Решение б/н Решение и предписание по делу №32 о нарушении антимонопольно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №32 о нарушении

антимонопольного законодательства

                                                                                                                                        г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2013г.                    

В полном объеме решение изготовлено «15» ноября 2013г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- председатель комиссии – заместитель руководителя Управления <П..>,

- члены комиссии: начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области <Н..>, главный юрисконсульт юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области <У..>, главный специалист-эксперт отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Мурманского УФАС России <Б..>,

при участии:

- представителя ООО «Росгосстрах» <С..>,

рассмотрев дело № 32 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха»), действовавшего по месту нахождения филиала юридического лица в Мурманской области, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Филиал ЗАО «ГУТА-Страхование» в г.Мурманске обратился в Мурманское УФАС России с жалобой на действия Комиссии при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте на 2013 год для нужд ОАО «Северный арсенал». По мнению ЗАО «ГУТА-Страхование», допустив к участию в запросе котировок заявки участников, предложивших необоснованно заниженную цену договора страхования, комиссия тем самым нарушила права и законные интересы ЗАО «ГУТА-Страхование», как участника запроса котировок.

По результатам рассмотрения данной жалобы на предмет нарушения положений Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  нарушений в действиях заказчика установлено не было. Однако признаки нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» при рассмотрении указанной жалобы были выявлены в действиях участника запроса котировок – ООО «Росгоссрах», действовавшего по месту нахождения филиала юридического лица в Мурманской области.

Это послужило основанием для возбуждения в отношении ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха») дела №32 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

22.05.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о запросе котировок на предмет отбора страховой организации для оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Заказчиком выступило ОАО «Северный арсенал». Начальная (максимальная) цена договора составила 436 000 руб.

Обязательное страхование гражданской ответственности надлежало осуществить в отношении следующих опасных объектов:

- Полигон,

- Цех №2 утилизации взрывчатых материалов,

- Участок цеха – компрессорная,

- Площадка цеха.

В соответствии с п.12 Документации по запросу ценовых котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, победителем в проведении запроса котировок признаётся участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и котировочной документации, и в которой указана наиболее низкая цена.

При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками процедуры закупки, победителем в проведении запроса котировок признаётся участник процедуры закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников процедуры закупки.

Согласно Протоколу №1 от 29.05.2013г. заседания Комиссии по вскрытию конвертов, на участие в закупке поступило восемь заявок:

- заявка №1 от ООО «Росгосстрах» в Мурманской области поступила 23.05.2013; предложена цена договора: 392 400 руб.,

- заявка №2 от ОАО «Альфа Страхование» поступила 24.05.2013г. в 11.00; предложена цена договора: 392 400 руб.,

- заявка №3 от СОАО «ВСК» поступила 24.05.2013г. в 13.00; предложена цена договора: 392 400 руб.,

- заявка №4 от ЗАО «Страховая группа «УралСиб» поступила 27.05.2013г.; предложена цена договора: 392 400 руб.,

- заявка №5 от СГ «МСК» поступила 28.05.2013г.; предложена цена договора: 412 000 руб.,

- заявка №6 от филиала ЗАО «ГУТА-Страхование» г.Мурманск поступила 29.05.2013г. в 11.50; предложена цена договора: 414 200 руб.,

- заявка №7 от ООО «СК «Согласие» поступила 29.05.2013 в 12.00; предложена цена договора: 414 200 руб.,

- заявка №8 от ОСАО «Ингосстрах» поступила 29.05.2013г. на электронную почту в 11.30; предложена цена договора: 392 400 руб.

Согласно Протоколу №2 от 29.05.2013г. заседания Комиссии по рассмотрению заявок, к участию в закупке в форме запроса предложений были допущены следующие участники:

  1. ООО «Росгоссрах» в Мурманской области,
  2. ОАО «Альфа Страхование» Мурманский филиал,
  3. СОАО «ВСК»,
  4. ЗАО «Страховая группа «УралСиб»,
  5. СГ «МСК»,
  6. филиала ЗАО «ГУТА-Страхование» г.Мурманск,
  7. ООО «СК «Согласие».

Заявка №8 ОСАО «Ингосстрах» была отклонена в связи с недостающим комплектом документов, согласно документации по запросу.

Победителем запроса котировок согласно Протоколу №3 от 29.05.2013г. подведения итогов закупки признано ООО «Росгосстрах» в Мурманской области, заявка которого поступила ранее всех и с наименьшей ценой договора.

Котировочная заявка ООО «Росгосстрах» на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (исх. №1817 от 23.05.2013г.) поступила в адрес ОАО «Северный арсенал» 23.05.2013; предложена цена в размере 392 400 руб.

По результатам запроса котировок ОАО «Северный арсенал» и ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области заключили 17.06.2013г. договор №187/ОС ОПО-008/13 обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Общая страховая премия ООО «Росгосстрах» по указанному договору составила 392 400,00 руб.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. При этом, базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов, а коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: 1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших, 2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, указанным нормативным правовым актом предусмотрено право страховщика при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Согласно части 12 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.

В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 916, при определении размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования, страховщик применяет базовые страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним, исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении об обязательном страховании и иных документов, прилагаемых к нему.

В соответствии с разделом IV (Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии) Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2011г. №808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчёте страховой премии» страховая премия, подлежащая уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается следующим образом:

- произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа (раздел I настоящего документа) на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.

При этом:

1. В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» и согласно Картам учёта объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, характеризующим опасные производственные объекты, в отношении которых осуществлялось страхование (приложение к Документации по запросу котировок):

- Полигон обладает признаком опасности 2.1. и типом опасности 3.2;

- Цех №2 утилизации взрывчатых материалов обладает признаком опасности 2.1 и типом опасности 3.2;

- Участок цеха – компрессорная обладает признаком опасности 2.2 и типом опасности 3.3;

- Площадка цеха – сосуд обладает признаком опасности 2.2 и типом опасности 3.3.

2. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» размер страховой суммы для вышеуказанных опасных производственных объектов составляет 10 000 000 руб.

3. Базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте установлены разделом I Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчёте страховой премии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 №808.

Так, для опасных производственных объектов, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества – для Цеха №2 утилизации взрывчатых веществ, полигона – базовый страховой тариф составляет 1,96.

Для опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики, других опасных производственных объектов, использующих оборудование работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 С – для цеха – компрессорной и для площадки цеха – базовый страховой тариф составляет 0,22.

4.Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев (К1) устанавливается равным единице на период до 31.12.2016г. включительно (п.1 раздел II Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчёте страховой премии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011г. №808).

5.Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте (К2) устанавливается равным единице на период до 31.12.2014г. включительно (п.3 раздел II Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011г. №808).

6. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта (К3 – дополнительный понижающий коэффициент) устанавливается на период с 01.01.2012г. до 31.12.2013г. в интервале возможных значений от 0,9 до 1 (п.2 раздел II Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011г. №808).

Частью 11 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ установлено, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение части 11 статьи 7, а также в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. №225-ФЗ, Решением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 13.04.2011г. (протокол №27) утверждены Правила профессиональной деятельности страховщиков «Порядок определения вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта». Правила были согласованы с Министерством Финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ответ на запрос Мурманского УФАС России (исх. №05-06-1666 от 30.09.2013г.) Национальный союз страховщиков ответственности представил данные Правила профессиональной деятельности страховщиков и указал, что, при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования страховые организации – члены НССО обязаны руководствоваться этими Правилами.

Согласно пункту 6 «Порядок определения уровня безопасности опасного объекта» Правил профессиональной деятельности страховщиков, уровень безопасности опасного объекта определяется специалистами страховых организаций на основе оценки системы показателей, в том числе с учётом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Общая оценка уровня безопасности опасного объекта качественно характеризует уровень безопасности опасного объекта с градацией на четыре категории и используется страховщиком для определения дополнительного понижающего коэффициента при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования ответственности.

При этом, уровень безопасности опасного объекта должен определяться на основании документов и сведений, представляемых владельцем опасного объекта в соответствии с формами, приведёнными в Приложении №2 к Порядку. В рассматриваемом случае такие формы были заполнены ОАО «Северный арсенал» и прилагались к документации по запросу ценовых котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что подтверждается материалами дела.

Итоговая оценка уровня безопасности опасного объекта производится страховыми организациями бальным способом и осуществляется в соответствии с Приложением №12 к Порядку (Методика определения уровня безопасности опасных объектов).

Согласно указанной Методике, уровень безопасности опасного объекта может характеризоваться как: низкий, минимально приемлемый, средний, высокий.

В целях проверки правильности определения и применения ООО «Росгоссрах», действовавшего по месту нахождения филиала ООО «Росгоссрах» в Мурманской области, дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта при расчёте величины страховой премии, предложенной Обществом при участии в запросе котировок, Управлением была произведена оценка уровня безопасности в отношении каждого опасного производственного объекта ОАО «Северный арсенал» в соответствии с вышеуказанной Методикой определения уровня безопасности опасных объектов. При этом Управление руководствовалось сведениями, содержащимися в формах исходных сведений для определения уровня безопасности опасных объектов, представленных в адрес антимонопольного органа как организатором запроса котировок ОАО «Северный арсенал», так и формами, которыми располагало ООО «Росгосстах», действовавшее по месту нахождения филиала в Мурманской области (сведения в формах аналогичного содержания).

Результаты произведенной оценки представлены ниже.

1.Участок цеха – компрессорная

Для опасных производственных объектов типа 3.3 с признаком опасности 2.2.

1.Сведения о технической безопасности опасного объекта

А1.Оборудование опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

низкий

если число в 1.1< = 1960 и число в 1.2 >= 70

Б1.Обеспечение безопасности технологического процесса

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пункте 1.3.3 указано «есть» и ещё в двух пунктах указано «есть» или «не требуется»

В1. Выполнение предписаний Ростехнадзора

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.4.1, 1.4.2 отсутствуют числа

Г1.Соблюдение требований в области промышленной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.5.1 стоит отметка «да», в п. 1.5.2 указано число больше 75

если в п.1.6.1. и 1.6.2. стоит отметка «есть» или «не требуется»

если в п.1.7 «есть» указано в 2-х пунктах

Д1.Профессиональная подготовка персонала

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.8 отмечено «есть» 4 раза

2.Сведения о пожарной безопасности опасного объекта

А2.Технические решения по обеспечению пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

В п.2.1 «есть» или «не требуется» отмечено 3 пункта или более

Б2.Выполнение предписаний МЧС России

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.2.2.1, 2.2.2 отсутствует

В2. Соблюдение требований в области пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 2.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза или больше

3.Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте

А3.Резервирование систем обеспечения опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

средний

Если в п.3.1 «есть» или «не требуется» указано в двух пунктах

Б3. Выполнение предписаний МЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.3.2.1, 3.2.2 отсутствует

В3. Соблюдение требований в области ГО ЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.3 «есть» или «не требуется» указано в 2 пунктах и более

в п.3.4 «есть» указано в 2-х пунктах

Г3.Силы и средства ликвидации аварии

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.5 «есть» отмечено в 2 пунктах

в п. 3.6. «есть» отмечено в 3 пунктах или более

в п.3.7 отмечено «есть»

Д3.Оповещение при авариях

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.8 «есть» указано в 3 пунктах и более

 

Е3. Предотвращение постороннего вмешательства

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.9 «есть» или «не требуется» отмечено во всех пунктах

Для каждой составляющей значение уровня безопасности переводится в баллы по схеме:

Уровень безопасности

Количество баллов

низкий

1 балл

минимально приемлемый

2 балла

средний

3 балла

высокий

4 балла

Определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта (количество баллов) по формуле S=Ка1*А1+Кб1*Б1+Кв1*В1+Кг1*Г1+Кд1*Д1+Ка2*А2+Кб2*Б2+ Кв2*В2+Ка3*А3+Кб3*Б3+Кв3*В3+Кг3*Г3+Кд3*Д3+Ке3*Е3 (коэффициенты К содержатся в таблице к Методике).

S=0,35*1+0,20*4+0,10*4+0,10*4+0,16*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*3+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4= 2,94

2,50 <= S=2,94 <3,50 – средний уровень безопасности.

2.Площадка цеха - сосуд

Для опасных производственных объектов типа 3.3 с признаком опасности 2.2.

1.Сведения о технической безопасности опасного объекта

А1.Оборудование опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

средний

если число в 1.1 > 1980 или число в 1.2. <50

Б1.Обеспечение безопасности технологического процесса

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пункте 1.3.3 указано «есть» и ещё в двух пунктах указано «есть» или «не требуется»

В1. Выполнение предписаний Ростехнадзора

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.4.1, 1.4.2 отсутствуют числа

Г1.Соблюдение требований в области промышленной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.5.1 стоит отметка «да», в п. 1.5.2 указано число больше 75

если в п.1.6.1. и 1.6.2. стоит отметка «есть» или «не требуется»

если в п.1.7 «есть» указано в 2-х пунктах

Д1.Профессиональная подготовка персонала

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.8 отмечено «есть» 4 раза

2.Сведения о пожарной безопасности опасного объекта

А2.Технические решения по обеспечению пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

В п.2.1 «есть» или «не требуется» отмечено 3 пункта или более

Б2.Выполнение предписаний МЧС России

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.2.2.1, 2.2.2 отсутствует

В2. Соблюдение требований в области пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 2.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза или больше

3.Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте

А3.Резервирование систем обеспечения опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

низкий

Если в п.3.1 «есть» или «не требуется» не указано

Б3. Выполнение предписаний МЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.3.2.1, 3.2.2 отсутствует

В3. Соблюдение требований в области ГО ЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.3 «есть» или «не требуется» указано в 2 пунктах и более

в п.3.4 «есть» указано в 2-х пунктах

Г3.Силы и средства ликвидации аварии

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.5 «есть» отмечено в 2 пунктах

в п. 3.6. «есть» отмечено в 3 пунктах или более

в п.3.7 отмечено «есть»

Д3.Оповещение при авариях

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.8 «есть» указано в 3 пунктах и более

 

Е3. Предотвращение постороннего вмешательства

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.9 «есть» или «не требуется» отмечено во всех пунктах

Для каждой составляющей значение уровня безопасности переводится в баллы по схеме:

Уровень безопасности

Количество баллов

низкий

1 балл

минимально приемлемый

2 балла

средний

3 балла

высокий

4 балла

Определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта:

S=0,35*3+0,20*4+0,10*4+0,10*4+0,16*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4= 3,62

3,5 <= S=3,62 <= 4 – высокий уровень безопасности.

3.Цех №2 утилизации взрывчатых материалов

Для опасных производственных объектов типов 3.1 и 3.2 с приоритетным признаком опасности 2.1

1.Сведения о технической безопасности опасного объекта

А1.Оборудование опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

низкий

если число в 1.1<=1960 и число в 1.2 =>70

Б1.Обеспечение безопасности технологического процесса

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.3.1.1, 1.3.1.2, 1.3.2.1, 1.3.2.2, 1.3.2.3, 1.3.3.1,1.3.3.2, 1.3.3.3, 1.3.3.4 отмечено «есть» или «не требуется»

В1. Выполнение предписаний Ростехнадзора

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.4.1, 1.4.2 отсутствуют числа

Г1.Соблюдение требований в области промышленной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.5. нет отметки «в стадии оформления»

если в п. 1.6.1 стоит отметка «да», в п. 1.6.2 указано число больше 75,

если в п. 1.7.1 и 1.7.2 стоит отметка «есть» или «не требуется»,

если в п. 1.7.3 стоит отметка «есть» или «не требуется»,

если в п. 1.8 «есть» указано в 2 пунктах

Д1.Профессиональная подготовка персонала

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.9 отмечено «есть» 4 раза

2.Сведения о пожарной безопасности опасного объекта

А2.Технические решения по обеспечению пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

средний

В п.2.1.5,2.1.7 стоит отметка «есть»

Б2.Выполнение предписаний МЧС России

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.2.2.1, 2.2.2 отсутствует

В2. Соблюдение требований в области пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 2.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза или больше

3.Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте

А3.Резервирование систем обеспечения опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

высокий

Если в п.3.1 «есть» или «не требуется» указано в трёх пунктах

Б3. Выполнение предписаний МЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.3.2.1, 3.2.2 отсутствует

В3. Соблюдение требований в области ГО ЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза и более

в п.3.5 «есть» указано в 2-х пунктах

Г3.Силы и средства ликвидации аварии

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.6 отмечено «есть» 4 пункта

если в п. 3.7 отмечено «есть» 4 пункта или более

если в п.3.8 отмечено «есть»

Д3.Оповещение при авариях

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.9 «есть» указано в 5 пунктах

если в п.3.10 указано «есть»

Е3. Предотвращение постороннего вмешательства

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.11 «есть» или «не требуется» отмечено во всех пунктах

Для каждой составляющей значение уровня безопасности переводится в баллы по схеме:

Уровень безопасности

Количество баллов

низкий

1 балл

минимально приемлемый

2 балла

средний

3 балла

высокий

4 балла

Определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта:

S=0,05*1+0,18*4+0,07*4+0,10*4+0,12*4+0,10*3+0,06*4+0,20*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,07*4= 3,75

3,5 <= S=3,75 <= 4 – высокий уровень безопасности

4. Полигон

Для опасных производственных объектов типов 3.1 и 3.2 с приоритетным признаком опасности 2.1

1.Сведения о технической безопасности опасного объекта

А1.Оборудование опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в 1.1>1990 или число в 1.2<20

Б1.Обеспечение безопасности технологического процесса

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.3.1.1, 1.3.1.2, 1.3.2.1, 1.3.2.2, 1.3.2.3, 1.3.3.1,1.3.3.2, 1.3.3.3, 1.3.3.4 отмечено « есть» или «не требуется»

В1. Выполнение предписаний Ростехнадзора

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в пунктах 1.4.1, 1.4.2 отсутствуют числа

Г1.Соблюдение требований в области промышленной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.5. нет отметки «в стадии оформления»

если в п. 1.6.1 стоит отметка «да», в п. 1.6.2 указано число больше 75,

если в п. 1.7.1 и 1.7.2 стоит отметка «есть» или «не требуется»,

если в п. 1.7.3 стоит отметка «есть» или «не требуется»,

если в п. 1.8 «есть» указано в 2 пунктах

Д1.Профессиональная подготовка персонала

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 1.9 отмечено «есть» 4 раза

2.Сведения о пожарной безопасности опасного объекта

А2.Технические решения по обеспечению пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

средний

В п.2.1.5,2.1.7 стоит отметка «есть»

Б2.Выполнение предписаний МЧС России

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.2.2.1, 2.2.2 отсутствует

В2. Соблюдение требований в области пожарной безопасности

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 2.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза или больше

3.Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте

А3.Резервирование систем обеспечения опасного объекта

Уровень безопасности

Условие

высокий

Если в п.3.1 «есть» или «не требуется» указано в трёх пунктах

Б3. Выполнение предписаний МЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если число в п.3.2.1, 3.2.2 отсутствует

В3. Соблюдение требований в области ГО ЧС

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.3 «есть» или «не требуется» указано 3 раза и более

в п.3.5 «есть» указано в 2-х пунктах

Г3.Силы и средства ликвидации аварии

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.6 отмечено «есть» 4 пункта

если в п. 3.7 отмечено «есть» 4 пункта или более

если в п.3.8 отмечено «есть»

Д3.Оповещение при авариях

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.9 «есть» указано в 5 пунктах

если в п.3.10 указано «есть»

Е3. Предотвращение постороннего вмешательства

Уровень безопасности

Условие

высокий

если в п. 3.11 «есть» или «не требуется» отмечено во всех пунктах

Для каждой составляющей значение уровня безопасности переводится в баллы по схеме:

Уровень безопасности

Количество баллов

низкий

1 балл

минимально приемлемый

2 балла

средний

3 балла

высокий

4 балла

Определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта:

S=0,05*4+0,18*4+0,07*4+0,10*4+0,12*4+0,10*3+0,06*4+0,20*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,01*4+0,07*4= 3,9

3,5 <= S=3,9 <= 4 – высокий уровень безопасности

 

Наименование опасного объекта

 

Количество баллов (S)

 

Уровень безопасности опасного объекта

Участок цеха - компрессорная

2,50<=2,94<3,50

средний

Площадка цеха - сосуд

3,50<= 3,62<=4

высокий

Цех №2 утилизации взрывчатых материалов

3,50<= 3,75<=4

высокий

Полигон

3,50<= 3,9<=4

высокий

При этом, по информации Национального союза страховщиков ответственности (письмо от 25.10.2013г. №1580), конкретное значение дополнительного понижающего коэффициента исходя из уровня безопасности опасного объекта, определённого в соответствии с Правилами профессиональной деятельности страховщиков об оценке уровня безопасности опасного объекта, устанавливается страховыми организациями – членами Национального союза страховщиков ответственности в соответствии с Правилами профессиональной деятельности «Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утверждёнными Постановлением Президиума НССО от 14.12.2011г. (пр. №34) (Дале по тексту – ППД об организации обязательного страхования).

Согласно указанным Правилам (раздел 4), при расчёте величины страховой премии в отношении опасного производственного объекта с низким или минимально приемлемым уровнем безопасности страховая организация может применить понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта (К3) в размере 1,0; при расчёте величины страховой премии в отношении опасного производственного объекта со средним уровнем безопасности допустимо применение понижающего коэффициента 0,95;  при расчёте страховой премии в отношении опасного производственного объекта с высоким уровнем безопасности может быть применён понижающий коэффициент 0,9.

Таким образом, при расчёте суммы страховой премии в отношении таких опасных производственных объектов ОАО «Северный арсенал» как площадка цеха, цех №2 утилизации взрывчатых материалов, полигон страховая организация могла применить понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта К3 равный 0,9.  Однако при расчёте страховой премии в отношении объекта участок цеха – компрессорная применению подлежит понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта К3 равный 0,95.

В связи с изложенным, Управление полагает, что с учётом положений действующего законодательства и Правил профессиональной деятельности страховщиков «Порядок определения вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта», ППД об организации обязательного страхования, расчёт величины страховой премии, подлежащей применению в отношении перечисленных опасных производственных объектов ОАО «Северный арсенал», должен быть произведён следующим образом:

Наименование опасного объекта

Страховая сумма

Базовая ставка страхового тарифа

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев (К1)

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших (К2)

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта (дополнительный понижающий коэффициент) (К3)

Страховая премия,

в руб.

Участок цеха - компрессорная

10 000 000

0,22

1

1

0,95

20 900

Площадка цеха - сосуд

10 000 000

0,22

1

1

0,9

19 800

Цех №2 утилизации взрывчатых веществ

 

10 000 000

 

1,96

 

1

 

1

 

0,9

 

176 400

Полигон

10 000 000

1,96

1

1

0,9

176 400

Всего по опасным объектам:

 

40 000 000

 

 

 

 

 

393 500

Страховая премия (цена договора) в размере, меньшем, чем расчётные 393 500 руб., является необоснованно заниженной.

Как следует из документов (исх. №05-06-1283 от 29.07.2013г.), представленных ООО «Росгосстрах», действовавшим по месту нахождения филиала ООО «Росгосстрах» в Мурманской области, при расчёте суммы страховой премии в отношении каждого из опасных производственных объектов ОАО «Северный арсенал» Общество применило дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта (К3) равный 0,9.

С учётом этого, расчёт суммы страховой премии, заявленной ООО «Росгосстрах», действовавшим по месту нахождения филиала в Мурманской области, при проведении ОАО «Северный арсенал» запроса ценовых котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате арии на опасном объекте, выглядит следующим образом:

 

Наименование опасного объекта

Страховая сумма

Базовый страховой тариф

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев (К1)

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших (К2)

Понижающий коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта (К3)

Страховая премия,

в руб.

Участок цеха – компрессорная

10 000 000

0,22

1

1

0,9

19 800

 

Площадка цеха

 

10 000 000

 

0,22

 

1

 

1

 

0,9

 

19 800

Цех №2 утилизации взрывчатых веществ

 

10 000 000

 

1,96

 

1

 

1

 

0,9

 

176 400

Полигон

10 000 000

1,96

 

1

1

0,9

176 400

Всего по опасным объектам:

40 000 000

 

 

 

 

 

392 400

Обоснования применения дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта равного 0,9 при определении суммы страховой премии в отношении опасного производственного объекта ОАО «Северный арсенал» «участок цеха – компрессорная», характеризующегося средним уровнем безопасности, ООО «Росгосстрах», действовавшее по месту нахождения филиала в Мурманской области, не представило.

Комиссией не принимается ссылка представителя Общества на  положения Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2011г. №808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчёте страховой премии», которым, по его мнению, допускается выбор страховой организацией значения дополнительного понижающего коэффициента в интервале от 0,9 до 1 в период с 01.01.2012г. по 31.12.2013г. для применения при расчёте страховой премии.

Указанный нормативный правовой акт предусматривает возможность применения дополнительного понижающего коэффициента страховщиком при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования, но из содержания его положений следует, что данный коэффициент должен устанавливаться страховщиком в каждом конкретном случае исходя из уровня безопасности опасного объекта. Интервал возможных значений понижающего коэффициента от 0,9 до 1 находится в зависимости от определяемого страховщиком уровня безопасности опасного объекта.  В свою очередь, частью 11 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» установлено, что порядок определения уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков. Такой порядок, как уже отмечалось выше, утверждён Решением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 13.04.2011г. (протокол №27) – Правила профессиональной деятельности страховщиков    «Порядок определения вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта».

Таким образом, учитывая приведенные выше расчёты, необоснованное применение ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Мурманской области дополнительного понижающего коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта 0,9 (вместо 0,95) при расчёте страховой премии по объекту «участок цеха – компрессорная» привело к занижению суммы страховой премии по указанному объекту, и, как следствие, к необоснованному занижению общей страховой премии по договору страхования опасных производственных объектов ОАО «Северный арсенал», предложенной ООО «Росгосстрах» при запросе ценовых котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, проведённом ОАО «Северный арсенал» в мае 2013г.

Применение заниженной величины страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в запросе котировок, поскольку в соответствии с условиями документации по запросу котировок, победителем признавался участник, подавший котировочную заявку с указанием наиболее низкой цены договора.

Фактически применение заниженной суммы страховой премии позволило ООО «Росгосстрах», действовавшему по месту нахождения филиала в Мурманской области, победить в запросе ценовых котировок по основаниям, указанным в пункте 12 Документации по запросу ценовых котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 22.05.2013г., как участнику, первым подавшим котировочную заявку с указанием наименьшей цены договора.    

В результате таких действий другому участнику запроса котировок, первым предложившему наименьшую после расчётной (393 500 руб.) сумму страховой премии  были причинены убытки в виде упущенной выгоды, поскольку он лишился возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страховых услуг возможность заключить договор обязательно страхования гражданской ответственности с ОАО «Северный арсенал».

Статьёй 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на осуществление недобросовестной конкуренции во всех её проявлениях.

При этом согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха»), действовавшего по месту нахождения филиала в Мурманской области, факта нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в период с 29.06.2013г. по 28.06.2014г. для нужд ОАО «Северный арсенал» путём необоснованного занижения предложенной суммы страховой премии. 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьёй 49  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия       

 РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха»), действовавшего по месту нахождения филиала юридического лица в Мурманской области, факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в период с 29.06.2013г. по 28.06.2014г. для нужд ОАО «Северный арсенал» путём необоснованного занижения предложенной суммы страховой премии.
  2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №32

 

«15» ноября 2013                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – заместитель руководителя Управления <П..>, члены комиссии: начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области <Н..>, главный юрисконсульт юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области <У..>, главный специалист-эксперт отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Мурманского УФАС России <Б..>, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 15 ноября 2013г. по делу №32 о нарушении ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха»), действовавшего по месту нахождения филиала юридического лица в Мурманской области, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха») в срок до 27 марта 2014 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

За доход, полученный ООО «Росгосстрах» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 392 400 руб., причитающуюся ООО «Росгосстрах» в соответствии с условиями Договора №187/ОС ОПО-008/13 обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17.06.2013г.,  заключённого между ООО «Росгосстрах» и ОАО «Северный арсенал» по результатам запроса ценовых котировок на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте  в период с 29.06.2013г. по 28.06.2014г. для нужд ОАО «Северный арсенал».

2. ООО «Росгосстрах» (121059, г.Москва, ул.Киевская, д.7, БЦ «Дом Госстраха») в срок до 04 апреля 2014г. уведомить Мурманское УФАС России об исполнении настоящего предписания, представив в адрес Управления заверенные надлежащим образом копии платёжных поручений или иной документ, свидетельствующий о перечислении в бюджет дохода.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)  ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000. Код платежа 161 116 02010 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны