Решение б/н решение по делу №051/01/14.8-418/2021 от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/01/14.8-418/2021 о прекращении

рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                              город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2021 года.

            В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2021 года.

 

            Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

            Председателя Комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Смирновой К.А.,

            Членов Комиссии:

            Яшиной О.Е. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России;

            Поповой И.Н. -  ведущего эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Мурманского УФАС России,

             рассмотрев дело №051/01/14.8-418/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Грумант-КВ» (ИНН 5190062442, место нахождения: 183036, Мурманская область, город Мурманск, улица Скальная, дом 2, помещение 1А/1-13, офис 13А) (далее – ООО ЧОО «Грумант-КВ»; Общество) требований статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

            при участии представителя ООО ЧОО «ГРУМАНТ-КВ» <.....> (доверенность от 01.07.2021 сроком на один год), в отсутствие представителя ООО «Группа компаний «Гранит», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 051/01/14.8-418/2021 о нарушении антимонопольного законодательства должным образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» (ИНН: 5190009706) 08.02.2021 обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ООО ЧОО «Грумант-КВ», выразившейся в снижении цены на свои услуги ниже их себестоимости при участии в закупочной процедуре ИМЗ-2021-000772, размещённой на сайте gz-murman.ru.

Установлено, что 27 января 2021 года на сайте gz-murman.ru была опубликована информация о проведении закупки (ИМЗ-2021-000772) на предмет оказания услуг по круглосуточной охране объекта и обеспечению пропускного режима для нужд ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой». Начальная (максимальная) цена закупки: 600 000,00 рублей.

Условиями договора предусмотрен срок оказания услуг: с 00 час. 00 мин. 01.02.2021 по 24 час. 00 мин. 31.05.2021, а также режим охраны: 1 круглосуточный пост физической охраны (всего 2880 часов).

Согласно протоколу №П-ИМЗ-2021-000772-660 от 28.01.2021, в закупке приняли участие 6 хозяйствующих субъектов из числа охранных организаций, осуществляющих оказание услуг по охране объектов и (или) имущества на территории Мурманской области: ООО ЧОО «Грумант-КВ», ООО ЧОО «АВАНГАРД», ООО ЧОП «Центр специального назначения ГРАНИТ», ООО «ЧОП «Оберег», ООО «Группа компаний «ГРАНИТ», ООО ЧОП «Русь».

Помимо действия указанных хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке в одно и то же время (по сведениям, представленным Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Мурманской области письмом от 09.04.2021 № 350/1356), наличие конкурентных отношений между ними определяется фактом участия в рассматриваемой закупке.

Победителем закупочной процедуры было признано ООО ЧОО «Грумант-КВ» с предложением оказания услуг по охране посредством выставления одного физического поста ежедневно в круглосуточном режиме на 2880 часов за 388 800 рублей, что составило 135 рублей в час. Снижение начальной (максимальной) цены ООО ЧОО «Грумант-КВ» составило 35%.

По итогам закупки между ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» и ООО ЧОО «Грумант-КВ» заключен Договор № 2-о ИКЗ 212519010353051900100100040000000000 от 29.01.2021, в соответствии с которым ООО ЧОО «Грумант-КВ» приняло на себя обязательства по оказанию охранных услуг на объекте Заказчика в объёме 2880 часов по цене 388 800 рублей.

Мурманским региональным отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности с учётом действующего законодательства был разработан и рекомендован к использованию на территории Мурманской области в своей деятельности всеми охранными предприятиями региона расчёт минимальной стоимости охранных услуг в месяц одного круглосуточного поста охраны. Ежегодные обновления расчётов направляются как всем охранным организациям области, так и основным заказчикам в качестве рекомендации для формирования цены договоров на охрану. Согласно представленному в материалы заявления расчёту, величина рекомендованной для формирования цены договоров на охрану в 2021 году минимальной стоимости одного круглосуточного поста охраны составила 293,80 рублей в час.

Согласно представленных ООО ЧОО «Грумант-КВ» расчётов (исх. б/н от 01.03.2021), фонд оплаты труда сотрудников ООО ЧОО «Грумант-КВ» по рассматриваемому объекту за весь период оказания услуг в рамках заключенного договора (4 месяца) по объекту ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» составил 459 683,04 рублей.

Предложенная ООО ЧОО «Грумант-КВ» цена услуги при участии в закупке ИМЗ-2021-000772 в размере 388 800 рублей не покрывала даже затраты Общества на оплату труда задействованных в оказании охранных услуг сотрудников, не считая каких-либо других расходов (помимо затрат на фонд оплаты труда).

Приведённые выше расчёты свидетельствуют о нерентабельности для ООО ЧОО «Грумант-КВ» исполнения договора, заключённого с ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» по предложенной Обществом цене по итогам закупки ИМЗ-2021-000772.

По мнению ООО «Группа компаний «ГРАНИТ», действия Общества по снижению цены договора до уровня, ниже рентабельного, свидетельствует о недобросовестности действий ООО ЧОО «ГРУМАНТ-КВ» и их направленности на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ранее Мурманским УФАС России в адрес ООО ЧОО «ГРУМАНТ-КВ» выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства от 09.09.2020.

08.02.2021 ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ООО ЧОО «Грумант-КВ», выразившейся в снижении цены на свои услуги ниже их себестоимости при участии в закупочной процедуре ИМЗ-2021-000772, размещённой на сайте gz-murman.ru 27.01.2021.

По результатам рассмотрения заявления Мурманское УФАС России пришло к выводу, что имеет место факт продолжения несоблюдения ООО ЧОО «Грумант-КВ» запрета, предусмотренного статьёй 14.8 Закона о защите конкуренции, и фактического неисполнения ООО ЧОО «Грумант-КВ» выданного Мурманским УФАС России предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства от 09.09.2020.

На основании приказа руководителя Мурманского УФАС России № 41 от 03.06.2021 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ООО ЧОО «Грумант-КВ» возбуждено настоящее дело.

Определением о назначении дела № 051/01/14.8-418/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.06.2021 дело назначено к рассмотрению на 07.07.2021 в 10 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела № 051/01/14.8-418/2021 от 07.07.2021 дело отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение назначено на 20.09.2021 в 10 часов 00 минут.

Одновременно, Определением о продлении срока рассмотрения дела № 051/01/14.8-418/2021 от 07 июля 2021 года срок рассмотрения настоящего дела продлён на 3 месяца (до 11.12.2021).

20.09.2021 в связи с невозможностью рассмотрения дела по причине отсутствия кворума, рассмотрение дела Определением об отложении рассмотрения дела № 051/01/14.8-418/2021 от 20.09.2021 назначено на 05.10.2021 в 9 часов 30 минут.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу определением об отложении рассмотрения дела № 051/01/14.8-418/2021 от 05 октября 2021, дело назначено к рассмотрению на 10.11.2021 в 09 часов 30 минут.

 

Рассмотрев дело № 051/01/14.8-418/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив представленные документы и сведения, проанализировав пояснения лиц, участвующих в деле, Мурманское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО ЧОО «ГРУМАНТ-КВ» состава нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции в силу следующего.

Управлением Росгвардии по Мурманской области информации представлена информация о том, что на территории Мурманской области оказание охранных услуг осуществляют более 63 организаций.

Основным видом деятельности ООО ЧОО «Грумант-КВ» и ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» является деятельность частных охранных служб (код ОКВЭД 80.10).

Обе организации в 2020 – 2021 году работают на одном рынке – рынке охранных услуг Мурманской области и являются конкурирующими организациями.

ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» ссылается на наличие в действиях ООО ЧОО «Грумант-КВ» нарушения налогового, гражданского и трудового законодательства, что создаёт данной организации конкурентные преимущества и возможность негативно влиять на рынок путём снижения стоимости охранных услуг.

Из анализа представленных Федеральной налоговой службой России по Мурманской области результатов проверок деятельности ООО ЧОО «Грумант-КВ» и ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» за 2020-2021 годы, существенных нарушений, связанных с неисполнением обязанности по оплате налогов в действиях указанных организаций не установлено.

Из анализа представленных Государственной инспекцией труда результатов проверок деятельности ООО ЧОО «Грумант-КВ» и ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» за 2020-2021 годы, существенных нарушений, связанных с нарушением трудового законодательства, в действиях указанных организаций также не установлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении ООО ЧОО «Грумант-КВ» налогового и трудового законодательства и отсутствии скрытых доходов (ухода от налоговых платежей, нарушения трудовых прав сотрудников и пр.), а, следовательно, о равных условиях работы организаций на рынке.

Установлено, что действия Общества по снижению цены в закупочной процедуре ИМЗ-2021-000772 не привело к нарушению ООО ЧОО «Грумант-КВ» трудового или налогового законодательства РФ.

 

Комиссией в ходе рассмотрения дела также установлено, что в 2020 году ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» заключило 54 договора (минимальная стоимость составила 59,5 руб./час), в текущем периоде 2021 (по состоянию на 10.08.2021) – 39 договоров (минимальная стоимость составила 110,04 руб./час.).

ООО ЧОО «Грумант-КВ» представило реестр договоров, согласно которому в 2020 году общество заключило 78 договоров, минимальная стоимость составила 130 руб./час, в текущем периоде 2021 (по состоянию на 01.05.2021) – 66 договоров, минимальная стоимость составила 135 руб./час).

Из анализа представленных ООО ЧОО «Грумант-КВ» и ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» реестров закупки можно сделать вывод, что поведение участников рынка охранных услуг схожее, в частности установлено, что по результатам таких закупок заключаются государственные контракты на охрану объектов по цене, ниже рекомендованной Мурманским региональным отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено наличие нерентабельных договоров (заключённых по цене ниже себестоимости оказываемых услуг) как у ООО ЧОО «Грумант-КВ», так и у ООО «Группа компаний «ГРАНИТ».

 

Согласно информации, представленной ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» (письмо №120 от 06.04.2021), ООО ЧОО «Грумант-КВ» в рамках исполнения заключённого Договора № 2-о ИКЗ 212519010353051900100100040000000000 от 29.01.2021 выполняет все условия договора по круглосуточной охране объекта и обеспечению пропускного режима, услуги оказываются качественно и надлежащим образом.

ООО ЧОО «Грумант-КВ» проинформировало, что на объекте ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» задействовано 3 сотрудника. Согласно штатного расписания ООО ЧОО «Грумант-КВ», на сотрудников охраны приходится 52 штатные единицы.

ООО ЧОО «Грумант-КВ» указало, что издержки в случаях, когда цена договора покрывает лишь минимальные затраты, связанные с выплатами заработной платы сотрудникам, задействованным в оказании услуг, покрываются за счёт других договоров на оказание услуг по охране, где цена договора значительно выше.

Из представленных ООО ЧОО «Грумант-КВ» бухгалтерских документов установлено, что общество имеет чистую прибыль (выручку) за 2019, 2020 годы. За текущий период 2021 года ООО ЧОО «Грумант-КВ» подтвердило наличие чистой прибыли с объектов, что покрывает расходы по Договору № 2-о ИКЗ 212519010353051900100100040000000000 от 29.01.2021 на оказание охранных услуг объекта ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой».

Законодательством не установлено, на что конкретно можно расходовать чистую прибыль, поэтому хозяйствующий субъект вправе направлять ее на любые цели.

Кроме того, ООО ЧОО «Грумант-КВ» пояснило, что действия Общества по существенному снижению цены договора при участии в рассматриваемой закупке было обусловлено стремлением хозяйствующего субъекта продолжить работу с ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой», с которым у Общества ранее имелись договорные отношения.

 

По вопросу формирования начальной максимальной цены контракта ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» указало, что размер предлагаемой начальной максимальной цены контракта при проведении закупок на оказание охранных услуг определяется исходя из цены предыдущих закупок и цены ранее заключённых договоров на круглосуточную охрану объекта.

В 2020-2021 годах оказание услуг по круглосутосчной охране объекта ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» осуществлялось:

- с 01.02.2020 по 30.04.2020 (3 месяца) на основании договора №2 от 31.01.2020, заключённого с ООО ЧОО «Грумант-КВ» по цене 421200 руб. (195 руб/ч) (при начальной максимальной цене контракта 525000 руб., 245,79 руб./ч.);

- с 01.05.2020 по 31.08.2020 (4 месяца) на основании договора №Ф-20/13 от 24.04.2020, заключённого с ООО ЧОО «Грумант-КВ» по цене 487080 руб. (165 руб/ч) (при начальной максимальной цене контракта 510000 руб., 172,76 руб./ч.);

- с 01.09.2020 по 31.12.2020 (4 месяца) на основании договора №4-о от 03.08.2020, заключённого с ООО ЧОО «Авангард» по цене 400549,6 руб. (136 руб/ч) (при начальной максимальной цене контракта 593336руб., 202,64 руб./ч.);

- с 01.01.2021 по 31.01.2021 (1 месяц) на основании договора №1-о от 26.01.2021, заключённого с ООО ЧОО «Авангард» по цене 111957 руб. (150,48 руб./ч) (при начальной максимальной цене контракта 111957 руб.);

- с 01.02.2021 по 31.05.2021 (4 месяца) на основании договора №2-о от 29.01.2021, заключённого с ООО ЧОО «Грумант-КВ» по цене 388800 руб. (135 руб/ч) (при начальной максимальной цене контракта 600000 руб., 208,33 руб./ч.)

Как видно из представленных данных, договоры заключались по цене значительно ниже рекомендованной Мурманским региональным отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности.

Начальная максимальная цена по договорам также была ниже рекомендованной.

Следовательно, ООО ЧОО «Грумант-КВ» в принципе не имело возможности предложить цены договора, отвечающую рекомендациям Мурманского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности.

 

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции одной из целей антимонопольного законодательства является обеспечение защиты конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Анализ приведённых понятий недобросовестной конкуренции позволяет выделить признаки, которые в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях хозяйствующего субъекта нечестных методов ведения конкурентной борьбы:

1) осуществление субъектом или группой лиц каких-либо действий на одном товарном рынке;

2) эти действия нарушают нормы российского законодательства, а также противоречат обычаям делового оборота, не соответствуют требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

3) действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (хозяйствующий субъект осуществляет свои действия с целью достичь преимуществ именно по сравнению со своими непосредственными конкурентами, что может выражаться в занятии доминирующего положения на рынке, увеличении нормы прибыли, создании барьеров для доступа на рынок новых участников и проч.);

4) действия субъекта рынка привели или могли привести к негативным результатам для конкурентов (причинить им убытки или нанести вред их деловой репутации).

Для признания действий хозяйствующих субъектов актом недобросовестной конкуренции необходимым условием является одновременное соблюдение всех перечисленных признаков.

В ходе рассмотрения дела признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО ЧОО «Грумант-КВ» не установлены.

Из представленных ООО ЧОО «Грумант-КВ» и ООО «Группа компаний «ГРАНИТ» документов и пояснений установлено, что обе организации по результатам участия в торгах заключают договоры на оказание охранных услуг по стоимости ниже объективно обоснованной цены, не покрывающей затрат на оказание предусмотренной договором услуги. Из пояснений представителей следует, что компенсация затрат по нерентабельным договорам происходит за счёт прибыли, полученной от исполнения иных договоров на охрану объектов, цена по которым существенно выше. Также следует отметить, что аналогичное поведение наблюдается и со стороны иных участников рынка охранных услуг (ООО ЧОО «Авангард», ООО ЧОП «Варяг», ООО ЧОП «ЦСН Гранит» и др.).

Такое идентичное поведение хозяйствующих субъектов на рынке, направленное на перераспределение полученной прибыли в пользу компенсации убытков по нерентабельным контрактам, не может быть признано недобросовестной конкуренцией, т.к. используется повсеместно и представляет собой конкурентную борьбу участников рынка.

В рассматриваемом случае действия ООО ЧОО «Грумант-КВ» по снижению цены своих услуг ниже их себестоимости характеризуются сложившимся на рынке поведением иных участников, практикующих аналогичное поведение в условиях развитой конкуренции.

Кроме того, как было отмечено ранее, действия ООО ЧОО «Грумант-КВ» не нарушили требования законодательства РФ, были обусловлены объективными причинами и не имели антиконкурентной направленности.

 

На основании изложенного, в действия ООО ЧОО «Грумант-КВ» (ИНН 5190062442, г. Мурманск, ул. Скальная, д. 2) отсутствуют признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/14.8-418/2021 о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении частной охранной организации «Грумант-КВ» (ИНН 5190062442, место нахождения: 183036, Мурманская область, город Мурманск, улица Скальная, дом 2, помещение 1А/1-13, офис 13А) по признакам нарушения требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                                     К.А. Смирнова

 

Члены Комиссии                                                                                                  О.Е. Яшина

                                                                                                                           

                                                                                                                                  И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны