Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-16/07 по признакам на... от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-16/07

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

11 марта 2016 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

17.09.2015 года в ходе мониторинга наружной рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области выявило рекламу с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе: « 0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА¹ » изображен логотип компании «Nissan» и два автомобиля марки Nisan Almera Nisan Terrano, в продолжении мелкий объемный текст: «¹ Указанные условия предусматривает компенсацию процентной ставки по кредитному договору соразмерным снижением цены на автомобиль, приобретаемый за счет кредита, предоставляемого АО «РН Банк» (Лицензия Банка России №170 выдана 16.12.2014г.) и действительны для клиентов-участников программы «В кругу Nissan»(подробности программы на www.nissan.ru/RU/ru/vkrugunissan) при условии заключения заемщиком договора страхования от несчастных случаев и болезней по программе «Защищенный кредит», предоставляемый ООО «Страховая компания КАРДИФ» (лицензия ФССН С № 092877 от 20.07.2010 без ограничения срока действия). Предложение не является офертой, действительно до 30.09.2015 для автомобилей Nisan Almera, Terrano 2015 года выпуска стоимостью до 1 млн. руб. Первоначальный взнос: от 50% стоимости автомобиля. Обеспечение по кредиту: залог приобретаемого автомобиля. Условия определяющие и влияющие на величину полной стоимости кредита: сумма кредита 100тыс. руб.; валюта: руб. РФ; срок кредита 3 года; процентная ставка по кредиту: 10,8% годовых, платежи по погашению основной суммы долга и уплате процентов по кредитному договору: ежемесячные равные (аннуитентные) платежи; страховая премия по договору страхования от несчастных случаев и болезней по программе «Защищенный кредит». Условия и тарифы могут быть изменены в одностороннем порядке. Данное предложение не распространяется на автомобили, приобретаемые в рамках программы утилизация и трейд-ин от Nisan. Подробности на www. Nisan.ru», с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Комиссия Мурманского УФАС России зафиксировала рекламу на фотоаппарат и составила акт осмотра рекламы в присутствии понятой.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу пункта 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Рекламная конструкция высотой 6-8 метров, снабжена осветительными приборами и размещена в зоне зеленых насаждений вдоль проезжей части в г. Мурманске. Рекламная конструкция содержит баннер размером 6х8 метров.

На красном полотне баннера в левом верхнем углу имеется логотип компании «Nissan», вверху крупно нанесена надпись «0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА ¹», в центре рекламы изображены два автомобиля марки Nisan Almera Nisan Terrano, нижняя часть рекламного поля заполнена мелким текстом, состоящим из 10 строк во всю длину баннерного полотна и занимающий треть всей рекламной площади.

С учетом способа и особенности размещения рекламы, а также свойств человеческого зрения, восприятие объемного текста рекламы условий акции и кредитования, исполненного мелким шрифтом было затруднено, что отмечено Комиссией Мурманского УФАС России, понятой при осмотре рекламной конструкции и отражено в акте.

В рекламе объем печатного текста весьма значителен и требует времени для прочтения.

Потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в потоке движения, что также усложняет прочтение мелкого шрифта объемного текста условий акции и кредитования в короткий промежуток времени.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 определено, что наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.

Из чего следует, что реклама должна быть лаконичной и выполнена шрифтом доступным для прочтения участникам дорожного движения, чтобы не отвлекать их от дорожной обстановки. В рассматриваемом случае текст рекламы перегружен разноречивой информацией и требует внимательного прочтения для полного его осознания, что не соответствует требованиям ГОСТа.

В данном случае размер и способ доведения до потребителей условий приобретения автомобиля и кредитования в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком естественным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на сумму доходов или расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, воспринимается потребителями указанным образом. В рассматриваемом случае, такими условием является «0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА ¹».

Только полный текст рекламы дает представление о том, что выполненные в рекламе крупным шрифтом привлекательное условия предусматривают множество иных условий, при неукоснительном исполнении которых потребитель получит автомобиль Nisan Almera, Terrano 2015 года выпуска стоимостью до 1 млн. руб.

А именно, компенсируется процентная ставка по кредитному договору соразмерным снижением цены на автомобиль, приобретаемый за счет кредита, предоставляемого АО «РН Банк», при этом необходимо заключить договор страхования от несчастных случаев и болезней по программе «Защищенный кредит», предоставляемый именно ООО «Страховая компания КАРДИФ». Внести первоначальный взнос: от 50% стоимости автомобиля. Обеспечение по кредиту: залог приобретаемого автомобиля. Условия, определяющие и влияющие на величину полной стоимости кредита: сумма кредита 100тыс. руб.; валюта: руб. РФ; срок кредита 3 года; процентная ставка по кредиту: 10,8% годовых, платежи по погашению основной суммы долга и уплате процентов по кредитному договору: ежемесячные равные (аннуитентные) платежи. Условия и тарифы могут быть изменены в одностороннем порядке.

Доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предложения «0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА ¹» (условий кредитования, страхования, наименования Банка), форма и способ представления полных сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. А расставленные в рекламе акцент в виде крупно выделенной фразы условия: «0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА ¹» создавали представление у потребителей о том, что автомобили Nisan Almera, Terrano можно приобрести с выгодой для себя без переплаты(с процентной ставкой 0%), т.е. выплатив стоимость автомобиля равными частями в течении трех лет.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

Мурманское УФАС запросило документы и сведения у лиц заинтересованных в создании и распространении рекламы.

Представленный ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС договор б/н от 01.12.2014г с ЗАО «РН Банк» не относится к материалам рассматриваемого дела, т.к. срок его действия на момент распространения спорной рекламы окончился 31.12.2014 года (п.7.1) и кредитные средства по указанному договору (п.1.1) предоставляются на марки автомобилей, которые не указаны в рассматриваемой рекламе.

Из представленных лицами, участвовавшими в распространение рассматриваемой рекламы документов и пояснений следует, что ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» (клиент) заключило агентский договор № 0150/0511 от 01.05.2011г с ООО «Оптимум Медиа Лимитед» (агент) по условиям которого, Агент совершает от своего имени, за счет клиента сделки по закупке рекламного времени/пространства в СМИ, на объектах наружной рекламы и в сети Интернет для размещения рекламы клиента. В соответствии с пунктом 2.2 договора Клиент представляет третьим лицам рекламные материалы, выполненные в полном соответствии с Законом о рекламе. Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что Клиент несет полную ответственность за содержание и форму рекламных материалов и её соответствие рекламному законодательству.

ООО «Оптимум Медиа Лимитед» привлекло по договору № Rst-141210-001 от 10.12.2014 ООО «Реклама-Стиль» на выполнение работ по размещению рекламы его Клиента(рекламодателя ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»). ООО «Реклама-Стиль» в свою очередь заключило договор с№ 052/2015 от 28.08.2015 года с ООО «Пропаганда колокол», которое фактически и разместило рекламный баннер на рекламной конструкции « 0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА¹ » в городе Мурманске по улице Ломоносова, вблизи остановочного комплекса «Лыжный проезд».

В приложении № 1 к договору № 052/2015 от 28.08.2015 года определены адрес, формат и даты распространения рекламы: г. Мурманск, ул. Ломоносова, баннер 6х3м, 01.09.2015 -030.09.2015г.

Акт № 466 от 30.09.2015 гласит, что работы по распространению рекламно- информационных материалов «Nisan» с 01.09.2015 по 30.09.2015 в г. Мурманске по ул. Ломаносова выполнены в полном объеме и в срок, акт скреплен печатями и подписями сторон без претензий к объему и качеству. Рекламный баннер полностью соответствует макету рекламы, который был утвержден ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».

Из представленных материалов следует, что определило содержание и форму рекламных материалов, а также оплатило услуги по распространению рекламы: «Nisan» « 0% ПЕРЕПЛАТЫ НА 3 ГОДА¹ » ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».

В действиях ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель – общество с ограниченной ответственностью «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» ( ИНН 7842337791, ОГРН 5067847096609 от 20.06.2006, юр. адрес: 194362, г. Санкт –Петербург, поселок Парголово, проспект Коменднтский140).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-16/07 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующим в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».

Назначить дело к рассмотрению на 11 апреля 2016 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела к рассмотрению ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» представить к 01.03.2016 г в антимонопольный орган:

-утвержденный ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» макет вышеназванной рекламы с датой утверждения и подписями должностных лиц;

-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

Документы представить в копиях, заверив надлежащим образом.

 

Заместитель руководителя управления И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны