Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04/16-15 о нарушении анти... от 8 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-04/16-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

27 июня 2016 года

город Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 08-04/16-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:

Председатель Комиссии Мурманского УФАС:

Чеченина С.А., руководитель Мурманского УФАС России,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Коптев А.С., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России, Мареха Д.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

рассмотрев дело №08-04/16-15 по признакам нарушения Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори (ИНН 5117101257; ОГРН 1045100143461; юридический адрес: 184230 Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко, дом 9) (далее — МАОУДОД ДЮСШ) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ (строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, поставка оборудования) по теме: «Ремонт вентиляции плавательного бассейна», извещение № 31603320077 (далее — Запрос предложений, Торги),

в отсутствие представителей ООО «Электросервис», ЗАО «Центр Информатики», надлежащим образом извещённых о месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя МАОУДОД ДЮСШ по доверенности <...>,

руководствуясь главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

15.02.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Открытого запроса предложений.

Заказчик: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори.

Наименование закупки: открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ (строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, поставка оборудования) по теме: «Ремонт вентиляции плавательного бассейна».

Начальная максимальная стоимость договора: 13 240 000 рублей.

 

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Запрос предложений проводился организатором закупки в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг, для нужд Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г.Полярные Зори, утверждённого наблюдательным советом Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г.Полярные Зори № 2 от 23.12.15) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 7 Положения о закупках к способам закупок относятся:

1) открытый конкурс, в том числе двухэтапный;

2) электронный аукцион;

3) запрос котировок;

4) запрос предложений;

5) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

6) закрытый конкурс;

7) закрытый аукцион.

Положение о закупках МАОУДОД ДЮСШ не содержит критерии в соответствии с которыми закупка проводится тем или иным способом. В связи с чем следует вывод о том, что в каждом конкретном случае заказчик произвольно принимает решение о том или ином способе проведения закупки.

Для выполнения комплекса работ по ремонту вентиляции плавательного бассейна на сумму 13 240 000 руб., МАОУДОД ДЮСШ в качестве способа осуществления закупки был выбран запрос предложений.

Ремонт вентиляции плавательного бассейна проводился в соответствии с муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Полярные Зори», утверждённой Постановлением Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией №1382 от 11.11.2014г.

Согласно данной муниципальной программе ремонт вентиляции плавательного бассейна проводился в 2015 году за счёт средств муниципального и областного бюджетов.

 

I. Пунктом 7.1.4 Положения о закупках установлены порядок и условия проведения запроса предложений. Согласно пункту 7.1.4.1. Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее, чем за пять дней до даты проведения такого запроса.

Документация о закупке утверждена директором МАОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори 15.02.2016 г.

Извещение №31603320077 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 15 февраля 2016 года в 23 часа 58 мин.

Дата и время окончания подачи заявок — 24.02.2016 в 08:00.

Как было указано ранее, Положение о закупках не содержит условий, при которых должен применяться тот или иной способ закупки, что позволяет заказчику в каждом конкретном случае произвольно решать какой из способов закупки применить.

Пункт 12 Документации о закупке содержит требования к участникам и перечень документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так, согласно подпункту 4 пункта 12 Раздела II Информационной карты Документации о закупке участник должен представить в том числе справку из уполномоченного налогового органа, подтверждающую отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 % (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, полученной не ранее, чем за 3 (три) месяца до даты размещения Извещения о проведении Закупки.

ЗАО «Центр информатики» в составе поданных документов была представлена необходимая справка налогового органа, датированная декабрём 2015 года, т.е. срок действия которой не истёк на момент размещения извещения о закупке.

В то же время ООО «Электросервис» не смог принять участие в рассматриваемой закупке в связи с тем, что срок выдачи налоговым органом необходимой справки составляет 5 рабочих дней.

Согласно пункту 127 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утверждённого Приказом Минфина России от 02.07.2012г. N 99н, справка о состоянии расчетов представляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

Учитывая, что Извещение №31603320077 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 15 февраля 2016 года в 23 часа 58 мин., необходимая справка из уполномоченного налогового органа могла быть запрошена претендентом не ранее 16 февраля 2016 г. Учитывая установленный административным регламентом 5-дневный срок, справка налогового органа изготавливается по 24 февраля включительно (рабочие дни 17.02.2016г., 18.02.2016г., 19.02.2016г., 20.02.2016г. и 24.02.2016г.). Согласно производственного календаря на 2016 год 21, 22 и 23 февраля 2016 года являлись нерабочими днями. Следовательно, 24 февраля 2016г. является фактическим сроком изготовления налоговым органом готовой справки.

Дата окончания срока подачи заявок была установлена Заказчиком 24 февраля 2016 года 08:00:00 (время московское).

Таким образом, в случае обращения 16.02.2016г. претендента в налоговый орган за получением справки, её фактическое изготовление в течение установленных 5 рабочих дней, т.е до 24 февраля 2016г. включительно, могло бы послужить основанием невозможности принятия участия в рассматриваемой закупке.

Следовательно, установленный документацией о закупках МАОУДОД ДЮСШ срок недостаточен для подготовки полного пакета документов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В свою очередь заказчик на основании пункта 22 Раздела II Информационной карты Документации о закупке вправе принять решение о продлении срока окончания подачи Заявок в любое время до даты истечения такого срока.

В рамках рассматриваемого Запроса предложений Заказчиком не было принято решение о продлении срока окончания подачи Заявок.

Таким образом, Заказчик не обеспечил потенциальным участникам Запроса предложений, возможность в рамках установленного документацией о закупке срока, возможность представления полного пакета запрашиваемых для участия в Запросе предложений документов.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Электросервис» не имело возможности принять участие в рассматриваемой закупке ввиду отсутствия у общества на момент объявления Запроса предложений запрашиваемой справки и невозможности её получения в столь сжатые сроки.

Фактически претенденту на подготовку и представление всего пакета документов отведено фактически 8 календарных дней, из которых 5 рабочих (с 16 по 20 февраля) и 3 выходных дня (с 21 по 23 февраля), что является несоразмерно коротким сроком, учитывая весь объем запрашиваемых документов.

Таким образом, заказчиком при проведении Запроса предложений были созданы для потенциальных участников Запроса предложений неравные условия участия в закупке, так, преимущественные условия участия в запросе предложений были созданы для участников, имеющих на момент опубликования извещения о проведении открытого запроса предложений, справки из уполномоченного налогового органа.

Участники, не имеющие такой справки, учитывая сроки её изготовления налоговым органом в течение 5 рабочих дней, фактически не имели возможности в установленные сроки подготовить полный пакет документов для участия в запросе предложений.

Рассматриваемые действия МАОУДОД ДЮСШ ведут к недопущению или ограничению конкуренции на рынке строительно-монтажных и пусконаладочных работ, в связи с отсутствием у потенциальных участников запроса предложений времени на сбор и подготовку документов для участия в Запросе предложений.

Указанные выводы подтверждаются тем, что участие в закупочной процедуре принял только один хозяйствующий субъект - ЗАО «Центр информатики» у которого на момент размещения извещения о закупке была в наличии необходимая для участия в Запросе предложений справка налогового органа, датированная декабрём 2015 года.

При этом обстоятельствами дела установлен экономический интерес к указанной закупке со стороны иных хозяйствующих субъектов, что подтверждается направленной в адрес Управления жалобы со стороны потенциального участника данной закупки ООО «Электросервис».

 

Так же необходимо отметить тот факт, что в рамках проводимого Запроса предложений объём документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям, достаточно велик. Так, претенденту необходимо предоставить в том числе:

- сведения об имеющемся у претендента специальном опыте выполнения работ по монтажу и наладке систем ОВК (отопление, вентиляция, кондиционирование) за период с 01.01.2013 г. до даты опубликования настоящего извещения. Указанные сведения предоставляются с обязательным приложением копий актов приёмки, подтверждающих поставку аналогичных товаров (выполнение аналогичных работ, оказание аналогичных услуг);

- заверенные копии разрешающих документов (допуски СРО) на виды деятельности, выданных саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом №315 «О саморегулируемых организациях», сертификаты соответствия ISO, лицензии, связанные с выполнением Договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у участника процедуры есть разрешающие документы;

- копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций (СРО), членом которой является Участник закупки выданную не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи Конкурсных заявок;

- оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих у участника наличие правомочий от производителей предлагаемой им продукции, её поставку, монтаж, наладку, пуск в эксплуатацию, дальнейшее ее гарантийное обслуживание;

- заверенные копии сертификатов соответствия (декларации о соответствии) на предлагаемое оборудование и материалы, а также заверенные копии актов аттестации (экспертных заключений), подтверждающих аттестацию продукции;

- справку о материально-технических ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора;

- справку о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора.

Заказчик в любом случае должен обеспечить публичность и открытость торгов по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к документации о торгах, процедуре участия в торгах, максимально чёткие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учётом реальности их осуществления и эффективности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12).

Заказчик, установив требования о предоставлении сведений об имеющемся у претендента специальном опыте выполнения работ по монтажу и наладке систем ОВК (отопление, вентиляция, кондиционирование), о предоставлении копии разрешающих документов (допуски СРО), о предоставлении справки о материально-технических ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, не конкретизировал ни объём предоставляемых сведений, подтверждающих опыт участника, ни конкретный перечень видов работ, на которые необходимо иметь СРО (53 три вида групп работ с разделением на конкретные виды работ по каждому пункту), ни сумму ограничения по заключению контракта СРО (в зависимости от компенсационного взноса).

Также отмечаем, что указанные требования установлены в нарушение главы 8, 9 Положения о закупке.

В нарушение принципа правовой определённости в документации о торгах отсутствует конкретные, чётко определяемые требования к участникам, что не позволяет сформировать заявку, соответствующую размытым требованиям документации о торгах. В связи с чем у Заказчика возникает возможность злоупотребления в рамках процедуры рассмотрения и допуска заявок к участию в торгах, иными словами - осуществление допуска по своему усмотрению.

Также отмечаем неправомерность включения в информационную карту документации о торгах требования о необходимости наличия у участников документов, подтверждающих наличие у участника правомочий от производителей предлагаемой им продукции, её поставку, монтаж, наладку, пуск в эксплуатацию, дальнейшее её гарантийное обслуживание, как не относящееся к участнику и не подтверждающее его соответствие требованиям законодательства.

Правомочие - это юридическая возможность для субъекта права осуществлять определённые действия или требовать определённых действий (бездействия) от другого субъекта.

Что имел в виду Заказчик, требуя от участников наличие «правомочия», каким образом участник должен его подтвердить, какие документы представить, к каким товарам, работам, услугам необходимо получит указанное «правомочие» - таких сведений документация о торгах не содержит.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Статьёй 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Так часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений вводит запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, под запрет попадают создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции включил в документацию о торгах трудновыполнимые и разноплановые условия: короткие сроки подачи заявки на участие в торгах, завышенные и неизмеряемые требования к потенциальным исполнителям - участникам торгов, несоразмерный со сроками проведения закупки объём документов, что предоставило преимущественное положение для участия в торгах тем организациям, кто располагал на момент размещения закупки необходимым пакетом документов. Следует отметить, что в торгах принял участие один хозяйствующий субъект - ЗАО «Центр информатики». Контракт заключен по начальной (максимальной) цене без какого-либо снижения.

Допущенные нарушения оказали существенное влияние на результаты торгов, поскольку установление неразумно короткого срока подачи заявок, неизмеряемых и несоразмерных требований к участникам торгов значительно сократили круг потенциальных покупателей, желающих принять участие в торгах.

II. Комиссия Мурманского УФАС России по итогам анализа Положения о закупках также приходит к выводу о том, что утверждённое Положение о закупках не соответствует части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части отсутствия надлежащего регламентирования выбора и проведения закупок.

Указанная позиция изложена в утверждённом ФАС России Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, принятым с целью достижения указанных задач открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Закреплённый в статье 17 Закона о защите конкуренции перечень нарушений на торгах является открытым.

На основании изложенного, для обеспечения конкуренции и достижения целей закона заказчикам при осуществлении закупочной деятельности необходимо исходить из следующего.

Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счёт достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Также в целях обеспечения возможности ознакомления участников закупки с техническим заданием заказчика и формирования конкурентного предложения о качестве товаров, работ, услуг при проведении конкурентных процедур, в положении о закупке целесообразно устанавливать срок подачи заявок не менее 15 дней. В случае внесения заказчиком изменений в техническое задание документации о закупке срок подачи заявок целесообразно продлевать не менее чем ещё на 10 дней.

Кроме того, заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных по формам проведения конкурсных или аукционных процедур.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путём проведения аукциона, конкурса.

Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчик обязан разработать и принять максимально прозрачное, открытое и недопускающее разночтений Положение о закупках. Между тем, фактические обстоятельства дела указывают на то, что в главе 7 Положения закупках установлено семь способов осуществления закупки.

Порядок и условия проведения запроса предложений установлены пунктом 7.1.4 Положения о закупках. При этом требования к участникам, к составу заявки, к заключению и исполнению договора согласно Положению о закупках носят унифицированный характер по отношению к любому способу выбора поставщика. Положение о закупках не устанавливает условия проведения конкурса либо запроса предложений. Основным различием является срок подачи заявок.

Из пояснений Заказчика следует, что при разработке Положения о закупках при выборе срока для проведения закупки путём запроса предложений последний руководствовался статьёй 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Между тем, процедура определения поставщика – запрос предложений – согласно Закону о контрактной системе применяется исключительно в строго установленных случаях. Например: заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования; заключения в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации; осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также в после проведения конкурентных процедур (аукцион, конкурс), либо после расторжения контракта по результатам проведения конкурентных процедур.

Именно в связи с такими ограничениями законодатель и установил меньший по сравнению с конкурентными процедурами сроки подачи заявки. При этом, от потенциального участника не требуется предоставления объёмного пакета документов, процедура запроса предложений не содержит субъективных требований, в отличие от процедуры запроса предложений, установленной Положением о закупках заказчика.

Увеличение срока на подачу заявок и (или) аналогичных ему сроков всегда приводит к созданию для потенциальных участников торгов, а равно для добросовестных организаторов торгов более выгодных условий, в связи с чем отсутствие прозрачного регулирования способа определения поставщика всегда создаёт ощутимые ограничения для «потенциала торгов» как особой формы заключения договора, преследующей отличные от иных форм правовые цели, что приводит к необоснованному увеличению рисков проведения антиконкурентных закупок.

III. Включение в положение о закупке условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, нарушает положение части 1 статьи 17 и части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11.3 Положения о закупках договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам запроса котировок – не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола.

То есть заключение контракта возможно и на первый день после подведения итогов и определения победителя Торгов.

В тоже время из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путём установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав. Указанная позиция нашла своё отражение в практике Верховного Суда РФ.

Учитывая все вышесказанное, МАОУДОД ДЮСШ при проведении Запроса предложений были созданы условия для устранения конкуренции и допущено нарушение требований пункта 2 части 1, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори (ИНН 5117101257; ОГРН 1045100143461; юридический адрес: 184230 Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко, дом 9) нарушение пункта 2 части 1, части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в

- ограничение конкуренции путём создания преимущественных условий участия в запросе предложений при утверждении документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ (строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, поставка оборудования) по теме: «Ремонт вентиляции плавательного бассейна», закупка №31603320077, а именно включающие трудновыполнимые и разноплановые условия: короткие сроки подачи заявки на участие в торгах (пункт 5 информационной карты документации о запросе предложений), завышенные и неизмеряемые требования к потенциальным исполнителям - участникам торгов, несоразмерный со сроками проведения закупки объём документов (пункт 12 информационной карты документации о запросе предложений),

- в утверждении Положения о закупке товаров Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори, утверждённое Наблюдательным советом Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (опубликовано на официальном сайте 29.12.2015) в части ненадлежащего регулирования способов определения поставщика (глава 7 «Способы закупок и условия их применения» Положения о закупках), а также в части ограничения реализации прав участников на защиту в административном порядке (пункт 11.3 Положения о закупках).

2. Выдать Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г. Полярные Зори предписание об устранении нарушения пункта 2 части 1, части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2015 года

В полном объёме решение изготовлено «30» июня 2015 года

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-04/16-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

27 июня 2016 года

город Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Председатель Комиссии Мурманского УФАС: Чеченина С.А., руководитель Мурманского УФАС России, Члены Комиссии Мурманского УФАС России: Коптев А.С., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России, Мареха Д.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по делу № 08-04/16-15 от 27 июня 2016 года о нарушении Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (далее — МАОУДОД ДЮСШ) (ИНН 5117101257; ОГРН 1045100143461) пункта 2 части 1, части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МАОУДОД ДЮСШ (ИНН 5117101257) в срок по 30 июля 2016 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 17, части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путём приведения Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУДОД ДЮСШ (главу 7 «Способы закупок и условия их применения», пункт 11.3 Положения о закупках) в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

а именно исключить формулировки, допускающие субъективный подход при проведении закупочных процедур к участникам, установить чёткие, ясные, прозрачные и понятные для любого потенциального участника закупочных процедур способы закупок, условия и основания их применения, а также установить срок заключения договора по результатам закупки, учитывающий закреплённую в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа.

2. МАОУДОД ДЮСШ (ИНН 5117101257) об исполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня исполнения.

Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2015 года

В полном объёме решение изготовлено «30» июня 2015 года

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Мурманской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны