Решение б/н Решение о делу № 08-04-17/06Р о нарушении рекламного законод... от 2 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И E
по делу № 08-04-17/06
01.02. 2017 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С. и главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,
рассмотрев дело № 08-04-17/06 от 18.01.2017 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии представителя, удовлетворено ходатайство(исх. №3 от 26.01.2017) о рассмотрении без участия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в ходе мониторинга рекламы, распространяемой в подъездах многоквартирных домов г. Мурманска, выявило рекламу в доме 50 по ул. Героев Североморцев в виде листовки: «Честный ломбард….пенсионерам и инвалидам самый низкий процент, предъявителю листовки-0,2%, скупка золота по высокой цене. Приходи и получи деньги! Пр. Героев Североморцев,д.21, пр. Ленина,д.5…www.честный-ломбард.рф», с признаками нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Рекламная листовка не содержит наименование и организационно-правовую форму упомянутой в ней финансовой организации «Честный ломбард».
Под рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Из вышеприведенных норм следует, что ломбард оказывает финансовые услуги по предоставлению займа в денежной форме.
В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Комиссия, изучив рекламу, представленные материалы и письменные пояснения ООО «Агат-Ломбард», пришла к выводу, что реклама является ненадлежащей, т.к. нарушает требования части 1 статьи 28 Закона.
Реклама выполнена в виде листовки, формата А5, на ярко розовом фоне размещена информация белым шрифтом: «Честный ломбард….пенсионерам и инвалидам самый низкий процент, предъявителю листовки-0,2%, скупка золота по высокой цене. Приходи и получи деньги! Пр. Героев Североморцев,д.21, пр. Ленина,д.5…www.честный-ломбард.рф».
Рассматриваемая реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц- распространялась в многоквартирных домах г. Мурманска; формирует и поддерживает интерес к ломбарду и его услугам, преследует строго заданные цели продвижение своих продуктов на рынке финансовых услуг «Приходи и получи деньги!, залог на выгодных условиях…».
Объектом рекламирования является:
- «честный ломбард»; услуги ломбарда.
Общество с ограниченной ответственностью «Агат-Ломбард» (ОГРН 1035100188760 от 13.10.2003г., ИНН 5190120327, юр. адрес:183038, г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.18, оф.27) согласно Устава и ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по предоставлению краткосрочных кредитов под залог движимого имущества(65.22.6 ОКВЭД), хранение вещей.
Полное фирменное наименование, как определено Уставом: общество с ограниченной ответственностью «Агат-Ломбард».
В тексте рекламы употребляется наименование финансовой организации как «Честный Ломбард», что создает неясности для обычного потребителя рекламы, и нарушает права потребителей в получении надлежащей и полной информации.
В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Статья 1473 ГК РФ и часть 1 статьи 28 Закона о рекламе корреспондируют и устанавливают единые требования к наименованию юридического лица, закрепленного в учредительных документах.
В силу статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
2.Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Спорная рекламная листовка не содержит полной информации о финансовой организации, её полном наименовании, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Согласно пункту 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ломбард в рекламе представлен таким образом, что не позволяет потребителю идентифицировать лицо, оказывающее рекламируемые финансовые услуги.
Принимая во внимание пункты 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 в корреспонденции со статьёй 1473 ГК РФ и частью 1 статьи 28 Закона о рекламе и основываясь на материалах дела, Комиссия признала рекламу в виде листовки: «Честный ломбард….пенсионерам и инвалидам самый низкий процент, предъявителю листовки-0,2%, скупка золота по высокой цене. Приходи и получи деньги! Пр. Героев Североморцев,д.21, пр. Ленина,д.5…www.честный-ломбард.рф», размещенную 16.12.2016 в доме 50 по ул. Героев Североморцев, ненадлежащей и нарушающей части1 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование полного и неискаженного представления о наименовании финансовой организации при восприятии конкретного рекламоносителя, в этой связи для соблюдения информационного права потребителя участники рекламного рынка должны обеспечить соблюдение обязательных требований рекламного законодательства и в конкретном случае наполнить рекламу информацией о полном или сокращенном наименовании лица(с указанием организационно правовой формы).
ООО «Агат-Ломбард» в письменных пояснениях сообщает, что заключило
договор б/н от 28.01.2015г на изготовление полиграфической продукции с ИП Брандт Л.С.
Согласно приложению к договору, заказчик ООО «Агат- Ломбард» представил утвержденный макет рекламы, который полностью совпадает с распространяемой листовкой.
По информации ООО «Агат-Ломбард» распространением рекламных листовок занимались сотрудники Общества на добровольной основе, соответственно договор на распространение рекламы не заключался.
Общество признало правонарушение и устранило до рассмотрения дела, в доказательство представлена новая рекламная листовка, содержащая полное наименование организации.
Общество просит учесть, что нарушение рекламного законодательства совершено им впервые и устранено в ходе разбирательства.
Из материалов дела следует, что Общество в целях продвижения своих услуг определило содержание рекламы, заказало изготовление рекламы и распространило собственными силами в многоквартирных домах г. Мурманска.
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет как рекламодатель так и рекламораспространитель, за нарушение части 7 статьи 5 ответственность возложена на рекламодателя.
Рекламодателем и рекламораспространителем является общество с ограниченной ответственностью «Агат-Ломбард» (ОГРН 1035100188760 от 13.10.2003г., ИНН 5190120327, юр. адрес:183038, г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.18, оф.27).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: «Честный ломбард….пенсионерам и инвалидам самый низкий процент, предъявителю листовки-0,2%, скупка золота по высокой цене. Приходи и получи деньги! Пр. Героев Североморцев,д.21, пр. Ленина,д.5…www.честный-ломбард.рф», размещенную 16.12.2016 в доме 50 по ул. Героев Североморцев, ненадлежащей и нарушающей части1 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание не выдавать в связи с устранением правонарушения
3.Материалы дела передать должностному лицу для возбуждения административного производства по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Резолютивная часть решения объявлена 01февраля 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 года.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Председатель комиссии: И.Н.Попова
Члены комиссии: А.С.Коптев
С.В.Мороз