Решение б/н РЕШЕНИE и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 08-04-18/04 о нарушении ООО ... от 29 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 08-04-18/04

 

22 августа  2018 года                                                                                              г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместителя  руководителя управления  – Поповой Ирины Николаевны;

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,   специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Яшиной О.Е.

при рассмотрении  дела  № 08-04-18/04 от 05.04.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «ДНС-Ритейл»  (ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230 от 22.11.2010, 690068, Край Приморский, г. Владивосток, пр.100-летия Владивостока, д.155, корпус3, офис 5) (полный правопреемник «ДНС-Тверь») по   признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила) предусмотрено, что ФАС  России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, или места распространения рекламы.

По ходатайству Мурманского Управления Федеральной антимонопольной службы  ФАС России наделило Управление  (вх.№ АК/32520/18 от 08.05.2018) полномочиями возбудить и рассмотреть  дело  № 08-04-18/04.

В ходе подготовки дела к рассмотрению Мурманское УФАС России запросило информацию у лица, заинтересованного в распространении рекламы общества с ограниченной ответственностью  «ДНС-Тверь» (ИНН5001086472, ОГРН 1125001000057 от 13.01.2012, 143910, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б, помещение 421).

На момент фиксации правонарушения ООО «ДНС-Тверь», согласно сведениям  из единого государственного реестра юридических лиц, осуществляло торговлю розничную аудио- и видео техникой в специализированных магазинах (47.43), входило  в ООО «ДНС Групп» и находилось в стадии реорганизации.

 Общество представило приказы  « О проведении программы выгодных покупок  «Prozapas» (приказ №4 от 01.072015) и  «О проведении акции рассрочка 0-0-24 выгодный кредит».

Вместе с тем, Общество представило документы, свидетельствующие о том, что  инициатором размещения формы и содержания рекламы выступало само общество (Приложение №7 к договору № К 15-11/04 от 27.11.2015г.

Счет № 503 от 14.11.2016 и  акт № 466 от 23.11.2016 года подтверждают, что баннер формата 2,95х19,35м, был изготовлен, размещен в г. Мурманске на пр. Ленина, д.52 на основании разрешения № 2851 от 23.11.2017.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 27.04.2018,  ООО «ДНС-Тверь» реорганизовалось, полным приемником  компании стало ООО «ДНС-Ритейл»   (ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230 от 22.11.2010, 690068, Край Приморский, г. Владивосток, пр.100-летия Владивостока, д.155, корпус3, офис 5).

ООО «ДНС-Ритейл»   осуществляет торговлю оптовую компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением(46.51) а также торговлю розничную в специализированных магазинах(47.41)

Определением о возбуждении дела  08-04-18/04 рассмотрение дела назначено  на 10.05.2018г. в 11:00, запрошены дополнительные документы и сведения.

24.04.2018 ООО «ДНС-Тверь» (правопреемник ООО «ДНС-Ритейл)  получило определение о возбуждении дела и направило ходатайство о предоставлении запрашиваемых документов на рассмотрение дела и  получении  права на ознакомление с материалами дела.

Должностное лицо удовлетворило  ходатайство Общества и направило телефонограмму по указанному в ходатайстве телефону и электронному адресу с указанием даты и  времени ознакомления с материалами дела, а также   разрешением  на отсрочку  представления  документов до  даты рассмотрения дела10.05.2018.

Представитель ознакомился с материалами дела до даты рассмотрения, о чем свидетельствует лист ознакомления.

В назначенную дату  в присутствии представителей ООО «ДНС-Ритейл»  <...>, <...> (по доверенностям) состоялось рассмотрение дела 08-04-18/04 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Представители  юридического лица  озвучил свою позицию  по существу дела,  не признав вину  Общества, и  представили в ходе заседания  ходатайство о прекращении административного производства   в отношении ООО «ДНС-Ритейл».

Председатель Комиссии  рассмотрела ходатайство, представленное  представителями ООО «ДНС-Ритейл» на рассмотрение   о прекращении административного производства,  и  пояснила, что административное дело не возбуждалось в отношении ООО «ДНС-Ритейл», настоящее дело рассматривается по признакам нарушения рекламного законодательства.

Возбуждению административного производства предшествует рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства, и только  при наличии установленных  признаков нарушений материалы дела передаются должностному лицу для возбуждения административного производства

Председатель Комиссии разъяснил представителям юридического лиц, что  рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Административный регламент).

Комиссия в составе: Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Поповой Ирины Николаевны,

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Яшиной О.Е.,

совместно с представителями ООО «ДНС-Ритейл» проанализировала вновь представленные документы и  пришла  к выводу о необходимости отложить рассмотрение дела.

Документы по рекламе, размещенной  на пр. Ленина, д.50 в г. Мурманске: «выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника» «ТЦ «Аметист 1 этаж пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru», запрашиваемые  антимонопольным органом в Определении, не  представлены в полном объеме, несмотря на удовлетворенное,  антимонопольным органом, ранее   заявленное   ходатайство от 28.04.2018 ООО «ДНС-Ритейл»   об отсрочки предоставления документов(исх.№ 08-07-18/1370 от 03.05.2018).

Посовещавшись, Комиссия отложила рассмотрение дела 08-04-18/04, для сбора дополнительных доказательств, и назначила рассмотрение дела на  22 мая 2018 года в 11:00мск.

ООО «ДНС-Ритейл» письменно  ходатайствовало (вх. № 2158, от 14.05.2018) направлять всю корреспонденцию, связанную с рассмотрением дела 08-04-18/04, по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Воровского, д.5/23(магазин «DNS») в виду отдаленности Общества и в  целях оперативного взаимодействия.  Ходатайство удовлетворено председателем Комиссии.

Комиссия в новом составе: Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: начальника отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Коптева А.С.,   главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В. в присутствии представителя по доверенности <...> изучила вновь представленные документы.

Представитель юридического лица на рассмотрение дела представил только часть  запрашиваемой информации, сославшись на то, что, вследствие реорганизации, документы находятся в Санкт-Петербургском филиале  компании, по прежнему месту нахождения лица в г. Твери и, возможно,  по  месту нахождения юридического лица в г. Владивостоке, для сбора информации требуется   дополнительное  время.

Представитель ООО «ДНС-Ритейл»,    в ходе заседания, ходатайствовал отложить рассмотрение дела, в целях сбора  и предоставления  дополнительных доказательств по делу №08-04-18/04 . Председатель Комиссии  удовлетворила ходатайство, и рассмотрение дела  № 08-04-18/04  отложила на   05 июня  2018 в 11.00.

05 июня 2016 года Комиссия в прежнем составе, совместно с представителем <...>, изучила вновь представленные к заседанию документы, и определила список  документов, не представленных ООО «ДНС-Ритейл», необходимых для всестороннего и полного рассмотрения дела.

Представитель ООО «ДНС-Ритейл не смог дать пояснения Комиссии по содержанию  рекламоносителей (рассрочка 0-0-24  и 0-10-12), не проявил желания содействовать в установлении  обстоятельств  размещения  рекламы.

Представитель ООО «ДНС-Ритейл» <...> в ходе рассмотрения устно  ходатайствовал отложить рассмотрение   дела на более длительный срок, в целях сбора  и предоставления   документальных доказательств по делу №08-04-18/04.

Определением рассмотрение дела отложено до 26.07.2018г.

25.07.2018 в адрес Мурманского УФАС России поступило ходатайство ООО «ДНС Ритейл» с просьбой отложить рассмотрение дела в связи нетрудоспособностью представителя компании  <...>

26.07.2018 исх. № 08-04/18-04-2374 Определением рассмотрение дела отложено до 22.08.2018г.

В назначенную дату Комиссия в присутствии представителей по доверенностям ООО «ДНС-Ритейл» <...>  и <...> изучила представленные документы, проанализировала  рекламу, представленные «ОТП Банк» документы и пояснения,  выслушала доводы представителей юридического лица.

Согласно  письменным пояснениям Банка, «ОТП Банк» не  определял, не утверждал, не согласовывал, не осуществлял производство и распространение спорной  рекламы.

По мнению Банка,  условия, указанные на рекламном баннере, имеют признаки следующих продуктов «ОТП Банк»:

-«М 0-0-24» первоначальный взнос от 0-50%, срок-6-24 мес., процентная ставка – 10,3%-72,6%, сумма от 2000 до 300000руб.;

-«Выгодный плюс» первоначальный взнос – 90%, срок – 6-36 мес., процентная ставка – 15%, сумма от 2000 до 300000 руб.

Оформление рассрочки Банком не осуществляется.

В рамках Договора № Пк-Т-9079-13 от 19.07.2013г. определен порядок  осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей ООО «ДНС-Тверь» (правопреемник «ДНС-Ритейл») клиентам Банка товаров с оплатой их стоимости (части) за счет кредита, предоставляемого Банком, а также порядок сотрудничества при реализации программы кредитования на территории Российской Федерации.

Пунктами 9.1-9.1.2 Договора № Пк-Т-9079-13 от 19.07.2013г. определено, что при проведении рекламных кампаний и акций, имеющих отношение к настоящему Договору, обязательно должны использоваться товарные знаки  наименования сторон. Каждое упоминание одной  из сторон другой стороной в своих рекламных материалах должно быть предварительно согласовано сторонами в письменном виде,  проекты рекламных материалов должны быть представлены Стороне на согласование за 15 дней до начала их изготовления. Стороны обязуются соблюдать требования законодательства Российской Федерации.

 

Согласно пояснениям представителей ООО «ДНС Ритейл»,   инициировало распространения двух реклам в г. Мурманске на пр. Ленина 50 и 52  ООО «ДНС-Тверь», правопреемником которого с 27.03.2018г. является ООО «ДНС-Ритейл».

Со слов представителей, ООО «ДНС-Ритейл»  осуществляет продажу бытовой и цифровой техники и совместно с  Банком партнером  АО «ОТП Банк» организовало  акцию  по продаже своих товаров в кредит: «Рассрочка 0-0-24 выгодный кредит 0-0-24» и «0% первый взнос выгодный кредит. Бери сейчас  плати позже 0-12-10».

Макеты реклам утвердило ООО «ДНС-Тверь» и заключило договора на изготовление и распространение рекламы № К15-11/04 от 27.2015 и договор №27/2017 от 07.07.2017.

В рекламных баннерах используются  утвержденные корпоративные цвета (оранжево-белые) и изображения  (космос), в подтверждении  Общество представило выписку из бренд бука ООО «ДНС-Ритейл».

Вместе с тем обществом  на рассмотрение дела были представлены   индивидуальные условия договора потребительского кредита АО «ОТП Банк», в подтверждении того, что   финансовые условия, указанные в содержании рекламы, соответствуют оказанным услугам Банка, при приобретении потребителями товаров ООО «ДНС Ритейл» в рамках проведенных рекламных акций «Рассрочка», «Бери сейчас плати позже».

Представители ООО «ДНС-Ритейл» считают, что общество не нарушило рекламное законодательство, т.к. Закон не предусматривает размер шрифта рекламы, а вся требуемая информация содержалась в спорных  рекламах и была читаемой.  По мнению ООО «ДНС Ритейл»,  потребитель мог обратиться на сайт компании и к продавцам консультантам в магазин для получения той информации, которая была затруднительна для прочтения.

 

Комиссия выслушала позицию общества, изучила рекламу и  дополнительные материалы, представленные к рассмотрению и  не согласилась с доводами  ООО «ДНС-Ритейл» по следующим основаниям.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Рассматриваемая  реклама:

- «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas», далее  по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации  нечитаемым серым шрифтом»;

- «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев»,  Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника, под ней темным шрифтом «ТЦ «Аметист», 1 этаж» и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к  магазину пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru », еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом имеется текст в  8 строчек,

содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц(наружная баннерная реклама); формирует и поддерживает интерес  к  компании «DNS»(имеется логотип компании и цветовую гамму компании), его товарам (изображены товары, реализуемые магазином) и предложению «выгодный кредит»; «рассрочка»; «бери сейчас плати позже»; «вернем часть стоимости на карту»; преследует строго заданные цели продвижение товаров компании «DNS», (побуждают приобрести товары   в рассрочку, в кредит по адресу г. Мурманск, пр.  Ленине, д.52 в магазине«DNS»).

Объектами рекламирования являются:

- компания«DNS»;

-товары, реализуемые DNS»;

- кредитные предложения;

- магазин«DNS» по адресу г. Мурманск, пр.  Ленине, д.52.

 

Комиссия рассмотрела рекламу с точки зрения её  восприятия потребителем, без специальных средств, учитывая в совокупности место и  способ  размещения рекламы, форму и содержание рекламы.

Первая,  осмотренная комиссией,  рекламная баннерная  конструкция размещена  на здании торгового центра «Аметист» (в месте расположения магазина DNS) на перекрестке ул. Книповича, д.8 и пр. Ленина, д.52 вблизи проезжей части недалеко от пешеходного перехода и снабжена осветительными приборами. Площадь полотна приблизительно 60 кв. метров, шириной 3м и высотой 20 метров, высота конструкции достигает 5 этажного здания.

Привлекательная информация занимает по высоте 4 этажа здания, выполнена крупно: «DNS цифровая и бытовая техника»,  в центре рекламной конструкции на ярком оранжевом фоне изображены товары, предлагаемые магазином  с указанием: «космический ассортимент цифровой и бытовой техники», адрес интернет магазина  www.dns-shop.ru  и яркая красная стрелка, указывающая на местонахождение торговой точки.

В нижней части баннера, занимающей  1/5  всей  рекламной площади,  содержится  следующая информация: « Рассрочка (крупно), мелким шрифтом «выгодный кредит», далее крупно  «0-0-24 или вернем часть стоимости», (мелким темным шрифтом) «бонусами на карту ProZapas» далее  по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации  нечитаемым серым шрифтом».

Вторая рекламная конструкция площадью 125 кв.м  расположена на противоположной стороне от магазина «DNS» на здании многоквартирного жилого дома в г. Мурманске по пр. Ленина, д.50, снабжена осветительными приборами и занимает по высоте  примерно  6 этажей здания.

Реклама  выполнена на оранжевом полотне в центре которого помещена информация о кредите:  крупным шрифтом  «выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев», шрифтом поменьше- « Бери сейчас плати позже», «переплата всего 10%!*», ниже надпись крупным шрифтом «DNS цифровая и бытовая техника», под ней темным шрифтом «ТЦ «Аметист», 1 этаж и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к  магазину пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru », еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом имеется текст в  8 строчек, который не читаем из-за стиля, объема и  цвета его выполнения.

Оба баннера содержат рекламную информацию, продвигающую магазин  цифровой и бытовой техники «DNS»; его продукцию и  кредитные продукты (позволяющие приобрести продукцию магазина), как указано в рекламе, «по выгодной цене» или с возвратом части стоимости «вернем часть стоимости бонусами на карту Prozapas».

Существенная часть предложений об условиях бонусной программы, о наименовании банков, осуществляющих кредитование и условий кредита  0-10-12 и 0-0-24 в рекламе изображено нечитаемым мелким шрифтом.

В ограниченный промежуток времени мелкий серый цвет шрифта значительного объема не предоставляется возможным прочесть, что не позволяет потребителям рекламы получить из рекламных носителей полную и существенную информацию о наименовании  финансовых организаций, условиях кредитования и программы «Prozapas».

В ходе рассмотрения дела  представители ООО «ДНС-Ритейл» представили полный текст дисклеймера рекламы рассрочка «Рассрочка 0-0-24 или вернем часть стоимости» (размещенной на перекрестке улиц Книповича, д.8 и пр. Ленина, д. 52 в Мурманске) и дисклеймера к рекламе «0 % первый взнос – выгодный кредит» (размещенного на  пр. Ленина, д. 52 в Мурманске), изображенные мелким шрифтом.

Дисклеймер к акции «Мультиакция, рассрочка 0-0-24:

«организатор акции: «Компьютер  Трейд»(г. Владивосток, ул. Комсомольская, д.1, ИНН 2540167061, продавец акционного товара ООО «ДНС-Тверь»(ИНН 5001086472, ОГРН 112500100057, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, 7Б, пом.421, акция действует с 01июня по 31 декабря2017г, акция проводится только в розничных магазинах компании ДНС и при самовывозе товара, заказанного через интернет-магазин, организатор может менять сроки действия акции и условия её проведения. В акции принимает участие товар стоимостью от 2000 рублей до 300000 рублей. Список товаров, участвующих в акции ограничен, количество товара по акции ограничено. * Рассрочка - это кредитный продукт, предоставляемый кредитными учреждениями. Кредит предоставляется АО «ОТП Банк»(лицензия ЦБ РФ на осуществления банковских операций № 2766 от 27.11.2014)срок действия  договора потребительского кредита 24 месяца, срок возврата кредита: 24 месяца, сумма кредита, предоставляемого банком от 2000 до 300000 рублей. Первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка 15,7%.Кредит погашается ежемесячными, равными (аннуитетными) платежами. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования. При погашении кредита через третьих лиц взимается комиссия согласно их тарифам. В случае если кандидатура покупателя одобрена банком для выдачи кредитного продукта организатор акции предоставляет покупателю скидку с цены товара, приобретаемого в кредит. В итоге переплаты за товар в размере процентов  за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не  превышает его первоначальной стоимости, при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. Указанные условия определяют полностью стоимость кредита (займа), рассчитанную в соответствии с требованиями ФЗ «О потребительском кредите (займе). Подробная информация о правилах предоставления кредита, месте и порядке его оформления на сайтеwww.dns-shop.ru, у продавцов консультантов, и у кредитных специалистов Банков-Партнеров  в магазинах компании ДНС. Покупатель  вправе по данной акции самостоятельно выбрать получение выгоды между кредитным продуктом или начислением бонусов на персональную карту «Prozapas»(прозапас) «Prozapas»- программа выгодных покупок. Решение о выборе необходимо сообщить продавцу-консультанту магазина ДНС до оплаты покупки. **Бонусы по программе выгодных покупок «Prozapas». Для начисления бонусов покупатель должен быть зарегистрирован в программе«Prozapas».Воспользоваться бонусами возможно через 15 дней с момента поступления их на карту Prozapas. Бонусы действительны в течении 180  календарных дней с момента начисления. Бонусами можно оплатить до 100% стоимости покупок в магазинах ДНС и ДНС Технопоинт. 1 бонус= 1 рубль скидки».

 Дисклеймер к акции «0% первый взнос- выгодный кредит»:

«организатор акции: «Компьютер  Трейд»(г. Владивосток, ул. Комсомольская, д.1, ИНН 2540167061, продавец акционного товара ООО «ДНС-Тверь»(ИНН 5001086472, ОГРН 112500100057, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, 7Б, пом.421, акция действует с 01июня по 31 декабря2017г. Акция проводится в магазинах ДНС и ДНС Технопоинт. Организатор может менять срок действия  акции. В акции принимает весь  товар стоимостью от 300 рублей до 250000 рублей. Список товаров, участвующих в акции ограничен, количество товара по акции ограничен. Сумма кредита от 1500 рублей до 300000 рублей, срок действия договора кредита 12 месяцев,  срок возврата кредита 12 месяцев, первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка составляет 18%. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования. Переплата по кредитному договору составляет10% от стоимости товара, кредит предоставляется АО «ОТП Банк». Продавец акционного товара ООО «ДНС-Тверь»(ИНН 5001086472, ОГРН 112500100057, КПП 500101001, юр. адрес: 143910, Московская обл., г. Балашиха, ул. Звездная, 7Б, пом.42. Подробная информация о правилах предоставления кредита, месте и порядке его оформления на сайте www.dns-shop.ru и www.technopoint.ru, у продавцов консультантов, и у кредитных специалистов Банков-Партнеров  в магазинах компании ДНС и ДНС Технопоинт».

 

Анализируя рекламный текст,  обратимся  к  статье «Текстовые деликаты или шоковые способы воздействия на потребителя в креолизованных рекламных текстах»   кандидата филологических наук, доцента кафедр английского языка  гуманитарного факультета Южного Федерального университета Амири Людмилы Петровны, в которой  даётся понятие креолизованным рекламным текстам, способам их воздействия на потребителя, а также исследует механизма формирования двусмысленности в креолизованных рекламных текстах.

Креолизованный тексттекст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).

К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, соседствующие с вербальными и оказывающие существенное влияние на интерпретацию текста, а также все технические моменты оформления текста, влияющие на его смысл. Среди них: шрифт (нескольких видов и размеров), цвет, фон текста(цветной или иллюстрированный), средства орфографии, пунктуации и словообразования, иконические печатные символы (пиктограммы, идеограммы и т. п.), графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и т. п.).

В  рассматриваемом рекламном тексте  подтекст запланированный  автором выражен невербально, но он обладает маркерами, которые сигнализируют потребителю о «нужном», то есть подтекст реализуется в таких контекстно-ситуативных условиях, которые являются предпосылками для «нужного» восприятия рекламного текста.    Детальное рассмотрение рекламы показывает, что для усиления акцента,  в рекламе на первый план крупным текстом помещено предложение о «выгодном кредите 0%»  и рассрочке «0-0-24» на товары, реализуемые компанией DNS «цифровая и бытовая техника», тем самым достигается эффект важности  и привлекательности именно этой информации.  Игра с размером и цветом шрифта, позволила сделать рекламодателю  желаемый акцент.

Границы подтекста в креолизованном рекламном тексте обозримы, так как  нацеленность автора на восприятие  акцента потребителем  достигнута.

 Рекламодатель подал в  рекламе неотъемлемую часть существенной информации  для потребителя мелким шрифтом (об условиях получения кредита, наименовании финансовых организаций, об условиях  бонусной программы), и поместил в нижнюю часть рекламного полотна, тем самым достигнув  эффекта отсутствия информации, при этом утверждает о подаче  полной  информации для потребителей и соблюдении норм и требований законодательства.

Доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное и относительно полное) представление о рекламируемом объекте (услуге).

С учетом способа и особенности  размещения рекламы, а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы условий  предоставления  кредита, рассрочки, бонусной карты, исполненных мелким шрифтом, было  затруднено, что отмечено Комиссией Мурманского УФАС России,  понятой при осмотре рекламной конструкции и отражено в акте.

Комиссия Мурманского УФАС не может принять доводы  ООО «ДНС-Ритейл» о том, что мелкий текст был читабелен. 

Потенциальными   потребителями рекламы являются пешеходы, водители и пассажиры   транспортных средств, которые находятся в движении, что усложняет прочтение мелкого шрифта  текста условий акции в короткий промежуток времени.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с  позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Размещенная Обществом  реклама (разъясняющая финансовые затраты покупателей товаров в магазине «DNS»), выполнена мелким, не доступным для прочтения потребителям шрифтом: «….Кредит предоставляется АО «ОТП Банк …срок действия  договора потребительского кредита 24 месяца, срок возврата кредита: 24 месяца, сумма кредита, предоставляемого банком от 2000 до 300000 рублей. Первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка 15,7%.Кредит погашается ежемесячными, равными (аннуитетными) платежами. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования…»;

 «….Сумма кредита от 1500 рублей до 300000 рублей, срок действия договора кредита 12 месяцев,  срок возврата кредита 12 месяцев, первоначальный взнос составляет 0%, процентная ставка составляет 18%. Банком может взиматься плата за дополнительные услуги и услуги страхования. Переплата по кредитному договору составляет10% от стоимости товара, кредит предоставляется АО «ОТП Банк»…».

Приведенная часть рекламной информации значима для потребителя, т.к.   влияет  на конечную стоимость товара и соответственно принятия решения о приобретении товара. Реклама в представленном виде не отражала полностью  финансовые условия приобретения товара, т.к. именно существенная её  часть была исполнена мелким нечитаемым шрифтом и не позволяла в полной мере прочесть и осознать текст рекламы.

В свою очередь, возможность уточнения подробностей о рекламируемой финансовой  услуге и приобретении товара, путем кредитования,  не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

 

Комиссия при анализе рекламы, оценивало в совокупности все элементы зрительного воздействия рекламы на потребителя, учитывало их первое впечатление от рекламы и  исходило  из понятия рекламы,  которая  предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В связи с этим   приняты во внимание пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 58) в корреспонденции с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу данной нормы, доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Следует отметить, что площадь баннеров значительна 60 и 125 кв. м., что позволяло, сделать рекламу более информативной для потребителя и учесть, что реклама направлена на потребителей, движущихся в  пешеходном потоке и  на транспорте, находящихся в покое  не более 1,5 минут, при включенном светофоре, запрещающем движение.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама финансовых услуг подчинена требованиям статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно представленной информации банком партнером, осуществляющими кредитование покупателей товаров  ООО «ДНС-Тверь» являются банки ОАО «ОТП Банк».

В рассматриваемом случае  из-за мелкого шрифта, использованного в рекламе, потребителю недоступна информация о  финансовой организации, осуществляющей кредитование потребителей  товаров в магазине «DNS». Крупный шрифт рекламного текста сообщает потребителям о рассрочки, что в отсутствии информации  о Банке, приводит к искажению информации и тем самым водит потребителей рекламы в заблуждение.

Формальное наличие в рекламе существенной информации  при ненадлежащей форме ее представления   не свидетельствует о соответствии рекламы  требованиям законодательства  о рекламе.

Комиссия признала рекламу:  «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas», далее  по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации  нечитаемым серым шрифтом»;

- «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев»,  Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника, под ней темным шрифтом «ТЦ «Аметист», 1 этаж» и стрелка красного цвета в окружности, указывающая направление движения к  магазину пр. Ленине, д.52/www.dns-shop.ru», еще ниже на 1/6 всей площади рекламного поля мелким серым шрифтом имеется текст в  8 строчек, распространявшуюся  07.02.2018 в виде  наружной рекламной конструкции, в отсутствии существенной информации    ненадлежащей, нарушающей требования нарушения части 1  статьи 28 и  части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Потребитель рекламы не получил из рекламы в виде баннеров, размещенной 07.02.2018 на многоэтажных зданиях в г. Мурманске на пр. Ленина, д.50 и д.52, важную для него информацию, которая была  выполнена мелким не читаемым шрифтом, и введен в заблуждение относительно лица, осуществляющего кредитование покупателей   товаров, приобретаемых в   магазине «DNS».

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является общество с ограниченной  «ДНС-Ритейл»   (ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230 от 22.11.2010, 690068, Край Приморский, г. Владивосток, пр.100-летия Владивостока, д.155, корпус3, офис 5).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas», далее  по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации  нечитаемым серым шрифтом»;

- «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев»,  Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника, «ТЦ «Аметист», 1 этаж», далее мелкий шрифт, 

распространенную 07.02.2018 в виде  наружной рекламной конструкции,  ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Признать нарушившим, части 7 статьи 5 и  часть 1 статьи 28 Закона о рекламе,  общество с ограниченной  «ДНС-Ритейл»   (ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230 от 22.11.2010, 690068, Край Приморский, г. Владивосток, пр.100-летия Владивостока, д.155, корпус3, офис 5).

3. Выдать предписание об устранении правонарушения и соблюдении норма рекламного законодательства.

4.  Передать  материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено   27 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                                 И.Н. Попова

 

Члены комиссии:                                                                              С.В. Мороз

 

                                                                                                          О.Е. Яшина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

 № 08-04-18/04

 

22.08.2018 года                                                                                                        

г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции  Мороз С.В. и специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е.,

на основании своего решения № 08-04-18/04 о признании  рекламы, в виде  наружной рекламной конструкции:

«Рассрочка выгодный кредит, 0-0-24 или вернем часть стоимости, бонусами на карту ProZapas»,(далее  по всей ширине полотна 14 строк рекламной информации  нечитаемым серым шрифтом);

- «Выгодный кредит 0% первый взнос на 12 месяцев»,  Бери сейчас плати позже, переплата всего 10%!*, DNS цифровая и бытовая техника, «ТЦ «Аметист», 1 этаж» (далее мелкий шрифт),   распространенной  07.02.2018  в отсутствии существенной информации и наименования кредитной организации,    ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю и рекламодателю  –  обществу с ограниченной ответственностью «ДНС-Ритейл»   (ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230 от 22.11.2010, 690068, Край Приморский, г. Владивосток, пр.100-летия Владивостока, д.155, корпус3, офис 5) прекратить  нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение  указанных норм при  распространении  наружной  рекламы, а именно   довести до неопределенного круга лиц рекламную информацию в полном объеме  в  форме  и   виде, позволяющем прочесть и осознать весь текст рекламы  без специальных усилий и применения специальных средств.

 

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области  до 22 октября 2018 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Мурманское  УФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:                                               И.Н.Попова

 

Члены комиссии:                                                            С.В.Мороз

 

                                                                                            О.Е.Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны