Решение б/н решение от 6 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/05/16-522/2022

06 октября 2022 года                                                                                                      г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2022 года.                                      

В полном объеме решение изготовлено 06 октября 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Смирнова Кристина Анатольевна, руководитель Мурманского УФАС России;

Члены Комиссии:

Попова Ирина Николаевна – ведущий эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России;

Попова Екатерина Александровна - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

рассмотрев дело № 051/05/16-522/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «ГОРОД-М» (ИНН: 5190143934, ОГРН: 1055194095109, адрес местонахождения: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 54, кв. 926) (далее – ООО «ГОРОД-М») рекламы в газете «Город-М» с отсутствием пометки «реклама» или «на правах рекламы», что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие представителей общества, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела должным образом, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России, Управление) из Управления Роскомнадзора по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества были направлены материалы планового систематического наблюдения в отношении средства массовой информации (далее – СМИ) газеты «Город-М», выпуск за декабрь 2021 года № 5 (013).

В ходе проведения проверки выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона о рекламе.

Статьей 3 Закона о рекламе введены следующие термины:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Согласно выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации
ПИ № ТУ51-00382 от 03 октября 2019 года, газета «Город-М» является периодическим, русскоязычным изданием, зарегистрированным как информационно-аналитическое, общественно политическое, развлекательное, социальное издание,  рекламы не более 45%.

Газета «Город-М», выпуск за декабрь 2021 года, №5 (013) на второй странице содержит рекламу: «Доставка в почтовые ящики. Своевременная и гарантированная доставка печатной продукции по почтовым ящикам: листовки, газеты, буклеты, брошюры, квитанции и пр. Распространение Вашей продукции возможно с газетой «Город-М» в виде вложения» без пометки «реклама» или «на правах рекламы».

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 16 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя.

05.02.2021 ООО «ГОРОД-М» утвержден Устав редакции СМИ «Город-М» (далее – Устав).

Согласно пункту 1. Общего положения Устава:

1.2. Учредителем СМИ является ООО «ГОРОД-М» (далее - Учредитель).

1.3. Редакция средства массовой информации: серия ПИ № ТУ51-00382 от 03 октября 2019 г. (дата принятия решения о регистрации и регистрационный номер) ООО «ГОРОД-М» (далее - Редакция СМИ) осуществляет производство и выпуск средств массовой информации на основе профессиональной самостоятельности и в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

1.5. Редакция СМИ не является юридическим лицом.

1.6. По обязательствам, возникшим в результате деятельности редакции, учредитель несёт ответственность всем принадлежащим ему имуществом, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.

1.7.  Адрес (местонахождение) учредителя: 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 54, кв. 926.

1.8. Адрес (местонахождение) редакции 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 54, кв. 926.

В соответствии с пунктом 2. Права и обязанности Учредителя:

2.1. Учредитель осуществляет свои права в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» настоящим Уставом.

2.2. Учредитель имеет право:

- определять язык, тематику и специализацию, периодичность и объём, территорию и форму периодического распространения журнала;

- осуществлять контроль за соответствием деятельности редакции положениям законодательства, настоящего устава и иных документов учредителя, за соответствием тематике и специализации, языка, периодичности и объёма;

- помещать бесплатно и в указанный им срок сообщения и материалы своего имени (заявление Учредителя).

- выступать в качестве издателя, распространителя и собственника имущества Редакции.

На основании пункта 3. Права и обязанности Редакции:

3.1. Редакция вправе:

- самостоятельно подписывать номер СМИ в набор, в печать и на выход в свет.

Согласно пункту 5. Управление редакцией:

5.2. Органы управления Учредителя в пределах своей компетенции, установленной в Уставе и иных документах Учредителя, решают следующие вопросы деятельности редакции:

- принимают решение о размещении рекламы в СМИ.

Таким образом, рекламораспространителем является - ООО «ГОРОД-М» (ИНН: 5190143934, ОГРН: 1055194095109, адрес местонахождения: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 54, кв. 926).

Генеральным директором ООО «ГОРОД-М», а также главным редактором СМИ «Город-М» является <…>

Согласно представленным на рассмотрение пояснениям (от 27.09.2022 № б/н) представителя ООО «ГОРОД-М» <…>., общество просит прекратить производство по делу в связи отсутствием состава правонарушения, поскольку при вёрстке выпуска за декабрь 2021 года № 5 (013), а также после получения издания из типографии на всех указанных в определении рекламных таблицах отражена пометка «реклама». Оригинал печатного издания представлен на рассмотрение.

Поскольку материалы, направленные Роскомнадзором представляют из себя отсканированные чёрно-белые копии выпуска газеты «Город-М» за декабрь 2021 года № 5 (013), пометка «реклама» или «на правах рекламы» выглядела нечитаемой. К дате рассмотрения дела Комиссией был запрошен оригинал указанного выпуска.

Изучив материалы, Комиссия пришла к выводу, что пометка «реклама» присутствует на рекламных объявлениях: «Консультация с психологом...», «Бюро юридических услуг Элегия…»; «Автострахование…» и является читаемой, восприимчивой для потенциального потребителя.

Вместе с тем, на рекламном объявлении «Доставка в почтовые ящики. Своевременная и гарантированная доставка печатной продукции по почтовым ящикам: листовки, газеты, буклеты, брошюры, квитанции и пр. Распространение Вашей продукции возможно с газетой «Город-М» в виде вложения» отсутствуют предусмотренные статьей 16 Закона о рекламе пометки «реклама» или «на правах рекламы».

Информация «Доставка в почтовые ящики. Своевременная и гарантированная доставка печатной продукции по почтовым ящикам: листовки, газеты, буклеты, брошюры, квитанции и пр. Распространение Вашей продукции возможно с газетой «Город-М» в виде вложения», напечатанная на страницах газеты «Город-М» обладает всеми признаками рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц (газета распространяется на бесплатной основе в почтовые ящики жителей города Мурманск) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, она является рекламой.

Объектом рекламирования являются услуги по распространению печатной продукции, оказываемые ООО «ГОРОД-М».

Из диспозиции статьи 16 Закона о рекламе следует, что текст рекламной информации должен сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы», использование иной пометки для указания на рекламный характер информации законом не предусмотрено.

Тот факт, что рекламируемые услуги фактически оказываются ООО «ГОРОД-М» не исключают обязанность реклакмораспространителя по соблюдению требований статьи 16 Закона о рекламе и сопровождению ее пометкой «реклама» или «на правах рекламы».

Также Комиссией были запрошены последующие выпуски газеты «Город-М», для выявления всех существенных обстоятельств дела.

В выпуске за февраль № 01 (014) 2022 года также присутствует рекламное объявление «Доставка в почтовые ящики. Своевременная и гарантированная доставка печатной продукции по почтовым ящикам: листовки, газеты, буклеты, брошюры, квитанции и пр. Распространение Вашей продукции возможно с газетой «Город-М» в виде вложения» без пометки «реклама» или «на правах рекламы».

В выпуске за март № 02 (015) 2022 года присутствует рекламные объявления: «Здесь могла быть ваша реклама»; «Доставка в почтовые ящики. Своевременная и гарантированная доставка печатной продукции по почтовым ящикам: листовки, газеты, буклеты, брошюры, квитанции и пр. Распространение Вашей продукции возможно с газетой «Город-М» в виде вложения» с пометкой «информация о наших услугах», но без пометки «реклама» или «на правах рекламы».

Таким образом, Комиссией установлено, что СМИ газета «Город-М» допускаются систематические нарушения статьи 16 Закона о рекламе в части отсутствия сопровождения рекламной информации пометкой «реклама» или «на правах рекламы» при распространении оказываемых обществом услуг.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что реклама в газете «Город-М», в выпусках за декабрь 2021 года № 5 (013), за февраль № 01 (014) 2022, за март № 02 (015) 2022 года, является ненадлежащей, нарушающей требования статьи 16 Закона о рекламе, поскольку не содержит пометки «реклама» или «на правах рекламы».

В связи с тем, что у Комиссии отсутствует информация о прекращении рекламораспространителем нарушения требований статьи 16 Закона о рекламе, Комиссия на основании пункта 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020 № 1922, находит возможным выдать рекламорспространителю предписание о прекращении нарушении статьи 16 Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47, пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей и нарушающей требования статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламу в СМИ газета «Город-М», зарегистрированным как информационно-аналитическое, общественно политическое, развлекательное, социальное издание, в выпусках за декабрь 2021 года № 5 (013), за февраль № 01 (014) 2022, за март № 02 (015) 2022, распространённую без соответствующих пометок «реклама» или «на правах рекламы».

2. Выдать учредителю СМИ «Город-М» - ООО «ГОРОД-М» (ИНН: 5190143934, ОГРН: 1055194095109, адрес местонахождения: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 54, кв. 926) предписание о прекращении нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и обеспечить соблюдение указанной нормы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель Комиссии:                                                                                   К.А. Смирнова

Члены Комиссии:                                                                                                И.Н. Попова

    Е.А.Попова 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны