Решение б/н Решение и предписание по делу № 4 о нарушении антимонопольно... от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 4 о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 марта 2015 года

г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2015 года

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., рассмотрев дело № 4 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Кандалакшский район (ИНН 5102006145; ул. Первомайская, д. 34, г. Кандалакша, Мурманская область, 184042) (далее - Администрация) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии:

представителя Администрации по доверенности от 11.03.2015 № 972, сроком действия 01.04.2015,

УСТАНОВИЛА:

Индивидуальный предприниматель Княжев Д.А. (далее – Заявитель) обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией при проведении открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения на муниципальных маршрутах №№ 1, 4 муниципального образования г.п. Кандалакша Кандалакшского района (далее - Конкурс) в период с 24.10.2014 по 30.10.2014.

По мнению заявителя, при проведении Конкурса Администрацией неправомерно не был включен в предмет конкурса муниципальный маршрут № 103, обслуживание на котором осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Авто» (далее - Общество).

Заявителем также указывается на заинтересованность Администрации в заключении договоров о транспортном обслуживании населения с Обществом при проведении открытых конкурсов на право обслуживания на муниципальных маршрутах в 2014 году.

Ранее оценка действий Администрации и Общества, осуществленных при проведении открытого конкурса в отношении маршрутов №№ 1, 4, 103, 106, 115 в апреле 2014 года и при заключении временных договоров в апреле-мае 2014 года после признания конкурса несостоявшимся, была уже ранее дана антимонопольным органом в решении по делу № 31 о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, при рассмотрении заявления в действиях Администрации муниципального образования Кандалакшский район (ИНН 5102006145; ул. Первомайская, д. 34, г. Кандалакша, Мурманская область, 184042) были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». Приказом Мурманского УФАС России от 18.02.2015 № 18 было возбуждено дело № 4.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В период проведения Конкурса вопросы организации и проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения на территории г. Кандалакша были определены постановлением Администрации МО Кандалакшский район от 11.04.2013 № 621 «О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным и маршрутным таксомоторным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе на социально значимых муниципальных маршрутах, на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района» (далее - Порядок проведения конкурса).

Конкурс был объявлен и проводился на основании постановления Администрации от 29.09.2014 № 1900 «О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным и маршрутным таксомоторным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок, в том числе на социально значимых муниципальных маршрутах, на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района»; постановление опубликовано на официальном сайте Администрации http://www.kandalaksha-admin.ru 29.09.2014.

Конкурс был объявлен в отношении муниципальных маршрутов г. Кандалакша:

1) маршрут № 1 «КАЗ — Кольцевая» - лот № 1;

2) маршрут № 4 «Центральная площадь – ДРСУ» - лот № 2;

Муниципальный маршрут № 103 не был включен в предмет конкурса в качестве лота в октябре 2014 года в связи с наличием действующего договора от 30.04.2014 № 55-д с перевозчиком - Обществом, заключенного на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 и действовавшего по состоянию на октябрь 2014 года.

Следовательно, довод Заявителя о том, что невключение Администрацией маршрута № 103 в качестве лота на Конкурс в октябре 2014 года противоречит требованиям антимонопольного законодательства, является необоснованным.

Извещением Конкурса было определено, что прием заявок осуществлялся с момента опубликования извещения до 10-00 24.10.2014; вскрытие конвертов было назначено на 10-00 24.10.2014; рассмотрение заявок на 14-30 28.10.2014; подведение итогов конкурса на 11-00 30.10.2014; заключение договора не позднее 10 дней со дня подписания итогового протокола.

Согласно извещению, организатором конкурса является Администрация муниципального образования Кандалакшский район; председателем комиссии - первый заместитель главы Администрации Ходырев И.К.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения конкурса извещение о проведении Конкурса публикуются Организатором конкурса в газете "Нива", извещение и конкурсная документация размещаются на официальном сайте муниципального образования Кандалакшский район не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.

Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация были опубликованы в официальном печатном органе Администрации газете «Нива» 03.10.2014.

На официальном сайте Администрации http://www.kandalaksha-admin.ru извещение было опубликовано 01.10.2014 в разделе «Главная страница - Официально - Муниципальный заказ - Информация» (расположен по адресу http://www.kandalaksha-admin.ru/index.php/mainmenu-784/mainmenu-466/g-mainmenu-235).

Вместе с тем, на официальном сайте Администрации имеется раздел «Главная - ЖКХ - Транспорт», предназначенный, как следует из его наименования, для публикации информации в области транспортного обслуживания населения, в том числе извещений и документации конкурсов проводимых Администрацией на право заключения договоров на обслуживание населения автомобильным транспортом в отношении муниципальных маршрутов г. Кандалакши и Кандалакшского района (расположен по адресу http://www.kandalaksha-admin.ru/index.php/mainmenu-786/transport).

На момент рассмотрения дела в разделе «Главная - ЖКХ - Транспорт» ранее была осуществлена публикация конкурсной документации и информации в области транспортного обслуживания населения, а именно:

- извещений и конкурсной документации конкурсов - 12.04.2013, 04.12.2013, 05.12.2014, 17.12.2014, 26.03.2015;

- протоколов конкурсов - 14.05.2013, 07.06.2013, 04.12.2013, 31.12.2013, 30.04.2014, 03.07.2014, 28.10.2014, 29.12.2014, 14.01.2015;

- информации о приеме заявлений на право заключения договоров на временной основе в случае признания конкурсов несостоявшимися - 29.12.2014, 14.01.2015.

Вместе с тем установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в Конкурсе на официальном сайт не публиковался. Разделом 6 Порядка проведения конкурса не регламентирована процедура публикации протокола вскрытия конвертов с заявками претендентов. Однако, исходя из принципа открытости проводимого конкурса, Администрация, как организатор конкурса, была обязана осуществить публичное информирование о проведении данного этапа открытой конкурсной процедуры.

Протокол рассмотрения заявок Конкурса опубликован в надлежащем разделе «Главная - ЖКХ - Транспорт» 28.10.2014.

Таким образом, по мнению Комиссии, Администрацией не соблюден установленный порядок проведения Конкурса, а также нарушены принципы открытости и равенства доступа заинтересованных лиц к информации об открытом конкурсе путем неосуществления должного опубликования на официальном сайте Администрации муниципального образования Кандалакшский район извещения и конкурсной документации в надлежащем разделе - «Главная - ЖКХ - Транспорт», а также путем неопубликования протокола вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в Конкурсе.

Вскрытие конвертов, поданных на конкурс, было осуществлено 24.10.2014. Как следует из протокола вскрытия конвертов, на участие в конкурсе поступила одна заявка по лоту № 1 от ООО «Гарант-Авто», по лоту № 2 заявок подано не было.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.10.2014:

- заявка Общества признана комиссией соответствующей требованиям конкурсной документации;

- конкурс по лотам № 1, № 2 признан несостоявшимся;

- на основании пункта 6.9 Порядка проведения конкурса, комиссией принято решение о заключении договора о транспортном обслуживании населения по маршруту № 1 с единственным претендентом - ООО «Гарант-Авто».

В соответствии с п. 4.1 Порядка проведения конкурса, в Конкурсе могут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на правах собственности, аренды и других законных основаниях достаточное количество исправных автотранспортных средств для осуществления регулярных пассажирских перевозок в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией.

Требованиями к количеству и типу подвижного состава, необходимого для обслуживания каждого маршрута, его вместимости и иные требования определяются Организатором конкурса (п. 3.2 Порядка проведения конкурса).

Подпунктом 12 п. 5.10 Порядка определено, что в целях обеспечения регулярности движения на маршруте количество заявленных в лоте транспортных средств должно иметь резерв не менее 25 %.

Согласно п. 4.2 Порядка проведения конкурса, к участию в Конкурсе, помимо иного, не допускаются Претенденты, нарушившие правила пункта 5.9 Порядка, в том числе требование о том, что претендент не может заявлять на выполнение перевозок по лоту транспортные средства, состав которых заявлен по другому лоту, в том числе в качестве резервного подвижного состава (абзац второй п. 5.9 Порядка).

Извещением о проведении конкурса предусмотрено, что на маршруте № 1 максимальное количество транспортных средств на маршруте составляет 16 автомобилей, следовательно, в силу пп. 12 п. 5.10 Порядка, резерв транспортных средств на маршрут составляет 4 автомобиля.

По результатам анализа заявки, поданной на лот № 1, установлено, что Обществом для осуществления перевозок по маршруту № 1 был представлен список автомобилей (с. 130 заявки ООО «Гарант-Авто»), состоящий из 16 основных транспортных средств и 4 резервных транспортных средств.

Обществом в числе резервных транспортных средств, помимо иных, был заявлен автомобиль Форд Transit Van 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер Р969МН51.

Основанием владения указанным автомобилем, согласно заявке, является договор аренды № 020 от 09.09.2014. Собственником автомобиля, согласно свидетельству о регистрации ТС, является лизингополучатель - ООО «Арктик Лайн».

Вместе с тем, как было установлено ранее при рассмотрении дел № 26, № 31 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «Гарант-Авто» подавало заявку на участие в конкурсе в апреле 2014 года по лоту № 3 (маршрут № 103 «Кандалакша - Лупче-Савино-2»). Конкурс был признан несостоявшимся в связи с несоответствием заявок претендентов требованиям конкурсной документации.

При рассмотрении дела № 31 было установлено, что Администрацией и Обществом были заключены временные договоры на право обслуживания населения на ряде муниципальных маршрутов, в том числе был заключен договор № 55-д от 30.04.2014 на право осуществления перевозок на маршруте № 103, сроком действия до 31.12.2014.

Как следует из решения комиссии Мурманского УФАС России по делу № 31, Администрацией, МКУ «УКХ» и Обществом путем заключения временных договоров было реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на преимущественное привлечение Общества на маршруты №№ 1, 103, 106, 115 в намеренно созданных обстоятельствах необеспечения публичности, равенства доступа перевозчиков на товарный рынок, отсутствия объективности оценки и выбора лучшего перевозчика, способного обеспечить выполнение перевозок.

Из пояснений, данных Администрацией письмом от 10.07.2014 № 2632 в рамках дела № 26 следует, что такое привлечение осуществлялось на основании заявлений, ранее поданных претендентами для участия в конкурсе в апреле 2014 года.

Одновременно с этим, материалами дела № 26 подтверждается, что Обществом для участия в конкурсе в апреле 2014 года по лоту № 3 было заявлено транспортное средство - автомобиль Форд Transit Van 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер Р969МН51.

При осуществлении деятельности на маршруте № 103 на основании временного договора № 55-д от 30.04.2014 указанное транспортное средство являлось фактически используемым, что подтверждается имевшими место допущенными водителями Общества административными правонарушениями правил дорожного движения согласно журнала учета нарушений ПДД и дорожно-транспортных происшествий ООО «Гарант-Авто».

Таким образом, Обществом в заявку на участие в конкурсе по лоту № 1 в качестве резервного было включено транспортное средство Форд Transit Van 2013 года выпуска, государственный регистрационный номер Р969МН51, ранее заявленное и используемое для перевозок по иному муниципальному маршруту № 103.

Следовательно, Администрацией при проведении Конкурса не была осуществлена должная оценка заявки претендента в соответствии с п. 6.7 Порядка проведения конкурса на способность выполнения установленных конкурсных требований, а также были нарушены требования абзаца второго п. 5.9, пп. 12 п. 5.10 Порядка проведения конкурса путем неправомерного допуска Общества к участию в конкурсе по лоту № 1 по итогам этапа рассмотрения заявок. При этом согласно абзацу второму п. 6.7 Порядка проведения конкурса, конкурсная комиссия вправе осуществлять проверку достоверности представляемых претендентами сведений путем запроса информации.

В рассматриваемых обстоятельствах в отношении Общества следовало принять решение об отказе в допуске к участию в конкурсе по лоту № 1, а конкурс по лоту № 1 - несостоявшимся в соответствии с п. 6.7 Порядка проведения конкурса.

В письменных пояснениях Администрации (приложение 1 к письму от 02.03.2015 № 847) изложено: «На Конкурс о транспортном обслуживании населения в октябре 2014 года автомобиль «Форд Тransit Van» 2013 года выпуска с государственным регистрационным номером Р969 МН 51 был заявлен ООО «Гарант-Авто» лишь по лоту № 1 на маршрут № 1 «КАЗ-Кольцевая», по другим лотам Конкурса он не включался.

Ранее в апреле 2014 года при проведении конкурса на право заключения договора данный автомобиль был включен ООО «Гарант-Авто» для осуществления перевозок на маршруте № 103 «Лупче-Савино-2-Кандалакша» в качестве резервного подвижного состава. Однако данный факт не противоречит Порядку проведения конкурса, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11.04.2013 №621 (в ред. от 22.07.2013 №1494, от 14.11.2013 № 2415)».

По мнению Комиссии, данный довод Администрации является несостоятельным в виду противоречия положениям действовавшего в период проведения Конкурса Порядка проведения конкурса, а также цели конкурса по удовлетворению потребностей населения в транспортном обслуживании на регулярных муниципальных маршрутах. Согласно п. 4.1 Порядка проведения конкурса, в конкурсе могут принимать претенденты, имеющие на правах собственности, аренды и других законных основаниях достаточное количество исправных автотранспортных средств для осуществления регулярных пассажирских перевозок в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией. Таким образом, наличие достаточного количества исправных транспортных средств является обязательным условием для участия претендента в конкурсе.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Несоблюдение Администрацией, как организатором конкурса, установленного порядка проведения Конкурса, а именно принципов открытости и равенства доступа заинтересованных лиц к информации об открытом конкурсе путем неосуществления должного опубликования на официальном сайте Администрации муниципального образования Кандалакшский район извещения и конкурсной документации в надлежащем разделе - «Главная - ЖКХ - Транспорт», а также путем неопубликования протокола вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в Конкурсе, образует состав нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общественно опасными последствиями данных действий явилось ограничение открытости и равенства доступа при проведении конкурсной процедуры. Опубликование извещения и конкурсной документации в ненадлежащем разделе привело к ограничению круга лиц, имевших возможность беспрепятственно ознакомиться с извещением и конкурсной документацией в надлежащем разделе и могло привести к ограничению числа потенциальных претендентов на участие в конкурсе и признанию конкурса несостоявшимся по лотам №№ 1, 2.

Данные действия противоречат принципу проведения открытого конкурса, заключающегося в публичном информировании наибольшего числа заинтересованных лиц с целью определения перевозчиков, предложивших лучшие условия для обеспечения задачи удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании, обеспечения безопасности при перевозке пассажиров и повышения культуры и качества обслуживания пассажиров на муниципальных маршрутах.

Действия Администрации, выразившиеся в неосуществлении должной оценки заявки Общества по лоту № 1 в соответствии с п. 6.7 Порядка проведения конкурса на способность выполнения установленных конкурсных требований, а также нарушение требований п. 4.2, абзаца второго п. 5.9, пп. 12 п. 5.10 Порядка проведения конкурса путем неправомерного признания заявки Общества по лоту № 1 соответствующей требованиям конкурсной документации, образуют состав нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общественно опасным последствием вышеуказанных действий Администрации явилось возникновение противоправного основания для заключения с ООО «Гарант-Авто» договора № 162-Д от 31.10.2014, как с единственным лицом заявка которого признана соответствующей требованиям конкурсной документации по лоту № 1, а, следовательно, Обществу был предоставлен неправомерный допуск к осуществлению деятельности на муниципальном маршруте № 1, что ограничило конкуренцию путем создания возможности для хозяйствующего субъекта необоснованное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

В целях обеспечения конкуренции, на основании подпункта «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Администрации муниципального образования Кандалакшский район (ИНН 5102006145; ул. Первомайская, д. 34, г. Кандалакша, Мурманская область, 184042) нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении должного опубликования на официальном сайте Администрации муниципального образования Кандалакшский район извещения, конкурсной документации, протокола вскрытия конвертов конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах по лотам №№ 1, 2, а также в неправомерном допуске общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Авто» к участию в конкурсе по лоту № 1.

2. Выдать предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 4 о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 марта 2015 года

г. Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 4 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии по делу № 4 от 31.03.2015 о нарушении Администрацией муниципального образования Кандалакшский район (184056, Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская, 34) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации муниципального образования Кандалакшский район в срок до 08 декабря 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1) впредь осуществлять должное опубликование на официальном сайте Администрации муниципального образования Кандалакшский район http://www.kandalaksha-admin.ru/ извещений, конкурсной документации и протоколов при проведении конкурсов на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах;

2) в течении 2015 года информировать Мурманское УФАС России об опубликовании на официальном сайте Администрации муниципального образования Кандалакшский район http://www.kandalaksha-admin.ru/ информации о проведении таких конкурсов путем направления в трехдневный срок соответствующего уведомления.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны