Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-04-17/11 о нарушении анти... от 15 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-17/11

 

12 мая 2017 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

рассмотрев дело № 08-04-17/11 от 19.04.2017 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии индивидуального предпринимателя Салманова Садига Магоммедали Оглы.

УСТАНОВИЛА

09.03.2017 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по факту распространения 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области рекламных роликов: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица- маска в подарок! ….Баумана 37, тел. 52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…», с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

По мнению заявителя, салон «Амина» рекламирует лицензируемые косметологические услуги, не имея лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность, и в отсутствии предупредительной надписи о противопоказаниях.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

По запросу антимонопольного органа лица, заинтересованные в распространении указанной рекламы - рекламодатель ИП Салманов Садиг Магоммедали Оглы (ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, ИНН 519100629409, <...> и

рекламораспространитель – ООО «Теле Радио Компания «Телевидение Новой волны» (ЕГРЮЛ 1025100846528 от 14.01.2010ИНН 5190308030,183039 г. Мурманск, ул. Книповича, д.45-1), представили договорные документы и документы, подтверждающие содержание рекламы.

Согласно представленной, сторонами договорных отношений, информации и записи вещания 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области выходило два рекламных ролика, следующего содержания: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…».

Таким образом, один рекламный ролик предлагает услуги чистки, массажа лица, наложение маски, второй ролик предлагает услуги косметолога.

Противоречивость информации в двух рекламных роликах не позволяет потребителям понять, какие точно услуги оказываются в салоне «Амина» косметические или косметологические, что вводит потребителей в заблуждение.

Рекламодатель ИП Салманов С.М.О. не представил лицензию на оказание медицинских услуг(косметологических).

В ходе рассмотрения дела предприниматель Салманов С.М.О. пояснил, что с рекламным законодательством не знаком, формулируя текст рекламы со специалистами радиокомпании, надеялся на их компетенцию и правильность донесения информации до потребителя. Салманов С.М.О. объяснил, что не имеет медицинской лицензии и не оказывает, в принадлежащем ему салоне «Амина», косметологические услуги.

По утверждению Салманов С.М.О. в рекламе ошибочно говорится об услугах косметолога, указанные в рекламе: чистка лица и массаж являются косметическими процедурами и не требуют лицензии.

Салманов С.М.О. признал, что нарушил рекламное законодательство и пояснил, что специально не пытался вводить потребителей в заблуждение об услугах салона.

Предприниматель просил учесть, что нарушение совершено им по незнанию, без злого умысла и жалоб от посетителей салона не поступало.

Комиссия, в ходе рассмотрения дела, изучила рекламу, учредительные и договорные документы, представленные по запросу антимонопольного органа, письменные пояснения предпринимателя, а также учла позицию предпринимателя.

Согласно выписке из ЕГРИП индивидуальный предприниматель Салманов С.М.О. осуществляет деятельность по предоставлению парикмахерских услуг и услуг салона красоты (96.02).

Салманов С.М.О. заключил с ООО «Теле Радио Компания «Телевидение Новой волны» договор № 11 от 16.02.2017 на размещение рекламных материалов в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области сроком до 08.03.2017 года.

Согласно паспорту рекламного ролика, текст ролика определил и утвердил Салманов С.М.О.

Из представленного графика следует, что рекламные ролики выходили на радиоканалах «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» с 17.02.2017 по 08.03.2017г 4 раза в сутки.

Услуги приняты индивидуальным предпринимателем в полном объеме без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг по Акту № 063 от 08.03.2017.

Информация: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана 37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…., размещенная ИП Салмановым С.М.О. 06.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» по всем юридическим признакам является рекламой:

-распространялась в эфире радиоканала для неопределенного круга лиц;

-формировала и поддерживала интерес потребителя к услугам салона «Амина»: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица- маска в подарок!

-преследовала строго заданные цели информирования о салоне и продвижении его услуг на рынке: «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…».

Объектами рекламирования являются:

-салон «Амина»;

-услуги парикмахера, косметолога и т.д.;

-специальное предложение салона.

Из двух рекламных роликов следует, что салон «Амина» предлагает услуги косметолога; чистку, массаж и наложение маски. Данная информация создает впечатление у потребителя рекламы, что салон оказывает лицензированные медицинские услуги.

Однако, как было установлено, предприниматель не имеет лицензии на право оказывать услуги по косметологии и соответственно их рекламировать.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На основании ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 23.09.2016, с изм. от 08.12.2016) "О лицензировании медицинской деятельности»(далее Положение) определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Частью 3 Положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. В приложении перечислены работы/услуги составляющие медицинскую деятельность и подлежащие лицензированию, к числу которых причислены работы/услуги по косметологии.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (ред. от 29.09.2016) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2012 N 23010) такие услуги, как косметологическая чистка лица, наложение маски и др., относятся к медицинским услугам. Номенклатура медицинских услуг состоит из двух классов: "A" и "B".

Специальность "Косметология" (подраздел 008 "Дерматовенерология и косметология") включена в класс "В", представляющий тип услуг - комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В перечень медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входят такие услуги как общий массаж медицинский (код А21.01.001), массаж лица медицинский (код А21.01.002), массаж шеи медицинский (код А21.01.003), пилинг-массаж (код А21.01.006), очищение кожи лица и шеи (код А14.01.008), проведение депиляции (код А14.01.012).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центр "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).

В соответствии с п. 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно указанному приложению, работы (услуги) по косметологии, медицинским осмотрам, общей практике, сестринскому делу в косметологии составляют медицинскую деятельность.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" перечень медицинских услуг разделен на 2 класса: класс "А" и класс "Б". Класс "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по косметологии, включающих в себя комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, является медицинской и подлежит лицензированию.

В отличие от медицинских, к косметическим процедурам относятся мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. Они касаются поверхностного ухода без нарушения кожного покрова и иных способов вмешательства в организм. Такие косметические услуги, которые не требуют медицинского контроля и могут оказываться учреждениями коммунально-бытового назначения.

Между тем, виды услуг, оказываемых предприятиями и организациями населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016) и разграничивает платные услуги населению на бытовые и медицинские услуги.

Раздел Q классификатора деятельность в области здравоохранения и социальных услуг включает широкий диапазон мероприятий медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах.

Деятельность в области медицины прочая, код 86.90- деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала, в том числе в области гидротерапии, массажа, иглоукалывания и далее список открытый.

Раздел S классификатора предоставление прочих видов услуг включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02.2(косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств; гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода) введено Изменением 6/2016 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 14.04.2016 N 260-ст).

Из приведенных выше нормативных актов следует, что услуги, перечисленные в рекламном ролике: чистка лица, массаж лица, маска лица может быть как косметологической услугой, относящейся к медицинским услугам, требующая лицензии и строго выполняемая медицинскими работниками, так и косметической услугой, относящейся к бытовым услугам, оказываемой парикмахерскими и салонами красоты.

Если рекламируется услуга косметологическая, то требуется наличие медицинской лицензии и указание в самой рекламе о противопоказаниях.

Если же рекламируется услуга косметическая, то необходимо в полном объеме довести данную информацию до потребителя и указать в самой рекламе, что предлагается косметическая чистка и маска лица, гигиенический массаж лица и шеи, в соответствии с формулировками классификатора деятельность в области бытовых услуг.

В рассматриваемом случае рекламные ролики салона красоты «Амина» не содержат полную информацию об услугах салона, и вводят в заблуждение потребителей рекламы, ввиду недосказанности, и противоречивости информации в двух рекламных роликах, т.к. один из роликов рекламы салона красоты «Амина» предлагает « услуги косметолога», а второй ролик сообщает лишь о том, что салон оказывает услуги: чистку лица, массаж лица и маску, не раскрывая существенную для потребителя рекламы информацию медицинская эта услуга или бытовая.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Установлено, что ИП Салманов С.М.О. не имеет лицензии на право оказывать косметологические услуги, не оказывает их в принадлежащем ему салоне, однако рекламирует свои услуги как косметологические, тем самым вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Рекламодатель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара/услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Комиссия Мурманского УФАС России признала рекламные ролики: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…., размещенные ИП Салмановым С.М.О. 06.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» ненадлежащими и нарушающими часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно материалам дела ИП Салманов Садиг Магоммедали Оглы является рекламодателем вышеназванной рекламы, т.к. заключил договор № 11 от 16.02.2017г на размещение спорной рекламы и утвердил паспорт рекламного ролика.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – ИП Салманов Садиг Магоммедали Оглы(ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, ИНН 519100629409, <...>.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…., размещенные ИП Салмановым С.М.О. 06.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» ненадлежащими и нарушающими часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

  2. Выдать ИП Салмановым С.М.О. предписание об устранении нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе и обеспечить соблюдение указанной нормы.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Салманова С.М.О.

Резолютивная часть решения объявлена12 мая 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                                   И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                               А.С. Коптев

                                                                                                         С.В. Мороз

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-17/11

 

12.05.2017года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

на основании своего Решения № 08-04-17/11 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) о признании рекламы: «Специальное предложение от салона красоты «Амина». Чистка лица всего 800 рублей! При массаже лица - маска в подарок! ….Баумана37, тел.52-49-09» и «Дамы и господа салона красоты «Амина» предлагает все виды парикмахерских услуг…услуги косметолога и солярий…., размещенной ИП Салмановым С.М.О. 06.03.2017 в эфире радиостанций «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованию пункта части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – ИП Салманов Садиг Магоммедали Оглы(ОГРНИП 304519036300551 от 28.012004, ИНН 519100629409, <...>) прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 19 мая 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                                                                    И. Н. Попова

Члены комиссии:                                                                                А. С. Коптев

                                                                                                         С. В. Мороз

Связанные организации

Связанные организации не указаны