Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 08-04/16-14 по признакам на... от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04/16-14

12 января 2018 года

г. Мурманск

Изготовлено в полном объеме 12.01.2018г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 08-04/16-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС:

Попова Ирина Николаевна, заместитель руководителя Мурманского УФАС России,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Урманчеев А.Р. - главный юрисконсульт юридического отдела Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Рыкованова О.С. - ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Яшина О.Е. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

при участии:

представителя по доверенности от АО «Страховое общество газовой промышленности» <...>,

рассмотрев дело №08-04/16-14, возбужденное по признакам нарушения АО «Страховое общество газовой промышленности», ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921, адрес (место нахождения): Россия, Москва, пр-т. Академика Сахарова, д. 10 (далее АО «СОГАЗ») статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указания Банка России) и «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Мурманским УФАС России по результатам рассмотрения обращения хозяйствующего субъекта установлено в действиях (бездействии) при осуществлении текущей хозяйственной деятельности АО «СОГАЗ» нарушение статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Закона о защите конкуренции.

14.12.2015 ММКУ «Управление закупок» для ММБУ «Управление дорожного хозяйства» проведен электронный аукцион на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), реестровый номер извещения 0849300004915002365 (далее — Закупка).

Дата размещения извещения: 30.11.2015

Дата проведения аукциона в электронной форме: 14.12.2015

Начальная (максимальная) цена контракта: 832 666,44 ₽.

На участие в аукционе подано три заявки со следующими ценовыми предложениями:

- САО «ВСК» — 832666,44 руб.;

- АО «Страховое общество газовой промышленности» — 791033,12 руб.;

- ООО «Страховая Компания «Согласие» — 831667,76 руб.

Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

АО «Страховое общество газовой промышленности» признано победителем электронного аукциона как предложившее наиболее низкую цену договора.

При этом, размер базовых ставок определяется согласно Указаниям Банка России. Согласно Положению о правилах ОСАГО при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 цитируемых Правил (при оформлении электронного полиса ОСАГО).

Стоимость предложения АО «Страховое общество газовой промышленности» оказалась ниже предусмотренной законом, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило АО «Страховое общество газовой промышленности» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий АО «Страховое общество газовой промышленности» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действия АО «Страховое общество газовой промышленности» нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию, установленный положениями статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, согласно которой иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции не допускаются.

Учитывая изложенное, действия АО «Страховое общество газовой промышленности» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

Кроме того, расчет страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, в том числе совершенный ошибочно, однозначно признается недобросовестной конкуренцией судами различных инстанций, что подтверждается • определением Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53-19327/2014, • постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011, • определением ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58-2053/11, • определением ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012, • постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012, • постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2017 по делу №А42-3238/2016.

Учитывая вышесказанное, Мурманским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 12.04.2016г. в адрес АО «Страховое общество газовой промышленности» было выдано предупреждение о необходимости устранения причин и условий способствовавших возникновению нарушения и о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Данное предупреждение было обжаловано АО «Страховое общество газовой промышленности» в судебном порядке.

25.05.2016 на основании приказа Мурманского УФАС России №62 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Страховое общество газовой промышленности» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Определением №08-04-16/14 от 16.06.2016 рассмотрение дела было приостановлено до рассмотрения арбитражного дела №А42-3238/2016 по оспариванию АО «Страховое общество газовой промышленности» выданного Мурманским УФАС России предупреждения.

10.04.2017 Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А42-3238/2016 установлена законность выданного Мурманским УФАС России предупреждения. 10.08.2017 вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Определением от 26.10.23017 №08-04-16/14 рассмотрение настоящего дела возобновлено.

В ходе настоящего рассмотрения АО «Страховое общество газовой промышленности» указывает на отсутствие противоправных действий с их стороны, т. к. считает, что АО «СОГАЗ» для участия в аукционе была добросовестно определена стоимость предложения с ценой контракта 832666,44 руб., однако в силу ошибки, допущенной электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ» при проведении электронного аукциона произошло автоматическое снижение цены на 5% от заявленной начальной цены контракта до 791033,12 руб.

Как пояснил представитель АО «Страховое общество газовой промышленности» данный факт ранее не исследовался, контракт был заключен по сниженной в результате аукциона цене, претензий к электронной торговой площадке не выставлялось.

Мурманским УФАС России в адрес ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» направлен запрос №08-04/16-14-4217 от 07.12.2017 для выяснения данного обстоятельства.

В своем ответе №5031 от 20.12.2017 ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» указывает на отсутствие факта автоматического снижения площадкой начальной максимальной цены контракта на 5% в ходе проведения аукциона с приложением выгрузки из реестра ценовых предложений по электронному аукциону №0849300004915002365. Так же площадка подтверждает информацию, что со стороны АО «СОГАЗ» обращения о разъяснении проведения аукциона на электронную площадку не поступало.

Заявленные АО «Страховое общество газовой промышленности» доводы не подтверждены документально, представленные ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» пояснения опровергают утверждение, что снижение цены контракта произошло непосредственно на электронной торговой площадке. Так же отсутствуют действия со стороны АО «СОГАЗ» направленные на соблюдение требований закона при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. АО «СОГАЗ» изначально знало о том, что страховая премия не может быть ниже законодательно установленной суммы, однако вышло на заключение контракта.

Так же АО «СОГАЗ» считает, что страховая премия по договору страхования в силу особенностей отрасли и правового регулирования не может рассматриваться в качестве дохода страховой компании и в качестве подтверждения отсутствия дохода полученного в результате исполнения контракта указывает на страховые выплаты в размере в несколько раз превышающем стоимость полюсов ОСАГО.

Данный довод не обоснован, т. к. перечисление в бюджет суммы, полученной по договору, заключенному в результате действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, соответствует нормам Закона о защите конкуренции. По смыслу положений Закона о защите конкуренции, взыскание дохода является мерой ответственности в виде изъятия дохода, полученного в результате незаконных действий. Правило определения размера дохода, подлежащего перечислению в бюджет, основано на принципе взыскания только того дохода, который получен именно от противоправных действий, и не предполагает его исчисление в виде суммы «чистого» дохода (с учетом особенностей результатов хозяйственной деятельности того или иного субъекта).

Согласно части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции, лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке является нарушением требований антимонопольного законодательства со стороны недобросовестного участника торгов.

Учитывая вышесказанное, АО «Страховое общество газовой промышленности» нарушило требований статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка применения базовых ставок при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях АО «Страховое общество газовой промышленности» нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту также – Указания Банка России) и «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), реестровый номер извещения 0849300004915002365.

2. Выдать АО «Страховое общество газовой промышленности» предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

1) о необходимости устранения причин и условий способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, для чего при дальнейшем участии в торгах осуществлять расчет страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «Страховое общество газовой промышленности» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 788 780 (Семьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят) рублей 11 копеек в рамках гражданско-правового договора № 0849300004915002365-0391097-01 от 26.12.2015, заключенного по результатам электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) ММБУ «Управление дорожного хозяйства», реестровый номер извещения 0849300004915002365.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии

И.Н. Попова

 

Члены комиссии

А.Р. Урманчеев

О.С. Рыкованова

О.Е. Яшина

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-04/16-14

12 января 2018 года

г. Мурманск

Изготовлено в полном объеме 12.01.2018г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 08-04/16-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС:

Попова Ирина Николаевна, заместитель руководителя Мурманского УФАС России,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Урманчеев А.Р. - главный юрисконсульт юридического отдела Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Рыкованова О.С. - ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Банка России;

Яшина О.Е. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на основании решения по делу №08-04/16-14 от 25.12.2017г. о нарушении АО «Страховое общество газовой промышленности», ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921, адрес (место нахождения): Россия, Москва, пр-т. Академика Сахарова, д. 10 (далее АО «СОГАЗ») статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившемся в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту также – Указания Банка России) и «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), реестровый номер извещения 0849300004915002365.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «Страховое общество газовой промышленности» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего:

- устранить причины и условия способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, для чего при дальнейшем участии в торгах осуществлять расчет страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- устранить последствия выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «Страховое общество газовой промышленности» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 788 780 (Семьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят) рублей 11 копеек в рамках гражданско-правового договора № 0849300004915002365-0391097-01 от 26.12.2015, заключенного по результатам электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) ММБУ «Управление дорожного хозяйства», реестровый номер извещения 0849300004915002365.

2. АО «Страховое общество газовой промышленности» исполнить настоящее предписание в срок до 28.02.2018г. и незамедлительно уведомить Мурманское УФАС России о факте исполнения настоящего предписания в письменном виде.

Реквизиты для перечисления средств:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК Г. МУРМАНСК. БИК 044705001. ОКТМО 47701000. Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

И.Н. Попова

 

Члены комиссии

А.Р. Урманчеев

О.С. Рыкованова

О.Е. Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны