Постановление б/н Постановление по делу № 08-05-17/26 об административном прав... от 23 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

№ 08-05-17/26

 

23мая 2017 года

г. Мурманск

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-17/26 возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью ПК «Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011,183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16),

УСТАНОВИЛА:

09.03 2017 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по факту распространения 06.03.2017 в эфире радиостанции «Ди ФМ» на территории г. Мурманска и Мурманской области рекламного ролика: «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……», с признаками нарушения рекламного законодательства. Заявителем представлена запись вещания эфира радиостанции «Ди ФМ- Мурманск» за 06.03.2017.

По мнению заявителя, в рекламе отсутствует конкретный критерий, по которому компания ООО ПК «Пирамида» считается лидирующей, отсутствие в рекламе существенной информации, подтверждающей сведения о преимуществах рекламируемого товара/услуги перед находящимися в обороте товарами/услугами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;.

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Рекламный ролик под названием «Пирамида» под музыкальное произведение<...>, хронометражем 35 секунд содержал следующий текст: «Кровли! Фасады! Строительный мир! Знай! Пирамида - твой ориентир! Замер и расчет предоставит для Вас! ПК Пирамида - всё есть у нас! Производственная компания «Пирамида» -лидирующий производитель кровельных и фасадных материалов на рынке Мурманской области. Металлочерепица, профнастил, сэндвич-панели, вентилируемые фасады и многое другое Компания «Пирамида» - с нами вы строите на века! Г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2. 44-07-52 и 44-46-21».

Рекламный ролик » по всем юридическим признакам является рекламой:

-распространялся в эфире радиостанций для неопределенного круга лиц;

-формировал и поддерживала интерес потребителя к ООО «ПК Пирамида и его товарам «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……»

Объектами рекламирования являются: ООО «ПК Пирамида» товары, производимые Обществом.

Общество с ограниченной ответственностью производственная компания «Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011,183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16) осуществляет деятельность по производству прочих готовых металлических изделий(25.9), торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами(46.4).

В целях продвижения своей компании и производимой продукции ООО «ПК «Пирамида»(заказчик) заключило с ООО «ТРК «ТНВ»(исполнитель) договор №5 на размещение рекламы в эфире радиостанций: «Русское радио», «Авторадио», «ДИ ФМ» на территории г. Мурманска и области.

Согласно пункту 2.1 Договора Заказчик предоставляет исполнителю информацию и материалы для размещения в эфире. Пунктом 2.3.2. Договора определено, что заказчик обязан соблюдать Закон о рекламе и законодательство Российской Федерации.

Представленные графики выхода рекламы ООО «ПК «Пирамида» подтверждают, что рекламный ролик «…Производственная компания «Пирамида» лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…г. Мурманск, ул. Книповича, 61/2 тел……» выходил в эфир радиостанций:

«Русское радио» г. Мурманск 105,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки; «ДИ ФМ» г. Мурманск 101,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки; «Авторадио»г. Мурманск102,5 FM с 01.03.2017 по 20.03.2017 с периодичностью 5 раз в сутки.

Акт № 00000005 от 20.03.2017г. выполненных работ по размещению рекламных материалов ООО «ПК «Пирамида» подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам.

Представленные в материалы дела паспорт рекламного ролика и запись эфира полностью совпадает с информацией, выходившей в эфир радиостанций.

ООО «ПК «Пирамида» пояснило, что компания является производителем кровельной и фасадной продукции, в целях продвижения своих товаров общество создало рекламный ролик, и разместило на радиоканалах «Русское радио», «Авто радио» и «ДИ ФМ».

  • создании ролика Общество не преследовало цель принизить преимущества иных производителей, осуществляющих аналогичную деятельность на рынке Мурманской области. Выбирая слоган «лидирующий производитель» Общество подразумевало один из числа производителей Мурманской области, т.к. знает, что в области имеются компании производящие аналогичные товары.

Представитель, ссылаясь на заключение лингвиста, считает, что значение слова «лидирующий» в тексте означает находящийся в процессе лидирования, становящийся лидером, но не ставший им.

Вместе с тем, представитель признает, что не имеет большого опыта размещения рекламы и по незнанию не учел, что восприятия у потребителей рассматриваемой рекламы может быть различным, что необходимо в самой рекламе указать критерий, по которому Общество является лидирующим производителем кровельной и фасадной продукции.

ООО ПК «Пирамида» не представило документальных доказательств рекламному слогану, «…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…» и не указало критерий оценки.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

В общераспространенном понимании значение слова "лидирующий" воспринимается потребителем как «первенствующий», «первый», «лучший», «обладатель первого места».

В представленном заключении специалиста филолога, кандидата педагогических наук <...>, которая провела лексико-грамматический анализ структуры текста спорного рекламного ролика, и сделала вывод о том, что анализируемый текст ролика соответствует требованию рекламного законодательства, не учитывалось восприятие рекламы простыми потребителями.

Реклама, звучащая на радио, направлена на неопределенный круг лиц, т.е. на различные слои населения.

Кроме того, из заключения специалиста <...> следует, что значение слова «лидирующий» определяется по начальной форме глагола «лидировать», которое трактуется в словаре Ушакова, как «выступать лидером».

Следовательно, использование в рекламе ООО ПК «Пирамида» слова "лидирующий" направлено на привлечение внимания к компании, указывает на то, что данная компания является ведущей, лидирующей, первой по производству кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области. Данная рекламная информация приводится в качестве сравнительной с другими компаниями, предоставляющими аналогичные услуги на рынке Мурманской области.

На сегодняшний день Мурманская область располагает тремя предприятиями по производству кровельных, фасадных материалов, что не отрицается самим Обществом, соответственно ООО ПК «Пирамида», размещая рекламу: ««…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…»должна, доказать своё первенство среди всех организаций и в самой рекламе четко обозначить критерий по которому оценивалась компания.

В материалы дела предоставлены документы, указывающие, что ООО ПК «Пирамида» осуществляет такой вид деятельности, как производство прочих готовых металлических изделий(25.9). При этом из рекламы не следует, по какому именно критерию осуществляется сравнение. Рекламная информация, размещенная ООО ПК «Пирамида» на радиостанциях г. Мурманска воспринимается как сведения о том, что ООО ПК «Пирамида» является лидирующей компанией в осуществляемой им виде деятельности.

Заключение специалиста по результатам лингвистического исследования о значении значение слова "лидирующий", используемого в рекламе ООО ПК «Пирамида», не может являться основанием для оценки данной рекламы на предмет ее соответствия требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в частности, действиям Общества по размещению рекламной информации с использованием сравнения ««…Производственная компания «Пирамида»-лидирующий производитель кровельных, фасадных материалов на рынке Мурманской области…» без указания критерия, по которому осуществляется сравнение, что является обязательным в соответствии с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного в рекламе может указываться критерий, по которому осуществляется сравнение только в случае наличия документального подтверждения. В данном случае документальное подтверждение отсутствует.

Из рекламы ООО ПК «Пирамида», размещенной в эфире радиостанций Русское радио» г. Мурманск 105,5 FM, «ДИ ФМ» г. Мурманск 101,5 FM и «Авторадио» г. Мурманск 102,5 FM в период с 01.03.2017 по 20.03.2017 не следует, что компания ПК «Пирамида» лидирующий производитель по объему производимой продукции, по качеству, ассортименту либо цене, т.е. имеется недосказанность, которая вводит потребителя рекламы в заблуждения и создает неверное представление о товаре/услуге, а также носит сравнительный характер объекта рекламирования с иными товарами/услугами без объективного подтверждения в самой рекламе, что, противоречит пункту 1 части 3 статье 5 и части 7 статье 5 Закона о рекламе и ведет к нездоровой конкуренции.

Следовательно, в рекламе использована сравнительная характеристика "лидирующий" без указания критерия, по которому осуществляется сравнение, что не допускается в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 и части 7 статье 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В силу части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Спорная реклама признана антимонопольным органом недостоверной и ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Место совершения административного правонарушения: вещание радиоканала «ДИ ФМ» - Российская Федерация, Мурманск, ул. Книповича, д.45, офис1.

Время совершения административного правонарушения: дата размещения рекламы - с 01.03.2017 по 20.03.2017.

Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Лицо, совершившее противоправные действия (Субъект административного правонарушения) рекламодатель –ООО «ПК « Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011, юридический адрес:183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16, адрес местонахождения: Мурманск, ул. Книповича, д.61/2, офис 2).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на юридических лиц– от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Вина ООО «ПК « Пирамида» заключается в том, что инициируя размещение рекламы, Общество не приняло всех мер, и разместило рекламу с нарушением рекламного законодательства, при этом имея условия для соблюдения требований Закона о рекламе.

Из пояснений Общества следует, что компания допустила нарушения без злого умысла, и ранее не привлекалось к ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного в сети Интернет https://rmsp.nalog.ru/search.html, ООО «ПК « Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011, юридический адрес:183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16, адрес местонахождения: Мурманск, ул. Книповича, д.61/2, офис 2) является малым предприятием.

Согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «ПК « Пирамида» в течение 2016 годах не привлекался к ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, т.е. впервые совершило нарушение рекламного законодательства.

При назначении административного наказания должностным лицом учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих ответственность обстоятельств - своевременное устранение правонарушения.

  • учётом приведённых обстоятельств, должностное лицо считает возможным, за впервые совершенное административное правонарушение, применение части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ в отношении ООО «ПК « Пирамида», т.е. заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Общество уведомлено о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайствовало рассмотреть дело в день составления протокола.

  • лицо удовлетворило ходатайство, и при вынесении постановления, учло ранее представленные лицом документы по существу дела и объяснения.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом приведённых обстоятельств, руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

1. Признать виновным ООО «ПК « Пирамида» (ИНН 5190002267, ОГРН 1115190030372 от 05.12.2011, юридический адрес:183052 Мурманская область, г. Мурманск, пр. Автопарковый, 16, адрес местонахождения: Мурманск, ул. Книповича, д.61/2, офис 2) в совершении нарушения требования пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа, объявив ООО «ПК « Пирамида» предупреждение.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель руководителя управления                                               И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны