Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-17/07 по признакам на... от 14 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 08-04-17/07
по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации
о рекламе
17 февраля 2017 года
г. Мурманск
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
17.11.2016 года в ходе мониторинга наружной рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области выявило рекламу: «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» в виде баннера на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссия Мурманского УФАС России зафиксировала рекламу и составила акт осмотра рекламы в присутствии понятой.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу пункта 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Рекламная конструкция высотой 6 метров, снабжена осветительными приборами и размещена в зоне зеленых насаждений справа, при въезде на площадь аэровокзала, в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области до пропускного шлагбаума. Рекламная конструкция содержит рекламный баннер 3х6 метров с изображением автомобилей FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, KUGA FORD.
В левом верхнем углу баннера имеется надпись «FORD 4х4 с выгодой до 336000р*», правый верхний угол рекламного баннера содержит логотип компании FORD, в центре рекламы изображены три автомобиля марки «FORD» различных моделей, ниже содержится информация выполненная мелким шрифтом из 3 строк во всю длину баннерного полотна. В самой нижней части полотна рекламы указаны наименование и адрес продавца: «Форда центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, тел.(8152) 333003».
Мелким шрифтом надпись: «*указана максимальная выгода на FORD KUGA в комплектации TREND(Тренд) 2,5л, (150л/с), АКП с учетом действующей выгоды 110000руб и бонуса в размере 226000руб по программе «утилизация»), предложение действительно с 01.09.2016 по 30.09.2016, ООО «Форд Сопперс Холдинг » оставляет за собой право вносить изменения в предложение, выгоду на автомобили MONDEO и FIESTA уточняйте дополнительно подробности на WWW.FORD.RU и у официальных дилеров, предложение ограничено и не является публичной офертой.
С учетом способа и особенности размещения рекламы, а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы условий акции, исполненного мелким шрифтом было затруднено, что отмечено Комиссией Мурманского УФАС России, понятой при осмотре рекламной конструкции, и отражено в акте.
Потенциальными потребителями наружной баннерной рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в движении, что также усложняет прочтение мелкого шрифта текста условий акции.
В данном случае размер и способ доведения до потребителей условий приобретения автомобиля, условий скидок должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком естественным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).
Только полный текст рекламы дает потребителю представление о том, что выполненные в рекламе крупным шрифтом привлекательное условия «выгода до 336000р» предусматривают и иные условия, при неукоснительном исполнении которых потребитель получит с выгодой, из предложенных в рекламе автомобилей, лишь автомобиль марки FORD KUGA и именно в комплектации (тренд). Кроме того, мелкий шрифт раскрывает, что выгода включает в себя две составляющие скидку 110000 руб. плюс бонус при участии в программе утилизация 226000 руб.
Предложение в виде рекламы зафиксировано 17.11.2015г., однако период действия акции с 01.09.2016 по 30.09.2016, что на дату распространения является недостоверной информацией, т.к. период действия предложения окончен, а реклама продолжает зазывать выгодным предложением, при этом мелкий текст рекламы не позволяет потребителю ознакомиться с этой важной информацией в самой рекламе.
В рекламе рядом с выгодным предложением изображены три автомобиля FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, FORD KUGA, однако предложение действительно только для автомобиля FORD KUGA, для иных, изображенных в рекламе автомобилей, условия приобретения не описаны, предложено уточнять о скидке у официального дилера. Мелким шрифтом сообщается в рекламе, что официальный представитель ООО «Форд Сопперс Холдинг» оставляет за собой право вносить изменения в предложение.
Доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе условий «выгоды до 336000», форма и способ представления полных сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически в рекламе отсутствовали. А расставленные в рекламе акцент в виде крупно выделенной фразы условия: «FORD 4х4 с выгодой до 336000р*» создавали представление у потребителей о том, что автомобили FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, FORD KUGA можно приобрести с выгодой для себя до 336000 рублей, что не соответствовало действительности.
Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.
Согласно представленным материалам официальным дилером по 12.02.2017г в г. Мурманске компании «Форд Мотор» по договору с ООО «Форд Соллерс Холдинг» № UP332 от 12.08.2015 является ООО «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск») (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118).
По договору № 01 от 01.01.2017 нежилое помещение по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, площадью 830 кв.м. арендовано ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011).
ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) заключило агентский договор б/н от 01.08.2016г с ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426) на проведение рекламной кампании, включая поиск подрядчиков и заключения договора. Согласно дополнительному соглашению к агентскому договору и электронной переписки, предоставленной Обществом реклама размещалась по адресу : автоподъезд к аэропорту г. Мурманск, рекламный щит А29 сторона А, с 01.09.2016 года, что соответствует фактическому месту и дате размещения спорной рекламы.
Согласно представленным актам выполненных работ, которые подписаны сторонами без претензий по объему, качеству и срокам, размещение рекламы длилось с сентября по ноябрь включительно.
Из письменных пояснений ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) следует, что указанный макет рекламы предоставлен и согласован ООО «Форд Соллерс Холдинг» ( ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60), путем размещения на электронном дилерском портале в качестве стандарта.
Согласно статье 7 дилерского Договора UP332 от 12.08.2015 ООО «Форд Соллерс Холдинг» устанавливает стандарты рекламы, в том числе по наружной рекламе. Стандарты рекламы призваны предоставить Дилеру информацию о том, каким образом рекламировать продукцию и услуги, относящиеся к продукции. Дилер обязан придерживаться Стандартов рекламы при подготовке и реализации рекламных/маркетинговых компаний. Страница 14 дилерского договора UP332 от 12.08.2015 раскрывает понятие «стандарты рекламы» - набор правил и процедур, устанавливаемых ООО «Форд Соллерс Холдинг»(в том числе в Инструкции, в информационных письмах и бюллетенях, публикуемых на Дилерском портале) и подлежащих соблюдению Дилером при распространении Дилером в любой форме и с использованием любых средств информации, относящейся к продукции и деятельности Дилера.
В соответствии со статьёй 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из материалов дела следует, что рекламодателем является ООО «Форд Соллерс Холдинг», которое является изготовителем, продавцом рекламируемой продукции, а также лицом, которое определило содержание рекламы и довело в качестве стандарта на сайте компании (скрин шот рекламы с сайта представлен Дилером).
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – согласован ООО «Форд Соллерс Холдинг» (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу № 08-04-17/07 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Признать участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60);
-лицо, заинтересованное в распространении рекламы на территории Мурманской области - дилер ООО «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск», ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118).
3. Назначить дело к рассмотрению на 21 марта 2017 года в 15.30, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.
В порядке подготовки дела к рассмотрению
ООО «Форд Соллерс Холдинг» представить к 13.03.2016 г в антимонопольный орган:
-утвержденный ООО «Форд Соллерс Холдинг» макет вышеназванной рекламы с датой утверждения и подписями должностных лиц, либо иной документ подтверждающий согласование макета рекламы «Ford 4х4»;
-правила программы FDAA;
-установленные Обществом стандарты рекламной кампании«Ford 4х4» для использования дилерами(при наличии);
- предоставить копии документов, которые дополнительно направлялись дилеру ООО «Севертранс» в рамках рекламной кампании«Ford 4х4»(при наличии);
-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;
-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства, подкрепленные документами.
ООО «Севертранс» представить к 13.03.2016 г в антимонопольный орган:
-копии всех документов направленных в адрес дилера по проведению рекламной кампании «Ford 4х4», касающиеся вышеназванной рекламы;
-мотивированные письменные объяснения о фактически проведенной рекламной компании и роли дилера ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) в ней.
Документы представить в копиях, заверив надлежащим образом.
Явка ООО «Форд Соллерс Холдинг» и ООО «Севертранс» (их законных представителей с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в деле № 08-04-17/07), обязательна.
В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому либо электронному адресу и направить требуемые документы.
Заместитель руководителя управления И.Н. Попова