Решение б/н Решение от 24 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/03-673/2021

 

                                                                                                                      город Мурманск

 

Резолютивная часть оглашена «21» сентября 2021 года

В полном объёме изготовлено «24» сентября 2021 года

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

члены комиссии Мурманского УФАС России:

<...> - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

<...> – ведущий эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей Государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» - <...>, <...>,<...>, общества с ограниченной ответственностью «Квадрат» – <...>,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Квадрат» (далее – Заявитель, Общество) на действия Государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной)», реестровый номер извещения 32110617275 (далее – Закупка, Торги),

УСТАНОВИЛА:

Организатором торгов проводилась Закупка, извещение о проведении которой было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 06.09.2021.

Не согласившись с действиями Заказчика по описанию предмета закупки Общество 14 сентября 2021 года обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.

В обоснование своей жалобы Заявитель указал на то, что Заказчик во всех позициях технического задания указал совокупность технических требований, прямо определяющих единственное оборудование, единственного товарного знака, единственного официального производителя ТИОН, без возможности поставки эквивалента. Установление такой совокупности требований, по мнению Общества, необоснованно, в связи с тем, что у данного оборудования есть прямой аналог имеющих схожие технические характеристики, выполняющий аналогичную функцию АМБИЛАЙФ Т150.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил возражения.

В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией по указанию ЦА ФАС России, жалоба Общества рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Организатора торгов, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая закупка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница», утверждённым Наблюдательным советом ГОАУЗ МЦРБ 29 июня 2021 года (далее – Положение о закупках).

Пунктом 3 Положения о закупках предусмотрено информационное обеспечение закупок.

В соответствии с подпунктом 3.18 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке указываются следующие сведения: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 1 и 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, а именно, к очистителю воздуха фильтрующему высокоэффективному, передвижному установлены Заказчиком в Разделе V документации о закупке «Техническое задание на Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной».

Для описания предмета закупки очистителя воздуха Заказчик использовал 21 характеристику.

При этом в документации о закупке нет указаний на то, что установленные заказчиком требования к очистителю воздуха предусмотрены техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Также в документации о закупке не содержится и обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Общество пояснило, что имеет намерение поставить очиститель воздуха АМБИЛАЙФ Т150. На рассмотрении Обществом была представлена сравнительная характеристика, где Заявитель обратил внимание, что предлагаемый им очиститель воздуха соответствует потребности Заказчика по большей части требований Заказчика установленных в техническом задании.

Однако, очиститель воздуха АМБИЛАЙФ Т150 не подходит по трём характеристикам:

- Отсутствие источника ультрафиолетового излучения, светодиодных и газоразрядных ламп;

- Пульт дистанционного управления в комплекте;

- Энергопотребление прибора не более 40 ВА.

Как пояснил представитель Заявителя в конструкции очистителя воздуха АМБИЛАЙФ Т150 имеются светодиодные лампы, вместе с тем светодиодные лампы не требуют специальной утилизации, соответственно требование Заказчика об отсутствии в конструкции очистителя воздуха источника светодиодных ламп необоснованно. Необъективным, по мнению Заявителя, представляется требование Заказчика о наличии пульта дистанционного управления, так как очиститель воздуха является передвижным и имеет свободный доступ к панели управления. Также, по мнению Заявителя, является необъективным требование об измерении энергопотребления очистителя воздуха в вольт-амперах (ВА), так как употребительной в Российской Федерации технической единицей измерения мощности является также ватт (Вт).

При этом на рассмотрении Заказчик пояснил, что по характеристике «Отсутствие источника ультрафиолетового излучения, светодиодных и газоразрядных ламп» ошибочно установлено требование об отсутствии светодиодных ламп. Также Заказчик не отрицал, что по характеристике «Энергопотребление прибора не более 40 ВА» неверно было установлено требование об измерении энергопотребления очистителя воздуха только в вольт-амперах. Свою потребность о наличии в комплекте к очистителю воздуха пульта дистанционного управления Заказчик пояснил удобством эксплуатации.

Таким образом, из изложенного следует, что Заказчиком в описании предмета закупки включены требования к товару, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Заказчик не смог обосновать необходимость установления данных требований и характеристик.

Следовательно, Заказчик при закупке товара не руководствовался принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, отсутствие в документации о закупки информации на основании каких нормативных документах Заказчик устанавливал требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) к очистителю воздуха, а также отсутствие обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Квадрат» на действия Государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, передвижной)», реестровый номер извещения 32110617275, обоснованной.
  2. Признать Государственное областное автономное учреждение здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать Государственному областному автономному учреждению здравоохранения «Мончегорская центральная районная больница» предписание.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                        <...>

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                        <...>

 

                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны