Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 08-04-18/12 ООО «Ситилинк» п... от 10 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-18/12

05 декабря 2018 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е.

рассмотрев дело № 08-04-18/12 от 13.11.2018 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии заявителя <...> и представителей ООО «Ситилинк» по доверенностям <...> и <...>                                                             

УСТАНОВИЛА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданина по факту распространения в сентябре 2018 года в г. Апатиты на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm), Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) рекламного ролика: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей», с признаками нарушения пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 и части 11 стати 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) конечному потребителю.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Определением о возбуждении дела 08-04-18/12 рассмотрение дела назначено на 04.12.2018г. в 11:30.

03.12.2018 в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от ООО «Ситилинк» о переносе рассмотрения дела на 05.12.2018 в 11:30 в связи с невозможностью явиться в указанный срок, по причине поломки автомобиля в пути следования.

Комиссия рассмотрела ходатайство ООО «Ситилинк» и решила удовлетворить просьбу, уведомив 03.12.2018 телефонограммой лиц участвующих в рассмотрении данного дела.

В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила рекламный ролик, заслушала мнение заявителя и позицию ООО «Ситилинк».

Заявитель <...> пояснил, что является абонентом кабельного телевидения ООО «ТК Хибины» и оплачивает слуги в размере 390 рублей в месяц за 178 каналов. Услышав рекламу по радио, посчитал, что предложение услуги интерактивного телевидения за 100 каналов 147 рублей в месяц будет для него экономически выгодным и обратился в компанию «Ситилинк» за подключением к интерактивному телевидению с заявкой.

09.09.2018 по заявке пришел специалист ООО «Ситилинк» и пояснил, что для подключения одного телевизора к интерактивному телевидению необходимо у ООО «Ситилин» приобрести приставку TVIP S-BOX стоимостью 2600 рублей.

В случае приобретения приставки в рассрочку на 1 год помимо абонентской платы необходимо будет оплачивать стоимость приставки в размере 256 рублей, из расчёта 3072 рубля (цена в рассрочку). Таким образом, ежемесячная плата за один год будет составлять: 403 рубля (147,0+256,0). Из чего следует, что интерактивное телевидение ООО «Ситилинк» 100 каналов за год составит по стоимости 4836 рублей, ООО «ТК «Хибины» 178 каналов 3960 рублей, что на 876 рублей дешевле, а в месяц на 73 рубля (403,0-330,0).

По мнению заявителя, реклама ООО «Ситилинк» недостоверная, так как содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости услуги и условиях приобретения услуги по цене, указанной в рекламном ролике, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и не оправдывает их ожидание. Заявитель требует привлечь к административной ответственности ООО «Ситилинк» за недобросовестную рекламу.

Представитель ООО «Ситилинк» высказал свою позицию и признал, что Общество нарушило пункт 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Услуга IPTV предоставляется компанией «Ситилинк», являющейся агентом поставщика - ООО «Телекоммуникационные сети Петронет».

147 рублей - это ежемесячная абонентская плата за пакет ТВ каналов "Популярный"(официально утвержден, как «Стандартный»). Просматривать телевидение можно на смартфонах, планшетах, ноутбуках, компьютерах, телевизорах с функцией smartTV и без неё. Для просмотра домашнего ТВ необходимо подключить пакеты ТВ каналов в личном кабинете и принять договор-оферту поставщика телеконтента. Дополнительных условий нет.

После подключения в личном кабинете пакетов ТВ каналов можно просматривать телевидение на устройствах: смартфоне, планшете, ноутбуке или ПК, телевизора с функцией SmartTV.

Для старых моделей телевизоров без функции SmartTV требуется ТВ приставка (по аналогии с приставками DVB-T2 для просмотра цифрового эфирного телевидения, если эта функция отсутствует в ТВ). ТВ приставку можно приобрести в магазине, либо в компании Ситилинк (можно купить в рассрочку, можно взять в аренду). Приобретение приставки в компании «Ситилинк» не является обязательным и существенным условием для подключения к услуге домашнего телевидения. Представитель подтвердил, что в рекламном ролике, продвигающем домашнее телевидение, не говорится об обязательном наличии приставки для телевизоров старого образца и возможности взять приставку у компании в аренду, при этом без приставки просмотр 147 каналов на аналоговых телевизорах не возможен.

Представитель ООО «Ситилинк» признал, что реклама содержит некорректное сравнение стоимости аналогичных услуг других компаний, так как основана на собственном анализе и не содержит профессиональных статистических исследований.

Вместе с тем, представитель ООО «Ситилинк» не согласился с тем, что в рекламе имеет место нарушение правил русского языка при использовании фразы: «месяц напопробовать дают».

По мнению Общества, в рассматриваемой рекламе используется разговорная речь употребляемая героями ролика по сюжету в домашней обстановке в виде диалога супругов. ООО «Ситилинк» считает допустимым использование предлога «на» перед глаголом в разговорной речи, т.к. она не подчиняется строгим правилам русского языка. Основные признаки устной разговорной речи, а также ее основное отличие от письменной формы: неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, спонтанность (вызвана ситуацией), диалогичность.

Комиссия, учла мнение сторон, проанализировала содержание рекламы и представленные сторонами документы.

ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д.44) осуществляет деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10).

В телекоммуникационные услуги включаются: передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную, телеграфную связь и телекс, услуги по аренде линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных. К данному виду услуг относятся услуги организаций, предоставляющих доступ в сеть Интернет.

Согласно агентского договора № 02/2013/СЛ от 21 марта 2013 года ООО «Ситилинк» является агентом оператора ООО «Телекоммуникационные сети «Петронет» и принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени оператора юридические и иные действия, предусмотренные разделом 3 договора:

- осуществлять привлечение абонентов к услуге;

-заключать договоры на услуги связи абонента;

- принимать от абонентов денежные средства в качестве платы за услуги оператора в соответствии с тарифами;

-обеспечивать доставку услуги абонентам;

-оказывать абонентам дополнительные услуги по настройке и монтажу абонентского оборудования.

Действующие тарифы и размер агентского вознаграждения установлены оператором в дополнительных соглашениях к договору № 1,5,6,7,9.

В приложении №1 к дополнительному соглашению №9 от 01.07.2018г договора №02/2013/СЛ определены пакеты каналов и их стоимость с учетом месторасположения. Стоимость стандартного пакета (100 каналов) для жителей городов Апатиты и Полярные Зори составляет 147 рублей.

ООО Ситилинк» заключило договор б/н от 02.11.2015 с ООО «Циркон» на размещение рекламного ролика в эфире радиостанций: «Хибинская Волна», «Радио Имандра», «Русское Радио Апатиты», «Радио Виста FM» (ретрансляция «Авторадио», «Милицейская Волна», «Русское Радио», «Европа Плюс» соответственно) в целях продвижения услуги по подключению «домашнего телевидения» в дома жителей г. Апатиты.

Согласно приложению № 9/18 к Договору, эфирным справкам и Акту № 268 от 30.09.2018 рекламный ролик размещался на указанных радиоканалах с 01 сентября по 30 сентября 2018 г. без претензий и по обоюдному согласию сторон.

Согласно Договору б/н от 02.11.2015 рекламный материал для распространения (аудио ролик) предоставлен ООО «Ситилинк».

Размещённая в виде аудио ролика в г. Апатиты на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm), Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) информация: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей», является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к компании «Ситилинк» и её услуге «домашнее телевидение», призвана формировать и поддерживать интерес к телекоммуникационной услуге компании и привлекательному предложению 100 каналов за 147 рублей с бесплатным использованием один месяц.

Объектами рекламирования являются:

- компания «Ситилинк»;

- телекоммуникационная услуга «домашнее телевидение»;

- предложение 100 каналов за 147 рублей в месяц.

Вместе с тем, реклама в побудительной форме («надо подключить», «Звони, давай в «Ситилинк»!) сообщает о преимуществе домашнего телевидения Ситилинк перед кабельным, при этом сравнивает свои услуги с иными организациями, осуществляющими телекоммуникационные услуги в г. Апатиты (« выгоднее кабельного»).

Заявление о преимуществах, в том числе, формулировка, содержащая превосходную степень "выгоднее", должны иметь документальное и фактическое обоснование и должно быть указано в самой рекламе. Под преимуществом понимается превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного характера или услуги иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение потребителей.

На сегодняшний день город Апатиты Мурманской области располагает пятью компаниями, предоставляющими телекоммуникационные услуги в дома граждан: ООО «ТК Хибины», ООО «Телерадиокомпания Кандалакша», ПАО «Ростелеком», ООО «Телесеть», ООО «АТВ».

Соответственно ООО «Ситилинк», размещая рекламу «выгоднее кабельного», должно, доказать своё первенство среди всех организаций и четко обозначить критерий по которому оценивалась компания.

Общество в своих пояснениях ссылается на собственные исследования, однако, Обществом не представлены документарные доказательства того, что фактически количество предоставляемых «Ситилинк» каналов(100) по цене 147 рублей выгоднее.

Из паспорта рекламного ролика следует, что сравнение с иными операторами телекоммуникационных услуг производится по цене услуги, при этом не указывается конкретная стоимость услуг домашнего телевидения других операторов, а также не учитывается число предоставляемых ими каналов и обязанность приобретения приставки для получения их услуг, что не допустимо.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов в превосходной степени "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Привлекая рекламой внимание потребителей к своей компании и услугам (домашнему телевидению) ООО «Ситилинк» использует в рекламе сравнение, неподкрепленное исследованиями, тем самым действует недобросовестно по отношению к другим субъектам рынка.

Закон о рекламе не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.

Согласно материалам дела, для получения услуги «домашнее телевидение «Ситилинк», требуется установить приставку, для приема интерактивного телевидения, при наличии у клиента телевизора старого образца.

Реклама не содержит существенную информацию о дополнительных расходах, связанных с приобретением приставки для приема интерактивного телевидения аналоговыми телевизорами, без которой невозможен просмотр программ, и стоимость которой, влияет на конечную цену услуги интерактивного телевидения ООО «Ситилинк», и по фату не соответствует заявленной в рекламе.

Следует учитывать, что реклам направлена на неопределенный круг лиц, среди которых имеются граждане, не обладающие телевизорами нового поколения.

Именно по этой причине заявитель <...> обратился в антимонопольный орган за восстановление своих прав, как потребитель спорной рекламы, так как имел телевизоры старого поколения.

Представленные заявителем расчеты позволяют наглядно убедиться в том, что стоимость услуги «домашнее телевидение от Ситилинк» с учетом приобретаемой приставки, будет дороже заявленной в рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре/услуге, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре/услуге, условиях приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Заявитель акцентировал внимание Комиссии на том, что рассматриваемая реклама компании Ситилинк ввела его в заблуждение и не оправдала ожиданий в результате обращения в компанию.

ООО «Ситилинк» признало, что допустило нарушение рекламного законодательства, т.к. не проводило статистических исследований, и безосновательно сравнивало свои услуги с аналогичными услугами других субъектов рынка телекоммуникационных услуг, а также не указало в рекламе полную информацию о получении услуги домашнее телевидение Ситилинк.

На основании вышеизложенного, Комиссия признала рекламу недостоверной и ненадлежащей, нарушающей требования пункт 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Вместе с тем, Комиссия приняла доводы ООО «Ситилинк» о том, что нарушение правил русского языка, в конкретном случае, требовал сюжет рекламного ролика, в котором использовалась разговорная речь, т.к. героями ролика были супруги беседующие в домашней обстановке.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункт 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д.44).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей», распространявшуюся в виде звукового ролика в сентябре 2018 года в г. Апатиты на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm), Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) недостоверной и ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ООО «Ситилинк» о прекращении нарушения и соблюдения требований пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:

И.Н. Попова

 

Члены комиссии:

С.В.Мороз

О.Е.Яшина

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу

№ 08-04-18/12

05.12.2018 года

г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В. и специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е., на основании своего решения № 08-04-18/12 о признании рекламы: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей», размещенной в виде аудио ролика в г. Апатиты на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm), Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm), недостоверной и ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Привлекая рекламой внимание потребителей к своей компании и услугам

( подключение домашнего телевидения) ООО «Ситилинк» использует в рекламе сравнение, неподкрепленное исследованиями, тем самым действует недобросовестно по отношению к другим субъектам рынка и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно стоимости телекоммуникационных услуг и других условий её приобретения.

Руководствуясь пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Рекламодателю – ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д.44) прекратить нарушение пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы во всех средствах массовой информации, наружной рекламе и Интернет сети, а именно: в рекламе с ценовыми показателями указывать все существенные условия, влияющие на конечную стоимость услуги; публиковать только достоверную и подтвержденную информацию о преимуществах своих услуг перед находящимися в обороте услугами иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность.

2.Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 25 декабря 2018 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе, в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

И.Н.Попова

 

Члены комиссии:

С.В.Мороз

О.Е.Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны