Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-17/10 о нарушении рекл... от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-17/10

 

16 мая 2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

рассмотрев дело № 08-04-17/10 от 18.04.2017 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителя ООО «ПК «Пирамида» по доверенности <...>

УСТАНОВИЛА

09.03.2017 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по факту распространения 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области рекламного ролика: «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……», с признаками нарушения рекламного законодательства. Заявителем представлена запись вещания эфира радиостанции «Ди ФМ- Мурманск» за 06.03.2017.

По мнению заявителя, в рекламе отсутствует конкретный критерий, по которому компания ООО ПК «Пирамида» считается лидирующей, отсутствие в рекламе существенной информации, подтверждающей сведения о преимуществах рекламируемого товара/услуги перед находящимися в обороте товарами/услугами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Определением о возбуждении дела 08-04-17/10 от 18.04.2017 рассмотрение дела в отношении общества с ограниченной ответственностью ПК «Пирамида» по признакам нарушения пункта 1 части 3 статье 5 и части 7 статье 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ назначено на 04.05.2017г. в 14:30.

26.04.2017 года в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство директора ООО ПК «Пирамида» <...> с просьбой отложить рассмотрение дела на 16.05.2017 года, ссылаясь на Приказ Общества №2 от 03.04.2017г о «Дополнительных выходных днях с 02.05.2017 по 05.05.2017». Согласно представленному Приказу директор и административный отдел Общества в указанные дни не работает.

Руководствуясь пунктом 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Заместитель руководителя Мурманского УФАС России- председатель Комиссии решил удовлетворить ходатайство, в связи с невозможностью рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ООО ПК «Пирамида».

Рассмотрение дела № 08-04-17/10 вновь назначено на 16 мая 2017 в 11.00 по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9А.

В установленную дату, в присутствии представителя <...>, комиссия Мурманского УФАС России в том же составе рассмотрело дело по признакам нарушения рекламного законодательства.

Комиссия изучила представленные документы рекламодателя ООО «ПК «Пирамида» и рекламораспространителя ООО «ТРК»ТНВ», проанализировала рекламу, ознакомилась с лингвистическим заключением специалиста, заслушала позицию ООО «ПК «Пирамида».

Представитель ООО «ПК «Пирамида» пояснил, что компания является производителем кровельной и фасадной продукции, в целях продвижения своих товаров общество создало рекламный ролик, и разместило на радиоканалах «Русское радио», «Авто радио» и «ДИ ФМ».

При создании ролика Общество не преследовало цель принизить преимущества иных производителей, осуществляющих аналогичную деятельность на рынке Мурманской области. Выбирая слоган «лидирующий производитель» Общество подразумевало один из числа производителей Мурманской области, т.к. знает, что в области имеются компании производящие аналогичные товары.

Представитель, ссылаясь на заключение лингвиста, считает, что значение слова «лидирующий» в тексте означает находящийся в процессе лидирования, становящийся лидером, но не ставший им.

Вместе с тем, представитель признает, что не имеет большого опыта размещения рекламы и по незнанию не учел, что восприятия у потребителей рассматриваемой рекламы может быть различным, что необходимо в самой рекламе указать критерий, по которому Общество является лидирующим производителем кровельной и фасадной продукции.

Из представленных документов следует, что общество с ограниченной ответственностью производственная компания «Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011,183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16) осуществляет деятельность по производству прочих готовых металлических изделий(25.9), торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами(46.4).

В целях продвижения своей компании и производимой продукции ООО «ПК «Пирамида»(заказчик) заключило с ООО «ТРК «ТНВ»(исполнитель) договор №5 на размещение рекламы в эфире радиостанций: «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» на территории г. Мурманска и области.

Согласно пункту 2.1 Договора Заказчик предоставляет исполнителю информацию и материалы для размещения в эфире. Пунктом 2.3.2. Договора определено, что заказчик обязан соблюдать Закон о рекламе и законодательство Российской Федерации.

Представленные графики выхода рекламы ООО «ПК «Пирамида» подтверждают, что рекламный ролик «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……» выходил в эфир радиостанций:

- «Русское радио» г. Мурманск 105,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки;

-«ДИ ФМ» г. Мурманск 101,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки;

-«Авторадио»г. Мурманск102,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки.

Акт № 00000005 от 20.03.2017г. выполненных работ по размещению рекламных материалов ООО «ПК «Пирамида» подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам.

Представленные в материалы дела паспорт рекламного ролика и запись эфира полностью совпадает с информацией, выходившей в эфир радиостанций.

Рекламный ролик под названием «Пирамида» под музыкальное произведение <...>, хронометражем 35 секунд содержал следующий текст: «Кровли! Фасады! Строительный мир! Знай! Пирамида -твой ориентир! Замер и расчет предоставит для Вас! ПК Пирамида - всё есть у нас! Производственная компания «Пирамида» -лидирующий производитель кровельных и фасадных материалов на рынке Мурманской области. Металлочерепица, профнастил, сэндвич-панели, вентилируемые фасады и многое другое Компания «Пирамида» - с нами вы строите на века! Г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2. 44-07-52 и 44-46-21».

Рекламный ролик » по всем юридическим признакам является рекламой:

-распространялся в эфире радиостанций для неопределенного круга лиц;

-формировал и поддерживала интерес потребителя к ООО «ПК Пирамида и его товарам «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……»

Объектами рекламирования являются:

- ООО «ПК Пирамида;

-товары, производимые Обществом.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения обращения гражданина запросило у лиц, заинтересованных в распространении указанной рекламе, ООО ПК «Пирамида»- рекламодателя и ООО «ТРК»ТНВ» - распространителя, документы подтверждающие содержание рекламы, а именно указать конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение в рекламе и который имеет объективное подтверждение «лидирующий производитель».

Стороны представили заключение специалиста филолога, кандидата педагогических наук <...>, которая провела лексико-грамматический анализ структуры текста спорного рекламного ролика, и сделала вывод о том, что анализируемый текст ролика соответствует требованию рекламного законодательства, поскольку не содержит информацию об исключительном преимуществе компании «Пирамида».

ООО ПК «Пирамида» не представило документальных доказательств рекламному слогану, «…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…» и не указало критерий оценки.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В общераспространенном понимании значение слова "лидирующий" воспринимается потребителем как «первенствующий», «первый», «лучший», «обладатель первого места».

Из заключения специалиста <...> следует, что значение слова лидирующий определяется по начальной форме глагола «лидировать», которое трактуется в словаре Ушакова, как «выступать лидером».

Следовательно, использование в рекламе ООО ПК «Пирамида» слова "лидирующий" направлено на привлечение внимания к компании, указывает на то, что данная компания является ведущей, лидирующей, первой по производству кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области. Данная рекламная информация приводится в качестве сравнительной с другими компаниями, предоставляющими аналогичные услуги на рынке Мурманской области.

На сегодняшний день Мурманская область располагает тремя предприятиями по производству кровельных, фасадных материалов, что не отрицается самим Обществом, соответственно ООО ПК «Пирамида», размещая рекламу: ««…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…»должна, доказать своё первенство среди всех организаций и в самой рекламе четко обозначить критерий по которому оценивалась компания.

В материалы дела предоставлены документы, указывающие, что ООО ПК «Пирамида» осуществляет такой вид деятельности, как производство прочих готовых металлических изделий(25.9). При этом из рекламы не следует, по какому именно критерию осуществляется сравнение. Рекламная информация, размещенная ООО ПК «Пирамида» на радиостанциях г. Мурманска воспринимается как сведения о том, что ООО ПК «Пирамида» является лидирующей компанией в осуществляемой им виде деятельности.

Заключение специалиста по результатам лингвистического исследования о значении слова "лидирующий", используемого в рекламе ООО ПК «Пирамида», не может являться основанием для оценки данной рекламы на предмет ее соответствия требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в частности, действиям Общества по размещению рекламной информации с использованием сравнения ««…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…» без указания критерия, по которому осуществляется сравнение, что является обязательным в соответствии с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного в рекламе может указываться критерий, по которому осуществляется сравнение только в случае наличия документального подтверждения. В данном случае документальное подтверждение отсутствует.

Из рекламы не следует, что компания ПК «Пирамида» лидирующий производитель по объему производимой продукции, по качеству, ассортименту либо цене, т.е. имеется недосказанность, которая вводит потребителя рекламы в заблуждения и создает неверное представление о товаре/услуге, а также носит сравнительный характер объекта рекламирования с иными товарами/услугами без объективного подтверждения в самой рекламе, что, противоречит пункту 1 части 3 статье 5 и части 7 статье 5 Закона о рекламе и ведет к нездоровой конкуренции.

Заявление о преимуществах, должны иметь документальное и фактическое обоснование, и отражено в самой рекламе.

Следовательно, в рекламе ООО ПК «Пирамида», размещенной в эфире радиостанций Русское радио» г. Мурманск 105,5 FM, «ДИ ФМ» г. Мурманск 101,5 FM и «Авторадио» г. Мурманск 102,5 FM в период с 01.03.2017 по 20.03.2017 использовано сравнительная характеристика "лидирующий" без указания критерия, по которому осуществляется сравнение, что не допускается в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 и части 7 статье 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Рекламодатель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара/услуги с учётом восприятия рекламы обычным потребителем.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Комиссия Мурманского УФАС России признала рекламный ролик «…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…», размещенный ООО ПК «Пирамида» в период с 01.03.2017 по 20.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» недостоверным и ненадлежащим и нарушающими пункт 1 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно материалам ООО ПК «Пирамида» является рекламодателем вышеназванной рекламы, т.к. заключило договор № 5 от 01.03.2017г на размещение спорной рекламы и предоставило утвержденный паспорт рекламного ролика.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – ООО ПК «Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011,183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: «…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…», размещенную ООО ПК «Пирамида» в период с 01.03.2017 по 20.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» недостоверной, ненадлежащей и нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать ООО «ПК Пирамида«» предписание об устранении нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе и обеспечить соблюдение указанной нормы.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ПК «Пирамида»

Резолютивная часть решения объявлена16 мая 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                                    И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                                А.С. Коптев

                                                                                                          С.В. Мороз

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-17/10

 

16.05.2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., на основании своего решения № 08-04-17/10 от 18.04.2017 о признании рекламы «…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…», размещенной ООО ПК «Пирамида» в период с 01.03.2017 по 20.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» недостоверной, ненадлежащей и нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – ООО ПК «Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011,183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16) прекратить нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении, как наружной рекламы, так и в сети Интернет, и иных средствах массовой информации.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 23 мая 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                                                                              И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                                          А.С. Коптев

                                                                                                                    С.В. Мороз

Связанные организации

Связанные организации не указаны