Решение б/н Решение по делу №37 о нарушении антимонопольного законодател... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №37 о нарушении

антимонопольного законодательства

                                                                                                                                     г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2013г.                  

В полном объеме решение изготовлено «16» января  2013г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №37 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (183001, г.Мурманск, ул.Траловая, д.12; ИНН 5190146332) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «ТПК Севрыба» путём осуществления швартовки судов для выгрузки рыбопродукции клиентов ООО «ТПК Севрыба», намеревающихся воспользоваться услугами ООО «ТПК Севрыба» по хранению продукции на холодильнике №5, к причалам, прилегающим к холодильнику №3 ОАО «Мурманский морской рыбный порт», влекущей за собой отказ клиентов ООО «ТПК Севрыба» от услуг Общества,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление ООО «ТПК Севрыба» по вопросу препятствования ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (далее по тексту – ОАО «ММРП») осуществлению хозяйственной деятельности ООО «ТПК Севрыба» путём осуществления швартовки судов для выгрузки рыбопродукции клиентов ООО «ТПК Севрыба», намеревающихся воспользоваться услугами ООО «ТПК Севрыба» по хранению продукции на холодильнике №5, к причалам, прилегающим к холодильнику №3 ОАО «ММРП», что влекло за собой отказ клиентов ООО «ТПК Севрыба» от услуг Общества.

В ходе рассмотрения указанного заявления было установлено доминирующее положение ОАО «ММРП» на рынке услуг порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции), оказываемых на территории Мурманского морского рыбного порта, и выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в портах, транспортных терминалах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, на территории Мурманского морского рыбного порта услуги порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции и т.д.) может оказывать только один хозяйствующий субъект – ОАО «ММРП».

ОАО «ММРП» приказом ФСТ России от 21.05.99 № 2/к-1-р  (изм. 20.07.2007г. №178-т) включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел 3 Реестра – услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей), действующих на территории Мурманской области.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая изложенное, ОАО «ММРП» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции), оказываемых на территории Мурманского морского рыбного порта.

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

В соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ от 21.06.2013г. в отношении ООО «ТПК Севрыба», в качестве основного вида деятельности Общество осуществляет  «транспортную обработку грузов» (код ОКВЭД – 63.11). Дополнительными видами деятельности является: «хранение и складирование» (код ОКВЭД – 63.12), «организация перевозок грузов» (код ОКВЭД – 63.40).

В эксплуатации ООО «ТПК Севрыба» находится здание холодильника №5, расположенное на территории Мурманского морского рыбного порта. Данный объект используется Обществом непосредственно в целях осуществления своей хозяйственной деятельности. Здание холодильника №5 эксплуатируется ООО «ТПК Севрыба» на основании договора аренды от 19.10.2011г., заключённого с собственником объекта ЗАО «Полярис ЭКО».

Как видно из представленной ООО «ТПК Севрыба» технологической схемы контроля за перемещением товаров от борта морского судна и на СВХ ООО «ТПК Севрыба», к холодильнику №5, эксплуатируемому ООО «ТПК Севрыба», территориально прилегают причалы №39 и №40. Причалы №41 и №42 прилегают к холодильнику №3, находящемуся в собственности ОАО «ММРП».

Согласно представленному ООО «ТПК Севрыба» реестру действующих договоров возмездного оказания услуг на 2013 год, на момент обращения с жалобой в число контрагентов Общества входило 244 хозяйствующих субъекта, с которыми ООО «ТПК Севрыба» были заключены договоры на предмет оказания следующих услуг:

- по приёму и хранению товаров на коммерческом складе,

- по приёму и хранению товаров на складе временного хранения в соответствии с действующим таможенным законодательством,

- по возврату с хранения товаров,

- по погрузочно-разгрузочным работам,

- по оформлению сопроводительных, отчётных и иных предусмотренных законодательством РФ, действующим таможенным законодательством и настоящим Договором документов,

- по оказанию дополнительных услуг.

Приём продукции контрагентов на хранение в холодильник №5 организован следующим образом.

Клиент ООО «ТПК Севрыба» (грузовладелец) направляет в адрес Общества заявку на резервирование емкостей холодильника №5, в которой указывает начальную дату резервирования, характеристики груза, передаваемого на хранение, наименование транспортного судна, доставляющего груз.

Грузовладелец также обращается с соответствующей заявкой на выгрузку в адрес главного диспетчера ОАО «ММРП». В такой заявке указывается наименование транспортного судна, с которого грузовладелец просит произвести выгрузку, характеристики груза, а также место, куда надлежит произвести выгрузку (холодильник, автомашины, склад, вагоны). 

Судовладелец, морской агент, помимо устного согласования с грузовладельцами вопроса постановки судна к тому или иному причалу ОАО «ММРП», также самостоятельно устно согласует с диспетчерской службой ОАО «ММРП» возможность постановки судна к требуемому причалу, после чего оформляет заявку на постановку судна и направляет её в адрес главного диспетчера Порта. В своей заявке судовладелец, агент указывает номер причала, к которому просит произвести постановку судна, характеристики транспортируемого груза, планируемое место выгрузки, характеристики судна и время его прибытия в порт.

Таким образом, возможность размещения грузовладельцами своих грузов в холодильнике №5 ООО «ТПК Севрыба», территориально прилегающего к причалу №39 и №40, во многом обусловлена результатами согласования вопроса постановки судна судовладельцем (морским агентом) и диспетчерской службой ОАО «ММРП», организующей процесс приёма судов Портом и их расстановки у причалов.

По мнению ООО «ТПК Севрыба», ОАО «ММРП», пользуясь своим положением организации, занимающей доминирующее положение на рынке услуг порта, в частности при предоставлении причальной линии, проведении швартовых операций, по своему усмотрению и часто вопреки заявкам клиентов ООО «ТПК Севрыба» швартует суда к причалам, прилежащим к холодильнику №3, являющемуся собственностью ОАО «Мурманский морской рыбный порт». При этом суда для отстоя (долговременной стоянки) ОАО «ММРП» направляет для швартовки у причалов, прилежащих к холодильнику №5, эксплуатируемому ООО «ТПК Севрыба». Следствием таких действий ОАО «ММРП» - конкурента ООО «ТПК Севрыба» в части оказания услуг по предоставлению холодильника для хранения рыбопродукции, является аннулирование заявок на резервирование емкостей холодильника №5 клиентами ООО «ТПК Севрыба», в результате чего Общество несёт убытки.

Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители ООО «ТПК Севрыба», в случае постановки судов с грузами клиентов ООО «ТПК Севрыба» к причалам №41 или №42, прилегающим к холодильнику №3, контрагенты Общества часто аннулируют свои заявки на резервирование ёмкостей в холодильнике №5 по следующим причинам:

- Увеличивается время выгрузки рыбопродукции: расстояние между причалами №41, №42 и холодильником №5 больше, чем расстояние от причалов №39, №40, в следствие чего выгрузка затягивается и у клиентов ООО «ТПК Севрыба» увеличиваются расходы, связанные со стоянкой судна.

- Из-за увеличения времени выгрузки возникают риски, связанные с дефростацией рыбопродукции и повреждением картонной тары, что ведёт к ухудшению качества рыбопродукции. Также происходит отпотевание груза при смене температурных режимов во время выгрузки.

- ООО «ТПК Севрыба» не имеет возможности обеспечить контроль процесса выгрузки рыбопродукции своих контрагентов при постановке судов к причалам №41 и №42 в связи с отсутствием камер видеофиксации у указанных причалов, вследствие чего возникает риск хищения рыбопродукции во время перевозки от борта судна до рампы холодильника.

Комиссия Мурманского УФАС России в ходе рассмотрения дела №37 о нарушении антимонопольного законодательства проанализировала полученные от ООО «ТПК Севрыба» сведения и документы на предмет подтверждения обстоятельств, изложенных Обществом, истребовала пояснения и документы у иных лиц, приобретающих услуги ООО «ТПК Севрыба» и ОАО «ММРП», исследовала доводы и доказательства, представленные ОАО «ММРП». Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволила Комиссии установить следующее.

В материалах дела имеются копии заявок на резервирование ёмкостей холодильника №5, оформленные грузовладельцами ООО «Согласие», ООО «РК «Вирма», ООО «Фиш-Маркет». Из содержания указанных заявок, полученных ООО «ТПК Севрыба» 20 марта 2013г., следует, что груз мороженной рыбопродукции, планируемый к размещению в холодильнике №5, будет доставлен судном МК-0339 «Янтарный»; начальная дата резервирования ёмкостей холодильника – 21.03.2013г.

Также ООО «ТПК Севрыба» была представлена копия письма ООО «Фиш-Маркет», направленного в адрес Общества. Из содержания письма следует, что ООО «Фиш-Маркет» обратилось в ОАО «ММРП» с заявкой на выгрузку своего груза с судна МК-0339 «Янтарный», указав в качестве места выгрузки холодильник №5. Однако ОАО «ММРП» произвело постановку судна к причалам, прилежащим к холодильнику №3, что вынудило ООО «Фиш-Маркет» аннулировать свою заявку не резервирование ёмкостей холодильника №5 от 20.03.2013г.

Как следует из заявки ООО «Согласие» на постановку судна от 20.03.2013г., адресованной главному диспетчеру ОАО «ММРП», судовладелец просил произвести постановку судна МК-0339 «Янтарный», заход которого в Порт был запланирован на 20.03.2013г., к причалу №40 (причал, прилежащий к холодильнику №5).

По мнению ООО «ТПК Сервыба», именно необоснованное неисполнение ОАО «ММРП» заявки судовладельца о постановке судна к причалу №40 в целях выгрузки рыбопродукции в холодильник №5 стало причиной отказа клиентов ООО «ТПК Севрыба» от услуг Общества в рассматриваемом случае.

Однако анализируя изложенные обстоятельства, Комиссия установила наличие заявки ООО «Фиш-Маркет» на выгрузку рыбопродукции от 20.03.2013г., адресованной главному диспетчеру ОАО «ММРП», где в качестве места выгрузки указан не холодильник №5, а автомашины.

Заявки на выгрузку, оформленные грузовладельцами ООО «Согласие» и ООО «Вирма» также содержат указание о необходимости произвести выгрузку рыбопродукции с судна МК-0339 «Янтарный» на автомашины.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители ОАО «ММРП» сообщили, что фактически заявка судовладельца ООО «Согласие» от 20.03.2013г. на постановку судна МК-0339 «Янтарный» к причалу №40 была исполнена. В подтверждение в материалы дела был представлен суточный план постановки судов к причалам Порта (выкопировка) на 20 марта 2013г., формирование которого осуществляет диспетчерская служба Порта,  из которого видно, что судно МК-0339 «Янтарный» 20.03.2013г. вторым бортом было пришвартовано к причалу №40 (первым бортом у причала №40 находилось судно «Умбрина»). Суточный план на 22 марта 2013г. свидетельствует о постановке судна МК-0339 «Янтарный» первым бортом к причалу №40. 

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что случай отказа грузовладельцев ООО «Согласие», ООО «РК «Вирма», ООО «Фиш-Маркет» от услуг ООО «ТПК Севрыба» в марте 2013г. не был обусловлен неправомерными действиями ОАО «ММРП»; факт неисполнения заявки судовладельца ООО «Согласие» на постановку судна МК-0339 «Янтарный» к причалу №40 20 марта 2013г. не нашёл своего подтверждения.

21.05.2013г. СПК РК «Энергия» обратился в адрес ООО «ТПК Севрыба» с заявкой на резервирование ёмкостей холодильника №5 в целях размещения груза рыбопродукции с судна М-0667 «Умбрина» с 21.05.2013г.

В материалах дела имеется также заявка СПК РК «Энергия» на приём груза с судна М-0667 «Умбрина» в рефкамеры холодильника №3, принадлежащего ОАО «ММРП». Заявка была подана в ОАО «ММРП» 17 мая 2013г.; приход судна в Порт был запланирован также 19.05.2013г.

СПК РК «Энергия» было оформлено 2 заявки на выгрузку рыбопродукции в адрес главного диспетчера ОАО «ММРП»: 1)в заявке исх. №65 от мая 2013г. СПК РК «Энергия» просит произвести выгрузку с судна М-0667 «Умбрина» на холодильник №3 22 мая 2013г. (дата прихода судна в Порт – 19.05.2013г.); 2)в заявке №66 от 22.05.2013г. в  качестве места выгрузки, которая должна быть произведена 22 мая 2013г., СПК РК «Энергия» указал холодильник №5 (дата прихода судна в Порт – 19.05.2013г.).

Привлечённый к рассмотрению дела №37 СПК РК «Энергия» письменно пояснил, что подаёт итоговую заявку на выгрузку в ОАО «ММРП» с указанием груза и конкретного холодильника уже после того, как судно подготовлено к выгрузке (предоставлен причал по мере освобождения причалов от судов, закончивших выгрузку, оформлены документы).  

Как следует из представленных в ходе рассмотрения дела суточных планов постановки судов к причалам Порта, транспортное судно М-0667 «Умбрина» пришло в порт 19.05.2013г. и было поставлено под выгрузку к причалам РПК «Гольфстрим». Судно находилось у причалов РПК «Гольфстрим» с 19.05.2013г. по 21.05.2013г. Согласно суточному плану постановки судов на 22 мая 2013г., 22.05.2013г., когда  СПК РК «Энергия» было необходимо поставить судно М-0667 «Умбрина» под выгрузку на холодильник, причалы №39, 40, 41 уже были заняты судами, находящимися в это время под выгрузкой. В данном случае ОАО «ММРП» посчитало рациональным в целях исключения ожидания судном постановки под выгрузку, поставить его к свободному причалу.

Учитывая неопределённость с выбором СПК РК «Энергия» места выгрузки рыбопродукции, о чём свидетельствует направление в ОАО «ММРП» двух разных заявок на выгрузку и наличие двух заявок на резервирование холодильников (причём, первой была подана заявка на выгрузку и на резервирование холодильника №3), а также наличие объективных причин у ОАО «ММРП» для выполнения постановки судна с грузом СПК РК «Энергия» М-0667 «Умбрина» к причалу №42, удалённому от холодильника №5, эксплуатируемого ООО «ТПК Севрыба», Комиссия приходит к выводу об отсутствии неправомерных действий со стороны ОАО «ММРП» в рассматриваемом случае, которые могли бы повлечь отказ грузовладельца СПК РК «Энергия» от услуг ООО «ТПК Севрыба».  

С 16 по 19 апреля 2013г. в адрес ООО «ТПК Севрыба» поступили заявки на резервирование ёмкостей холодильника №5 от ЗАО «Альтернатива», ЗАО «Рыбпроминвест», ЗАО «Карат-1», ООО «Гурмант Торг Сервис».

Резервирование планировалось осуществить начиная с 20-21 апреля 2013г. Во всех случаях груз, принадлежащий указанным выше грузовладельцам, а также ООО «Аркай-Агро», должен был быть доставлен судном т/р «Сириус», приход которого в Порт был запланирован на 20.04.2013г.

ЗАО «Морское агентство МАРП» 17.04.2013г. обратилось в адрес главного диспетчера ОАО «ММРП» с заявкой на постановку судна т/р «Сириус» к причалу №40, с учётом того, что выгрузка должна была быть произведена на холодильник №5; приход судна в Порт был запланирован на 19 апреля 2013г.

Грузовладельцы ООО «Гурмант Торг Сервис», ЗАО «Альтернатива», ЗАО «Рыбпроминвест» оформили соответствующие заявки на выгрузку, в которых в качестве места выгрузки с судна т/р «Сириус» был указан холодильник №5, эксплуатируемый ООО «ТПК Севрыба».

Однако согласно представленным документам, указанные грузовладельцы, помимо заявок в адрес ООО «ТПК Севрыба», оформили заявки на приём груза в рефкамеры холодильника №3 ОАО «ММРП»: заявка ООО «Гурмант Торг Сервис» от 22.04.2013г., заявка ЗАО «Альтернатива» от 19.04.2013г., заявка ЗАО «Рыбпроминвест» от 19.04.2013г.

ЗАО «Карат-1» в своей заявке на выгрузку от 19.04.2013г. указало, что часть груза (мороженная рыбопродукция) должна быть выгружена на холодильник №5, а часть – мука рыбная – на склад ОАО «ММРП». В материалах дела имеется заявка от 19.04.2013г. на приём груза – муки рыбной на склад, адресованная ОАО «ММРП». Также имеется копия заявки ЗАО «Карат-1» от 19.04.2013г. (подана одновременно с заявкой на резервирование холодильника  №5) в адрес ОАО «ММРП» на приём мороженной рыбопродукции в холодильник №3.

Из заявки на выгрузку грузовладельца ООО «Аркай-Агро» от 12.04.2013г., доставку груза которого также осуществляло судно т/р «Сириус», следует, что часть груза (мороженная рыбопродукция, консервы) он планировал разместить в холодильнике №3, а часть (мука рыбная) – на складе.

ООО «ТПК Севрыба» в материалы дела была представлена копия письма ООО «Гурмант Торг Сервис», направленного в адрес Заявителя. Из содержания письма следует, что ООО «Гурмант Торг Сервис» была подана заявка в ОАО «ММРП» на выгрузку своего груза с судна «Сириус» на холодильник №5. Однако по причине неисполнения Портом указанной заявки и постановки судна к причалам, прилежащим к холодильнику №3, ООО «Гурмант Торг Сервис» аннулирует свою заявку в ООО «ТПК Севрыба». Письмо аналогичного содержания в адрес ООО «ТПК Севрыба» было оформлено и ЗАО «Карат-1», ЗАО «Альтернатива», ЗАО «Рыбпроминвест»  (имеются в материалах дела).

Отказ своих клиентов от услуг по размещению груза в холодильнике №5 ООО «ТПК Сервыба» связывает с фактом необоснованного уклонения ОАО «ММРП» от исполнения заявки морского агента о постановке судна к причалу №40.

В ходе рассмотрения дела №37 о нарушении антимонопольного законодательства факт постановки судна т/р «Сириус» к причалу №41, вместо постановки к причалу №40, как того требовало ЗАО «Морское агентство МАРП» в своей заявке на постановку судна от 17.04.2013г., ОАО «ММРП» не оспаривает. В обоснование своих действий ОАО «ММРП» ссылается на то обстоятельство, что изменение причала для постановки судна т/р «Сириус» было согласовано с ЗАО «Морское агентство МАРП» и вызвано тем, что значительная часть находящегося на судне груза (грузовладельцы ООО «Аркай-Агро», ОАО «МГФ», ЗАО «Карат-1», ООО «Компания ЛКТ»)  требовала размещения на складе Порта и на холодильнике №3, после чего планировалась погрузка на это же судно экспортной рыбопродукции с холодильника №3 и с холодильника №4 (причал №45). При этом, как отметили представители Порта, расходы по перестановке судна от одного причала к другому ложились бы целиком на судовладельца (морского агента).    

В целях проверки изложенных обстоятельств Комиссией был направлен запрос информации непосредственно в адрес ЗАО «Морское агентство МАРП». Как пояснило в своём ответе ЗАО «Морское агентство МАРП», после подачи заявки №120 от 17.04.2013г. в ОАО «ММРП» на постановку судна к причалу №40, с судна поступила информация, что на борту находится палубный груз (груз рыбной муки и груз рыбных консервов), который необходимо было выгрузить на сухой склад (расположен в районе причала №42). Перед непосредственным приходом судна в порт от фрахтователя была получена информация, что после выгрузки необходимо осуществить погрузку груза рыбопродукции компании ЗАО «Рыбпроминвест» с холодильника №3 и груза рыбопродукции компании СПК РК «Андег» с холодильника №4. В районе причалов №44,45, где расположен холодильник №4, велись в этот период дноуглубительные работы, что делало невозможным швартовку в том районе. Эти причины побудили ЗАО «Морское агентство МАРП» в порядке устной договорённости с ОАО «ММРП» и фрахтователем принять решение о постановки судна т/р «Сириус» к нейтральному относительно всех вышеуказанных складов и холодильников причалу №41.

Учитывая изложенные сведения, определённую роль в решении вопроса о постановке судна к причалу №41 вместо причала №40 сыграла инициатива ЗАО «Морское агентство МАРП», с учётом сложившихся обстоятельств. 

В ходе рассмотрения дела Комиссией также были проанализированы суточные планы постановки судов на предмет наличия у ОАО «ММРП» возможности произвести постановку судна т/р «Сириус» к причалу №40.

По состоянию на 19.04.2013г. причал №39 был свободен; у причала №40 протяжённостью 150 метров находилось судно тр «Выборгский» (с учётом своей длины судно заняло 90 метров причала) и судно М-0491 «Гайдук» (длина судна 36 метров) ближе к причалу №41.

20.04.2013г. после отхода судна тр «Выборгский» у причала №40 осталось судно М-0491 «Гайдук». Согласно представленной выписке из диспетчерского журнала регистрации движения судов в порту и работы буксиров по судну М-0491 «Гайдук», указанное судно было поставлено 19.04.2013г. к причалу №40 первым корпусом и в период 19-20 апреля не переставлялось. Вторым корпусом к причалу №40 20.04.2013г. встало судно С-0149 «Бриз», занявшее место М-0491 «Гайдук» 21.04.2013г.

По состоянию на 20.04.2013г. причал №39 был зарезервирован под судно тр «Канопус» (приход ожидался 21.04.2013) и судно М-0235 «Долгощелье» (холодильник №5). Фактически оба судна заняли причал №39 и часть причала №40. Остальная часть причала №40 19-21.04.2013г. была занята сначала М-0491 «Гайдук», а затем С-0149 «Бриз». Учитывая это, постановка судна т/р «Сириус» к причалу №40 20.04.2013г. оказалась бы невозможна.

Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, в рассмотренном случае Комиссия не находит фактов, однозначно свидетельствующих о направленности действий ОАО «ММРП» по расстановке судов к причалам Порта на ущемление интересов ООО «ТПК Севрыба».

В материалы дела была представлена поступившая в адрес ООО «ТПК Севрыба» 13.08.2013г. копия заявки ООО «Онего» на резервирование ёмкостей холодильника в целях размещения груза рыбопродукции с судна С-0162 «Оленино» с 14.08.2013г., а также копия письма об аннулировании указанной заявки по причине постановки судна к причалам, прилежащим к холодильнику №3.

Грузовладелец ООО «Согласие» также планировал размещение своего груза, транспортируемого судном С-0162 «Оленино», в холодильнике №5, начиная с 14.08.2013г. (заявка поступила в ООО «ТПК Севрыба» 13.08.2013г.). В материалах дела также имеется копия письма об аннулировании указанной заявки.

Имеющиеся в материалах дела копии заявок на выгрузку, оформленные грузовладельцами ООО «Согласие» и ООО «Онего» и адресованные ОАО «ММРП», свидетельствуют о намерении указанных хозяйствующих субъектов разместить свой груз в холодильнике №5; приход судна С-0162 «Оленино» был запланирован на 14.08.2013г.

Учитывая пожелания грузовладельцев, судовладелец ООО «Вирма» при подаче заявки на постановку судна указало в качестве места постановки судна С-0162 «Оленино» причал №40.

На день позже, 14.08.2013г. ООО «Согласие» и ООО «Онего» оформили заявки на приём груза с судна С-0162 «Оленино» в холодильник №3.

Фактически ОАО «ММРП» произвело постановку судна С-0162 «Оленино» между причалами №40 и №41.

Оценивая обстоятельства, побудившие ОАО «ММРП» выполнить постановку судна С-0162 «Оленино» между причалами №40 и №41, Комиссия исследовала представленные суточные планы постановки судов к причалам Порта, а также пояснения представителей  ОАО «ММРП».

Как было установлено, на момент прихода судна С-0162 «Оленино» 14.08.2013г. в Порт, причал №39 был занят иностранным судном Mv «Framnes» (в период с 13.08.2013 по 15.08.2013 судно находилось под погрузкой рыбопродукции с холодильника №5). Постановка судна С-0162 «Оленино» была выполнена между причалами №40 и №41с учётом резервирования 100 метров длины причальной линии на причале №40 для иностранного судна Mv «Polfoss», приход которого ожидался 15 или 16.08.2013г. (планировалась выгрузка рыбопродукции на холодильник №5).  

В целом, рассмотрев вышеизложенные случаи постановки судов, на которых находились грузы клиентов ООО «ТПК Севрыба», к причалам, удалённым от холодильника №5, Комиссия не находит подтверждения наличия системного поведения в действиях ОАО «ММРП», как не находит и однозначных доказательств присутствия в этих действиях умысла, направленного на ущемление Портом интересов своего конкурента ООО «ТПК Севрыба».

Нельзя игнорировать тот факт, что целью деятельности Порта при осуществлении планирования постановки судов к освобождающимся причалам (согласно графикам подхода судов – декадных, месячных, уточнённой информации – не менее чем за 24 часа, за 4 часа) является, прежде всего, сведение к минимуму или исключение времени ожидания постановки судов к причалам, что не всегда может быть достигнуто с соблюдением интересов всех участников технологического процесса доставки грузов до места их хранения.

ООО «ТПК Севрыба» обратило также внимание Комиссии на случаи постановки ОАО «ММРП» судов на долговременную стоянку преимущественно к причалам, прилежащим к холодильнику №5. По мнению Заявителя, эти действия ОАО «ММРП» носят преднамеренный характер и направлены на то, чтобы за счёт использования в целях организации долговременной стоянки судов причальной линии, прилегающей к холодильнику конкурента, тем самым обеспечить свободный доступ судов к причалам, прилегающим к холодильнику №3.

Комиссией в целях оценки данного довода Заявителя был направлен запрос информации в адрес Мурманского филиала ФГБУ ЦСМС с просьбой предоставить сведения из отраслевой системы мониторинга судов о времени стоянки судов у причалов №39, 40, 41, 42 ОАО «ММРП» за период с января 2013г. по сентябрь 2013г.

Учитывая представленные данные, Комиссия из 159 случаев постановки судов к причалам №39-40 выделила несколько случаев долговременной стоянки судов у причалов №39 и №40: в январе 2013 года (судно У0208 «Выборгский» с 01.01.2013 по 23.01.2013), в марте 2013г. (судно МК0339 «Янтарный» с 20.03.2013 по 11.04.2013), в июне 2013г. (судно МК0339 «Янтарный» с 04.06.2013 по 04.07.2013).

При рассмотрении дела представитель ООО «ТПК Севрыба» пояснил, что именно долговременная стоянка (22,3 дня) судна У-0208 «Выборгский» у причалов №39-40 в период с 01.01.2013г. по 23.01.2013г. стала причиной аннулирования клиентами Общества ЗАО «РК Согра» и ООО «Союз» своих заявок на резервирование ёмкостей холодильника №5. Каких-либо доказательств этого факта не представлено.

Вместе с тем, ООО «ТПК Севрыба» не смогло пояснить, каким образом соотносится долговременная стоянка судна МК-0339 «Янтарный» в марте, июне 2013г. со случаями отказа клиентов Общества от резервирования ёмкостей холодильника №5.

Таким образом, на момент рассмотрения дела доказательств, указывающих на наличие системного поведения ОАО «ММРП» в части расстановки судов на долговременную стоянку у причалов №39-40 с целью воспрепятствования хозяйственной деятельности ООО «ТПК Севрыба» не имеется.

Учитывая изложенное, рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу об отсутствии доказательств факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Мурманский морской рыбный порт» по осуществлению швартовки к причалам Порта судов, на борту которых находился груз клиентов ООО «ТПК Севрыба», планируемый к выгрузке в холодильник №5.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Дело № 37 о нарушении ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (183001, г.Мурманск, ул.Траловая, д.12; ИНН 5190146332) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны