Решение б/н Решение от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/10/18.1-435/2023

 

    Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2023 года                  г. Мурманск

    В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2023 года

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены комиссии Мурманского УФАС России:

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Дорошенко Л.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителя НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» – Комягина А.В. (по доверенности),

представителя общества с ограниченной ответственностью «КСК Мурман» – Крутяк Л.В. (по доверенности),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «КСК Мурман» (далее – Общество, Заявитель) на действия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» (далее – Организатор торгов, Фонд) при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ПРОЕКТ+СМР) (г. Апатиты, г. Оленегорск, г. Полярные Зори) (реестровый номер извещения 144920000012300098),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Организатором торгов проводился электронный аукцион на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ПРОЕКТ+СМР) (г. Апатиты, г. Оленегорск, г. Полярные Зори) (реестровый номер извещения 144920000012300098), извещение о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).

         Заявитель обжалует действия Организатора торгов, выразившиеся, по его мнению, в незаконном объединении в один лот нескольких объектов, расположенных в разных городах Мурманской области, что повлекло за собой повышение начальной (максимальной) цены контракта до 84 583 265,62 рублей, и, следовательно, влечет невозможность участия в аукционе организаций - членов СРО с уровнем ответственности до 60 млн рублей.

Кроме того, Заявитель обжалует срок оплаты работ по контракту составляющий 36 месяцев.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил свои возражения.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок. Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

В силу части 1.1 статьи 180 ЖК РФ Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее – Постановление № 615) установлено, что Закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

20.06.2023 Фондом размещено извещение №144920000012300098 о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ПРОЕКТ+СМР) (г. Апатиты, г. Оленегорск, г. Полярные Зори).

Начальная (максимальная) цена договора: 84 583 265,62 ₽

В силу пункта 78 Постановления № 615 Заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:

а) одинаковые виды услуг и (или) работ на различных объектах;

б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;

в) функциональная связанность услуг и (или) работ на объектах.

Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (пункт 79 Положения № 615).

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что пункт 78 не требует одновременного соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки, соответственно, если объекты не являются территориально близкими, но состав производимых на них работ является одинаковым, объединение нескольких объектов в один предмет закупки признается правомерным.

Установлено, что перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП. Данный перечень включает в себя работы, предусмотренные электронным аукционом № РТС251А230095 (номер извещения в ЕИС 144920000012300097).

Таким образом, ремонт крыши, фасада, фундамента и подвала входят в комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, соответственно технологически и функционально связаны между собой.

Кроме того, функционалом официального сайта единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://zakupki.gov.ru/) предусмотрен выбор нескольких видов работ в рамках одного лота.

Таким образом, объекты объединены в один лот согласно пункту 78 Положения № 615 в связи с одинаковыми видами работ, их функциональной связанностью.

Кроме того, Заявитель не лишен права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о повышении аккредитации с суммой СРО с 60 млн. руб. до 500 млн. рублей для участия в соответствующих аукционах.

 

Относительно довода о необоснованности включения Фондом в условия договора подряда положения об отсрочке платежа за выполненные работы по договору, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 185 Жилищного кодекса РФ, Заказчик устанавливает сроки оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов исходя из прогнозируемой собираемости взносов на капитальный ремонт, предоставляемой государственной поддержки и объемов финансовых обязательств по исполнению региональных программ капитального ремонта.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 129 Постановления № 615 Заказчик обязан указать в извещении аукционной документации место, сроки оказания услуг и (или) выполнения работ и условия оплаты выполняемых работ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 135 Постановления № 615, Заказчик обязан указывать в аукционной документации форму, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ.

При этом, согласно пункту 2.3 проекта договора определено, что оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком в следующие сроки:

Оплата за выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по настоящему Договору производится Заказчиком на расчетный счёт Подрядчика по каждому объекту в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписи Сторонами актов выполненных работ (после уплаты штрафов и пеней возникших при нарушении условий Договора в процессе исполнения обязательств) согласованного с лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений многоквартирного дома, по которому осуществляются работы по разработке Документации (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме) в соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, и представителем органа местного самоуправления Мурманской области по месту нахождения объекта и счета на оплату.

Оплата за выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по Договору осуществляется по окончании работ, основанием которой являются, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ с расшифровкой по видам работ (форма КС-2, в строгом соответствии с пунктами сметной документации), счета и счета-фактуры, предоставляемые Подрядчиком Заказчику.

Полный расчёт производится по окончанию всех работ, подписи актов приемки в эксплуатацию и акта приемки выполненных работ Сторонами в течение 36 (тридцати шести) месяцев после уплаты штрафов и пеней, возникших при нарушении условий договора в процессе исполнения обязательств.

Днем оплаты считается день списания денежных средств со счета Регионального оператора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4. проекта договора, установлена обязанность Заказчика по перечислению подрядчику аванса, в размере 30 (тридцати) процентов от стоимости строительно-монтажных работ по Договору в течение 10 (десяти) дней с момента, когда Подрядчик фактически приступил к исполнению работ, предусмотренных настоящим Договором.

Следовательно, установленный срок оплаты по договору в виде определенного периода времени, не образует нарушения пп. "ж" пункта 129 и пп. "в" пункта 135 Постановления № 615.

При этом, необходимо отметить, что само по себе желание хозяйствующего субъекта участвовать в закупке на иных условиях, в том числе по порядку оплаты выполненных работ, которые такой участник считает приемлемым для Организатора торгов, не может свидетельствовать о несоблюдении принципов привлечения подрядных организаций, в том числе таких как эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, в действиях Организатора торгов нарушений процедуры проведения торгов Комиссией Мурманского УФАС России не установлено.

Относительно вопросов о наличии нарушений Закона о защите конкуренции (ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «КСК Мурман» на действия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ПРОЕКТ+СМР) (г. Апатиты, г. Оленегорск, г. Полярные Зори) (реестровый номер извещения 144920000012300098), необоснованной.

        

         Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              Н.А. Калитина

 

Члены комиссии:                                                                         А.В. Неплюева

 

                                                                                                     Л.В. Дорошенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны