Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-16/29 о нарушении рек... от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-16/29

 

24.11. 2016 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С. и главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

рассмотрев дело № 08-04-16/29 от 18.10.2016 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии представителя ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный»(далее - Общество), Общество уведомлено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

07.09.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданки <...> по факту распространения 01.09.2016 в подъезде жилого дома № 8 по улице проезд Рыбный в г. Мурманске рекламной листовки: «РосДеньги. ЗАЙМЫ от 0,75% в день, займы по паспорту в течении 15 минут до 200 тысяч рублей под залог ПТС. Подай заявку в интернете по телефону WWW.ROS-DENGI.RU 8-800-200-50-51 ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» Ближайший офис пр-т Ленина,80 (Пять углов), получить консультацию по телефону-8-921-045-98-18».

По мнению заявителя, реклама не соответствует требованию рекламного законодательства, т.к. содержит лишь процентную ставку за каждый день пользования займом, тогда как требуется указывать ставку в процентах годовых.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;.

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

При этом условия договора потребительского кредита(займа) установлены статьями 5-6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О потребительском кредите (займе)".

Пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила) предусмотрено, что ФАС России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, или места распространения рекламы.

По ходатайству Мурманского Управления Федеральной антимонопольной службы ФАС России наделило Управление (исх.№ АК/71380/16 от 18.10.2016 ) полномочиями возбудить и рассмотреть дело № 08-04-16/29 в отношении ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный».

В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила рекламу, представленные ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» документы и письменные пояснения.

Реклама выполнена в виде листовки с отрывными рекламными ярлычками, в левом углу которой имеется логотип «РосДеньги» в правом крупно выполнена надпись «ЗАЙМЫ», в центре помещена часть информации об условиях получения займов, указан адрес сайта компании и телефонWWW.ROS-DENGI.RU 8-800-200-50-51, а также адрес ближайшего офиса в г. Мурманске: «пр-т Ленина,80 (Пять углов), и телефон-8-921-045-98-18», т.е. содержит существенные условия предоставления займа, влияющие на его стоимость и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.

Реклама содержит название микрофинансовой организации предоставляющей займы, а именно ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный».

Товарный знак «РосДеньги» используется ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» на основании согласия правообладателя ООО «ФастФинанс» на использование товарного знака от 04.06.2014 г.

По информации представленной оператором связи Мурманское региональное отделение Северо-Западный филиал ПАО «МегаФон» телефон 8-921-045-98-18, указанный в рекламе, принадлежит ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» по договору № 3387080-MUR от 01.06.2015.

Рассматриваемая реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» и его услугам, преследует строго заданные цели продвижение своих продуктов «займов» на рынке микрофинансовых услуг.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является:

- ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный»;

- займы.

ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» (ИНН 2320215802, ОГРН 1132366010920 от 20.09.2013, инд.432071, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 43Б) является членом саморегулируемой организации Союза микрофинансовых организаций «Единство» под № 644 и осуществляет деятельность по предоставлению кредита, финансового лизинга, денежного и финансового посредничества, регистрационный номер записи в государственном реестре микрофинансовых организаций 651403373005341.

Из письменных пояснений ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» следует, что Общество имеет обособленное подразделение в городе Мурманске, в частности на проспекте Ленина, 80.

Внутренняя служебная проверка Общества выявила, что рассматриваемая рекламная листовка, инициировалась и распространялась Мурманским начальником офиса продаж <...> в целях выполнения поставленных Обществом планов.

ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный», признает, что указанная реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе и поясняет, что Общество содержание рассматриваемой рекламы не определяло, не согласовывало, распространение не инициировало, в подтверждении приложена объяснительная записка начальника офиса продаж <...>.

Согласно представленной ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» информации об условиях представления, использования и возврата потребительского микрозайма, утвержденной Приказом №8 от 31.03.2016, займ без обеспечения предоставляется на определенных условиях: сумма займа от 1000 до 30000 рублей, срок возврата потребительского займа от 7 дней до 1 месяца с момента предоставления микрозайма, в российских рублях, диапазон значений полной ставки стоимости потребительского займа зависит от величины размера ключевой ставки, установленной Банком России, до величины в пределах ограничений, установленных ежеквартально Банком России.

Займ под залог ПТС предоставляется на условиях утвержденных Приказом №45 от 10.12.2015г, а именно: сумма займа от 30000 рублей до 200000 рублей, срок возврата – от 15-30 дней с момента предоставления микрозайма, в российских рублях, диапазон значений полной ставки стоимости потребительского займа зависит от величины размера ключевой ставки, установленной Банком России, до 75 процентов годовых (на 3 квартал 2015г). В случае отсутствия существенного изменения показателей периодических значений, публикуемых Банком России, данный диапазон действует в последующих кварталах. Вместе с тем пунктами 28 и 25 Приказа определено, что заемщик обязан заключить предварительный договор купли-продажи транспортного средства и обеспечить отсутствие прав требований третьих лиц, ограничений, обременений и других обстоятельств, препятствующих заключению предварительного купли продажи. В случае нарушения заемщиком денежных обязательств по договору займа к заимодавцу переходит право собственности на транспортное средство, являющееся предметом правоотношений по предварительному договору купли продажи транспортного средства, принадлежащего заемщику. Пунктом 36 Приказа предусмотрено, что заимодавец вправе реализовать свои имущественные права на транспортное средство по предварительному договору купли-продажи с первого дня ненадлежащего исполнения обязательств по договору займа.

Следует отметить, что пунктом 2.5 общего договора потребительского займа ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» определено, что заемщик имеет право досрочно вернуть всю сумму микрозайма без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок пользования, при условии, что заёмщик сообщит кредитору о досрочном погашении долга за 10 дней. В остальных случаях размер штрафных санкций аналогичен ежедневной процентной ставки по договору микрозайма.

Реклама не содержит всей существенной для потребителя информации об условиях получения займов, а лишь часть привлекательной информации, что создает впечатление, что какие либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная обществом реклама финансовой услуги по предоставлению займов направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.

Пункты 24 и 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъясняют практику применения судами при спорных ситуациях, связанных с нарушением части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В рекламе должны быть указаны условия оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита/займа, пользованием им и погашением кредита/займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита /займа может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 г. № АД/30890/14 к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе отсутствовали все условия, определяющим полную стоимость кредита, а именно: срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.

На основании изложенного, Комиссия признала распространённую 01.09.2016 в подъезде жилого дома № 8 по улице проезд Рыбный в г. Мурманске рекламу: «РосДеньги. ЗАЙМЫ от 0,75% в день, займы по паспорту в течении 15 минут до 200 тысяч рублей под залог ПТС. Подай заявку в интернете по телефону WWW.ROS-DENGI.RU 8-800-200-50-51 ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» ненадлежащей и нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

Согласно материалам дела лицом, заинтересованным в продвижении своих продуктов является ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» (ИНН 2320215802, ОГРН 1132366010920 от 20.09.2013, инд.432071, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 43Б), которое является рекламодателем.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «РосДеньги. ЗАЙМЫ от 0,75% в день, займы по паспорту в течении 15 минут до 200 тысяч рублей под залог ПТС. Подай заявку в интернете по телефону WWW.ROS-DENGI.RU 8-800-200-50-51 ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» о прекращении распространения рекламы с нарушением части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 года.

В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

Председатель комиссии:                                    И.Н.Попова

Члены комиссии:                                                А.С.Коптев

                                                                          С.В.Мороз

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-16/29

 

24.11.2016года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С. и главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

на основании своего решения № 08-04-16/29 от 24.11.2016 о нарушении Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) о признании рекламы: «РосДеньги. ЗАЙМЫ от 0,75% в день, займы по паспорту в течении 15 минут до 200 тысяч рублей под залог ПТС. Подай заявку в интернете по телефону WWW.ROS-DENGI.RU 8-800-200-50-51 ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – ООО МФО «Вайнемёйнен Полярный» (ИНН 2320215802, ОГРН 1132366010920 от 20.09.2013, инд.432071, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 43Б) прекратить нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы, как в сети Интернет, так и в иных средствах массовой информации, а также при размещении наружной рекламы. А именно, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита/займа, пользованием им и погашением кредита/займа должна содержать: срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 19 декабря 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                   И.Н. Попова

Члены комиссии:                              А.С.Коптев

                                                         С.В. Мороз

Связанные организации

Связанные организации не указаны