Определение №08-04-15/36 Определение о возбуждении дела № 08-04-15/36 по признакам на... от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-15/36

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

18 ноября 2015 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в ходе мониторинга наружной рекламы 17.09.2015г в городе Мурманске, на улице Ломоносова, вблизи остановочного комплекса выявило рекламу в виде билборда: ««Выгода до 150000 р./кредит от 0%** KIA RIO www.kia.ru....» далее нечитаемый мелкий шрифт:

«Максимально возможная выгода 150 000руб. распространяется на модель Rio FL2015года выпуска в комплектации premium и формируется из следующих факторов 1)Скидка при покупке 50000руб.,2)Выгода 40000руб по программе трейд-ин при сдаче автомобиля KIA, 3)Выгода 60000руб распространяется на покупку нового автомобиля в кредит по программе «Go! KIAFinance» (Гоу!Киа Финанс)с остаточным платежом **0%-маркетинговая ставка. Маркетинговая ставка означает выраженный в % размер расходов физ.лиц на приобретения автомобиля с использованием кредитных средств, при условии снижения стоимости автомобиля. Не является процентной ставкой по кредиту. Указанная ставка достигается исходя из цены на автомобиль. KIA RIO в комплектации 16АТ premium 2015 года выпуска, при условии, что первые три символа VIN-номеров начинаются на XWE,Z94-809 900руб., сумма кредита-461400руб., при процентной ставке по кредиту13,845% с учетом государственной программы субсидирования(кредитный продукт «Партнерский субсидированный» тарифного плана «Партнерский»)первоначальном взносе -43,03% от стоимости автомобиля, сроке кредита24 месяца, остаточной стоимости(часть кредита в процентах от стоимости автомобиля, выплачивается в составе последнего платежа по кредиту)-22% ежемесячный платеж-16221,57руб. Страхование автомобиля по программе КАСКО обязательно. Кредит предоставляется ООО «Русфинанс Банк», лицензия Банка России №1792 от 13.02.2013года(Далее Банк).Предложение не является публичной офертой (ст437 ГК РФ) и действительно с 01.08.2015 по 31.08.2015. Условия и тарифы могут быть изменены ООО«Русфинанс Банк» в одностороннем порядке. Подробности уточняйте у официальных дилеров KIA в Вашем городе и на сайте www.kia.ru***Искусство удивлять)».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Часть 3 статьи 28 Закон о рекламе предусматривает, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов, и других условиях приобретения товара

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

По запросу Мурманского УФАС ООО «КИА Моторс РУС» представило материалы из которых следует, что ООО «КИА Моторс РУС»(Принципал) заключило с ООО «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» (Агент) Банк» агентский договор № 82/2010 от 01.03.2010года, договора №597 от 11.01.2009г и приложение к договору 236 адаптация рекламных материалов для рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015» от 21.07.2015 по условиям которых, Агент совершает от своего имени юридические и иные (фактические) действия направленные на продвижение бренда KIA, в рекламах рекламной кампании «KIA RIO сентябрь 2015» путем организации изготовления и размещения рекламно-информационных материалов Принципала в СМИ, проводимой в период с 01.09. по 30.09.2015года, в том числе наружная реклама.

Согласно п/н 511 и 30 приложения № 618 к Договору № 82/210 от 01.03.2010 медиа-планом определено изготовление и размещение наружной рекламы в г. Мурманск, ул. Ломоносова (клуб 69 Параллель) в виде билборда 3х6м.

Покупателем услуг по производству и распространению баннера, согласно счетам –фактуры и Агентским отчетам выступало ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», которое приняло работы и услуги в полном объёме.

Представленный макет рекламы, разработанный в рамках выполнения работ по приложению №236 заверен ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» и полностью соответствует рекламе, размещенной в г. Мурманске по ул. Ломоносова.

Из анализа текста и способа его выполнения следует, что привлекательная информация «Выгода до 150000 р.* «Кредит от 0%**… KIA RIO » выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов с использованием фотографий автомобилей и размещена в центре рекламного поля, что привлекает внимание потребителя к компании KIA и побуждает воспользоваться «кредитом от 0%», менее привлекательная информация для инициатора рекламы, но значимая для потребителя рекламы, выполнена в рекламе мелким нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного поля.

С учетом способа и особенности размещения рекламы (реклама размещена в виде билборда, размером 18 кв.м на высоте 6 метров, вдоль проезжей части), а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста рекламы условий кредитования, исполненного мелким шрифтом, было невозможно.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий «выгодного» предложения, условий кредитования, наименования Банка; форма и способ представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. А расставленные в рекламе акценты в виде крупно выделенных фраз: «Выгода до 150000 р.* «Кредит от 0%**…» создавали представление у потребителей о том, что автомобиль KIA RIO можно приобрести с выгодой до150000 рублей и в кредит под 0% в компании KIA.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В нарушение нормы Закона о рекламе в визуальном восприятии рекламы отсутствует часть существенной информации о Банке, о рекламируемом товаре(услуге), об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, при изучении мелкого шрифта выясняется, что «выгоду до 150000 руб.» потребитель может получить, приобретая автомобиль модели Rio FL2015года 2015г выпуска в комплектации premium и при выполнении многочисленных условий…

Сумма «выгоды» меняется в зависимости от выполнения предложенных условий. Достичь максимальной выгоды возможно при сдаче автомобиля KIA по программе трейд-ин, приобретя указанный новый автомобиль в кредит по программе«Go! KIAFinance», которая также включает дополнительные условия с «загадочной» маркетинговой ставкой 0%, которая достигается исходя из цены автомобиля, причем потребителю должно повезти и первые три символа VIN-номера должны начинаться на определенные буквы, тогда цена автомобиля будет «особенной», от чего в свою очередь будет зависеть сумма кредита и процент по кредиту, срок кредита, кроме того потребителю необходимо будет внести первоначальный взнос по кредиту не меньше чем 43,03% от стоимости автомобиля и застраховать автомобиль по программе КАСКО.

Наполненный, объемный текст рекламы, выполненный мелким шрифтом с перечнем многочисленных условий, программ и критериев для получения «выгоды» не позволяет потребителю осознать смысл рекламы и оценить свои возможности по участию в предложенной акции.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Часть 3 статьи 28 Закон о рекламе предусматривает, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В рассматриваемом случае этим условием является процентная ставка по кредиту: «кредит от 0%».

Однако, из мелкого текста следует, что указанная в рекламе крупно выполненная информация «Кредит от 0%*» не является процентной ставкой по кредиту, это маркетинговая ставка, которой там же дается пояснение: «Маркетинговая ставка означает выраженный в % размер расходов физ.лиц на приобретения автомобиля с использованием кредитных средств, при условии снижения стоимости автомобиля. Указанная ставка достигается исходя из цены на автомобиль».

Таким образом, рекламная информация о «кредите от 0%» не соответствует действительности, т.к. фактически потребителю предлагается кредит с иной процентной ставкой и с многочисленными условиями от ООО «Русфинанс Банк», причем условия и тарифы могут быть изменены Банком, а предложение, ООО «Русфинанс Банк», указанное в рекламе действительно с 01.08.2015 по 31.08.2015.

Следует отметить, что рассматриваемая реклама была изготовлена и отгружена 01.09.2015 года (Счет –фактура 30_S1500214_1) и размещалась в период с 01.09.2015 по 30.09.2015 года(Счет-фактура №30_S1500213_1) в г. Мурманске по ул. Ломоносова.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов, и других условиях приобретения товара.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов.

В рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ возложена на рекламодателя, за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность возложена как на рекламодателя так и на рекламораспространителя.

Рекламодателем и распространителем, в соответствии с представленными материалами является ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», (ИНН 7703679413, ОГРН 5087746426609 от 17.11.2008, 123317, г. Москва, Пресненская набережная, дом10).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-15/36 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лиц:

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус», (ИНН 7703679413, ОГРН 5087746426609, 123317, г. Москва, Пресненская набережная, дом10),

-лицо, заинтересованное в распространении рекламы ООО «КИА Моторс РУС» ИНН 7728674093, ОГРН 5087746291760 от 22.03.2013, г. Москва, ул. Валовая, д.26)

Назначить дело к рассмотрению на 16 декабря 2015 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела к рассмотрению обществу с ограниченной ответственностью «ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус» представить к 08.12.2015г в антимонопольный орган:

-копию выписки ЕГРЮЛ ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус»;

-копию свидетельства о постанове в налоговом органе ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус»;

- копию Устава ООО«ИНОШЕН ВОЛДВАЙД Рус»;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

ООО «КИА Моторс РУС» представить к 08.12.2015г в антимонопольный орган:

-мотивированные письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела 08-04-15/36, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до рассмотрения дела, с указанием причины, по почтовому либо электронному адресу и представить письменные пояснения и запрашиваемые документы, заверенные надлежащим образом.

 

Заместитель руководителя управления И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны