Решение б/н Решение по делу № 14 о нарушении антимонопольного законодате... от 16 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №14

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «06» июня 2014г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии представителя ответчика – начальника юридического отдела МКУ «Управление делами ОМСУ г.п. Никель» <...> (доверенность №024 от 13.06.2014), рассмотрев дело № 14 по признакам нарушения Администрацией городского поселения Никель Печенгского района (184421, Мурманская область, пос. Никель, ул.Победы д.1, оф. 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении для МУП «Жилфонд» тарифа на ввод в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление гражданки <...>, проживающей по адресу Мурманская область, п.Никель, Гвардейский проспект д. 28а, по вопросу ущемления ее интересов Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд».

Как следует из заявления, 17.02.2014 гр. <...> обратилась в Муниципальное унитарное предприятие «Жилфонд» (далее по тексту – МУП «Жилфонд»), как к исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме 28а по Гвардейскому проспекту в городском поселении Никель Печенгского района, с заявкой на первичную опломбировку приборов учета горячего и холодного водоснабжения. Предприятие обязало <...> оплатить «Ввод приборов учета ХВС и ГВС в эксплуатацию с выдачей регистрационного акта» в размере 252,47.

Установлено, что плата взималась на основании Постановления Администрации городского поселения Никель Печенгского района от 26.08.2013 №88 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта». В связи с обнаружением в действиях Администрации городского поселения Никель Печенгского района (184421, Мурманская область, пос. Никель, ул.Победы д.1, оф. 1) (далее по тексту – Администрация г.п. Никель) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №6 было принято решение о выделении дела отдельное производство, возбуждено дело №14.

В результате рассмотрения дела установлено следующее.

Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354) (далее по тексту – Правила).

Пунктом 81 Правил определено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пункту 81(3) Правил, в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81(8)).

Согласно пункту 81(9) Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении), приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 2 Правил, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пункту 8 указанных Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на взимание исполнителями коммунальных услуг платы как за ввод приборов учета горячего и холодного водоснабжения в эксплуатацию, так и за опломбирование приборов учета (в случае первичной установки).

Однако, несмотря на наличие запрета, Администрация г.п. Никель своим постановлением от 26.08.2013 №88 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта» установила для МУП «Жилфонд» тариф на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС в размере 252,47 рублей с учетом НДС.

Указанное постановление было издано Администрацией г.п. Никель в соответствии с Положением о порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (утверждено Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области от 28.12.2007 №101), в связи с поступившим ходатайством МУП «Жилфонд» от 05.08.2013 №1373«А» об установлении для предприятия тарифа на ввод в эксплуатацию приборов учета ГВС и ХВС с выдачей регистрационного акта.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции

Признаки ограничения конкуренции определены пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром признается объект гражданским прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как отмечалось выше, действующим законодательством предусмотрен запрет на взимание исполнителем коммунальных услуг платы за первичный ввод приборов учета горячего и холодного водоснабжения в эксплуатацию (опломбировку приборов учета), деятельность исполнителей коммунальных услуг по вводу приборов учета в эксплуатацию связана с осуществлением ими своих функций по предоставлению потребителю коммунальных услуг и не является отдельной услугой.

Комиссия полагает, что Администрация г.п. Никель, установив для МУП «Жилфонд» тариф на ввод в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, позволила указанному предприятию ввести в оборот соответствующую услугу, что фактически привело к противоправному созданию сферы услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Указанными действиями орган власти предоставил МУП «Жилфонд» конкурентное преимущество – исключительное право на оказание услуг по вводу приборов в эксплуатацию.

Как следствие, МУП «Жилфонд», являясь единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим указанные услуги, имело полную возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения указанного товара на товарном рынке.

Таким образом, последствием рассматриваемых действий Администрации г.п.Никель явилось негативное влияние на конкурентную среду на товарном рынке услуг, связанных с предоставлением коммунальных ресурсов населению, проживающему на территории городского поселения Никель, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Одновременно, рассматриваемые противоправные действия указанного органа власти затронули материальные права неопределенного круга физических лиц, подавших заявки на первичный ввод приборов учета ГВС и ХВС в эксплуатацию и вынужденных приобретать у МУП «Жилфонд» отдельную услугу, в то время как взимание платы прямо запрещено действующим законодательством.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлен факт нарушения Администрацией г.п. Никель части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении для МУП «Жилфонд» тарифа на ввод в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителем администрации г.п. Никель было представлено:

- постановление Администрации г.п. Никель от 20.02.2014 №6 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым постановление от 26.08.2013 №88 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС в выдачей регистрационного акта» отменено, а также установлены новые тарифы для МУП «Жилфонд» (для физических лиц – 252,47 руб., для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1 236,00 руб.);

- постановление Администрации г.п. Никель от 28.04.2014 №25 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при повторном опломбировании приборов учета ХВС и ГВС в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц», которым постановление Администрации г.п. Никель от 20.02.2014 №6 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отменено. Кроме того, указанным постановлением для МУП «Жилфонд» установлены тарифы на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при повторном опломбировании приборов учета ХВС и ГВС в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Взимание платы за повторное опломбирование приборов учета не противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 5 указанного постановления, оно вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов городского поселения Никель урегулирован статьей 43 Устава муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области, в соответствии с которой для официального обнародования принятых муниципальных правовых актов городского поселения, заверенные копии муниципальных правовых актов безвозмездно передаются в десятидневный срок со дня их принятия в библиотеки или их филиалы, расположенные на территории городского поселения Никель (часть 2), для официального опубликования муниципальные правовые акты городского поселения, если это предусмотрено самим правовым актом, направляются в средства массовой информации (часть 3).

Документов, подтверждающих официальное обнародование постановления администрации г.п. Никель от 28.04.2014 №25 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при повторном опломбировании приборов учета ХВС и ГВС в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц» на рассмотрение дела №14 представлено не было.

Согласно информации, представленной на официальном сайте администрации г.п. Никель http://www.admnickel.ru/, постановление администрации г.п. Никель от 28.04.2014 №25 было опубликовано на указанном сайте 14 мая 2014 года.

Таким образом, постановление администрации г.п. Никель от 28.04.2014 №25 «Об установлении тарифов для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС с выдачей регистрационного акта для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при повторном опломбировании приборов учета ХВС и ГВС в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц» вступило в силу 14 мая 2014 года, в связи с чем, с указанной даты нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является устраненным Администрацией г.п. Никель в добровольном порядке, что влечет за собой прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации городского поселения Никель Печенгского района (184421, Мурманская область, пос. Никель, ул.Победы д.1, оф. 1) факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении для МУП «Жилфонд» тарифа на ввод в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства прекратить рассмотрение дела.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны