Определение №08-04-15/35 Определение о возбуждении дела № 08-04-15/35 по признакам на... от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-15/35

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

09 ноября 2015 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по факту распространения рекламы магазина «ТехноСила» на сайте компании, в самом магазине и в виде баннера на рекламной конструкции: «с 18 по 14 сентября акция РАССРОЧКА 0 руб.(переплата)- 0% (первоначальный взнос)-24мес.(период).ТЕХНО СИЛА.tehnosila.ru далее идет мелкий шрифт: «Расрочка!» название акции в рамках которой с 18.08 по 14.09.2015 в магазинах Техносила доступны для оформления кредиты по кредитному продукту «Без переплаты2014», условия кредитования: сумма кредита от 2500 до 600000руб.,срок кредита от 3 до 36 мес., процентная ставка от 6,90 до 42% годовых, первоначальный взнос от 0% до 70%, кредиты предоставляются «СЕТЕЛЕМ БАНК»ООО, лицензия банка России №2168 от 27.06.2013года. Предложение не является публичной офертой по смыслу гражданского законодательства РФ, вся информация об условиях кредитования действительна с 18.0. по 14.09.2015г. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. Под переплатой понимается разница между стандартной розничной ценой товара и общей суммой денежных средств, подлежащих уплате по кредиту, при условии надлежащего исполнения обязательств по возврату кредита, без учёта последствий досрочного возврата, указанный размер переплаты достигается благодаря соразмерному снижению розничной цены товара. Информацию о товаре, участвующем в кредитовании, его количестве и о величине снижения цены, магазинах, участвующих в акции уточняйте у продавцов консультантов ООО «СЕРВИСТРЕЙД»(РФ, 107061, Москва, Преображенская пл. 8, этаж16, ОГРН 1107746080738), Размер ежемесячного платежа при приобретении в кредит без первоначального взноса сроком на 24 месяца в рекламных макетах округлен до целого рубля.***без инея.» В рекламе размещено фото холодильника «ИНДЕЗИТ» с указанием Новинка! DFE4200W, No frost***, высота 2 м, 22999р 959р.**в месяц.

Из обращения гражданина следует, что увидев рекламу, он обратился в магазин «Техносила» в городе Мурманске по ул. Свердлова, д.19А с целью приобрести товар в рассрочку без первоначального взноса равными частями в течении 24 месяцев, как указано в рекламе. При оформлении чека на товар консультанты отправили покупателя оформлять оставшиеся документы к стойке, находящейся в магазине, банков партнеров. При оформлении Банком документов выяснилось, что банк предоставляет потребительский кредит на приобретенный товар по процентной ставке 36,8% годовых. Причем представитель Банка пояснил, что рекламная акция магазина к Банку не имеет отношения. Гражданин не смог приобрести товар на рекламируемых условиях в период проведения акции и считает, что реклама недобросовестна и ввела его в заблуждение.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из анализа текста и способа его выполнения следует, что привлекательная информация «Рассрочка 0-0-24 ТЕХНОСИЛА» выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов и размещена в центре рекламного поля, что привлекает внимание потребителя к магазину «Техносила» и побуждает воспользоваться рассрочкой 0-0-24, менее привлекательная информация для инициатора рекламы, но значимая для потребителя рекламы, выполнена в рекламе мелким нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного поля.

С учетом способа и особенности размещения рекламы (реклама размещена в виде баннера, размером 18 кв.м на высоте 6 метров, вдоль проезжей части), а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста рекламы условий кредитования, исполненного мелким шрифтом, было затруднено.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предоставления кредитного продукта «Без переплаты 2014», наименования Банка форма представления сведений была такова(мелкий нечитаемый шрифт), что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. А расставленные в рекламе акценты в виде крупно выделенных фраз: «Рассрочка 0-0-24… ТЕХНОСИЛА» создавали представление у потребителей о том, что рассрочку на товары предоставляет магазин «Техносила».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение нормы Закона о рекламе в визуальном восприятии рекламы отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В случае, если фактически сведения, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По запросу Мурманского УФАС ООО «СервисТрейд» представило материалы из которых следует, что ООО «СервисТрейд» заключило с ООО «Сетелем Банк» договор о сотрудничестве № 0363/7700Q от 12.01.2015 по условиям которого, Банк предоставляет клиентам магазина денежные средства в качестве кредита необходимые для приобретения товара, путем зачисления суммы кредита на счет клиента, открытый в Банке, при этом условия предоставления кредита определяются Банком самостоятельно.

В дополнительном соглашении №1 к договору от 05.05.2015 определен список кредитных продуктов, в который входит продукт «Без переплаты 2014».

Согласно распоряжению № 238 от 17.08.2015г «О проведении акции Каталог 8.2 «Рассрочка!»» с целью увеличения продаж на 20% к предыдущему периоду и привлечение покупателей в магазин сети определено провести рекламную акцию Каталог 8.2 «Рассрочка!» в период с 18.08.15 по 14.09.15, при этом разместить рекламу, как в самом магазине, так и в местах скопления людей.

Текст рекламы, выполненный мелким шрифтом, содержит информацию о том, что «Рассрочка!» название акции, в рамках которой с 18.08 по 14.09.2015 в магазинах Техносила доступны для оформления кредиты по кредитному продукту «Без переплаты2014».

Таким образом, рекламная информация о «Рассрочке» не соответствует действительности, т.к. фактически потребителю предлагается потребительский кредит «Без переплаты 2014» от ООО «Сетелем Банк».

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий кредита, наименование банка, и информации о том, что «Рассрочка» это название акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически, в рекламе отсутствовали.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

По договору № 40/2015 от 31.08.2015 ООО «Пропаганда Колокол» обеспечила размещение и распространение рекламы заказчика ООО «Нота Медиа» на рекламной конструкции в виде баннера 6х3 в период 01.09.2015-30.09.2015 по проспекту Героев Североморцев (спуск от озера 102).

В рекламе усматриваются признаки нарушения части 1, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – общество с ограниченной ответственностью ООО «СервисТрейд» (ИНН 7723747460, ОГРН 1107746080738 от 21.04.2010, 107061 г. Москва, Площадь Преображенская, 8, этаж16),

за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность возложена как на рекламодатель ООО «Сервис Трейд», так и распространителя – общество с ограниченной ответственностью «Пропаганда Колокол» (ИНН 5190307220, ОГРН 1025100838586, 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори 33/3)

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-15/35 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «СервисТрейд» (ИНН 7723747460, ОГРН 1107746080738 от 21.04.2010, 107061 г. Москва, Площадь Преображенская, 8, этаж16),

-ООО «Пропаганда Колокол» (ИНН 5190307220, ОГРН 1025100838586, 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори 33/3)

Назначить дело к рассмотрению на 09 декабря 2015 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела к рассмотрению представить в Мурманское УФАС России 25.11.2015:

ООО «СервисТрейд»

-договор аренды, либо свидетельство о праве собственности помещения в г. Мурманске на ул. Свердлова, д.19а со всеми приложениями;

-акт выполненных работ по договору № 07-2015/А3от 24.03.2015 с ООО «Эд оклок» за период 01.09.2015-30.09.2015;

-медиа-план по распространению вышеназванной рекламы в г. Мурманске;

-письменно пояснить о взаимоотношениях и обязательствах ООО «Сервис Трейд» и ООО «Бизнес Про», от лица которого заключался договор № 07-2015/А3 от 24.03.2015;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

ООО «Пропаганда Колокол»

-заявку на распространение спорной рекламы в период 01.09.2015-30.09.2015;

-накладную или иной документ на получение рекламного баннера «18 по 14 сентября Рассрочка 0-0-24 ТЕХНОСИЛА…»;

-фотоотчет предоставленный Заказчику о размещении рекламы в г. Мурманске по пр. Героев Североморцев в указанный период;

-акт выполненных работ по размещению рекламного баннера «18 по 14 сентября Рассрочка 0-0-24 ТЕХНОСИЛА…»;

-акт о демонтаже рекламы;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-учредительные документы ООО «Пропаганда Колокол» (Устав, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке в налоговом органе);

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

Документы представить в копиях, заверенных надлежащим образом, с сопроводительным письмом.

Явка лиц (законных представителей), в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (с подлинными доверенностями на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

 

Заместитель руководителя управления И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны