Решение №КВ/2366/24 Решение от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-385/2024

        

         Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2024 года

         В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2024 года               

г. Мурманск

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии Мурманского УФАС России:

Воронина К.Ф. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены комиссии Мурманского УФАС России:

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Чоповская Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителя Государственного автономного учреждения Мурманской области «Региональный центр по организации закупок» – <...> (по доверенности),

представителя Государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки» – <...> (по доверенности),

представителя общества с ограниченной ответственностью «ВОКТЕЛ» – <...> (по доверенности),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВОКТЕЛ» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (Комплект №5 - модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки)  (извещение № 32413586504),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.05.2024 Заказчиком – Государственным автономным учреждением Мурманской области «Центр спортивной подготовки» (далее – ГАУМО «ЦСП») размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (Комплект №5 - модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки)  (извещение № 32413586504).

Не согласившись с действиями Заказчика, 24.05.2024 ООО «ВОКТЕЛ» обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.

Согласно доводам жалобы Заявителя, конкурсная документация Заказчика не соответствует требованиям законодательства о закупках.

Жалоба рассмотрена 29.05.2024 в 10 часов 00 минут посредством видеоконференцсвязи.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая закупка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки» (утв. 28.02.2024) (далее – Положение о закупках).

 

1. Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком лиц, привлекаемых к исполнению договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 5.4.6. проекта контракта установлено, что в случае если Поставщик не согласен с предъявляемой Заказчиком претензией о некачественной поставке, Поставщик обязан самостоятельно подтвердить качество товара заключением эксперта, экспертной организации и оригинал экспертного заключения представить Заказчику. Выбор эксперта, экспертной организации осуществляется Поставщиком и согласовывается с Заказчиком. Оплата услуг эксперта, экспертной организации, а также всех расходов, в том числе связанных с транспортировкой, монтажом/демонтажем товара для экспертизы, осуществляется Поставщиком.

Вместе с тем, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что согласование привлекаемых экспертов с Заказчиком является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в проекте договора конкурсной документации, ограничивает количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Довод жалобы признается обоснованным.

 

2. Согласно второму доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено положение о возможности изменения существенных условий договора.

Указанный довод снят с рассмотрения по существу представителем заявителя в ходе заседания Комиссии.

 

3. Согласно третьему доводу жалобы, установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить наилучшее предложение при проведении конкурса в электронной форме.

Так, Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлена возможность предоставления договоров сопоставимого характера, а также, в нарушение требований законодательства не установлена градация присвоения баллов по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки».

Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 8.11.1 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе установить следующие критерии оценки:

1) цена договора (цена единицы (сумма цен единиц) товара, работы, услуги);

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация);

5) сроки предоставляемых гарантий качества.

Предметом договора является поставка и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (Комплект №5 - модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки).

В связи с чем, установление возможности предоставления договоров сопоставимого характера противоречит требованиям Положения о закупках Заказчика.

Комиссия Мурманского УФАС России также полагает необходимым отметить, что законодательством не предусмотрены ограничения в части того, какие именно показатели могут быть установлены заказчиком для оценки нестоимостного критерия - квалификация участников закупки.

Конкурсная документация не содержит такого основания отказа в допуске к участию в закупке, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки.

Таким образом, установленный Заказчиком критерий не препятствует подаче заявки на участие в конкурсе и возможности быть признанным его победителем.

 

Пунктом 3.1.4.  раздела 3 «Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме» установлен порядок оценки заявки по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки (КФ).

Согласно данному пункту оценка осуществляется по показателю: предоставление в составе заявки планировки, визуализации (макета) Модульного административно-бытового сооружения с киберспортивной зоной и отдельных модулей - значимость критерия оценки - 40%.

Коэффициент значимости критерия составляет - 0,40.

Содержание показателя: к оценке принимаются:

1. Планировки «умной» спортивной площадки (Комплект №5 (модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом), включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки), предложенные участником к реализации при исполнении контракта. Планировка должна включать в себя:

- план модульного административно-бытового сооружения с киберспортивной зоной и отдельных модулей в масштабе М 1:100;

- общую компоновочную схему модульного спортивного сооружения для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающего киберспортивную зону и открытые спортивные площадки.

2. Визуализации (макет) (в формате 3D) некапитального модульного административно-бытового сооружения «Фиджитал-центр» «умной» спортивной площадки (Комплект №5 (модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом), включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки), предложенные участником к реализации при исполнении контракта.

Визуализация должна включать в себя не менее 4 изображений модульного административно-бытового сооружения «Фиджитал-центр» «умной» спортивной площадки со всех 4 сторон.

3. Визуализации (макет) (в формате 3D) отдельных модулей «умной» спортивной площадки (Комплект №5 (модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом), включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки), предложенные участником к реализации при исполнении контракта.

Визуализации (макет) (в формате 3D) отдельных модулей должна включать в себя:

- визуализацию Комплекта модуля компьютерного зала (не менее 2-х изображений);

- визуализацию Комплекта модуля зоны игровых консолей и виртуальной реальности (не менее 2-х изображений);

- визуализацию Комплекта модуля коридорных помещений с зоной администратора и фудкорта (не менее 2-х изображений).

Участник закупки по указанному показателю подтверждает, что планировка, визуализация (макета) Модульного административно-бытового сооружения с киберспортивной зоной и отдельных модулей соответствует:

- приказу Министерства спорта Российской Федерации № 107 от 15.02.2022.

- описанию объекта закупки, являющемуся приложением к Документации о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Порядок оценки заявок по показателю:

Участнику закупки, предоставившему документы в соответствии с пунктами 1, 2, 3 настоящего критерия, КФ = 100 баллов.

При отсутствии предложения по показателю, равно как и при представлении предложения, не соответствующего/не в полной мере соответствующих требованиям, указанным в пунктах 1,2,3, заявке присваивается 0 баллов по показателю.

Комиссия Мурманского УФАС России не может согласится с доводом об отсутствии градации баллов.

В рассматриваемом случае Заявителем не доказано наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что при формировании вышеуказанных положений закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

Комиссия Мурманского УФАС России также отмечает, что установленные Заказчиком критерии оценки не препятствуют участию в конкурсе, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

Таким образом, установленные Заказчиком критерии не нарушают требований законодательства о закупках и соответствуют Положению о закупках Заказчика.

Довод жалобы признается необоснованным.

 

4. Согласно четвертому доводу жалобы, Заявитель указывает, что описание объекта закупки содержит неправомерное требование о соответствии поставляемого баскетбольного кольца условиям ГОСТ Р 56434-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний».

Так, по мнению Заявителя, описание объекта закупки содержит требование о том, что сетка баскетбольного кольца должна быть выполнена из цепи, в то время как ГОСТ предусматривает изготовление сетки из нитей (синтетических или натуральных).

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Предметом закупки в рассматриваемом случае выступает поставка и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (Комплект №5 – модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки).

Приложением № 1 к Описанию объекта закупки, установлены требования к отдельным компонентам комплекта, в том числе по позиции № 3 к баскетбольной стойке стационарной, 1 шт. (в комплекте с амортизационным кольцом и сеткой).

Как установлено Комиссией Мурманского УФАС России, из приведенного Заказчиком описания объекта закупки, требования ГОСТ распространяются только на два элемента – щит и кольцо.

В то же время, в связи с тем, что на сетку антивандальную из оцинкованной цепи ГОСТ не распространяется, Заказчику надлежало произвести описание объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно – включить обоснование применения указанной характеристики, чего Заказчиком сделано не было.

 

Аналогичное нарушение допущено при описании объекта закупки по позиции № 6 «Комплект для воркаута».

Так, описание объекта закупки Заказчика содержит требование о соответствии используемых труб ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия».

При этом, описание объекта закупки содержит требование о том, что трубы должны иметь определенный внутренний диаметр, в то время в ГОСТ не содержит в себе характеристики внутреннего диаметра труб.

На основании вышеизложенного Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, довод Заявителя признается обоснованным.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВОКТЕЛ» на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения Мурманской области «Центр спортивной подготовки» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок (Комплект №5 - модульное спортивное сооружение для занятий функционально-цифровым (фиджитал) спортом, включающий киберспортивную зону и открытые спортивные площадки)  (извещение № 32413586504) частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика – Государственное автономное учреждение Мурманской области «Центр спортивной подготовки» нарушившим часть 1 статьи 2, а также пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны