Решение б/н Решение по делу № 06-03-11/05 в отношении ООО «Комфорт и меб... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 06-03-11/05

 

05.05.2011 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии – Чечениной С.А.;

Члены комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.

 

рассмотрев материалы дела от 16.03.2011г. № 06-03-11/05 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии  лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 06.04.2011г. представителя ООО «Комфорт и мебель»  и ООО «М-Консалт» <К…> по доверенностям.

05.05.2011г. представителя ООО «Комфорт и мебель»  и «М-Консалт»  <Х…> по доверенностям,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06 апреля 2011года в ходе рассмотрения дела Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия)  для сбора дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, отложила дело № 06-03-11/05 до 10.30 часов   05.05.2011 года.

 

В соответствии с пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, срок рассмотрения дела № 06-03-11/05 был продлен до 16.06.2011года.

 

05.05.2011года Комиссия в том же составе продолжила рассмотрение в присутствии представителя ООО «М-Консалт» и ООО «Комфорт и мебель» <Х…> по доверенностям.

 

Комиссия в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой  в эфире регионального телевизионного вещания, был выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

 

02  по 19 февраля 2011 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1» демонстрировался рекламный ролик « 0- переплаты, 0 рублей  - первый взнос, 24 месяца, только до 1 марта суперкредит в  строительном гипермаркете «КиМ».

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Рассматриваемая реклама, размещенная  с 01  по 28 февраля 2011 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о гипермаркете «КиМ», продвижение оказываемых гипермаркетом   услуг населению по покупке товара и возможности получения кредита на товары, продаваемые в гипермаркете, также формирует интерес к  акции: «0- переплаты, 0 рублей  - первый взнос, 24 месяца, только до 1 марта суперкредит в  строительном гипермаркете «КиМ», и  побуждает посетить гипермаркете «КиМ» и воспользоваться суперкредитом неопределенный кругу лиц.

 

Согласно  части 1 статьи 28 Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

 В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В нарушение нормы Закона о рекламе в  визуальном и звуковом восприятии рекламного ролика отсутствуют требуемые законодательством данные о наименовании лица предоставляющего услуги по кредитованию, а так же отсутствуют условия оказания услуг по кредитованию, влияющие на сумму расходов и доходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

 

В вышеназванной рекламе Комиссия выделила объектами рекламирования:

 

1.Акцию «0- переплаты, 0 рублей  - первый взнос, 24 месяца, только до 1 марта суперкредит»;

2. Строительный гипермаркет «КиМ».

 

Комиссия изучила представленные на заседание материалы:

 

-рекламный  ролик (10 и 20 секундный), представленный ООО «М-Консалт» и ООО «Комфорт и Мебель»,

-закадровый текст рекламного ролика;

-суточную запись эфирного вещания телеканала Росссия1 с региональными блоками рекламы за 19.02.2011года, предоставленную Россвязькомнадзором.

          -договор комплексного оказания рекламных услуг без номера от 25.12.2010 года и соглашение №2 к нему;

- копию устава ООО «Комфорт и мебель»;

         - копию устава ООО «М-Консалт»;

         -свидетельства о государственной регистрации ООО «Комфорт и мебель»;

         - свидетельства о государственной регистрации ООО «М-Консалт»;

-протокол №4 и №5 внеочередного общего собрания участников ООО «М-Консалт»;

-типовые кредитные договора ОАО «ОТП Банк», ООО «РусФмнанс банк», ОАО «НБ Траст»;

Акт выполненных работ по размещению рекламной продукции на телевидении в феврале 2011г;

          -письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе ООО «Комфорт и мебель» и ООО «М-Консалт».

 

Согласно письменным объяснениям ООО «Комфорт и мебель» заявка по оказанию рекламных услуг  не оформлялась, отношения между ООО «Комфорт и мебель» и ООО «М-Консалт» регулировались договором и дополнительными соглашениями к нему.

 

25 декабря 2010 года между обществом с ограниченной ответственностью «М-Консалт» в лице директора  <…>  и обществом с ограниченной ответственностью «Комфорт и Мебель» в директора  <…>  был заключен договор комплексного оказания рекламных услуг.

 

 Из предмета договора следует, что исполнитель по заданию Заказчика оказывает комплексные рекламные услуги, а именно:  изготовит рекламный ролик и разместит на радио и телевидении.

 

Из дополнительного соглашения к договору № 2 следует, что Заказчик в период с 01 февраля  по 28 февраля 2011 года оказывает услуги по размещению рекламной продукции Заказчика в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый канал» и «Российское телевидение», общее количество эфирного времени, предоставляемого Заказчику, составляет 230 минут.

 

Из объяснений ООО «Комфорт и мебель» следует, что в акции по кредитованию приняли участие следующие банки: ОАО «ОТП Банк» (г. Москва, ул. Ленинградское шоссе, д.16А. стр.1), ООО «РусФмнанс банк»(443013, г. Самара, ул. Чернореченская, д.42А), ОАО «НБ Траст» (г. Москва, ул. Спартаковская, д.5. стр.1).

 

ООО «Комфорт и мебель» не считает себя нарушившими рекламное законодательство.

 

В письменном объяснении ООО «Комфорт и мебель» описывает ту информацию, которую невозможно прочесть в рекламе, которая демонстрируется на экране мелким шрифтом и непродолжительное время (8 секунд), а именно:

 

«… Кредит предоставляется банками- партнерами ОАО «ОТП Банк»-ООО Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 2766 от 04.03.2008г. ООО«РусФинанс банк»-Генеральная лицензия Банка России на осуществления банковской деятельности № 1792, НБ Траст»(ОАО )-Лицензия № 3279 от 20октября2006г.Банки оставляют за собой право отказать в предоставлении кредита. Первоначальный взнос: 0%. Срок кредита:24 месяца. Сумма кредита ОАО «ОТП Банк» от 200 до 150000 рублей. Сумма кредита ООО «РусФинанс банк»-5000 до 180000 рублей. Сумма кредита НБ Траст» (ОАО)- 3000 до 150000 рублей. Процентная ставка по кредиту ОАО «ОТП Банк»: 8,0% годовых, процентная ставка по кредиту ООО«РусФинанс банк»:8,00% годовых, процентная ставка по кредиту НБ Траст»(ОАО ):8,00% годовых. Комиссия за перевод денежных средств в погашение кредита по тарифам соответствующих кредитных и иных организаций. При приобретении товара в кредит продавец предоставляет покупателю скидку до 15%, конкретный размер скидки определяется продавцом исходя из стоимости товара. Подробности по телефону (8152) 550-189,550-180».

 

По мнению ООО «Комфорт и мебель» информация по части 1 статьи 28 и  пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе представлена в полном объеме, следовательно нарушений данных норм нет в действиях рекламодателя и рекламораспространителя.

 

Аналогичное объяснение   излагает в письменной форме ООО «М-Консалт», которое также не признает нарушения по части 1 статьи 28 и  пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Представитель ООО «Комфорт и мебель»  и ООО «М-консалт» пояснил, что  акция проводилась  с 01 февраля по 28 февраля, кредит предоставляли ОАО «ОТП Банк», ООО«РусФинанс банк» и НБ Траст»(ОАО ).

 

ООО «М-консалт» разработало вышеназванный рекламный ролик и разместило его на телеканалах. Ролик выходил в двух вариантах: 20 секундный и 10 секундный. В материалах дела представлены два варианта рекламного ролика на  DVD носителе.

 

Комиссия УФАС по Мурманской области с доводами ООО «Комфорт и мебель» и ООО «М-Консалт» не согласна.

 

Комиссия, в присутствии представителя,  просмотрев рекламные ролики, убедилась, что, то непродолжительное время (10секунд и 20 секунд), которое реклама демонстрируется на экране телевидения и используемый при этом шрифт, не позволяет даже прочесть всю информацию, изложенную в рекламе, а тем более уловить до конца смысл рекламы  и воспринять в полной мере.

 

Реклама построена таким образом, что на экране появляется яркий крупный текст (шрифт от 1,2см до 4,5 см), который концентрируют внимание зрителя, причем этот же текст озвучивается за кадром, убедительным мужским голосом:« 0- переплаты, 0 рублей  - первый взнос, 24 месяца, только до 1 марта суперкредит в  строительном гипермаркете «КиМ».

 

Информация о существенных условиях, т.е. о  наименовании лица, оказывающего услуги  по кредитованию, а так же условия оказания услуг по кредитованию, влияющие на сумму расходов и доходов, выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране 8 секунд в двух вариантах рекламного ролика (в 10 секундном и в 20 секундном).

 

Печатный текст условий кредитования и наименований банков, оказывающих услуги кредитования, занимает 11 строк, выполнен мелким шрифтом 0,3 см.

 

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации о банках и условиях кредитования, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями и фактически, по мнению Комиссии, в рекламе отсутствовали.

 

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста рекламы банковских услуг по кредитованию, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было затруднено.

 

Таким образом, Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей  надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

 

Отсутствие в рекламе существенной части информации  о  наименовании или имени лица, оказывающего услуги  по кредитованию, а так же условия оказания услуг по кредитованию, влияющие на сумму расходов и доходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести товары в магазине «КиМ»  в кредит  под  0%- переплаты.

 

Исследовав представленные материалы, комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованию части 1 статьи 28,  пункту 2 части 2 статьи 28  и части 7 статьи 5 Закона о рекламе  и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

 

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламодателя, за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5  Закона возложена на рекламодателя.

 

Согласно договору от 25 декабря 2010 года б/№ на  комплексное оказание  рекламных услуг рекламораспространителем является ООО «М-Консалт»(ИНН 7840013304, 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори 49/2),  рекламодателем - ООО «Комфорт и Мебель» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

 

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Определил объект рекламирования,  принял работы и допустил размещение рекламы в период с  01  по 28 февраля 2011 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1»  рекламодатель ООО «Комфорт и Мебель».

 

В соответствии со  статьёй 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается   лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 

Согласно материалов дела изготовил рекламный ролик и разместил на телеканале «Россия1» в период с  01  по 28 февраля 2011 года в блоках региональной рекламы рекламораспространитель - ООО «М-Консалт».

 

Оказание финансовых услуг (в том числе кредитование) представляет собой один из самых серьезных лицензионных видов деятельности на рынке услуг. Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. Профессиональные участники финансового и торгового  рынков  в связи с этим обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, интересов потребителей и оправдания их доверия.

 

Доведение до потребителя информации должным образом  с  указанием наименования банков, оказывающих кредитования, а также полных и существенных  условий кредитования, которые оказывают эти банки  - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.

 

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

 

Объяснения ООО «М-Консалт» и ООО «Комфорт и Мебель» учтены при рассмотрении дела.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламный ролик « 0- переплаты, 0 рублей  - первый взнос, 24 месяца, только до 1 марта суперкредит в  строительном гипермаркете КиМ», размещенный  01  по 28 февраля 2011 года в блоках региональной рекламы на телеканале «Росссия1», ненадлежащим, поскольку в нем нарушены требования части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

  1. Выдать предписание ООО «М-Консалт» о прекращении  нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

 

  1. Выдать предписание ООО «Комфорт и Мебель» о прекращении  нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

 

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридических   лиц - ООО «Комфорт и мебель» и ООО «М-Консалт» ООО «М-Консалт».

 

         Резолютивная часть решения была объявлена 05.05. 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10.05.2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

                   Председатель комиссии:  С.А.Чеченина

           Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронина

Связанные организации

Связанные организации не указаны