Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-17/07 о нарушении анти... от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-17/07

 

26.04.2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.

рассмотрев дело № 08-04-17/07 от 17.02.2017 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителей ООО «Форд Соллерс Холдинг» <...> по доверенности и ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) <...> по доверенности.

УСТАНОВИЛА:

17.11.2016 года в ходе мониторинга наружной рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области выявило рекламу: «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» в виде баннера на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Комиссия Мурманского УФАС России зафиксировала рекламу и составила акт осмотра рекламы в присутствии понятой.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила) предусмотрено, что ФАС России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, или места распространения рекламы.

По ходатайству Мурманского Управления Федеральной антимонопольной службы ФАС России наделило Управление (исх.№ АД/7049/17 от 07.02.2017) полномочиями возбудить и рассмотреть дело № 08-04-17/07.

Определением о возбуждении дела 08-04-17/07 рассмотрение дела назначено на 21.03.2017г. в 15:30.

В назначенную дату комиссия в составе: председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна и членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., в присутствии представителя ООО «Форд Соллерс Холдинг» <...> по доверенности и представителя ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) <...> по доверенности, состоялось рассмотрения дела 08-04-17/07 по признакам нарушения рекламного законодательства.

До рассмотрения дела представители ознакомились с материалами дела(лист ознакомления в материалах дела).

В ходе рассмотрения дела 08-04-17/07 представители юридических лиц озвучили свою позицию, совместно с Комиссией проанализировали имеющиеся материалы дела и материалы, вновь представленные представителем ООО «Форд Соллерс Холдинг».

Согласно представленным материалам официальным дилером в г. Мурманске по договору с ООО «Форд Соллерс Холдинг» № UP332 от 12.08.2015 является ООО «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск») (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118).

По договору № 01 от 01.01.2017 нежилое помещение по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, площадью 830 кв.м. арендовано ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011).

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) заключило агентский договор б/н от 01.08.2016г с ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426) на проведение рекламной кампании, включая поиск подрядчиков и заключения договора. Согласно дополнительному соглашению к агентскому договору и электронной переписки, предоставленной Обществом реклама размещалась по адресу : авто подъезд к аэропорту г. Мурманск, рекламный щит А29 сторона А, с 01.09.2016 года, что соответствует фактическому месту и дате размещения спорной рекламы.

ООО «Физалис» является владельцем рекламного щита перед въездом на площадь аэровокзала, ИП Удальцов О.В. занимается проведением рекламной компании в рамках договора № 31/08/16 от 31.08.2016 с ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426).

В рамках агентского договора заказчик ООО «Севертранс»(ИНН 5190142426) заключило договор №31/08/16 от 31.08.2016г с исполнителем индивидуальным предпринимателем Удальцовым О.В. по условиям которого, исполнитель оказывает услуги заказчику по проведению кампании на объектах наружной рекламы, с учетом проведения монтажа-демонтажа рекламоносителей (баннер) на средства наружной рекламы(рекламные щиты с форматом рекламного поля 6х3 м), предоставления освещения рекламы, поддержка средств наружной рекламы в технически исправном состоянии.

Сторонами определен адрес расположения рекламы: авто подъезд к аэропорту, рекламный щит А29 сторона А период оказания услуг с 01.09.2016 с пролонгацией. Фактический срок демонстрации рекламы с 07.09.2016 по 31.12.2016 года, при этом дополнительное соглашение к договору не заключалось ( письмо от 26.01.2017 № 456).

Согласно представленным актам выполненных работ, которые подписаны сторонами без претензий по объему, качеству и срокам, размещение рекламы длилось с сентября по ноябрь включительно.

Из письменных пояснений ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426) от 29.12.2016 б/н следует, что указанный макет рекламы предоставлен и согласован ООО «Форд Соллерс Холдинг»  (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60), путем размещения на электронном дилерском портале в качестве стандарта.

Согласно статье 7 дилерского Договора UP332 от 12.08.2015 ООО «Форд Соллерс Холдинг» устанавливает стандарты рекламы, в том числе по наружной рекламе. Стандарты рекламы призваны предоставить Дилеру информацию о том, каким образом рекламировать продукцию и услуги, относящиеся к продукции. Дилер обязан придерживаться Стандартов рекламы при подготовке и реализации рекламных/маркетинговых компаний. Страница 14 дилерского договора UP332 от 12.08.2015 раскрывает понятие «стандарты рекламы» - набор правил и процедур, устанавливаемых ООО «Форд Соллерс Холдинг»(в том числе в Инструкции, в информационных письмах и бюллетенях, публикуемых на Дилерском портале) и подлежащих соблюдению Дилером при распространении Дилером в любой форме и с использованием любых средств информации, относящейся к продукции и деятельности Дилера.

Антимонопольный орган запрашивал у лиц заинтересованных в распространении рекламы до возбуждения дела информацию и документы, способствующие всестороннему и объективному установлению наличия, либо отсутствия признаков нарушения рекламного законодательства.

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) представило электронную переписку с ООО «Физалис» по размещению рекламы, фото размещенного рекламного баннера, заверенные печатью ООО «Севертранс», а также договоры с контрагентами по размещению рекламы ООО «Физалис», и ИП Удальцов.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» представило в рамках возбужденного дела 20.03.2017г. иной договор на оказании рекламно-информационных услуг № 01/16 от 11.01.2016, который заключен заказчиком ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) с исполнителем ООО «Марбель».

Антимонопольный орган не обладал информацией до возбуждения дела о контрагенте ООО «Марбель», который по информации ООО «Форд Соллерс Холдинг» в те же даты, на том же рекламоносителе размещал спорную рекламу.

Установлено, что ООО «Форд Соллерс Холдинг» и дилер ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) представили в антимонопольный орган противоречивую, относительно фактического рекламораспространителя, информацию и документы (договоры по размещению спорной рекламы, акты выполненных работ, и т.д.).

Представитель ООО «Форд Соллерс Холдинг», письменно ходатайствовало об отложении рассмотрения дела для получения дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия решила удовлетворить ходатайство и отложить рассмотрение дела № 08-04-17/07 до 17.04.2017г.

17 апреля 2017 года в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство представителя по доверенности ООО «Форд Соллерс Холдинг» Ткачевой Э.А. с просьбой отложить рассмотрение, в связи с болезнью представителя (копия листа нетрудоспособности приложена).

В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508(далее -Правила), Комиссия решила удовлетворить ходатайство, в связи с невозможностью рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика ООО «Форд Солерс Холдинг», и отложить рассмотрение дела № 08-04-17/07 до 26.04.2017г.

26.04.2017г Комиссия в составе председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна и членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А.,

в присутствии представителей по доверенности ООО «Форд Соллерс Холдинг» <...> и ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) <...> продолжилось рассмотрение дела 08-04-17/07 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Стороны представили дополнительные документы, и высказали свои позиции.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» представило «Программу поддержки дилерской рекламы» (далее – Программа FDAA) и озвучило свою позицию с учетом вновь представленных документов.

Основной целью проверки рекламных материалов дилера является соблюдение стандартов стиля бренда Ford при размещении рекламы. ООО «Форд Соллерс Холдинг» и назначенное им Агентство не определяет для Дилера содержание конкретной рекламы. Каждый дилер адаптирует рекламный макет под себя и вправе вносить туда всю информацию и дисклеймеры для соблюдения действующего законодательства. Дилер самостоятельно заключает договоры с рекламопроизводителями и рекламораспространителями без участия ООО «Форд Соллерс Холдинг».

Пунктом 6.4 Приложения 5 к Дилерскому договору предусмотрено, что дилер добровольно определяет свое участие в маркетинговых программах и может отказаться от участия в Программе FDAA и разместить собственную рекламу без согласования с ООО «Форд Соллерс Холдинг».

В соответствии с пунктом 2 Программы FDAA, согласование рекламных материалов с ООО «Форд Соллерс Холдинг» не освобождает дилера ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) от обязанности по собственной оценке соответствия таких материалов всем требованиям, предусмотренным законодательством, предъявляемым как к содержанию, так и к их размещению, и не освобождает дилера от ответственности за их несоблюдение.

В соответствии с пунктом 2 раздела VII Приложения 2 к Дилерскому договору, дилер, для продвижения продукции в рекламных кампаниях, имеет право вносить свои изменения в части дополнения центральных рекламных материалов рекомендуемых ООО «Форд Соллерс Холдинг», при этом соблюдая действующее законодательство, в том числе обеспечивая доступность и читабельность информации, содержащихся в таких материалах.

Кроме того, по мнению ООО «Форд Соллерс Холдинг» конечный вариант содержание рекламы, который фактически был размещен на баннере, разрабатывался и изготавливался дилером самостоятельно.

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) самостоятельно выбрало место размещения рекламы, размер баннера и шрифта рекламы при изготовлении рекламы.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» считает, что объектом рекламирования в спорной рекламе, в том числе является продавец, дилер ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011), т.к. в рекламе продвигается именно дилерский центр в г. Мурманске и возможность приобрести автомобиль марки Ford именно в этом центре.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» акцентирует внимание Комиссии, что пунктом 9.2 Программы FDAA предусмотрено, что дилер предоставляет Обществу документы, проводимой дилером рекламной кампании, исключительно с целью подтверждения размера фактически понесенных дилером затрат на размещение рекламы, в этой связи ООО «Форд Соллерс Холдинг» не контролирует размещение рекламных материалов дилера с точки зрения сроков размещения, содержания рекламы и места размещения.

При таких обстоятельствах ООО «Форд Соллерс Холдинг» считает, что не является рекламодателем вышеназванной рекламы и не несет ответственность за нарушение Закона о рекламе в качестве рекламодателя.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» высказало свою позицию по вопросу размера шрифта, используемого в спорной рекламе.

По мнению ООО «Форд Соллерс Холдинг» выводы о нечитабельности текста рекламы основаны на субъективном восприятии членов Комиссии Мурманского УФАС, которые не учли ряд обстоятельств: спорный рекламный баннер размещен непосредственно возле автомобильной парковки и нацелен на восприятие рекламы именно водителей припаркованных автомобилей, которые не находятся в движении, не ограничены во времени у которых есть возможность подойти близко к рекламной конструкции и ознакомиться с рекламой в неограниченное время. Представлена видеозапись от 21.03.2017 с места размещения рекламы.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» считает, что с учетом места размещения рекламы, размера шрифта спорная реклама была доведена до потребителя, содержала все существенные условия приобретения рекламируемого товара.

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) после отложения дела по запросу антимонопольного органа представило дополнительную информацию и документы, касающиеся размещения и изготовления рекламы и дало пояснения о противоречивости ранее представленных в антимонопольный орган документов и вновь представленных документов по проведению рекламной кампании бренда Ford в сентябре-ноябре 2016 года.

Из объяснений представителя следует, что ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) является официальным дилером марки Форд согласно дилерскому договору, заключенному между ООО «Севертранс» и ООО «Форд Соллерс Холдинг».

  • с тем, Общество с одноименным названием ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426), осуществляющим деятельность по одному адресу с ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) в г. Мурманске, пр. Кольский, д.118 под руководством одного генерального директора <...> является официальным дилером автомобилей марки КИА на территории Мурманской области.

ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426) изначально на рекламной конструкции, при въезде на площадь аэровокзала в пос. Мурмаши Мурманской области, планировалось размещение рекламного баннера марки КИА.

При согласовании на размещение рекламного макета марки Форд от лица ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011), сотрудником была допущена ошибка, а именно для заключения договора ошибочно были переданы реквизиты другого юридического лица, в результате чего был ошибочно заключен договор между ИП Удальцовым и ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426). После обнаружения ошибки, ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) по сложившейся практике обратилось к ООО «Марбель» для проведения рекламной компании и размещения баннера марки Форд, договор между ООО «Севертранс» (ИНН 5190142426) и ИП Удальцовым не расторгался, ввиду сложившихся доверительных деловых отношений, оплаченные по договору денежные средства оставлены для дальнейшего взаимозачета между сторонами.

Между ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) (далее - Заказчик) и ООО «Марбель» (далее - Исполнитель) заключен договор об оказании рекламно-информационных услуг №01/16 от 11.01.2016 года (далее - Договор). Согласно условиям Договора ООО «Марбель» осуществляет подготовку, изготовление рекламно-информационного материала для ООО «Севертранс» в период действия Договора. Более детальная информация о рекламных материалах стороны согласовывают в Приложениях и Дополнительных соглашениям к Договору.

Согласно Приложениям №35, №39, №56 к Договору Исполнитель осуществлял изготовление и монтаж баннера 6х3 для Заказчика по адресу Мурманская обл., пос. Мурмаши, Аэропорт в период с 01.09.2016 по 30.11.2016 года.

Размещение всех указанных в приложениях макетов происходило после их предварительного согласования с ООО «Форд Соллерс Холдинг» на Медиапортале. А именно размещение баннера в сентябре было согласовано 01.09.2016 года, размещение в октябре -11.10.2016, размещение в ноябре - 14.11.2016 года.

Учитывая условия дилерского Договора UP332 от 12.08.2015 с ООО «Форд Соллерс Холдинг», ответственным за размещение спорной рекламы лицом является ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011), поскольку именно ООО «Севертранс» по смыслу Закона «О рекламе» является рекламодателем спорной рекламы, создает финальный макет, выбирает место размещения и заключает соответствующие договоры.

В этой связи представитель ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) в ходе рассмотрения дела заявил ходатайство о замене лица ответственного за распространение спорной рекламы, признав лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011).

Ранее Определением о возбуждении дела 08-04-17/07, лицом в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе было определено общество с ограниченной ответственностью «Форд Соллерс Холдинг» (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60).

Содержание рассматриваемой рекламы определило ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) в целях формирования и поддержания интереса к Обществу, его товарам и услугам.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица.

В виду того, что ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) признало себя рекламодателем спорной рекламы, представители юридических лиц в ходе заседания единогласно высказались провести замену лица в процессе рассмотрения и не откладывать рассмотрение дела для замены лица, как того требуют Правила, чтобы принять окончательное решение по делу, Комиссия, руководствуясь пунктом 32 Правил определила производство по делу № 08-04-17/07 в отношении «Форд Соллерс Холдинг» (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60) по признакам нарушения рекламного законодательства прекратить.

Признать лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011)

Комиссия учла пожелания сторон, удовлетворила ходатайство ООО «Севертранс» (ИНН 7802751011) , произвела замену лиц и продолжила рассмотрение дела, учитывая, что антимонопольный орган дважды откладывал рассмотрение дела, лица, участвующие в нем присутствуют на рассмотрении, материалы по делу и пояснения сторон собраны в полном объеме.

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) высказало свою позицию по восприятию рекламоносителя потребителями о том, что способ и особенности размещения спорной рекламы, а именно мелкий шрифт, не затрудняют восприятие ее условий.

Представитель ООО «Севертранс», ссылаясь на фотографии рекламы, пояснила, что рекламный баннер, расположенный на металлической конструкции по адресу Мурманская обл., пос. Мурмаши при въезде на территорию аэропорта на автостоянке, установлен вблизи дорожных знаков. Один из которых, ограничивает скорость движения автомобилей до 20 км/ч, а второй, информирует о наличии «лежачего полицейского», что вынуждают водителей снижать скорость движения. Данные факты в совокупности позволяют утверждать, что основными потребителями данной рекламы будут являться водители и пассажиры, совершающие остановку на автостоянке, а также водители и пассажиры, двигающиеся на небольшой скорости (в районе 20 км/ч), а значит, у таких лиц имеется возможность ознакомиться с текстом рекламного баннера беспрепятственно. Наличие стоянки около баннера говорит о том, что у заинтересованных в условиях акции лиц, есть возможность остановиться в непосредственной близости от баннера и ознакомиться с условиями.

По мнению ООО «Севертранс» в спорной рекламе отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе.

Комиссия, проанализировав вновь представленные документы:

программу FDAA ООО «Форд Соллерс Холдинг», договор с ООО «Марбель» на оказание рекламно-информационных услуг №01/16 от 11.01.2016 с приложением №35, №39, №56 к Договору, лингвистическое исследование фразы «с выгодой до 336 000 рублей»;

ранее представленные: дилерский договор UP332 от 12.08.2015; договор №31/08/16 от 31.08.2016г на размещение рекламы с ИП Удальцовым О.В. с приложенными актами и макетом рекламы, а также изучив письменные пояснения сторон и заслушав позиции сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск», ОГРН 1117847191703 от 16.05.2011, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118) усматривается нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно Уставу ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) с изменениями от 20.02.2012 года и выписки из ЕГРЮЛ, Общество является юридическим лицом, зарегистрировано по адресу:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А. Исполнительным органом общества является генеральный директор <...>.

Основным видом деятельности Общества является торговля автотранспортными средствами.

Из представленных материалов следует, что ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) для осуществления основной деятельности заключило дилерский договор UP332 от 12.08.2015 с ООО «Форд Соллерс Холдинг» о продаже продукции бренда Ford и продвижении его на рынке.

ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) фактически осуществляет деятельность в г. Мурманске, пр. Кольский д.118 «Форд Центр Мурманск»(договор аренды помещения договору № 01 от 01.01.2017 ).

В целях продвижения продукции бренда Ford на территории Мурманской области ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) заключило договор с ООО «Марбель» на оказание рекламно-информационных услуг №01/16 от 11.01.2016, которые включали изготовление и размещение рекламы перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области.

Содержание рекламы, форма, объекты рекламирования, место размещение рекламы были определены и утверждены ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011), что не отрицается Обществом и подтверждается материалами дела.

Реклама: «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц(наружная баннерная реклама); формирует и поддерживает интерес к марке «Ford»(имеется логотип компании) и дилеру-«Форд Центр Мурманск» , его товарам(изображены три автомобиля марки «Ford») и предложению «выгода до 336 000 р*»»; преследует строго заданные цели продвижение товаров марки «Ford», побуждают приобрести автомобили этой марки с выгодой по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.118.

Объектами рекламирования являются:

-марка «Ford»,

-автомобили FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, KUGA FORD.;

-предложение «выгода до 336 000 р*»;

-«Форд Центр Мурманск»-компания продающая автомобили марки«Ford» в Мурманске.

Комиссия рассмотрела рекламу с точки зрения её восприятия потребителем, без специальных средств, учитывая в совокупности место и способ размещения рекламы, форму и содержание рекламы.

Согласно представленным сторонами фотографий рекламы и Акта осмотра рекламы, рекламная конструкция высотой 6 метров, снабжена осветительными приборами и размещена в зоне зеленых насаждений справа, при въезде на площадь аэровокзала, в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области до пропускного шлагбаума. Рекламная конструкция содержит рекламный баннер 3х6 метров с изображением автомобилей FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, KUGA FORD.

В левом верхнем углу баннера имеется надпись «FORD 4х4 с выгодой до 336000р*», правый верхний угол рекламного баннера содержит логотип компании FORD, в центре рекламы изображены три автомобиля марки «FORD» различных моделей, ниже содержится информация выполненная мелким шрифтом из 3 строк во всю длину баннерного полотна. В самой нижней части полотна рекламы указаны наименование и адрес продавца: «Форда центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, тел.(8152) 333003».

Именно информация выполненная мелким шрифтом и раскрывает полные неоднозначные условия приобретения автомобилей: «*указана максимальная выгода на FORD KUGA в комплектации TREND(Тренд) 2,5л, (150л/с), АКП с учетом действующей выгоды 110000руб и бонуса в размере 226000руб по программе «утилизация»), предложение действительно с 01.09.2016 по 30.09.2016, ООО «Форд Соллерс Холдинг » оставляет за собой право вносить изменения в предложение, выгоду на автомобили MONDEO и FIESTA уточняйте дополнительно подробности на WWW.FORD.RU и у официальных дилеров, предложение ограничено и не является публичной офертой.

Анализируя рекламный текст, обратимся к статье «Текстовые деликаты или шоковые способы воздействия на потребителя в креолизованных рекламных текстах» кандидата филологических наук, доцента кафедр английского языка гуманитарного факультета Южного Федерального университета <...>, в которой даётся понятие креолизованным рекламным текстам, способам их воздействия на потребителя, а также исследует механизма формирования двусмысленности в креолизованных рекламных текстах.

Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).

К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, соседствующие с вербальными и оказывающие существенное влияние на интерпретацию текста, а также все технические моменты оформления текста, влияющие на его смысл. Среди них: шрифт (нескольких видов и размеров), цвет, фон текста(цветной или иллюстрированный), средства орфографии, пунктуации и словообразования, иконические печатные символы (пиктограммы, идеограммы и т. п.), графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и т. п.).

В рассматриваемом рекламном тексте подтекст запланированный автором выражен невербально, но он обладает маркерами, которые сигнализируют потребителю о «нужном», то есть подтекст реализуется в таких контекстно-ситуативных условиях, которые являются предпосылками для «нужного» восприятия рекламного текста. Детальное рассмотрение рекламы показывает, что для усиления акцента, в рекламе на первый план помещены изображение трех автомобилей различных моделей марки FORD и крупно выделенным шрифтом привлекательная информация « FORD 4х4 с выгодой до 336000р*», тем самым достигается эффект важности и привлекательности именно этой информации.

Границы подтекста в креолизованном рекламном тексте обозримы, так как нацеленность автора на восприятие акцента потребителем достигнута.

Из преподнесенной таким образом рекламы следует, что все три марки автомобиля, изображенные в рекламе FORD ECOSPORT, FORD EXPLORER, FORD KUGA, можно приобрести «с выгодой до 336000р*».

Однако, указанное предложение действительно только для автомобиля FORD KUGA, для иных, изображенных в рекламе автомобилей, условия приобретения не описаны, предложено уточнять о скидке у официального дилера. Мелким шрифтом сообщается в рекламе, что официальный представитель ООО «Форд Соллерс Холдинг» оставляет за собой право вносить изменения в предложение.

Только полный текст рекламы дает потребителю представление о том, что выполненные в рекламе крупным шрифтом привлекательное условия «выгода до 336000р» предусматривают и иные условия, при неукоснительном исполнении которых потребитель получит с выгодой, из предложенных в рекламе автомобилей, лишь автомобиль марки FORD KUGA и именно в комплектации (тренд). Кроме того, мелкий шрифт раскрывает, что выгода включает в себя две составляющие скидку 110000 руб. плюс бонус при участии в программе утилизация 226000 руб.

Рекламодатель подал в рекламе неотъемлемую часть существенной информации для потребителя мелким шрифтом, и поместил в нижнюю часть рекламного полотна, тем самым достигнув эффекта отсутствия информации, при этом утверждает о подаче полной информации для потребителей и соблюдении норм и требований законодательства.

Потребитель рекламы не получил из рекламы в виде баннера, размещенной 17.11.2016 на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, важную для него информацию, которая была выполнена мелким не читаемым шрифтом.

Доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

Комиссия при оценке рекламы, оценивало в совокупности все элементы зрительного воздействия рекламы на потребителя, учитывало их первое впечатление от рекламы и исходило из понятия рекламы, которая предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В связи с этим приняты во внимание пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 58) в корреспонденции с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Формальное наличие в рекламе существенной информации при ненадлежащей форме ее представления не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

С учетом способа и особенности размещения рекламы, а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы условий акции, исполненного мелким шрифтом, было затруднено, что отмечено Комиссией Мурманского УФАС России, понятой при осмотре рекламной конструкции и отражено в акте.

Комиссия Мурманского УФАС не может принять доводы рекламораспротстранителя ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) о том, что мелкий текст был читабелен и был направлен на лиц, находящихся на стоянке рядом с рекламной конструкцией.

Потенциальными потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, которые находятся в движении, что усложняет прочтение мелкого шрифта текста условий акции в короткий промежуток времени.

Конструкция, на которой размещена реклама, находится на высоте 6 метров от земли и в зоне зеленых насаждений, что также затрудняет прочтение мелкого шрифта, выполненного серыми буквами в рекламе.

Привлекательная информация « FORD 4х4 с выгодой до 336000р*»выполнена крупным шрифтом в 10 раз превышающим мелкий шрифт в этой же рекламе.

Акт осмотра рекламы и фото рекламной конструкции, доказывает, что мелкий текст рекламы был нечитабелен, даже в дневное время суток, находясь вблизи рекламы по стороне её размещения. Предположительно, что в сумеречные часы, такой мелкий текст будет не доступен для восприятия потребителей вовсе.

Утверждение рекламодателя ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) о том, что реклама соответствует в полном объеме рекламному законодательству, не соответствует действительности, поскольку доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Комиссия, признала рекламу «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» … далее идет мелкий шрифт», размещённую ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) 17.11.2016г на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, ненадлежащей, не отвечающей требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – общество с ограниченной ответственностью «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск», ОГРН 1117847191703 от 16.05.2011, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: рекламу «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» … далее идет мелкий шрифт», размещённую 17.11.2016г на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, ненадлежащей, не отвечающей требованиям части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

2.Признать лицом, нарушившим часть 7 статьи 5 Закона о рекламе общество с ограниченной ответственностью «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск», ОГРН 1117847191703 от 16.05.2011, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118).

3.Выдать предписание ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011) об устранении нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Севертранс» (ОГРН 1117847191703, ИНН 7802751011).

5. Прекратить производство по делу № 08-04-17/07 в отношении «Форд Соллерс Холдинг» (ИНН 1646021952, ОГРН 1071674002180 от 27.07.2007, 423800, РФ, Республика Татарстан, г. Набережные –Челны, Автосборочный проезд, д.60) по признакам нарушения рекламного законодательства.

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года.

В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

Председатель комиссии:                                                                    И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                                С.В. Мороз

                                                                                                          Д.А. Мареха

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-17/07

 

26.04.2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мареха Д.А., на основании своего решения № 08-04-17/07 от 17.02.2017 о признании рекламы: «FORD 4х4 с выгодой до 336 000 р*» Форд Центр Мурманск, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118, телефон (8152) 333-033» … далее идет мелкий шрифт», размещённой 17.11.2016г на рекламной конструкции, установленной перед въездом на площадь аэровокзала в районе пгт Мурмаши, Кольского района, Мурманской области, ненадлежащей, не отвечающей требованиям части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – обществу с ограниченной ответственностью «Севертранс» (торговое наименование «Форд Центр Мурманск», ОГРН 1117847191703 от 16.05.2011, ИНН 7802751011, юр адрес:199106, г. Санкт Петербург. Площадь Морской Славы, д.1, литер-А, офис 5087, почтовый адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Кольский, д.118) прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении, как наружной рекламы, так и в сети Интернет, и иных средствах массовой информации.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 29 мая 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                                                                   И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                               С.В. Мороз

                                                                                                         Д.А.Мареха

Связанные организации

Связанные организации не указаны