Определение б/н Определение от 7 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 051/05/28-830/2019

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

07 ноября  2019 года                                                                                                        г. Мурманск

 

Заместитель руководителя УФАС России Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с  материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила информация Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ №Т2-54-12/37055от 09.09.2019 по факту размещения рекламного баннера на здании по адресу: г Мурманск, пр. Кольский, д.141, содержащего следующую информацию: « Деньги под залог. Изображены ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны.<...>», с признаками нарушения пункта 14 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ(далее – Закон о рекламе). Вместе  с тем, Северо-Западное главное управление Центрального банка сообщает, что  информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее интернет) установлено наличие сайта залог51.рф (далее сайт), на основной странице которого размещен заголовок «Ломбард цифровой техники» в разделе «Обратная связь» и  «Контакты» указан адрес – г. Мурманск,  Кольский пр., д.141, тел.<...>, +7953<...>.

Регулирование деятельности не кредитных финансовых организаций, осуществляющих операции по предоставлению потребительских займов возложено на Банк России, который ведет государственные реестры участников рынка микрофинансирования, размещенные в свободном доступе на сайте Банка Роcсии  www.cbr.ru  в разделе Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Микрофинанирование.

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу  части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Размещенная в виде баннеров информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц (размещена в виде наружной рекламы); направлена на привлечение внимания к услуге по выдачи займов под залог цифровой  техники, призвана формировать, и поддерживать интерес к  этой услуге, побуждая воспользоваться  финансовой услугой(указан номер телефона).

Объектом  рекламирования является финансовая услуга - займы  под залог цифровой техники.

Комиссия УФАС по Мурманской области 26.09.2019г.  произвела осмотр сайта  http// залог51.рф и  зафиксировала актом осмотра,  постранично сняв скриншоты и описав информацию с сайта.  Вместе с тем, была исследована страница социальных сетей: Vk.com <...> в Контакте, с аналогичной информацией (скриншоты приложены к материалам).

 Согласно акта, информация на рекламном баннере совпадает с   информацией в Контакте и  на сайте http// залог51.рф, где на главной странице указано «Ломбард цифровой техники, тел.<..>», указан адрес местонахождения компании: г. Мурманск, пр. Кольский, д.141, с указанием точки на карте города и наименованием  Мурманский компьютерный сервис.

Из Договора  аренды № 13-17 от 12.12.2017 следует, что  ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» арендует у ЗАО «Трансфлот» помещения общей площадью 35,2 кв.м. по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.141, для  организации услуг населению.

Антимонопольный орган направил запросы в администрацию города Мурманска и  заинтересованному лицу ООО «Мурманский компьютерный сервис».

По информации  Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска(исх. № 14-03-03/6280 от 24.09.2019) наружная рекламная конструкция  на здании 141 по проспекту Кольскому в г. Мурманске  установлена без разрешения, предусмотренного статьёй 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Комитетом в адрес владельца рекламной конструкции ООО  «Мурманский компьютерный сервис» (ИНН 5190024831) направлено предписание о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции.

ООО «Мурманский Компьютерный Сервис»(ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831) сообщило, что осуществляет деятельностью по ремонту компьютеров и не ведет финансовую деятельность.

Из объяснений Общества следует, что реклама была сделана с ошибками и демонтирована 22.10.2019. 

Запрашиваемый антимонопольным органом Договор на изготовление и распространение  рекламы   не представлен, правоустанавливающие документы на  осуществления деятельности по предоставлению краткосрочных займов под залог имущества (деятельность ломбардов) не представлены, так как отсутствуют у ООО «Мурманский Компьютерный Сервис».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Мурманский Компьютерный Сервис», основным видом деятельности Общества является  ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (95.11), а также торговля розничная различными видами товаров.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

При этом порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Пунктом 1 статьи 2 федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом № 353-ФЗ.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О потребительском кредите (займе)» раскрывает понятие  потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Фирменное наименование ломбард должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно- правовую форму.

По информации Северо-западного главного управления Центрального банка РФ  сведения об ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831), а также о ломбардах и их подразделениях, расположенных по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д.141 в государственных реестрах субъектов микрофинансирования отсутствуют.

 Из чего следует, что ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» не относится к числу объектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и краткосрочных займов гражданам и соответственно рекламировать такие услуги.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

 Вместе с тем, в рекламе, продвигающей краткосрочные займы ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» отсутствует наименование лица, осуществляющего рекламируемую услугу, что не соответствует части 1 стать 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Потребителю в рекламе  предлагаются услуги краткосрочных займов под залог цифровой техники, в отсутствии правоустанавливающих документов на осуществления финансовой  деятельности и  без   указания  наименования лица оказывающего  эти услуги, тем самым вводя в заблуждение.

В силу  части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама размещена в интересах и в целях продвижения деятельности  ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831, юр. адрес: 183005, г. Мурманск, переулок Охотничий, д.25, кв.12), о чем свидетельствуют материалы.

Таким образом, в действиях ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» усматриваются признаки нарушения  части 1  статьи 28, части 13 и 14 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 051/05/28-830/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать участвующим в деле ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» (ОГРН 1135190010218 от 30.09.2013, ИНН 5190024831), в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства.
  3. Назначить дело к рассмотрению на  12 декабря 2019 года в 10.00, по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а, кабинет  заместителя руководителя  управления Поповой И.Н.
  4. В порядке подготовки дела, ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» представить в антимонопольный орган к 27.11.2019:

- копию свидетельства о внесении сведений об ООО «Мурманский Компьютерный Сервис» в реестр МФО;

-утвержденный  Обществом макеты рекламы;

-договор на изготовление и размещение  вышеназванной рекламы со всеми приложениями;

-пояснить условия предоставления займов под залог цифровой техники;

-договор с оператором связи на право использования абонентского номера <...>, +7953<..>;

-мотивированные письменные пояснения по признакам нарушения рекламного законодательства;

-иные документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела по существу.

 

Запрашиваемые документы представить в копиях, заверив надлежащим образом. Явка лиц (законных представителей с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим  письменно уведомить  Мурманское УФАС России  до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому, либо электронному адресу и направить  запрашиваемые документы  и письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

 

Заместитель  руководителя управления                                                      И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны