Решение б/н решение от 5 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-102/2024

        

         Резолютивная часть решения оглашена 29 февраля 2024 года               

         В полном объеме решение изготовлено 29 февраля 2024 года

г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

К* – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены комиссии Мурманского УФАС России:

Г*. – начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,

Ч* – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

при участии представителей (по доверенности):

ООО «Твердотопливные Энергетические системы» *

ООО «Транс Диа Компания Юг» *,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Транс Диа Компания Юг» на действия ООО «Твердотопливные Энергетические системы» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки угля каменного марки Д (реестровый номер извещения 32413161974),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.01.2024 ООО «Твердотопливные Энергетические системы» (далее – Организатор торгов) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки угля каменного марки Д.

14.02.2024 ООО «Транс Диа Компания Юг» обратилось в Мурманское УФАС с жалобой на действия ООО «Твердотопливные Энергетические системы» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки угля каменного марки Д.

21.02.2024 жалоба ООО «Транс Диа Компания Юг» по тем же основаниям была перенаправлена в Мурманское УФАС из прокуратуры Мурманской области.

Согласно доводам жалобы ООО «Транс Диа Компания Юг» (далее – Заявитель, Общество) Организатором торгов нарушен срок опубликования протокола формирования начальной (максимальной) цены договора.

Кроме того, на официальном сайте ООО «Твердотопливные Энергетические системы» (ИНН: 5108004000) (https://tes51.rti/) не опубликован ни один из трех протоколов.

Также Заявитель ссылается, что начальная (максимальная) цена договора, указанная на сайте www.fabrikant.ru, отличается от начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки.

ООО «Транс Диа Компания Юг» обжалует, что Организатором торгов в документации не прописаны критерии оценки заявок, порядок отклонения заявок.

Заявитель ссылается, что допущено нарушение сроков опубликования протокола итогов аукциона.

Кроме того, Общество несогласно с тем, что при проведении аукциона было отменено автопродление при подаче ценовых предложений участниками, а также установлено ограничение времени проведения аукциона (1 час).

Помимо всего прочего, ООО «Транс Диа Компания Юг» указывает на нарушения законодательства, произошедшие при осуществлении Организатором торгов закупки у единственного поставщика (реестровый номер 32413234430).

Заявитель указывает, что вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод о том, что Заказчик находится в возможном сговоре с ООО «Акомпани», в результате чего нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также интересы ООО «Транс Диа Компания Юг».

Жалоба назначена к рассмотрению дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 22.02.2024.

Определением от 22.02.2024, руководствуясь частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), срок рассмотрения жалобы продлен в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу от оператора электронной торговой площадки.

Жалоба рассмотрена 29.02.2024 дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен, представил письменные и устные пояснения.

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия Мурманского УФАС России установлено следующее.

Рассматриваемая закупка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Организатор торгов осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Твердотопливные энергетические системы» (ООО «ТЭС»).

Рассмотрев жалобу ООО «Транс Диа Компания Юг» Комиссия Мурманского УФАС отмечает, что доводы относительно нарушений, допущенных при проведении закупки у единственного поставщика, не подлежат рассмотрению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

По результатам закупки у единственного поставщика (реестровый номер 32413234430) заключен договор.

Обжалование торгов возможно до заключения контракта. В связи с тем, что Заявитель подал жалобу после заключения договора, Комиссия Мурманского УФАС оставляет ее без рассмотрения в этой части.

Дополнительно сообщаем, что положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено проведение плановых либо внеплановых проверок антимонопольным органом.

Относительно ссылок ООО «Транс Диа Компания Юг» на признаки сговора в действиях Организатора торгов необходимо отметить следующее.

Статья 44 Закона о защите конкуренции содержит требования к порядку рассмотрения заявлений, материалов и возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 44 вышеназванного закона предусмотрено, что заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены (часть 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления (часть 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

Заявление ООО «Транс Диа Компания Юг» в части признаков сговора в действиях Организатора торгов подано без учета требований, регламентированных в статье 44 Закона о защите конкуренции.

Относительно доводов жалобы ООО «Транс Диа Компания Юг», поданной на действия ООО «Твердотопливные Энергетические системы» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки угля каменного марки Д, Комиссией Мурманского УФАС установлено нижеследующее.

1. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Протокол формирования начальной (максимальной) цены договора датирован 09.01.2024 года. Размещен в единой информационной системе 10.01.2024.

15.01.2024 в связи с внесением изменений была опубликована новая редакция аукционной документации, в этой связи в единой информационной системе отображается время размещения новой редакции.

Таким образом, срок размещения протокола соблюден Организатором торгов.

Частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках определено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Законом о закупках не регламентирована обязанность размещать протоколы на официальном сайте Организатора торгов. В этой связи ООО Твердотопливные Энергетические системы» не разместило протоколы на сайте https://tes51.rti/.

В этой части жалоба признается необоснованной.

2. Относительно противоречий между информацией о начальной (максимальной) цене контракта, размещенной в аукционной документации и на сайте торговой площадке установлено следующее.

Частью 8 статьи 4 Закона о закупках определено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В аукционной документации указана начальная (максимальная) цена договора 99 405 000 (Девяносто девять миллион четыреста пять тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС.

На сайте торговой www.fabrikant.ru опубликована начальная (максимальная) цена договора 99 405 000 (Девяносто девять миллион четыреста пять тысяч) рублей 00 копеек, без НДС.

Оператор электронной торговой площадки «Фабрикант» пояснил, что в силу положений регламента работы ЭТП в секции для проведения электронных процедур в соответствии положениями Закона о закупках и руководства организатора по проведению аукциона в электронной форме в соответствии с Законом о закупках организатор процедуры самостоятельно создает и заполняет извещение в процедурной и лотовой части, в том числе указывает начальную (максимальную) цену договора (с указанием цены с НДС, без НДС и НДС отдельно). Действия по работе с извещением осуществляются исключительно на усмотрение организатора без согласования с оператором ЭТП.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках ООО «Твердотопливные Энергетические системы» указало различную цену договора в размещенных документах и информации.

В этой части жалоба признается обоснованной.

3. ООО «Транс Диа Компания Юг» также обжалует, что Организатором торгов в документации не прописаны критерии оценки заявок, порядок отклонения заявок.

По существу данного довода необходимо отметить, что Организатором торгов проводился аукцион.

Пунктом 4.12.2. аукционной документации регламентировано, что победителем аукциона признается Участник аукциона, заявка которого в соответствии с требованиями, определенными в Документации, соответствует требованиям Документации и который предложил наиболее низкую цену договора.

В этой связи критерии оценки заявок Организатором торгов установлены не были.

В свою очередь порядок рассмотрения заявок отражен в пункте 4.11.1 аукционной документации: После окончания срока подачи заявок Оператор ЭТП направляет Заказчику первые части заявок не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие.

При рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе Комиссия по закупке проверяет:

- соответствие предложения Участника закупки требованиям Документации;

Перечень оснований для отклонения заявки на участие в аукционе:

а) несоответствие первой части заявки на участие требованиям Документации и (или) извещения;

б) предоставление Участником закупки в составе заявки недостоверной информации.

Рассмотрение первой части заявки на предмет соответствия Документации, а также результаты такого рассмотрения и выводы о соответствии либо несоответствии полученных документов и заявки положениям Документации, оформляются протоколом, который направляется оператору ЭТП.

В этой части жалоба признается необоснованной.

4. Заявитель ссылается, что допущено нарушение сроков опубликования протокола итогов аукциона.

Пунктом 4.12.2 аукционной документации установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов электронного аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами Комиссии по закупке, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается Заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

02.02.2024 дата, определенная Организатором торгов для подведения итогов.

По результатам подведения итогов ООО Твердотопливные Энергетические системы» сформирован протокол подведения итогов, который в этот же день был опубликован. Таким образом, Комиссией Мурманского УФАС не установлено нарушение сроков при опубликовании протокола подведения итогов.

В этой части жалоба признается необоснованной.

5. Кроме того, Общество несогласно с тем, что при проведении аукциона было отменено автопродление при подаче ценовых предложений участниками, а также установлено ограничение времени проведения аукциона (1 час).

По существу данного довода от оператора электронной площадки поступили пояснения, из которых следует, что в силу положений регламента работы ЭТП «Фабрикант» в секции для проведения электронных процедур в соответствии положениями Закона о закупках и руководства организатора по проведению аукциона в электронной форме в соответствии с Законом о закупках организатор процедуры самостоятельно указывает время проведения аукциона в графе «период аукциона» и задает параметры автопродления аукциона в случае, если организатор принимает решение об автопродлении.

В пункте 4.11.2 документации о проведении аукциона Организатор торгов указал: Аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной максимальной цены Договора, указанной в Документации о проведении аукциона в электронной форме.

«Шаг аукциона» устанавливается в размере от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в Документации о проведении аукциона в электронной форме. При проведении аукциона в электронной форме его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага аукциона». Участник аукциона в электронной форме не вправе подать:

- предложение о цене договора, равное ранее поданному этим участником предложению о цене договора или большее чем оно, а также предложение о цене договора, равное нулю;

- предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, сниженное в пределах "шага аукциона";

- предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, в случае, если оно подано этим участником аукциона в электронной форме.

При проведении аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене договора, составляющее 10 (десять) минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене договора, а также 10 (десять) минут после поступления последнего предложения о цене договора. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене договора, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены договора или поступления последнего предложения о цене договора. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В свою очередь на электронной площадке содержатся следующие сведения:

Дата начала аукциона: 01.02.2024 10.00.

Период аукциона: 60 мин.

Автопродление: да.

Время для завершения этапа, в течении которого возможно продление: 10 мин.

Дата и время, до которого могут быть автопродления: 01.02.2024 11.00

Таким образом, в аукционной документации не содержится каких-либо ограничений по времени подачи ценовых предложений, а на электронной площадке указано, что предусмотрено автопродление, однако время подачи ценовых предложений ограничено одним часом.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Организатором торгов допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В этой части жалоба признается обоснованной.

 

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Транс Диа Компания Юг» на действия ООО «Твердотопливные Энергетические системы» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки угля каменного марки Д (реестровый номер извещения 32413161974) частично обоснованной.
  2. Признать в действиях ООО «Твердотопливные Энергетические системы» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Предписание не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам торгов заключен.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны