Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу по делу № 08-05-15/... от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу по делу № 08-05-15/11

об административном правонарушении

 

17 июня 2015 года

г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-15/11, возбужденного в индивидуального предпринимателя Садигова М.И.О.,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях Мурманской области, был выявлен факт распространения рекламы: «Выставка-продажа ШУБ, меховой салон «Снежана», изделия из норки, сурка, бобра, нутрии, мутона и кожи, головные уборы. Каждому покупателю подарок и скидка 30-40%. Предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет. Сравните цены! Меняем старую шубу на новую!» в газете «Мурманский вестник» № 1 (5894) от 03 января 2015 года на странице 3,с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

В нарушение нормы Закона о рекламе в рекламе «Выставка продажа ШУБ меховой салон «Снежана»…предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет …» отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего услуги кредитования (для юридического лица – наименование).

Кроме того, в рекламе указан срок предоставления кредита от 3 месяцев до 3 лет, что является одним из условий кредита и такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 Закона предусмотрено, что недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).

Реклама, размещенная в № 1 (5894) от 03 января 2015 года на странице 3 газеты «Мурманский вестник», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к «Выставке-продаже ШУБ, меховой салон «Снежана»; преследует строго заданные цели информирования: о «Выставке продаже шуб» и продвижении товара, что следует из фраз: «Каждому покупателю подарок и скидка 30-40%.Сравни цены! Меняем старую шубу на новую!», в том числе предлагается приобрести шубы в кредит «Предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет».

Объектами рекламирования являются:

- меховой салон «Снежана»

- Шубы;

- финансовая услуга - "кредит", предоставляемый в связи с покупкой шуб.

Согласно материалам дела, Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» - исполнитель и индивидуальный предприниматель Садигов М.И.О. – заказчик заключили договор без номера от 01.01.2015г в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность по размещению рекламных материалов заказчика в газете Мурманский вестник и на сайте www.mvestnik.ru в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Из выписки ЕГРИП индивидуального предпринимателя Садигова М.И.О.  следует, что основной деятельностью предпринимателя является оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов.

В материалах дела содержится заявка на аренду помещения в целях проведения выставки-продажи шуб и меховых изделий в г. Мурманске, ул. Челюскинцев, д.2а, «Ледовый Дворец» с 07.01.2015 по 09.01.2015г., Договор-Заявка № 261 от 26.12.2014г., подписанный генеральным директором ГОУП «Учебно-спортивный центр» и ИП Садиговым М.И.О., а также акт № 41 от 09.01.2015г на оказание услуг по предоставлению площади для участия в выставке (ярмарке) в здании Ледового Дворца в даты, указанные в рекламе.

В материалах дела имеется макет рекламы, который и был размещен в газете «Мурманский вестник» в № 1 (5894) от 03 января 2015 года на странице 3.

Акт №00000062 от 03.01.2015г об оказании услуг подтверждает, что размещение рекламы 03.01.2015 в газете «Мурманский вестник» выполнено полностью и в срок, без претензий по объему, качеству и срокам и оказанию услуг. Акт выполненных работ скреплен подписями и печатями сторон.

Текст рекламы свидетельствует о распространении в газете «Мурманский вестник» в № 1 (5894) от 03 января 2015 года на странице 3 помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, также рекламу финансовых услуг - "кредита", предоставляемого в связи с покупкой указанного товара.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Согласно материалам дела в распространяемой рекламе: «Выставка-продажа ШУБ, меховой салон «Снежана… Предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет», отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Поскольку в вышеупомянутой рекламе содержится указание на предоставление рекламируемой услуги "кредит", то такая информация воспринимается потребителями, как предложение получения именно банковской услуги, что подтверждается представленным договором.

По запросу Мурманского УФАС» представлена копия договора о сотрудничестве № ПК-Т-08 с приложениями, заключенного ИП Садиговым М.И.О. с банком ОАО «ОТП Банк». Договор о сотрудничестве определяет взаимные права и обязанности в рамках сотрудничества при реализации Программы кредитования на территории Российской Федерации, а также устанавливает порядок взаимодействия при организации безналичных расчётов, связанных с продажей Предприятием товаров, услуг или работ физическим лицам (клиентам) с оплатой части их стоимости за счет кредита, предоставленного Банком. Соглашение содержит приложение №4 Заявление на возврат/замену товара, приложение № 5 Заявление на отмену авторизации и Приложение №6 Заявление на получение потребительского кредита.

Таким образом, ИП Садигов М.И.О. самостоятельно не оказывает услуги кредитования, указанный в рекламе «кредит» предоставляется покупателем меховых изделий «салона Снежана» ОАО «ОТП Банком».

В данном случае в тексте рекламного объявления отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется Обществом в форме отсрочки платежа, а не банком. Следовательно, реклама «Выставка продажа шуб меховой салон «Снежана» предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет» должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" закреплено, что кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

 

В силу части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В нарушение нормы Закона о рекламе в рекламе «Выставка продажа ШУБ меховой салон «Снежана»…предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет …» отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего услуги кредитования (для юридического лица – наименование).

 

Кроме того, в рекламе указан срок предоставления кредита от 3 месяцев до 3 лет, что является одним из условий кредита.

Как следует из пунктов 24 и 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе",

-в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

-в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", в договоре между кредитными организациями и их клиентами должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Таким образом, к условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика относятся: сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, неустойка за просроченную задолженность по погашению кредита, информация о возможном досрочном (полном или частичном) погашении кредита, комиссия за обналичивание, стоимость кредитной карты, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование кредитной организации и полные условия кредитования, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, что не соответствует требованиям части 1, части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 5 Закона предусмотрено, что недобросовестная, недостоверная реклама не допускается, как не допускается и реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из системного анализа положений указанного Закона следует, что требование части 1 и части 3 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания «Предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов Общества в заблуждение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Садигов М.И.О.

Таким образом, ИП Садигов М.И.О. не обеспечил соблюдение рекламного законодательства, допустив размещение рекламы: «Выставка-продажа ШУБ, меховой салон «Снежана», изделия из норки, сурка, бобра, нутрии, мутона и кожи, головные уборы. Каждому покупателю подарок и скидка 30-40%. Предоставляем кредит от 3 месяцев до 3 лет. Сравните цены! Меняем старую шубу на новую!», в газете «Мурманский вестник» № 1 (5894) от 03 января 2015 года на странице 3, с нарушением требований части 1 и 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В действиях ИП Садигова М.И.О. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламодатель, заинтересованный в продвижении своей продукции на рынке, должен предпринять все меры для соблюдения рекламного законодательства и позаботиться о том, чтобы потребитель рекламы не был введен в заблуждение и получил добросовестную и достоверную информацию о рекламируемом товаре (услуге).

В ходе рассмотрения дела ИП Садигов М.И.О. раскаялась в совершении административного правонарушения, оказала антимонопольному органу содействие в установлении обстоятельств дела и представила до рассмотрения дела исполнение предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Мурманским УФАС России.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлены обстоятельства смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1,4,7 статьи 4.2 КоАП РФ.

А именно:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

7)добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) является обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств.

Постановление вынесено в присутствии Садигова М.И.О.

Руководствуясь статьями 2.1,4.2, 4.3, 14.3,1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным индивидуального предпринимателя Садигова М.И.О. в совершении нарушения части 1 и 3статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить индивидуального предпринимателя Садигова М.И.О. штраф в размере 4 000 (четырёх тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны