Определение б/н Определение о возбуждении дела № 08-04-17/11 по признакам на... от 20 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08-04-17/11

по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации

о рекламе

 

19 апреля 2017 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

09.03.2017 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по факту распространения 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области рекламных роликов: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица- маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…», с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

По мнению заявителя, салон «Амина» рекламирует лицензируемые косметологические услуги, не имея лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность, и в отсутствии предупредительной надписи о противопоказаниях.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения обращения гражданина запросило у лиц, заинтересованных в распространении указанной рекламы - рекламодателя ИП Салманова С. М. О.(ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, ИНН <...>) и рекламораспространителя – ООО «Теле Радио Компания «Телевидение Новой волны» (ЕГРЮЛ 1025100846528 от 14.01.2010ИНН 5190308030,183039 г. Мурманск, ул. Книповича, д.45-1), документы подтверждающие содержание рекламы.

Согласно представленной, сторонами договорных отношений, информации и сведений 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области выходило два рекламных ролика, следующего содержания: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…».

Таким образом, один рекламный ролик предлагает услуги чистки, массажа лица, наложение маски, второй ролик предлагает услуги косметолога.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 23.09.2016, с изм. от 08.12.2016) "О лицензировании медицинской деятельности»(далее Положение) определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Частью 3 Положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. В приложении перечислены работы/услуги составляющие медицинскую деятельность и подлежащие лицензированию, к числу которых причислены работы/услуги по косметологии.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (ред. от 29.09.2016) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2012 N 23010) такие услуги, как косметологическая чистка лица, наложение маски и др., относятся к медицинским услугам. Номенклатура медицинских услуг состоит из двух классов: "A" и "B".

Специальность "Косметология" (подраздел 008 "Дерматовенерология и косметология") включена в класс "В", представляющий тип услуг - комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В перечень медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входят такие услуги как общий массаж медицинский (код А21.01.001), массаж лица медицинский (код А21.01.002), массаж шеи медицинский (код А21.01.003), пилинг-массаж (код А21.01.006), очищение кожи лица и шеи (код А14.01.008), проведение депиляции (код А14.01.012).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

Между тем, виды услуг, оказываемых предприятиями и организациями населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016) и разграничивает платные услуги населению на бытовые и медицинские услуги.

Раздел Q классификатора деятельность в области здравоохранения и социальных услуг включает широкий диапазон мероприятий медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах.

Деятельность в области медицины прочая, код 86.90- деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала, в том числе в области гидротерапии, массажа, иглоукалывания и далее список открытый.

Раздел S классификатора предоставление прочих видов услуг включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02.2(косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств; гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода) введено Изменением 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст).

Из приведенных выше нормативных актов следует, что услуги, перечисленные в рекламном ролике: чистка лица, массаж лица, маска лица может быть как косметологической услугой, относящейся к медицинским услугам, требующая лицензии и строго выполняемая медицинскими работниками, так и косметической услугой, относящейся к бытовым услугам, оказываемой парикмахерскими и салонами красоты.

Если рекламируется услуга косметологическая, то требуется наличие медицинской лицензии и указание в самой рекламе о противопоказаниях.

Если же рекламируется услуга косметическая, то необходимо в полном объеме довести данную информацию до потребителя и указать в самой рекламе, что предлагается косметическая чистка и маска лица, гигиенический массаж лица и шеи, в соответствии с формулировками классификатора деятельность в области бытовых услуг.

В рассматриваемом случае рекламные ролики салона красоты «Амина» не содержат полную информацию об услугах салона, и вводят в заблуждение потребителей рекламы, ввиду недосказанности, и противоречивости информации в двух рекламных роликах, т.к. один из роликов рекламы салона красоты «Амина» предлагает « услуги косметолога», а второй ролик сообщает лишь о том, что салон оказывает услуги: чистку лица, массаж лица и маску, не раскрывая существенную для потребителя рекламы информацию медицинская эта услуга или бытовая.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно материалам дела ИП Салманов С. М. О.(ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, <...>) заключил договор № 11 от 16.02.2017г на размещение спорной рекламы и утвердил паспорт рекламного ролика.

В действиях ИП Салманова С. М. О. усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за названное нарушение несет рекламодатель – ИП Салманов С. М. О.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу № 08-04-17/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать участвующими в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ИП Салманов С. М. О.(ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, <...>.

3. Назначить дело к рассмотрению на 12 мая 2017 года в 10.00, по адресу: г. Мурманск, ул.Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.

В порядке подготовки дела к рассмотрению

ИП Салманов С.М.О. представить на рассмотрение в антимонопольный орган:

-имеющиеся у предпринимателя документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела № 08-04-17/11, ранее не представленные в антимонопольный орган;

-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства, подкрепленные документами.

Явка ИП Салманов С.М.О. (его законного представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в деле № 08-04-17/11), обязательна.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому либо электронному адресу и направить требуемые документы.

 

 

Заместитель руководителя управления                       И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны