Решение б/н Решение и предписание по делу № 35 о нарушении антимонопольн... от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 35

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «26» марта 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «26» марта 2015г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.,

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии:

<...>  – ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения управления правового обеспечения, управления собственностью и консолидации электросетевых активов филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Колэнерго» по доверенности б/н от 17.02.2014,

<...>  – представителя заявителя по доверенности от 21.10.2014,

рассмотрев дело №35 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31, далее - ОАО «МРСК Северо-Запада», Сетевая организация) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России поступило заявление  гражданки <...> об ущемлении ее интересов ОАО «МРСК Северо-Запада» путем навязывания заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения.

Рассмотрев указанное заявление, Мурманское УФАС России выявило в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

На основании статьи 391 Закона о защите конкуренции Сетевой организации было выдано предупреждение от 29.07.2014 №05-06-14/108-3824 о необходимости прекращения навязывания заявителю невыгодных условий договора технологического присоединения путем заключения с <...> договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с установлением платы за такое присоединение в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения).

Указанное предупреждение исполнено не было, в связи с чем, на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции приказом от 25.11.2014 №174 возбуждено дело №35 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Мурманского УФАС России от 24.12.2014 №05-03-14/35-7922 рассмотрение дела было приостановлено в связи с рассмотрением в суде дела № А42-6301/2014, имеющего значение для рассмотрения дела №35.

Определением от 16.03.2015 №05-03-14/35-1455, рассмотрение дела было возобновлено, в связи со вступлением в силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 13.11.2014 по делу № А42-6301/2014.

Рассмотрев дело, Комиссия установила следующее.

<...> заключила договор переуступки права аренды земельного участка №48 кадастровый номер <...> :01:0104001:47, находящегося в черте населенного пункта, в границах муниципального образования город Кола, под дачное строительство. Членом дачного некоммерческого товарищества не является.

06.03.2014 г. <...> направила в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» заявление на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (вх. №1/2520 от 17.03.2014), указав класс напряжения до 1000 В (0,4 кВ).

09.04.2014 Сетевая организация направила заявителю договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №43-0006741/14 от 02.04.2014, установив плату за технологическое присоединение в размере 979 950,59.

 

Исследовав материалы дела и заслушав пояснения участвующих в деле лиц, комиссия пришла к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Как указано в пункте 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Пунктом 14 Правил технологического присоединения предусмотрены сведения, которые указываются в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Аналогичные положения изложены в пункте 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.

Пунктом 33.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в отношении заявителей - физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, технологическое присоединение по индивидуальному проекту не осуществляется, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.

Для целей настоящих Правил под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в сроки, предусмотренные подпункта "б" пункта 16 Правил, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, сетевой организации запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, непредусмотренные Правилами.

В рассматриваемом случае ОАО "МРСК Северо-Запада" при расчете платы за технологическое присоединение не применило пункт 17 Правил технологического присоединения, мотивировав это тем, что расстояние от ближайшего объекта его филиала "Колэнерго" (опора N 13 линии электропередачи, указанного в заявке класса напряжения до 1000 (0,4 кВ)) до земельного участка <...> составляет 464 метра, что превышает 300 метров, соблюдение которых необходимо для применения пониженного тарифа.

Между тем, комиссией установлено, что на расстоянии около 25 метров от границы земельного участка <...>  находится еще один объект электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Северо-Запада" филиала "Колэнерго" (на уровне напряжения до 20 кВ), а именно, воздушная линия 6 кВ Ф-708-711-716.

Общество не предоставило убедительных доказательств объективной невозможности осуществить необходимые мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьего лица к названному объекту электросетевого хозяйства общества. Ссылка сетевой организации на необходимость подключения только к тому объекту, который указан в заявке физическим лицом, противоречит пунктам 14 и 18 Правил технологического присоединения.

Поскольку <...> с соблюдением Правил технологического присоединения подала в сетевую организацию заявку на присоединение энергопринимающих устройств (с максимальной мощностью не превышающей 15 кВт включительно, по третьей категории надежности), расположенных на расстоянии не более 300 метров от границ ее земельного участка до объектов электросетевого хозяйства общества, то размер платы физического лица за технологическое присоединение энергопринимающих устройств должен составлять 550 рублей.

При вышеуказанных обстоятельствах комиссия пришла к выводу о навязывании сетевой организацией гражданке <...> при заключении договора технологического присоединения размера платы за технологическое присоединение, определенной не в соответствии с Правилами технологического присоединения и Основами ценообразования от 29.12.2011 N 1178.

 

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту осуществлять действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В целях рассмотрения настоящего дела Мурманским УФАС России был определён товарный рынок, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При этом Управление исходило из того, что процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Исходя из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

Учитывая изложенное, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, на котором осуществляет свою деятельность ОАО «МРСК Северо-Запада» посредством эксплуатации принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, следует определить как «услуги по передаче электрической энергии». При этом услуги по выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям и услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в данном случае являются сопутствующими указанному виду деятельности сетевой организации.

При определении географических границ товарного рынка в целях рассмотрения настоящего дела Управление исходило из имеющихся сведений о месте нахождения объекта заявителя, подлежащего технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», а также о зонах деятельности сетевой организации.

Так, согласно данным публичной кадастровой карты (www.maps.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером 51:01:0104001:47, технологическое присоединение которого стало предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, расположен по адресу: Мурманская область, муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, город Кола, ДНТ "Дорожное".

В соответствии с информацией, размещённой на официальном сайте ОАО «МРСК Северо-Запада» в сети Интернет (www.mrsksevzap.ru) в разделе раскрытия информации, в перечень зон деятельности филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» в границах Кольского района входит город Кола.

В связи с этим, учитывая также наличие технологической возможности приобретения товара потребителем услуг сетевой организации, географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МРСК Северо-Запада», расположенных в городе Кола.

Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 N 191-э Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 47.1.116; в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» введены государственное регулирование и контроль (пункт 2 приказа).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям Общества в границах балансовой принадлежности электрических сетей, расположенных в городе Кола.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание, предусмотренное подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, о прекращении злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <...>  путем навязывания условий договора N 43-0006741/14 от 02.04.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не предусмотренных действующим законодательством требований, а именно, установления размера платы за технологическое присоединение, не соответствующего пункту 17 Правил технологического присоединения.

2. Выдать предписание по делу о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-03-14/35

 

26 марта 2015 г.

г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России Поповой И.Н.,

Членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

рассмотрев дело №35 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов <...> путем навязывания заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- в срок 20 апреля 2015 года заключить с <...> договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с установлением платы за такое присоединение в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения.

Известить Мурманское УФАС России об исполнении предписания не позднее 5 (пяти) дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны