Решение б/н Решение по делу № 08-04/16-31 о нарушении антимонопольного з... от 26 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что требования критериев избыточны и направлены на предоставление преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Установленные критерии ограничивают тех хозяйствующих субъектов, которые могли бы полностью удовлетворить потребности Общества на должном уровне при значительно меньшей цене.

Установленные квалификационные критерии с чрезмерно завышенными требованиями в совокупности с остальным техническим заданием делают участие в конкурсе таких иных организаций бесперспективным и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС считает, что установленные критерии создают препятствия для деятельности заинтересованных хозяйствующий субъектов, приводят к ограничению конкуренции и направлены фактически на ограничение участников закупки путём установления необоснованно завышенных требований.

 

Кроме того, согласно документам, представленным в составе заявки, МРОО «Оздоровление северян» (арендатор) заключило договор аренды с ООО «Север Юг» (арендодатель) от 24.12.2014 года.

Согласно пункту 1 «Предмет договора» арендодатель передаёт, а арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) здание оздоровительной базы отдыха оборудованное номерами для проживания, расположенными в стационарном корпусе на 218 мест, а также:

«- закрытым спортивным комплексом, расположенным на расстоянии 20 м. от здания оздоровительной базы отдыха (оборудованной системой вентиляции и кондиционирования воздуха) с залом общефизической подготовки площадью 430 кв.м оборудованном для игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, минифутбол, флорбол и др.), залом для занятий ЛФК, групповых занятий фитнесом и аэробикой оборудованным зеркалами площадью 120 кв.м, залом оборудованным кардиотренажерами (вместимостью не менее 25 человек) площадью 120 кв.м, оборудованный кондиционером, (имеется профессиональный инструктор) и залом оборудованным различными тренажерами и кондиционером площадью 145 кв.м (вместимостью не менее 25 человек) (имеется профессиональный инструктор).

Спортивный комплекс оборудован 2 (двумя) раздевалками вместимостью по 25 человек каждая, душевыми кабинами, туалетами, фенами».

Актом приёма-передачи (приложение №1 к указанному договору) от 21.01.2015 подтверждён факт передачи товара от одного лица другому.

По мнению Комиссии Мурманского УФАС России составление такого договора слово в слово повторяющее требования документации о торгах и критериев оценки в совокупности с остальными обстоятельствами дела указывает на координацию Заказчиком деятельности участников, а также заключение соглашения между Заказчиком и участником торгов, которое имеет своей целью привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для этого участника, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вероятность заключение договора между двумя хозяйствующими субъектами договорами аренды помещения с указанием его характеристик, полностью повторяющие техническое задание Заказчика, разместившего извещение о проведении торгов, по мнению Комиссии приближается к нулю. Отдельно заслуживает внимание тот факт, что по договору аренды в его предмет включено условие о наличии профессионального инструктора.

 

3. Изменение технического задания.

Указанный пункт необходимо рассматривать во взаимосвязи с предыдущим.

Так, названный выше договор аренды, помимо закрытого спортивного комплекса, содержит следующие положения, также слово в слово повторяющие техническое задание Заказчика:

- терминал для оплаты услуг мобильной связи;

- бесплатный WI-FI;

- камеры хранения (сейфа) для ценных вещей и документов;

- наличие библиотеки;

- наличие бани (сауны) с бассейном;

- наличие в закрытом бассейне отдельной чаши для людей пожилого возраста с ограниченными физическими возможностями размером не менее 7 м.кв., глубиной не более 55 см, с подогревом воды не менее 28-33 С;

- наличие зала для просмотра фильмов;

- наличие танцевального зала (для проведения культурно-массовых мероприятий);

- наличие крытой автостоянки не менее, чем на 15 мест;

- наличие в закрытом бассейне чаши с гидромассажерами, аэромассажерами, водопадами;

- наличие закрытого спортивного комплекса, оборудованного системой вентиляции и кондиционирования воздуха;

 

Кроме того, в составе имеется договор аренды от 24.12.2014 года между МРОО «Оздоровление северян» (арендатор) и арендодателями ООО «Лесная сказка», ООО «Фламинго плюс».

По указанному договору арендодатели передают во временное владение и пользование (аренду) часть нежилого здания. В пункте 1.3, 1.4 договора содержатся следующие положения, также слово в слово повторяющие техническое задание Заказчика:

«-функционирование помещений в случае наступления чрезвычайных ситуаций обеспечивается:

-автономным источником питания,

-альтернативным источником энергообеспечения,

-автономными ёмкости для хранения резервной воды объёмом 80 куб.м (позволяет обеспечивать деятельность оздоровительного учреждения в течение 2 (двух) дней из расчёта 140 л. в сутки на одного человека в соответствии с ГОСТ Р51 617-2000».

Актом приёма-передачи (приложение №1 к указанному договору) от 21.01.2015 подтверждён факт передачи товара от одного лица другому.

 

По указанному требованию Комиссия Мурманского УФАС России отмечает:

- ГОСТ Р51617-2000 применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (далее исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги;

- ГОСТ Р51617-2000 утратил силу в связи с изданием «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст);

- ГОСТ Р51617-2000 нигде не содержит указания на то, что деятельность оздоровительного учреждения должна обеспечиваться водой в течение, не менее чем 2 (двух) дней, из расчёта 140 л. в сутки на одно человеко-место в оздоровительном учреждении.

В приложении Б «Нормы потребления воды, электрической энергии (рекомендуемое)» максимальное значение общего расхода воды (в скобках - в том числе горячей воды) для гостиниц, пансионатов и мотелей указано как 300 (180), а не рассчитанному на человеко-место в оздоровительном учреждении.

Наличие резервуаров воды не обусловлено потребностью Заказчика обеспечить надлежащую организацию отдыха и оздоровления северян, так как такое требование должно обуславливаться функциональным назначением, которым оно обеспечивает, а не конкретным (не всегда лучшим) способом обеспечения такого требования.

Наличие резервуаров для воды ещё не обеспечивает санитарно-гигиеническую безопасность отдыхающих. Например, хранение питьевой воды в указанных цистернах запрещено (только технической), либо отсутствует возможность подачи воды в каждый номер для гигиенических процедур и так далее. Указание способа реализации потребности всегда ведёт к необоснованному ограничению иных равнозначных или более совершенных способов, полностью отвечающих потребностям Заказчика.

Управление не ставит под сомнение потребность Заказчика в организации комфортного отдыха для северян, однако указывает на недопустимость описания без его функционального назначения.

 

По мнению Комиссии Мурманского УФАС России такие требования технического задания как:

- терминал для оплаты услуг мобильной связи;

- наличие крытой автостоянки не менее, чем на 15 мест;

-автономными ёмкости для хранения резервной воды объёмом 80 куб.м (позволяет обеспечивать деятельность оздоровительного учреждения в течение 2 (двух) дней из расчёта 140 л. в сутки на одного человека в соответствии с ГОСТ Р51 617-2000».

- наличие в закрытом бассейне отдельной чаши для людей пожилого возраста с ограниченными физическими возможностями размером не менее 7 м.кв., глубиной не более 55 см, с подогревом воды не менее 28-33 С,

во-первых, не отвечают потребности заказчика и не связаны с предметом торгов, а также не влияют на качество оказываемых услуг по оздоровлению северян;

во-вторых, являются избыточными и влекущими за собой ограничение количества участников закупки и являются нарушением части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Так, например, Заказчик разместил извещение о проведении открытого конкурса от 25.10.2016 №0149200002316004246 на право «оказания услуг по организации оздоровления и лечению ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов труда Мурманской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за пределами Мурманской области (Черноморское побережье Краснодарского края) в IV квартале 2016 года».

Начальная (максимальная) цена контракта 10 999 824,00 рублей. Количество путёвок 264 шт. Продолжительность оздоровления и лечения по каждому заезду - 21 день. Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по 29.12.2016.

Согласно действующему законодательству контракт может быть заключен в первых числах декабря 2016 года. Следовательно, в один момент оздоровительное учреждение должно принять как минимум 264 человека. 264 ч. * (140 л. * 2 дня) = 73 920 л.

Резервуар на 50 куб.л. обладает следующими характеристиками: диаметр 2,2 м, длина 13,2м. (информация с сайта http://biptank.ru/rezervuary/rezervuary-dlya-vody). Потенциальному участнику необходимо иметь таких два резервуара для того, чтобы поучаствовать в указанных торгах. При этом в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций соответствующие службы организуют подвоз бутилированной воды и так далее.

Так, согласно части 10 статьи 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае прекращения или ограничения водоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путём подвоза воды.

Каким образом указанное требование технического задания отвечает потребности Заказчика в реализации программы оздоровления северян остаётся неясно.

 

При этом, Заказчик не установил в техническом задании требований к объёму медицинской помощи, ограничившись формальным требованием о наличии медицинского персонала и первичным приёмом врача без какого-либо дальнейшего контроля со своей стороны.

Так, в документации о торгах содержится следующее требование:

«Обеспечение медицинского обслуживания. При оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по: диетологии, кардиологии, мануальной терапии, медицинскому массажу, неврологии, педиатрии, сестринскому делу, терапии, физиотерапии.

При оказании услуг должны быть обеспечены:

- прием врача и профилактическое лечение в соответствии с назначениями врача;

- наличие оборудования для оказания медицинских услуг;

- круглосуточное дежурство медицинской сестры для оказания первой медицинской помощи;

- в случае необходимости организация госпитализации в ближайшее лечебное учреждение».

Дополнительно напоминаем о решении заказчика исключить медицинские услуги по травматологии и ортопедии. Исключая медицинские услуги по травматологии и ортопедии, Заказчик проигнорировал необходимость фактическую потребность населения в оказании услуг, имеющих существенное значение для оздоровления северян.

Отсутствие объёма оказания медицинских услуг не позволяет участнику закупки сформировать экономически обоснованное коммерческое предложение и принять решение о целесообразности участия в торгах.

Указанные требования Заказчика носят неопределённый и общий характер, не позволяют определить потребности северян в оказании медицинских услуг и сформировать предложение по стоимости путёвки (в которой значимую часть может составить затраты на различные медицинские процедуры), что влечёт невозможность для участника, не располагающего такой информацией, конкурировать с тем хозяйствующим субъектом, кто такой информацией обладает, либо к кому не будет предъявлено претензий от Заказчика.

Отсутствие объёма требуемых услуг и возможность последующего субъективного подхода со стороны Заказчика нарушает требования части 1 статьи 17, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

4. Требование о согласовании с органами государственной власти и местного самоуправления, а также требование о согласовании графиков заездов после заключения контракта.

Пунктом 2.3 «Иные условия оказания услуг» раздела 2 тома 2 документации о торгах установлено, что

- конкретное количество заездов определяется Заказчиком, исходя из потребности по организации оздоровления и лечению северян, но не менее N1 человек в заезд.

- организация бесплатного трансфера от ближайшего железнодорожного вокзала или аэропорта2;

- исполнитель осуществляет организационное сопровождение заездов, для чего обеспечивает заключение соглашений с 8 центрами социальной поддержки населения Мурманской области об организации оздоровления и лечения ветеранов ВОВ, ветеранов труда, ветеранов труда Мурманской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в части формирования списков отдыхающих и организации заездов по форме и в порядке, утвержденном Заказчиком, а также формирование графиков заездов отдельно по каждому из центров социальной поддержки населения Мурманской области,

- исполнитель осуществляет организационное сопровождение заездов, для чего обеспечивает заключение соглашений с 29 исполнительными органами государственной власти (далее – ИОГВ) Мурманской области и 17 органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) Мурманской области об организации оздоровления и отдыха работников государственных областных и муниципальных учреждений и их детей до 18 лет, в части формирования списков отдыхающих и организации заездов по форме и в порядке, утвержденном Заказчиком, а также формирование графиков заездов отдельно по каждому из ОИГВ и ОМСУ Мурманской области.

 

По мнению Комиссии Мурманского УФАС России указанное требование является исключительно функцией самого Заказчика и не может быть делегировано победителю торгов.

Какой-либо необходимости в осуществлении указанной деятельности при организации отдыха и оздоровления северян не установлено.

Связанные организации

Связанные организации не указаны