Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-17/08 о нарушении рекл... от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № № 08-04-17/08

 

23 марта 2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е.

рассмотрев дело № 08-04-17/08 от 14.12.2016 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителя ООО «ЕвроФарма» <...> по доверенности,

УСТАНОВИЛА

12.12.2017 года прокуратура Октябрьского административного округа г. Мурманска перенаправила в адрес Мурманского управления Федеральной антимонопольной службы на рассмотрение обращение гражданки <...> по факту демонстрации 01.12.2016 рекламы: «Аптечная сеть «ЕвроФарма», аптека на Самойловой, д.12», с признаками нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее –Закон о рекламе).

Реклама демонстрировалась в виде баннера на рекламной конструкции( пересечение улиц Папанина и Челюскинцев), на наружном светодиодном медиа экране кинотеатра «Мурманск», а также в виде роликов в региональных рекламных блоках.

Реклама в правом верхнем углу содержит логотип и название компании ЕвроФарма с пометкой сеть аптек. В левой части рекламы размещена красная окружность со стрелкой, в центре которой стоит цифра 24, выполненная белым цветом. Центральная часть рекламы содержит образ улыбающейся девушки в белом халате и крупно выполненную надпись на красном фоне круглосуточная аптека, ул. Самойлова, 12, ниже указан номер аптеки и телефонные номера. На заднем плане просматриваются полки с коробочками и тюбиками, напоминающими аптечные витрины.

По мнению заявительницы, в рекламе нарушается пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно в рекламе аптеки используется образ фармацевтического работника в белом халате. Заявительница просит устранить нарушение рекламного законодательства.

Согласно пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Комиссия, в ходе рассмотрения дела, изучила рекламу, учредительные и договорные документы ООО «ЕвроФарма», а также заслушали позицию представителя Общества.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма» (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А) является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (47.73). В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства общества с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма» относится к средним предприятием.

Пунктом 8.8 Устава ООО «ЕвроФарма» определено, что единоличным исполнительным органом Общества, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является генеральный директор <...>, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.

ООО «ЕвроФарма» заключило договор с ООО «РА Экран» от 10.03.2016г по размещению рекламы на медиафасаде кинотеатра «Мурманск»; с ИП Виноградчим Ю.А. № 66/2016 от 31.10.2016 и ООО «Пропаганда Колокол № 31/2016 от 30.09.2016» по размещению наружной баннерной рекламы в г. Мурманске; с ООО «Медиа-Консалт» № 33 от 25.11.2013 и ООО «Северо-Западное вещание» № 4097 от 25.11.2016 по размещению рекламы на телевидении в региональных рекламных блоках.

Согласно актам выполненных работ, которые подписаны сторонами договорных отношений без претензий к объёму, срокам и качеству оказанных услуг, реклама размещалась:

- на медиафасаде к/т Мурманск в период с 01.11.2016 по 30.11.2016(Акт № 160 от 01.11.2016) и с 01.12.2016 по 31.12.2016 г (Акт №176 от 31.12.2016);

-в виде наружной баннерной рекламы с 01.12 по 31.12.2016 по адресам: г. Мурманск, пр. Кольский,155, ул. К. Марка, перекресток ул. Папанина и ул. Челюскинцев, ул. Шмидта(Акт №551 от 31.12.2016); ул. Шмидта ,8, ул. Маклакова, д.1 (Акт № 763 от 31.12.2016);

-в эфире телевещания на телеканале « Россия1» с 12.12.2016 по 29.12.2016 (Акт №227 от 29.12.2016).

-в эфире телевещания на телеканале ООО «Северо-Западное вещание» с 02.12.2016 по 30.12.2016(Эфирная справка к заказу №4097 от 25.11.2016).

Представленный ООО «ЕвроФарма» согласованный макет рекламы полностью совпадает с рекламой, размещенной на рекламной конструкции и зафиксированный заявительницей.

Представленные рекламораспространителями ООО «Медиа-Консалт» и ООО «Северо-Западное вещание» рекламные ролики под названием «ЕвроФарма 24 часа», распространявшиеся в региональных рекламных блоках, совпадают по содержанию и изображению с наружной рекламой, дополнительно озвучиваются за кадром: «Если ночью тёмной, тёмной у Вас что-то заболело, то спешите в ЕвроФарму на Самойловой 12, круглосуточная помощь. Мы работаем для Вас!» и также содержат образ медицинского работника.

Представитель ООО «ЕвроФарма» пояснил, что допущенное нарушение рекламного законодательства произошло по вине маркетолога компании, который при подготовке макета рекламы не согласовал его с руководством и направил на изготовление и размещение. ООО «ЕвроФарма» признает, что нарушило пункт 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе и просит учесть, что является субъектом среднего предпринимательства, нарушило рекламное законодательство впервые по неосторожности и без злого умысла.

Комиссия учла позицию представителя Общества, проанализировав представленные рекламодателем и рекламораспространителями материалы и содержание рекламы, пришла к следующему выводу.

Рассматриваемая реклама содержит изображение девушки в белом халате и информирует неопределенный круг лиц о круглосуточной аптеке ЕвроФарма, расположенной в г. Мурманске на ул. Самойловой, д.12.

Информация ООО «ЕвроФарма» распространенная виде наружных баннеров, на наружном светодиодном медиа экране кинотеатра «Мурманск», а также в виде роликов в региональных рекламных блоках, является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к услугам аптечной сети «ЕвроФарма», к одной из аптек сети «круглосуточная аптека 24 часа на Самойловой, д.12», формирует и поддерживает интерес к аптечной сети «ЕвроФарма».

Объектами рекламирования являются:

- ООО «ЕвроФарма»;

- круглосуточная аптека на Самойловой ,12

Рекламы ООО «ЕвроФарма» стимулирует интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирует к нему положительной отношение и закрепляет его образ в памяти потребителя.

Мурманское УФАС России рассмотрело спорную рекламу 03.02.2017 на экспертном совете, состоящем из специалистов Мурманского УФАС и представителей общественности.

Каждый эксперт высказал свое мнение по вопросу: «ассоциируется ли, используемый в рекламе образ, с фармацевтическим, медицинским работником?».

По мнению одного из экспертов, кандидата психологических наук Лихошва В. П., использование рекламодателем метода сочетания изображения женщины в белом халате, слов «Фарма», «Аптека», доминирование белого и красного цвета в сообщении позволяют восприятию дополнить «недостающие детали» и воссоздать образ врача или медицинского персонала на макете сообщения. С точки зрения воздействия на потребителя подобран образ, позволяющий использовать метод усиления внушения, белый халат исключительно давно имеет четкую и устойчивую культурную связь с медициной, а человек в белом халате с медицинским работником или врачом.

Таким образом, с помощью использованных цветов, медицинских символов и грамотного зонирования информации создается в предоставленном рекламном сообщении образ врача или медицинского персонала.

Мнения экспертов разделились, но большинством голосов пришли к выводу, что используемый в рекламе образ девушки в белом халате ассоциируется с медицинским работником или фармацевтом, что нарушает требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссией установлено, что реклама ООО «ЕвроФарма использовала образ фармацевтического работника и распространялась для неопределенного круга лиц за пределами разрешенных законодательством мест.

Лицо, определившее содержание рекламы, и имеющее интерес к продвижению услуг аптечной сети, является ООО «ЕвроФарма», которое арендует по договору б/н от 10.04.2016 помещение по адресу: г. Мурманск, ул. Самойловой, д.12, указанному в рекламе.

На основании выше изложенного, Комиссия признала рекламу, распространенную на наружном медиа экране, в виде баннеров и в рекламных региональных блоках телевизионных программ: «Аптечная сеть «ЕвроФарма» (логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12»; «Аптечная сеть «ЕвроФарма»(логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12. Если ночью тёмной, тёмной у Вас что-то заболело, то спешите в ЕвроФарму на Самойловой 12, круглосуточная помощь. Мы работаем для Вас!» ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – общества с ограниченной ответственностью «ЕвроФарма», (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать, распространявшуюся 01.12.2016 виде наружных баннеров, на наружном светодиодном медиа экране кинотеатра «Мурманск», а также в виде роликов в региональных рекламных блоках рекламу: «Аптечная сеть «ЕвроФарма»(логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12»; «Аптечная сеть «ЕвроФарма»(логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12. Если ночью тёмной, тёмной у Вас что-то заболело, то спешите в ЕвроФарму на Самойловой 12, круглосуточная помощь. Мы работаем для Вас!» ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Выдать предписание ООО «ЕвроФарма» о прекращении нарушения и соблюдения требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2017 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                       И.Н. Попова

Члены комиссии:                                   С.В. Мороз

                                                             О.Е. Яшина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-17/08

 

23.03.2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е., на основании своего решения № 08-04-17/08 от 23.03.2017 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) о признании рекламы: «Аптечная сеть «ЕвроФарма»(логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12»; «Аптечная сеть «ЕвроФарма»(логотип) 24 часа, круглосуточная аптека на Самойловой, д.12. Если ночью тёмной, тёмной у Вас что-то заболело, то спешите в ЕвроФарму на Самойловой 12, круглосуточная помощь. Мы работаем для Вас!» 01.12.016 в виде наружных баннеров, на наружном светодиодном медиа экране кинотеатра «Мурманск», а также в виде роликов в региональных рекламных блоках на каналах «Росия1», «ТВ-21» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – обществу с ограниченной «ЕвроФарма», (ИНН 5190009713, ОГРН 1125190011264 от 10.07.2012, 129164, г. Москва, ул. Ярославская, д.8 корпус 4, кабинет 1А) прекратить нарушение пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанной нормы при размещении, как наружной рекламы, так и в сети Интернет, и иных средствах массовой информации.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области к 6 апрелю 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предписание оглашено 23.03.2017, изготовлено в полном объеме 27.03.2017г.

 

Председатель комиссии:                         И.Н. Попова

Члены комиссии:                                     С.В. Мороз

                                                               О.Е. Яшина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны