рассмотрев дело № 08-04-15/22 от 27.08.2015 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в  присутствии    представителей ПАО Банк «Объединенный финансовый капитал» по доверенности № 75/15 от 13.02.2015г <...> и по доверенности 79/15 от 13.02.2015г   <...>

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга наружной  рекламы, был выявлен факт распространения на медиа фасаде (светодиодном экране) кинотеатра Мурманск в г. Мурманске по улице Полярные Зори 51/33 рекламного ролика: «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал www.ofkbank.ru/mrsk/ ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ» Подарок вкладчику Эксклюзивное предложение для военнослужащих, военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей и членов их семей. Минимальная сумма-100000руб. Вклад открывается на 184 и 368 дней. Дополнительный взнос принимается на сумму от 10000 рублей в течение всего срока, за исключением 30 дней. Проценты выплачиваются ежемесячно по выбору вкладчика: на накопительный счет или счет карты, выпущенной банком. Автоматическое продление договора осуществляется по ставкам, действующим на момент продления.  СТАВКИ по вкладам (% годовых) Сумма вклада  от 100000руб. срок вклада  в днях 184-17,5 368-16,5. При досрочном востребовании вклада проценты выплачиваются по ставке вклада «До востребования», излишне выплаченные проценты удерживаются из суммы вклада. Условия и проценты ставки по вкладу «Северный Флот» действительны на 18.12.2014 Подарки выдаются при открытии каждого вклада. При открытии вклада каждому вкладчику бесплатно предоставляется дебетовая банковская карта. Количество подарков ограничено.  ОАО ОФК БАНК лицензия Банка России 2270»  с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

 товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено, что к банковским операциям относится  привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

По запросу Мурманского УФАС   ОАО (ПАО) ОФК Банк представило  материалы и один рекламный ролик.

Согласно договору № 09/14 от 05.12.2014г.   об оказании услуг по  распространению рекламно-информационных материалов  ОАО(ПАО) «ОФК БАНК» (Заказчик) поручил Акционерному обществу  «Север» разместить  на медиафасаде, расположенном в г. Мурманск по улице Полярные Зори дом 51/33(здание кинотеатра «Мурманск») рекламно-информационные материалы (рекламный ролик).

 В соответствии с приложением №1 рекламный ролик «ОФК Банк» был заказан к размещению в период с 08.12.2014 по 08.01.2015, количество размещений 1200

Представленный график выхода рекламного ролика «ОФК Банк» на медиафасаде соответствует заявке по количеству и периоду выходов.

Согласно приложению № 2 к договору № 09/14 от 05.12.2014г рекламный ролик ОФК Банк» был заказан повторно к размещению в период с 22.01.2015 по 22.02.2015года в количестве 1200.

График выхода рекламного ролика «ОФК Банк» на медиафасаде также соответствует повторной заявке.

Акты выполненных работ к договору № 09/14 от 05.12.2014г  по распространению рекламного ролика «ОФК Банк»  №1 от 08.01.2015года и №129  от 22.02.2015года скреплены подписями и печатями сторон без претензий к объему, качеству и срокам оказания услуг.

По информации ПАО  «ОФК Банк»  рекламный ролик был  изготовлен в единственном варианте и предоставлен  филиалом ПАО «ОФК Банк»  в г. Мурманске, видеоролик выходил без изменений и поправок исполнителя АО «Север».

ОАО «Север» является собственником рекламной конструкции электронного экрана (медиафасада), разрешение на установку рекламной конструкции № 2450 выдано 09.09.2014 года. Согласно документам представленных  Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, рекламная конструкция установлена в г. Мурманске по ул. Полярные Зори, д.51/33 на фасаде здания (кинотеатр «Мурманск») в виде электронного экрана площадью информационного поля 9,9х26,5 м =261,36м.кв., световой режим работы-светодиодные линейки PUSLED, круглосуточно, освещение внутреннее, яркость (при балансе белого) 5800кд/м.кв.

Медиафасад выполнен в виде отдельных  светодиодных модулей  RGB Pmax=600Вт  в количестве 132 штук, габаритами 1,2х3,3м каждый. Одиннадцать рядов светодиодных секций шагом 1,2м, образует рекламное поле 26,36м.кв.

Рекламный ролик ПАО ОФК БАНК содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес  к  ПАО ОФК БАНК и рекламируемому продукту вкладу «Северный Флот»; преследует строго заданные цели продвижение продукта «Северный Флот»  и  привлечение  в Банк клиентов,  побудительные фразы: «Эксклюзивное предложение для  военнослужащих, военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей и членов их семей», «Подарок вкладчику».

Объектами рекламирования являются:

- ОАО ОФК БАНК,

- вклад «Северный Флот»,

-ставки по вкладу.

Рекламный ролик построен следующим образом: в центре экрана  на фоне бушующего моря и рассекающего волну судна крупным шрифтом нанесен логотип и  название банка ОФК Банк Объединенный финансовый капитал, выполненные в сине –красном цвете, ниже  на красном фоне надпись  «ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ»».

Далее меняется картинка, название банка  и вклада выполнено также ярко, но располагается выше, в центре на красном фоне появляется надпись «ПОДАРОК ВКЛАДЧИКУ», далее на основном фоне синим шрифтом: «Эксклюзивное предложение для военнослужащих, военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей и членов их семей». В нижней части картинки мелким  светлым шрифтом на синем фоне нанесен объёмный, не читаемый текст об условиях вклада.

Кадр меняется  и на фоне  движущегося самолета появляется  в виде таблицы  информация о ставках: «СТАВКИ по вкладам (% годовых) Сумма вклада  от 100000руб. срок вклада  в днях 184-17,5 368-16,5», при этом текст в верхней части картинки и в центре  рекламного поля остается неизменным, а в нижней части появляется новый текст на синем фоне мелким белым не читаемым  шрифтом  условий вклада.

Далее происходит смена кадра и в центре рекламного поля на фоне морских простор  появляется  название банка и банковского продукта  «Вклад Северный Флот», выделенного красным цветом.

Реклама ОАО ОФК БАНК в виде ролика размещена на  большом  светодиодном экране здания кинотеатра, находящегося   на  оживленном  перекрестке дорог.

Картинку рекламного ролика  невозможно остановить, а за тот короткий промежуток времени, в который   на экране появляются условия вклада, выполненные мелким шрифтом,  их  невозможно прочесть. Продолжительность  рекламного видео ролика 24 секунды  из них 11 секунд демонстрируются условия вклада.  Согласно предоставленному Обществом  макету рекламного ролика,  привлекательный текст рекламы  выполнен  18 шрифтом выделен  насыщенными яркими цветами и помещен в центр рекламного поля, а  условия вклада размещены в  нижней части рекламной картинки  и выполнены менее чем 8 шрифтом, т.е. в 2,2 раза    меньше.

 Потенциальными   потребителями наружной  рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры   транспортных средств, которые находятся в потоке движения, что также усложняет прочтение мелкого шрифта объемного  текста, условий вклада банка в короткий промежуток времени демонстрации ролика.

27.08.2015. определением о возбуждении дела № 08-04/15-22 по признакам нарушения рекламного законодательства,  рассмотрение дела было назначено на  28.09.2015 в 14.30.

Представители ОАО  (ПАО) «ОФК БАНК в ходе рассмотрения сообщили, что 20.01.2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых  в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которой Открытое акционерное общество Банк «Объединенный финансовый капитал» изменило свое фирменное наименование на  Публичное акционерное общество Банк «Объединенный финансовый капитал» (сокращенно ПОА «ОФК Банк»), а также озвучили свою позицию по делу.

По мнению представителей Банка  реклама размещена в виде ролика на светодиодном медиаэкране размером 24х9 метров, длится 24 секунды, условия вклада демонстрируются 11 секунд, фактический  размер шрифтов, используемый в ролике - 67см максимальный  и 22,5 минимальный (не подтверждено документально), что  позволяет  заинтересованному потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации всю совокупность условий, изложенных в рекламе. Направлена реклама на потребителей рекламы, находящихся на остановке общественного транспорта, на прилегающей территории торговых центров, кинотеатров, тротуаров.

По мнению представителей  Банка в рассматриваемом рекламном ролике существенные  условия оказания финансовой услуги соответствуют Закону о рекламе, поддаются прочтению на ярком светодиодном экране, в связи с чем, потребитель не лишен возможности получения всей информации по вкладу.

ОАО  (ПАО) ОФК БАНК провел аналогию рекламного  текста с  обязательными предупредительными надписями Закона о рекламе, который   в отдельных статьях предусматривает, что предупредительные надписи должны быть в телепрограммах и при кино и видео обслуживании  не менее чем пять секунд и по площади не менее чем 7%  площади кадра.

Вместе с тем, представители пояснили, что дебетовая банковская карта, о которой идет речь в  рекламе, не включается в условия договора банковского вклада, а относится только к предложению (с правом выбора), от которого потребитель вправе отказаться, поэтому карту нельзя отнести к существенным условиям открытия вклада «Северный Флот».

По мнению представителей Банка процент вклада «До востребования» также не является существенным условием. Его размер не указан, так как на момент востребования вклада потребителем процентная ставка может измениться (п.2 ст.838 ГК РФ). Как считают представители Банка, при досрочном востребовании вклада потребитель должен предполагать существенные риски получения минимальных процентов.

В ходе рассмотрения дела Комиссию заинтересовал тот факт, что единственный вариант рекламного ролика демонстрировался с 08.12.2014 по  08.01.2015 и с 22.01.2015 по 22.02.2015года, что подтверждается копиями документов, представленными  ПАО «ОФК Банк», и не отрицается его представителями, однако  реклама содержит фразу: «Условия и проценты ставки по вкладу «Северный Флот» действительны на 18.12.2014.

 По смыслу этой фразы условия и проценты ставки по вкладу «Северный Флот» действительны лишь на одну дату 18.12.2014 из всего периода демонстрации ролика, что  предполагает возможные изменения  условий и процентных ставок  вклада в последующие даты демонстрации ролика, т.е. данные изменения повлияют  на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица , что является существенным для потребителя.

Представители ПАО «ОФК Банк» пояснили, что по мере изменения  Центробанком ключевой ставки, в силу действующего законодательства, ПАО «ОФК Банк» также менял ставки по вкладу. Представители Банка предположили, что рекламный ролик, возможно, менялся в зависимости от изменения ставки, однако представить документальные тому подтверждения не смогли в ходе рассмотрения дела.

Представители ПАО «ОФК Банк» ходатайствовали отложить рассмотрение дела для того, чтобы предоставить дополнительную информацию и документы, которые помогут разобраться в данном вопросе.

Определением об отложении рассмотрения дела № 08-04-15/22, дело отложено до 08 октября 2015года для всестороннего и полного рассмотрения дела и получения дополнительных доказательств от ПАО  «ОФК Банк».

Также, Мурманское УФАС России  направило запрос рекламораспространителю спорной рекламы АО «Север»  с просьбой предоставить в рамках рассматриваемого дела копии всех вариантов рекламных роликов «Банк ОФК Вклад Северный Флот…» на DVD носителе, которые демонстрировались  ОАО «Север» в период с 08.12.2014 по 08.01.2015 и с 22.01.2015 по 22.02.2015г по договору № 09/14 от 05.12.2014г, либо по иным договорам в указанный период.

08.10.2015 Комиссия в том же составе,  в  присутствии    представителей ПАО Банк «Объединенный финансовый капитал» по доверенности № 75/15 от 13.02.2015г  Булдаковой Л.Г. и по доверенности 79/15 от 13.02.2015г   Студенцова  И.В. продолжила рассмотрение дела   № 08-04-15/22, заслушала представителей Банка и  изучила представленную информацию и документы.

Из пояснений представителей следует, что процентная ставка по вкладу «Северный Флот», указанному в рекламе, менялась один раз с 20.02.2015, представлены Приказы по основной деятельности ОАО  «ОФК Банк» № 94-ОД от 17.12.2014г и № 35-ОД от 19.02.2015года.

Согласно Приказу ОАО  «ОФК Банк» № 94-ОД от 17.12.2014г новые процентные ставки  по вкладу «Северный Флот», 184 дня -17.50%, 368 дней-16.50% годовых,  введены в действие с 18.12.2014г.

Согласно Приказу ОАО  «ОФК Банк» № 35-ОД 19.02.2015 года новые процентные ставки  по вкладу «Северный Флот», 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00% годовых и условия вклада, введены в действие с 20.02.2015г.

Из объяснений представителей следует, что из-за предполагаемых изменений процентной ставки по вкладам,  рекламные ролики по вкладу «Северный Флот» размещались на медиафасаде кинотеатра  «Мурманск» со смещением сроков   в двух периодах с 19.12.2014 по 19.01.2015 и с 22.01. по 22.02.2015 (ПАО«ОФК Банк» представлены: письма рекламораспространителю о переносе сроков,  новые графики выхода рекламы, новый рекламный ролик, а также   договора возмездного оказания услуг от 02.12.2014 и от 20.02.2015г на внесения корректировки в рекламные ролики с техническим заданием и актами сдачи-приемки работ и их оплаты).

 Комиссия изучила новый рекламный  ролик, представленный  ПАО «ОФК Банк» и убедилась в том, что ролик соответствует предыдущему и  изменен лишь  в части новых процентных ставок по вкладу «Северный флот» 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00% годовых.

Следует отметить, что  рекламораспространитель АО «Север», предупрежденный об ответственности за нарушение сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство размещение и распространение рекламы (статья19.31 КоАП РФ),  представил 05.10.2015года   по запросу Мурманского УФАС рекламные ролики, которые фактически  были размещены на медиафасаде в период с 08.12.2014 по 08.01.2015 и с 22.01.2015 по 22.02.2015г по договору № 09/14 от 05.12.2014г.  При просмотре  представленных роликов выяснилось, что  один из роликов соответствует первоначальному рекламному ролику ПАО «ОФК Банк»: «Вклад «Северный Флот», где указаны процентные ставки184-17,5 368-16,5, второй рекламный ролик касается иного банковского вклада, предлагаемого  ПАО «ОФК Банк»: «Объединяя сильнейших». Распространитель не представил вариант ролика, который содержит информацию об изменениях ставок по вкладу «Северный флот» 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00% годовых, а также информацию об изменениях графика выхода рекламы.

Комиссия отметила, что по Приказу ОАО  «ОФК Банк» № 35-ОД 19.02.2015 года новые процентные ставки  по вкладу «Северный Флот», 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00%  и условия вклада, введены в действие с 20.02.2015г. из чего следует, что новый вариант рекламного ролика, представленный ПОА «ОФК Банк» мог демонстрироваться  по условиям  договора и новому графику  лишь два дня с 20.02.2015г. по 22.02.2015года, т.к. 22.02.2015 является конечной датой графика  выхода рекламы в свет.

Комиссия  попросила представителей ПАО «ОФК Банк» представить  документальные подтверждения того, что  рекламный ролик с измененными  ставками был передан к распространению АО «Север» и фактически демонстрировался два дня.

Представители ПАО «ОФК Банк» представили лишь письма в адрес АО «Север»:

-о переносе даты выхода видеоролика с 08.12. на 15.12.2014 с периодом демонстрации с 15.12. по 15.01.2015года(исх.1567/1 от 05.12.14);

-о переносе даты выхода видеоролика с 15.12.2014 года на 19.12.2014 года с периодом демонстрации с 19.12. по 19.01.2015(исх. 159/1 от 12.12.14).

Подтверждения того, что  рекламный ролик с измененными  процентными  ставками по вкладу «Северный Флот», 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00%   фактически распространялся с 20.02.2015 по 22.02.2015г  на медиафасаде кинотеатра Мурманск не представлены ни представителями ПАО «ОФК Банк», ни рекламораспространителем  АО «Север».

Представители Банка не смогли дать пояснения о различиях  в  вариантах представленных сторонами договорных отношений  рекламных роликов, как не смогли пояснить причину по которой в Мурманское УФАС России по первоначальному запросу, до возбуждения дела не была Банком представлена полная информация (документы и все варианты рекламных роликов) по распространению спорной  рекламы ПАО «ОФК Банк» «Вклад «Северный Флот».

 

Комиссия, заслушав пояснения представителей ПАО «ОФК Банк», изучив и проанализировав все представленные документы установила.

Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ публичное акционерное общество Банк «Объединенный финансовый капитал» (ИНН774001419, ОГРН 1027739495420 от 01.11.2002, инд.109240, г. Москва, ул. Николоямская, 7/8) является кредитной организацией  осуществляющей деятельность 65.12«Прочее денежное посредничество» на праве лицензии Центрального  Банка Российской Федерации № 2270 от 16.07.2012г «Привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте…».  В пункте 2.3Устава и пункте 86 выписки из ЕГРЮЛ перечислены филиалы Банка, в том числе Филиал Публичного акционерного общества Банк «Объединенный финансовый капитал» в городе Мурманске, находящийся по адресу:183010, г. Мурманск, ул. Марата,д.26.

Согласно пункту 6.6 Положения о Филиале ПАО «ОФК Банк» управляющий филиалом Банка от имени Банка подписывает договоры и другие документы в пределах своей компетенции, определяемой Положением, Доверенностью и внутренними документами Банка, представляет интересы банка во всех государственных органах и учреждениях, включая правоохранительные, антимонопольные и иные органы.

Как следует из материалов дела ПАО «ОФК Банк» в лице управляющего  Мурманским Филиалом ПАО «ОФК Банк» Студенцова И.В.  на основании доверенности №16/14 от 29.01.2014г заключило 05.12.2014 с акционерным обществом «Север» договор № 09/14 на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов и в последствии подписало акты выполненных работ № 1 от 08.01.2015 и №129 от 22.02.2015г. без претензий по объему качеству и срокам оказания услуг. Дата подписания актов выполненных работ и счетов фактур по исполнению услуг по договору  № 09/14 соответствует датам согласованного сторонами  графика последнего дня вещания рекламного ролика на медиафасаде кинотеатра в городе Мурманске 08.01.2015 и 22.02.2015г.

Представленные Банком, в ходе рассмотрения дела  последующие   измененные графики распространения рекламных роликов и  измененный рекламный ролик по вкладу «Северный Флот», 184 дня -17.50%, 368 дней-18,00%, противоречат информации  представленной рекламораспространителем АО «Север» и  не нашли своего  документарного подтверждения по дате выхода на медиаэкран.

Из анализа текста и способа его выполнения следует, что  привлекательная информация о банке и его   вкладе выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов и размещена в центре рекламного поля,  что привлекает внимание потребителя к  Банку   и побуждает  воспользоваться банковским продуктом.

Вместе с тем, в рекламе  условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, размещены в нижней части рекламного поля, на синем фоне мелким белым не читаемым  шрифтом.

Картинку рекламного ролика, размещенного на  большом  светодиодном экране здания кинотеатра, находящегося   на  оживленном  перекрестке дорог,  невозможно остановить, а за тот короткий промежуток времени, в который   на экране появляются условия вклада, выполненные мелким шрифтом,  их  невозможно прочесть. Весь ролик  длится 24 секунды  из них 11 секунд демонстрируются условия вклада.  В рекламе  объем печатного текста условий вклада «Северный Флот»  весьма значителен и требует времени для прочтения.

Потенциальными   потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры   транспортных средств, которые находятся в потоке движения, что также усложняет прочтение мелкого шрифта объемного  текста условий вклада банка в короткий промежуток времени демонстрации ролика.

Немаловажен и тот факт, что реклама демонстрировалась  с 08.12.2014 по 08.01.2015 и с 22.01.2015 по 22.02.2015года, т.е. в  период полярной ночи, в сумеречное время, что затрудняло восприятие мелкого  шрифта.  Полярная ночь  на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января.

Довод представителей ПАО «ОФК Банк» о размере шрифтов в рекламном ролике (максимальный -67см и минимальный -22,5 см) и иных характеристиках экрана не состоятелен, т.к. документы представленные Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, на право установки рекламной конструкции  в г. Мурманске по ул. Полярные Зори, д.51/33 на фасаде здания (кинотеатр «Мурманск») в виде электронного экрана, не содержат информацию о характеристиках экрана, представленную Банком. ПАО «ОФК Банк» не представил официальную информацию характеристик экрана выданную специалистами, которая регламентируется ГОСТ 26824-2010 «Здания и сооружения Методы измерения яркости»,  ГОСТ Р 54944-2012 «Здания и сооружения. Метод измерения освещенности», ГОСТ Р 54945-2012 «Здания и сооружения Метод измерения пульсации освещенности».

ОАО (ПАО) ОФК БАНК  также пытался провести  аналогию рекламного  текста с  обязательными предупредительными надписями Закона о рекламе, который   в отдельных статьях предусматривает, что предупредительные надписи должны быть в телепрограммах и при кино и видео обслуживании  не менее чем пять секунд и по площади не менее чем 7%  площади кадра.

Следует отметить, что в рассматриваемом рекламном ролике текст рекламы, выполненный мелким шрифтом, не является предупредительным, а по содержанию и смыслу является  одинаково значимым для потребителя, как и тот текст, который выполнен  в рекламе крупно,  только полный текст  даст потребителю истинное представление о рекламируемом  банковском продукте.

В данном случае   размер и способ доведения до потребителей условий вклада «Северный Флот» в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих  на сумму доходов или расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, воспринимается потребителями указанным образом. В рассматриваемом случае, таким условием является  ставка по вкладу «Северный Флот»184-17,5 368-16,5.

Утверждение рекламодателя   о том, что реклама соответствует в полном объеме рекламному законодательству, не соответствует действительности, поскольку доведенная в таком виде информация не может  формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (потребитель находится  в месте демонстрации рекламы не длительное время, кадр на медиаэкране невозможно остановить, озвучивание текста невозможно), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы банковских услуг по вкладу, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующего на медиа экране непродолжительное время затруднено.

Формальное наличие в рекламе существенной информации  при ненадлежащей форме ее представления   не свидетельствует о соответствии рекламы  требованиям законодательства  о рекламе.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Доводы представителей ПАО «ОФК Банк» о том, что полную информацию  о вкладе «Северный Флот» можно уточнить в банке не могут быть приняты Комиссией, т.к. норма части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре(услуге), об условиях его приобретения или использования.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона   о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

По смыслу комментируемых норм требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Таким образом, информация об условиях вклада  не была доведена до потребителей  надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, позволяющая   определить фактические доходы/расходы вкладчика, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следует отметить,  что условия вклада «Северный Флот»  и  процентная ставка по вкладу (184 дня -17.50%, 368 дней-18,00%), указанному в рекламе, менялась с 20.02.2015, согласно  Приказу по основной деятельности ОАО  «ОФК Банк» № 35-ОД от 19.02.2015года, однако  отсутствует подтверждение того, что рекламный ролик, демонстрировавшийся на медиаэкране выходил с внесенными  изменениями по ставкам.

Кроме того,  мелким шрифтом в рекламе также указано условие: «При досрочном востребовании вклада проценты выплачиваются по ставке вклада «До востребования», однако полная информация о ставке «До востребования » в рекламе отсутствует, а она значительно влияет на конечную сумму  доходов, т.к. по условиям ПАО «ОФК Банк» по состоянию на 18.12.2014  минимальная процентная ставка (годовых) в рублях-0.25% ; доллар США-0.10%; Евро-0.10%.

 Таким образом, потребитель был лишен в рекламе  получить истинное представление  о процентной ставке по вкладу «Северный Флот» и  не был извещен о том, что при досрочном востребовании вклада его конечная сумма доходов значительно уменьшится по вкладу с учетом низких ставок.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона  о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Условия и процентные ставки вклада «Северный Флот» значимы для потребителя, т.к. только  полная информация, доведенная в рекламе  позволяет, вкладчику оценить его риски и принять правильное решение о вложении своих сбережений во вклад.

Согласно статье  1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламное законодательство устанавливает необходимость обеспечения достоверности размещаемой рекламы, соответствие ее требованиям законодательства, которые должны соблюдаться рекламодателя, тем самым  обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции.

Оказание финансовых услуг (в том числе кредитование) представляет собой один из самых серьезных лицензионных видов деятельности на рынке услуг. Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. Профессиональные участники финансового рынка  в связи с этим обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия.

Из системного анализа положений указанного Закона следует, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Отсутствие в рекламе существенной части информации  об  условиях вклада «Северный Флот», а также условий     определяющих фактические доходы/расходы вкладчика и влияющие на них, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о реальной доходности банковского  продукта, порядке его обслуживания  и потерях при досрочном востребовании вклада.

Комиссия, признала ненадлежащим рекламный ролик: «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал www.ofkbank.ru/mrsk/ ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ…», размещенный на медиа фасаде (светодиодном экране) кинотеатра Мурманск в г. Мурманске по улице Полярные Зори 51/33 не отвечающий требованиям пункта 4 части 3 статьи 5,  части 7 статьи 5 и  пункту 2 части 2 статьи 28  Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5,  части 7 статьи 5 и  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона возложена  на  рекламодателя.

 Рекламодателем является публичное акционерное общество  «ОФК Банк»  (ОГРН1027739495420 от 01.11.2002г., ИНН 7744001419, юр. адрес:109240, г. Москва, ул. Николоямская, д.7/8).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал www.ofkbank.ru/mrsk/ ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ…», размещенную на медиа фасаде (светодиодном экране) кинотеатра Мурманск в г. Мурманске по улице Полярные Зори 51/33, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о  рекламе.

2.Выдать предписание  ПАО «ОФК Банк» о прекращении распространения рекламы с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5,  части 7 статьи 5 и  пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о  рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме   21 октября 2015 года.

 В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

 № 08-04-15/22

08.10.2015года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции  Мороз С.В., ведущий  специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.,

на основании своего решения от 08.10.2015 по делу № 08-04-15/22 о признании рекламы: «ОФК Банк Объединенный финансовый капитал www.ofkbank.ru/mrsk/ ВКЛАД «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ…», размещенной на медиа фасаде (светодиодном экране) кинотеатра Мурманск в г. Мурманске по улице Полярные Зори 51/33, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и  пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закон « О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю – публичному акционерному обществу Банк «Объединенный финансовый капитал» (ОГРН1027739495420 от 01.11.2002г., ИНН 7744001419, юр. адрес:109240, г. Москва, ул. Николоямская, д.7/8) прекратить нарушение пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и  пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

-  При размещении рекламы финансовых услуг не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,   а также  не умалчивать  о  порядке обслуживания вклада и потерях при досрочном востребовании вклада, т.е. указывать в рекламе все существенные для потребителя условия.

-Доведение до неопределенного круга лиц существенной информации осуществлять способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

 

 2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС   по Мурманской области  до 05 ноября 2015 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны