Решение б/н Решение по делу Совета депутатов муниципального образования ... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №30
о нарушении антимонопольного законодательства
«06» ноября 2008 г. г. Мурманск
Комиссия Мурманского УФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – руководителя управления Назаркиной Н.И.; членов комиссии: заместителя руководителя, начальника отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Поповой И.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Воробьёва В.В., специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О.А., рассмотрев дело №30 по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2007 года Советом депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области принято Решение №21/4 «О создании муниципального учреждения «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района». Пунктом 2 указанного Решения утверждено Положение о муниципальном учреждении «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района» (далее по тексту – МУ «ЦПОМУ Кольского района»).
В соответствии с Положением о МУ «ЦПОМУ Кольского района» целью деятельности учреждения является удовлетворение потребностей администрации муниципального образования Кольский район и её структурных подразделений, Совета депутатов муниципального образования Кольский район, муниципальных образований Кольского района, а также на платной основе предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в следующих видах услуг:
- по организации и проведению закупок на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в интересах государственных и муниципальных заказчиков;
- по осуществлению функций заказчика-застройщика по капитальному строительству, капитальному и текущему ремонту, реконструкции объектов недвижимости, в которых размещены подразделения, входящие в структуру муниципального образования Кольский район, муниципальных образований – городских и сельских поселений;
- по оказанию юридических услуг, в том числе на платной основе;
- по оказанию посреднических услуг;
- по проведению землеустроительных работ.
Кроме того, пунктом 3 Решения Совета депутатов от 11.12.2007г. №21/4 МУ «ЦПОМУ Кольского района» было введено в структуру Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области в качестве её структурной единицы.
Таким образом, статус МУ «ЦПОМУ Кольского района» определяется: Решением Совета депутатов от 11.12.2007г. №21/4 и Положением о муниципальном учреждении «ЦПОМУ Кольского района».
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Как следует из Положения о МУ «ЦПОМУ Кольского района», учреждение наделено правом оказывать услуги, в том числе, на платной основе (п.2.1. Положения), согласно п.4.4 Положения в качестве одного из источников формирования имущества учреждения прямо предусмотрены средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Таким образом, МУ «ЦПОМУ Кольского района» соответствует понятию «хозяйствующий субъект», данному в пункте 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как следует из п.2.1.1 Положения о МУ «ЦПОМУ Кольского района» (далее по тексту – Положение МУ), при реализации услуг по организации и проведению закупок на поставки товаров, выполнение работ для муниципальных нужд Учреждение осуществляет, в том числе, следующие функции:
1) предоставление услуг своей профессиональной (котировочной, аукционной) комиссии в составе 5 человек, во главе с председателем комиссии, внесённым в единый государственный реестр специалистов по проведению торгов (абзац 7 пункта 2.1.1. Положения МУ) ;
2) осуществление возврата обеспечения заявок участников конкурса (аукциона) в соответствии с действующим законодательством и условиями конкурсной (аукционной) документации (абзац 11 пункта 2.1.1. Положения МУ);
3) разъяснение положений конкурсной (аукционной, котировочной) документации (абзац 12 пункта 2.1.1. Положения МУ);
Комиссией установлено, что перечисленные функции МУ «ЦПОМУ Кольского района» осуществляет следующим образом.
1) Директор МУ «ЦПОМУ Кольского района» приказом №01 от 09.01.2008г. утвердил состав Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, МУ «ЦПОМУ Кольского района» утвердило состав комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
2) 05.05.2008г. Директор МУ «ЦПОМУ Кольского района» утвердил Документацию для проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту образовательных учреждений Кольского района.
Согласно пункту 8.27 части III аукционной документации «Информационная карта аукциона», денежные средства, вносимые участниками аукциона в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе подлежат перечислению на счет МУ «ЦПОМУ Кольского района»:
р/сч 40703810533020000014
в Мурманском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» г.Кола
БИК 044705782
К/сч 3010181000000000782
ИНН 5105032270
КПП 510501001
ОКПО 81087365
ОГРН 1075105001421
ОКАТО 47205501000
Таким образом, МУ «ЦПОМУ Кольского района» осуществляет операции с денежными средствами участников аукциона, подлежащими перечислению в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе (их получение на счёт и возврат).
3) Согласно части I документации для проведения вышеуказанного аукциона «Термины и определения» МУ «ЦПОМУ Кольского района» определён в качестве Уполномоченного органа: «…Муниципальное учреждение «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района» - орган муниципальной власти Администрации МО Кольский район, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Кольского района, определённых решением о создании данного органа». Согласно пункту 8.18 части III аукционной документации «Информационная карта аукциона» любой участник размещения заказа вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе Уполномоченному органу.
Таким образом, МУ «ЦПОМУ Кольского района» осуществляет разъяснение аукционной документации.
Комиссией при принятии данного решения учтены также иные имеющиеся в её распоряжении документы, подтверждающие осуществление МУ «ЦПОМУ Кольского района» вышеперечисленных функций.
В силу Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон «О размещении заказов»), перечисленные функции осуществляет либо муниципальный заказчик, либо уполномоченный орган.
Согласно статье 4 Федерального закона «О размещении заказов» заказчиком (при размещении муниципального заказа) могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Таким образом, МУ «ЦПОМУ Кольского района» не соответствует данному понятию муниципального заказчика в случаях, когда не является получателем средств местного бюджета для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов», может быть создан орган местного самоуправления, уполномоченный для осуществления функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков (уполномоченный орган). Данной нормой чётко определён круг субъектов, которые могут быть уполномоченным органом. Хозяйствующий субъект уполномоченным органом являться не может (в муниципальном образовании - только орган местного самоуправления).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2.1.1. Положения МУ учреждение предоставляет услуги своей профессиональной (котировочной, аукционной) комиссии при организации и проведении закупок на поставки товаров, выполнение работ для муниципальных нужд. Как было установлено, МУ «ЦПОМУ Кольского района» утверждает состав комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В силу ч.2 ст.7 Федерального закона «О размещении заказов» именно заказчик или уполномоченный орган может принимать решение о создании комиссии, определять её состав и порядок работы, назначать председателя комиссии. Даже такой хозяйствующий субъект как специализированная организация (являющийся юридическим лицом и привлекаемый заказчиком или уполномоченным органом для осуществления функций по размещению заказа на основе контракта по результатам конкурса) такими полномочиями не располагает.
Таким образом, абзацем 7 пункта 2.1.1. Положения МУ Муниципальное учреждена «ЦПОМУ Кольского района» наделено функциями уполномоченного органа.
Согласно абзацу 11 пункта 2.1.1. Положения МУ учреждение осуществляет возврат обеспечения заявок участников публичной процедуры размещения муниципального заказа.
Как следует из части 3 статьи 27 Федерального закона «О размещении заказов», полномочия по возврату внесённых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежных средств участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и не допущенному к участию в конкурсе, возлагается на заказчика или уполномоченный орган. Согласно части 4 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов» возврат внесённых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежных средств осуществляется только заказчиком или уполномоченным органом.
Как было установлено, МУ «ЦПОМУ Кольского района» осуществляет операции с денежными средствами участников аукциона, подлежащими перечислению в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе (их получение на счёт и возврат).
Таким образом, абзацем 11 пункта 2.1.1. Положения МУ Муниципальное учреждение «ЦПОМУ Кольского района» наделено функциями уполномоченного органа.
Согласно абзацу 12 пункта 2.1.1. Положения МУ учреждение осуществляет разъяснение положений конкурсной (аукционной, котировочной) документации.
Как было установлено МУ «ЦПОМУ Кольского района» действительно осуществляет разъяснение аукционной документации.
Согласно статье 24 Федерального закона «О размещении заказов», только заказчик и уполномоченный орган могут давать разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа.
Таким образом, абзацем 12 пункта 2.1.1. Положения МУ Муниципальное учреждение «ЦПОМУ Кольского района» наделено функциями уполномоченного органа.
Помимо изложенного, пунктом 3 Решения Совета депутатов от 11.12.2007г. №21/4 МУ «ЦПОМУ Кольского района» было введено в структуру Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области в качестве её структурной единицы. Как было установлено Комиссией, МУ «ЦПОМУ Кольского района» является хозяйствующим субъектом. Администрация муниципального образования Кольский район Мурманской области является органом местного самоуправления, наделено властными полномочиями Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и Уставом Муниципального образования Кольский район Мурманской области. Таким образом, Совет депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области включил в состав органов местного самоуправления хозяйствующий субъект.
Федеральный закон «О защите конкуренции» частью 3 статьи 15 вводит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, позволяющие наделять хозяйствующий субъект функциями органов местного самоуправления, которыми, как установлено Комиссией, было наделено МУ «ЦПОМУ Кольского района».
Поскольку совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта прямо запрещено антимонопольным законодательством, наличие или угроза наступления негативных последствий для конкуренции предполагается законодателем и, в принципе, не требует доказывания антимонопольным органом.
Комиссией изучен вопрос, как может повлиять на конкуренцию совмещение функций органов местного самоуправления, которыми, было наделено МУ «ЦПОМУ Кольского района», со свойственными ему функциями хозяйствующего субъекта.
Рынок услуг специализированных организаций по организации и проведению закупок товаров, выполнению работ для государственных и муниципальных нужд в интересах государственных и муниципальных заказчиков находится в стадии становления и формирования. Специализированная организация (хозяйствующий субъект), как участник рынка действует по установленным законом правилам, с определенным набором функций, прав и обязанностей, ответственностью за ущерб, причинённый участникам размещения заказов. Законодательством не предусмотрено исключений для специализированных организаций по указанным параметрам. Если количество видов услуг, которые предоставляет хозяйствующий субъект в качестве специализированной организации, больше, чем он может оказывать в соответствии с законом, это является его преимуществом в конкурентной борьбе с другими специализированными организациями.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, которые могут войти на рынок услуг специализированных организаций, будут заведомо поставлены в неравные условия с МУ «ЦПОМУ Кольского района». Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона «О размещении заказов» специализированная организация привлекается для осуществления функций по размещению заказа на основе контракта и только по результатам конкурса. МУ «ЦПОМУ Кольского района» посредством издания Совета депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области Решения от 11.12.2007г. №21/4 (наделения его функциями органа местного самоуправления и включения в структуру Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области) был избавлен от необходимости участия в конкурсе на основе конкуренции с иными специализированными организациями.
Кроме того, согласно пункту 2.3.1 Положения МУ «ЦПОМУ Кольского района» осуществляет оказание юридических услуг, включая работу с жалобами и заявлениями юридических и физических лиц. Указанные функции учреждение осуществляет в соответствии с поставленными целями деятельности (см. пункт 2.1. Положения МУ), т.е. в целях удовлетворения потребностей администрации муниципального образования Кольский район и её структурных подразделений, Совета депутатов муниципального образования Кольский район, муниципальных образований Кольского района.
Редакция Положения МУ не конкретизирует с какими именно жалобами и заявлениями юридических и физических лиц уполномочено работать учреждение и какие конкретно действия при этом совершать. Положением МУ не предусмотрено каких-либо исключений по вопросу работы учреждения с жалобами, которые могут поступать в адрес администрации муниципального образования Кольский район и её структурных подразделений, Совета депутатов муниципального образования Кольский район, муниципальных образований Кольского района.
Согласно пункту 13 части 3 статьи 25 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, Глава муниципального образования организует в Совете депутатов прием граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб.
Исходя из установленных обстоятельств дела, комиссия пришла к выводу, что Совет депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области принял решение, предусматривающее совмещение функций создаваемого хозяйствующего субъекта с функциями органа местного самоуправления. Часть 3 статьи 15 запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, поэтому Совет депутатов муниципального образования Кольский район Мурманской области, утвердив Положение о МУ «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района» с наделением его функциями органа местного самоуправления и введя данное учреждение в структуру Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области, нарушил указанную норму.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что в силу п.п. 5.2.4 Положения о МУ «ЦПОМУ Кольского района» тарифы на услуги, оказываемые учреждением, утверждаются Главой администрации Кольского района. Представитель Совета депутатов муниципального образования Кольский район пояснил, что на момент рассмотрения дела тарифы на услуги учреждения утверждены не были. Как следует из имеющихся в распоряжении Комиссии документов, МУ «ЦПОМУ Кольского района» оказывало один и тот же вид услуг разным заказчикам по разным тарифам. Такая стратегия предприятия характерна для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующих положение на рынке и, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», является запрещенным действием (злоупотреблением доминирующим положением). На момент рассмотрения дела №30 Комиссия не располагает данными исследования конкурентной среды на рынке услуг специализированных организаций Мурманской области и поэтому не имеет достаточных оснований для признания доминирующим на данном рынке положения МУ «ЦПОМУ Кольского района» и вменения нарушения вышеуказанной нормы.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения Советом депутатов муниципального образования Кольский район части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в принятии решения, предусматривающего совмещение функций создаваемого хозяйствующего субъекта с функциями органа местного самоуправления: о наделении МУ «ЦПОМУ Кольского района» функциями органа местного самоуправления абзацами 7, 11 и 12 пункта 2.1.1. Положения о муниципальном учреждении «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района», а также пунктом 3 решения от 11.12.2007г. №21/4;
2. Выдать Совету депутатов муниципального образования Кольский район предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства: в срок до 15 декабря 2008г. привести в соответствие с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции» Решение №21/4 «О создании муниципального учреждения «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района» и утверждённое им Положение о муниципальном учреждении «Центр по оказанию муниципальных услуг Кольского района».
3. Направить материалы дела №30 для рассмотрения и принятия мер в части вопроса оказания МУ «ЦПОМУ Кольского района» платных услуг без утверждения соответствующих тарифов в Прокуратуру Мурманской области.
Председатель комиссии Н.И. Назаркина
Члены комиссии: И.Н. Попова, О.А. Басавина, В.В. Воробьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны