Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-16/11 по признакам на... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-16/11

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

21 апреля 2016 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества направило в управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области материалы плановой проверки средства массовой информации – газеты «Заполярный вестник» №36(289) от 18.09.2015

В ходе изучения материалов проверки Мурманским УФАС России выявлено, что в газете «Заполярный вестник» №36(289) от 18.09.2015 на странице 4 размещена реклама: «Сбережения до 21% годовых Заполярный кредит НАДЕЖНО! 88007002482, г. Заполярный, ул. Ленина, 1А… далее мелкий нечитаемый шрифт», с признаками нарушения рекламного законодательства.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По запросу Мурманского УФАС КПК «Илма-кредит» (ИНН 1001241307, ОГРН 1101001012804 от15.12.2010, Юр. адрес:420043, г. Казань, ул. Вишневского, д.26, офис11, Почтовый адрес:185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, 58) и

МАУ «Городской информационный центр» редакция газеты «Заполярный вестник» (ИНН 5109003979, ОГРН 1085109000173 от 06.10.2010, 184430, г. Заполярный, Мурманская обл., ул. Ленина, д.6) представили документы и пояснения по факту распространения вышеназванной рекламы.

Согласно Уставу, утвержденному Постановлением администрации муниципального образования г. Заполярный Мурманской области от 01.07.2008 № 78 МАУ «Городской информационный центр» является юридическим лицом, предметом деятельности которого, является производство, выпуск и распространение городской информационной газеты, телевизионных и радиовещательных программ, других печатных информационных материалов и изданий.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации № П ТУ51-00017 от 10.09.2008 газета «Заполярный вестник. Газета нашего города» является периодическим, русскоязычным изданием, специализирующимся на информационно-аналитической, политической, культурно-просветительной и развлекательной тематике; рекламы не более 40%.

Кредитный потребительский кооператив «Илма-кредит», согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет прочее финансовое посредничество(65.2) и предоставление кредита(65.22).

В реестр саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Содействие» входит КПК «Илма-кредит» под №099, (http://sro-sodeystvie.ru).

В соответствии со статьёй 3 Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О кредитной кооперации" кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

Кредитный потребительский кооператив «Илма-кредит»(заказчик) заключило договор № 002-Г-15 с Муниципальным автономным учреждением «Городской информационный центр» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района(исполнитель) на размещение информационных материалов в городской информационной газете «Заполярный вестник. Газета нашего города».

Согласно акту об оказании услуг № 000117 от 18.09.2015 по договору № 002-Г-15 рекламный материал заказчика в газете «Заполярный вестник. Газета нашего города» опубликован 04.09.2015, 11.09.2015 и 18.09.2015. Акт подписан сторонами и скреплен печатями без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

По информации предоставленной МАУ«Городской информационный центр», лицом определившим содержание рекламы является КПК «Илма-кредит», который представил готовый к распространению макет рекламы.

Из письма КПК «Илма-кредит» следует, что макет рекламы разработан руководителем потребительского кооператива.

Из анализа текста рекламы и способа его выполнения следует, что привлекательная информация ««Сбережения до 21% годовых Заполярный кредит НАДЕЖНО! 88007002482» выполнена крупным выделенным шрифтом от 5 до 9 мм и размещена в центре рекламного модуля на светлом фоне, менее привлекательная информация для инициатора рекламы, но значимая для потребителя рекламы, выполнена в рекламе мелким нечитаемым шрифтом 0,4мм в нижней части рекламного поля на черном фоне.

Из представленного рекламного модуля в увеличенном формате следует, что мелким шрифтом выполнена следующая информация: «территориальное обособленное подразделение КПК «Илма-кредит»* только для пайщиков, от суммы дохода удерживается НДФЛ, вступительный взнос10р., паевый взнос10р.+8% от суммы сбережений, % начисляется со дня, следующего за днём внесения средств и по день предшествующий возврату, 21% годовых при сроке 18 месяцев. Формула расчета а=(bхfхg)/(366х100), где а-сумма дохода, b-сбережения, f-количество дней, g -процентная ставка, 366-количество дней в году. НПО СРО КК «Содействие» № 099».

Из рекламы, выполненной таким образом, не следует, что услугу по сбережению средств представляет КПК «Илма-кредит» и только для пайщиков кооператива, информация о полных условиях сбережения под 21% также скрыта от потребителя.

Таким образом, потребитель рекламы не получил из рекламы, размещенной на странице 4 в газете «Заполярный вестник. Газета нашего города» №36(289) от 18.09.2015 важную для него информацию, которая была выполнена мелким не читаемым шрифтом.

В визуальном восприятии рекламы отсутствует часть существенной информации о кредитном потребительском кооперативе, о рекламируемой услуге по сбережению финансовых средств, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий «надежного сбережения 21%», и наименования лиц, оказывающего услуги по сбережению денежных средств, форма и способ представления сведений были таковы, что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама финансовых услуг подчинена требованиям статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Размещенная кооперативом реклама содержит одно из условий – процентную ставку по сбережению денежных средств до 21%, но не содержит сведений об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Вместе с тем в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой; отсутствие в рекламе существенной части информации о сбережении приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. В свою очередь, возможность уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге - сбережении не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Поэтому, в силу статьи 28 Закона о рекламе, в размещенной рекламе должны быть указаны все остальные условия финансовой услуги, влияющие на ее стоимость.

Объем и способ доведения до потребителей условий сбережения в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным потребителем достаточно ясно и понятно, позволяющими ему при ознакомлении с текстом рекламы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.

В рекламе усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет как рекламодатель так и рекламораспространитель, за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ ответственность возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является КПК «Илма-кредит» (ИНН 1001241307, ОГРН 1101001012804 от15.12.2010, Юр. адрес:420043, г. Казань, ул. Вишневского, д.26, офис11, Почтовый адрес:185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, 58).

Рекламораспространителем МАУ «Городской информационный центр» редакция газеты «Заполярный вестник» (ИНН 5109003979, ОГРН 1085109000173 от 06.10.2010, 184430, г. Заполярный, Мурманская обл., ул. Ленина, д.6).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-16/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

КПК «Илма-кредит» (ИНН 1001241307, ОГРН 1101001012804 от15.12.2010, Юр. адрес:420043, г. Казань, ул. Вишневского, д.26, офис11, Почтовый адрес:185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, 58) и

МАУ «Городской информационный центр» (ИНН 5109003979, ОГРН 1085109000173 от 06.10.2010, 184430, г. Заполярный, Мурманская обл., ул. Ленина, д.6).

3.Назначить дело к рассмотрению на 17 мая 2016 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела к рассмотрению представить к 11.05.2016г в антимонопольный орган

КПК «Илма-кредит»:

-копию Устава КПК «Илма-кредит», заверенную надлежащим образом;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

МАУ «Городской информационный центр»:

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

 

Заместитель руководителя управления И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны