Решение б/н Решение от 12 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу  № 051/05/28-830/2019

 

12 декабря 2019 года                                                                                                г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместителя  руководителя управления  – Поповой Ирины Николаевны;

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,   ведущего специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Яшиной О.Е.,

рассмотрев   дело  № № 051/05/28-830/2019 от 07.11.2019 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ ( далее - Закон о рекламе) в  присутствии  представителя ООО «Мурманский Компьютерный Сервис»( ООО «МКС», ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831) директора  <...> и представителя юридического отдела отделения по Мурманской области Северо-Западного главного  управления Центрального банка Российской Федерации <...>

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила информация Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ №Т2-54-12/37055от 09.09.2019 по факту размещения рекламного баннера на здании по адресу: г Мурманск, пр. Кольский, д.141, содержащего следующую информацию: « Деньги под залог. Изображены ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны.<..>», с признаками нарушения пункта 14 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ(далее – Закон о рекламе). Вместе  с тем, Северо-Западное главное управление Центрального банка сообщает, что  информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее интернет) установлено наличие сайта залог 51.рф (далее сайт), на основной странице которого размещен заголовок «Ломбард цифровой техники» в разделе «Обратная связь» и  «Контакты» указан адрес – г. Мурманск,  Кольский пр., д.141, тел.<...>.

Регулирование деятельности не кредитных финансовых организаций, осуществляющих операции по предоставлению потребительских и краткосрочных  займов возложено на Банк России, который ведет государственные реестры участников рынка микрофинансирования, размещенные в свободном доступе на сайте Банка России  www.cbr.ru  в разделе Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Микрофинанирование.

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В ходе рассмотрения дела, присутствовавший директор ООО «МКС» <...>. изложил свою позицию.

Макет спорной рекламы был согласован им лично в устной форме с компанией изготовителем рекламы, все переговоры велись по телефону, документы у Общества отсутствуют. <...> пояснил, что в рекламе использовал личный номер телефона 207-705, привязанный к номеру +7953<...>

Запрашиваемый антимонопольным органом Договор на изготовление и распространение рекламы, а также правоустанавливающие документы на осуществление деятельности по предоставлению краткосрочных займов под залог имущества (деятельность ломбардов) не представлены, так как отсутствуют у ООО «Мурманский Компьютерный Сервис».

Директор не отрицает, что реклама размещалась как на фасаде здания в г. Мурманске на пр. Кольском, д.141, так и в сети интернет в Контакте и на сайте http// залог51.рф. с нарушением рекламного законодательства и просил учесть, что как только получил уведомление от контролирующих органов, сразу её демонтировал с фасада 22.10.2019, а также ликвидировал в сети интернет.

На вопрос представителя ЦБ РФ осуществляло ли ООО «МКС» деятельность ломбардов, директор Общества сообщил, что реклама просуществовала короткое время, и общество не занималось микрофинансовой деятельность, а лишь скупкой.

Директор сообщил, что учел требования законодательства Российской Федерации и на сегодняшний день осуществляет деятельность в соответствии с ЕГРЮЛ, и оформляет документы на право размещения рекламы в соответствии с требованиями рекламного законодательства.

Комиссия заслушала позицию представителя ООО «Мурманский Компьютерный сервис», изучила рекламу, оценив в совокупности представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, пришла к следующему выводу.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) покупателю и конечному потребителю.

Размещенная, в виде двух баннеров, информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к деятельности ООО «МКС» и её услуге по выдачи займов, призвана формировать, и поддерживать интерес к рекламируемой услуге, побуждая воспользоваться финансовой услугой - потребительским займом.

Объектом рекламирования является финансовая услуга - займы под залог цифровой техники.

Комиссия УФАС по Мурманской области 26.09.2019г. произвела осмотр сайта http// залог51.рф и зафиксировала актом осмотра, постранично сняв скриншоты и описав информацию с сайта. Вместе с тем, была исследована страница социальных сетей: Vk.com Сергей Романов в Контакте, с аналогичной информацией, скриншоты приложены к материалам.

Согласно акта, информация на рекламном баннере совпадает с информацией в Контакте и на сайте http// залог51.рф, где на главной странице указано «Ломбард цифровой техники, тел.<...>», указан адрес местонахождения компании: г. Мурманск, пр. Кольский, д.141, с указанием точки на карте города и наименованием Мурманский компьютерный сервис.

Антимонопольный орган направил запросы в администрацию города Мурманска и заинтересованному лицу ООО «Мурманский компьютерный сервис».

По информации Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска (исх. № 14-03-03/6280 от 24.09.2019) наружная рекламная конструкция на здании 141 по проспекту Кольскому в г. Мурманске установлена без разрешения, предусмотренного статьёй 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Комитетом в адрес владельца рекламной конструкции ООО «Мурманский компьютерный сервис» (ИНН 5190024831) направлено предписание о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции.

По запросу антимонопольного органа ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» представил и договор аренды помещения.

Из Договора аренды № 13-17 от 12.12.2017 следует, что ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» арендует у ЗАО «Трансфлот» помещения общей площадью 35,2 кв.м. по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.141, для организации услуг населению.

Пунктом 2.3.5.договора определено, что арендатор вправе размещать с наружной стороны фасада здания рекламу и самостоятельно согласовывать проект с арендодателем и пройти регистрацию с получением разрешения на её размещение. Акт-сдачи приемки от 12.12.2017 г подтверждает, что помещения по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.141 передано в аренду ООО «Мурманский Компьютерный Сервис», акт подписан сторонами и скреплен печатью.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Мурманский Компьютерный Сервис», основным видом деятельности Общества является ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (95.11), а также торговля розничная различными видами товаров.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

При этом порядок деятельности не кредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Пунктом 1 статьи 2 федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом № 353-ФЗ.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О потребительском кредите (займе)» раскрывает понятие потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Фирменное наименование ломбард должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно- правовую форму.

По информации Северо-западного главного управления Центрального банка РФ сведения об ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831), а также о ломбардах и их подразделениях, расположенных по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.141 в государственных реестрах субъектов микрофинансирования отсутствуют.

 Из чего следует, что ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» не относится к числу объектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и краткосрочных займов гражданам и соответственно рекламировать такие услуги.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

 Вместе с тем, в рекламе, продвигающей краткосрочные займы ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» отсутствует наименование лица, осуществляющего рекламируемую услугу, что не соответствует части 1 стать 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Потребителю в рекламе предлагаются услуги краткосрочных займов под залог цифровой техники, в отсутствии правоустанавливающих документов на осуществление финансовой деятельности и, без указания наименования лица оказывающего  эти услуги, тем самым вводя в заблуждение.

В силу части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Комиссия признала наружную баннерную рекламу ООО «Мурманский Компьютерный Сервис»: «Деньги под залог. Изображены ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны.<...>», размещенную в г. Мурманске на пр. Кольском, д.141 ненадлежащей и недостоверной, нарушающей требования части 1 статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 возложена на рекламораспространителя, частью  13 и 14 статьи 28  части 7 статьи 5 Закона  о рекламе на рекламодателя. 

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).

Реклама размещена в интересах и в целях продвижения деятельности ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831, юр. адрес: 183005, г. Мурманск, переулок Охотничий, д.25, кв.12), о чем свидетельствуют материалы.

Исходя из приведенных норм, ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» является и рекламодателем и рекламораспространителем.

 ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» позиционируя себя продавцом финансовых услуг, определило объект рекламирования и содержание рекламы,  так как было заинтересовано в продвижении оказываемых услуг, и непосредственно довело    до потребителя, путем размещения  рекламных баннеров в месте осуществления деятельности г. Мурманск, пр. Кольский, д.141 и  рекламы в сети интернет.

Таким образом, в действиях ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» усматриваются нарушения части 1 статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Комиссия признала ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» нарушившим требования части 1 статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не будучи включенным в реестр микрофинансовых организаций, Общество позиционировало себя и продвигало финансовые услуги ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» под видом субъекта, имеющего право осуществлять профессиональную деятельность ломбардов, по предоставлению потребительских займов под залог имущества.

Комиссией принято решение не выдать предписание, в виду того, что   администрация г. Мурманска уведомила УФАС по Мурманской области о демонтаже рекламных конструкций ООО «Мурманский Компьютерный Сервис», а в ходе рассмотрения нестоящего дела Общество подтвердило о ликвидации рекламы в сети интернет.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать наружную баннерную рекламу ООО «Мурманский Компьютерный Сервис»: «Деньги под залог. Изображены ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны.<...>», размещенную в г. Мурманске на пр. Кольском, д.141, ненадлежащей нарушающей требования части 1 статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Признать лицом, нарушившим требования части 1 статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831, юр. адрес: 183005, г. Мурманск, переулок Охотничий, д.25, кв.12).

3.Предписание не выдавать в связи с демонтажем рекламных конструкций и удалением информации в сети интернет.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено   16 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                         И.Н. Попова

 

Члены комиссии:                                                     С.В. Мороз

                                                                                              

                                                                              О.Е. Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны