Решение б/н Решение и предписание № 5 о нарушении антимонопольного закон... от 9 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5 о нарушении антимонопольного законодательства

 

04 декабря 2014 года                                                                                                             г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 04 декабря 2014 года

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., рассмотрев дело № 5 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) (далее - Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

в присутствии:

<...> - представителя Общества по доверенности от 17.06.2014 № б/н, сроком действия до 31.12.2014,

<...> - представителя Общества по доверенности от 01.10.2014 № б/н, сроком действия 31.12.2014,

в отсутствии заявителя - <...>, уведомленной о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Мурманского УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) 25.12.2013 поступило заявление гр. <...> (далее – Заявитель), проживающей по адресу: г. Мурманск, <...>, по вопросу правомерности применения Обществом установленного норматива потребления газа при определении объема потребленного газа в случае истечения межповерочного интервала индивидуального прибора учета газа при осуществлении расчетов за коммунальную услугу по газоснабжению в ноябре-декабре 2013 года.

Как следует из заявления, 07.05.2009 в квартире Заявителя был установлен индивидуальный прибор учета газа (далее - ИПУ) типа СГ-1 ЯШИУ.407369.001-11 ПС.

Согласно представленному паспорту ИПУ, прибор был изготовлен в октябре 2008 года; установленный производителем межповерочный интервал прибора составляет 5 лет; средний срок службы прибора - 12 лет.

Срок межповерочного интервала установленного у потребителя ИПУ истек в октябре 2013 года.

Вместе с тем, собственником жилого помещения не были своевременно до истечения межповерочного интервала предприняты меры по проведению поверки прибора учета.

Обществом в адрес Заявителя был выставлен счет-извещение за коммунальную услугу по газоснабжению за ноябрь 2013 года с указанием суммы к оплате 1381,68 руб. без учёта аванса (предварительного платежа). Аналогичная сумма была выставлена Обществом за следующий расчетный период - декабрь 2013 года.

Заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» (далее - ООО «ЕРЦ») посредством телефонной связи с целью получения разъяснений о причинах выставления платы за коммунальную услуг, исходя из норматива потребления. ООО «ЕРЦ» было пояснено, что формирование платы за газ, исходя из норматива потребления, было осуществлено на основании письма Общества от 13.11.2013 № 3589 «О переводе на норматив потребения».

Нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа по муниципальным образованиям Мурманской области утверждены постановлением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 23.03.2011 N 1. Норматив потребления газа при наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения при газоснабжении сжиженным углеводородным газом на территории муниципального образования город Мурманск установлен в размере 6,0 кг в месяц на чел.

Выставленная сумма была получена расчетным путем, исходя из установленного норматива потребления газа населением в размере 6,0 кг в месяц на чел, количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении (4 человека), и установленного тарифа на газ, используемого для бытовых нужд, в размере 57,57 руб.:

6*4 = 24 куб. м – общий расход газа в жилом помещении, рассчитанный исходя из установленного норматива потребления;

24*57,57 = 1381,68 руб. – сумма, выставленная Заявителю к оплате за газ за ноябрь 2013 года.

Из приложенных к заявлению счетов-извещений, выставленных в адрес Заявителя в период с января 2013 по октябрь 2013 года видно, что ежемесячный расход газа, согласно показаниям установленного прибора учета, фактически не превышал 3 куб. м в месяц, в связи с чем, сумма к оплате ежемесячно составляла от 117,51 руб. до 352,53 руб.

Учитывая изложенное, применение Обществом в ноябре, декабре 2013 года норматива потребления при расчётах за поставленный в жилое помещение газ повлекло за собой существенный рост (примерно в 4 раза) стоимости коммунальной услуги по газоснабжению.

По мнению Заявителя, Общество неправомерно осуществило расчет платы за потребленный газ в ноябре и декабре 2013 года, исходя из установленного норматива потребления газа населением, а не из расчета среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, как установлено пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, чем ущемило интересы потребителя.

По результатам рассмотрения заявления приказом Управления от 21.03.2014 № 42 было возбуждено дело № 5 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

 

При рассмотрении дела Комиссией было установлено следующее.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ).

Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (статья 2 Закона № 69-ФЗ).

Законом № 69-ФЗ определено, что в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в частности:

- принцип государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения;

- принцип определения основ ценовой политики в отношении газа.

Приведенные принципы направлены на достижение целей доступности данного ресурса широкому кругу потребителей и обеспечение социальной справедливости, поскольку согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов Российской Федерации.

В целях реализации данных принципов государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021).

Статьей 18 Закона № 69-ФЗ определено, что правовой основой поставок газа являются договоры между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе плату за услугу по газоснабжению.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Заявителем и Обществом был заключен договор газоснабжения и технического обслуживания газового оборудования № 14770 от 12.05.2009 (далее - Договор), заявитель по Договору является абонентом.

Предметом Договора является обязанность Общества по подаче абоненту через присоединенную сеть сжиженного углеводородного газа, осуществление технического обслуживания сетей здания, и обязанность абонента оплачивать потребленный газ и выполняемые работы.

На момент заключения Договора действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307) в редакции от 21.07.2008.

Правила № 307 регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).

Одновременно с Правилами № 307, отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регулировались Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549) (далее - Правила № 549) в первоначальной редакции от 21.07.2008.

Требования к договору поставки газа установлены пунктами 14, 15, 16 Правил № 549. В соответствии с пунктом 14 правил, такой договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. Сведения, указание которых в договоре является обязательным, перечислены в пунктах 15, 16 данных правил.

Разделом 3 Договора сторонами был урегулирован порядок учета газа.

Пунктом 3.1 Договора установлено, что объем потребленного абонентом газа определяется по показаниям установленного у абонента прибора учета, поверенного и опломбированного Обществом, заводом-изготовителем или органами стандартизации и метрологии.

В соответствии с пунктом 3.2 Договора, в период нахождения прибора учета в ремонте или на плановой поверке объем потребленного газа за первый месяц определяется в объеме среднемесячного объема потребления за предыдущий год (при наличии таких сведений), начиная со второго месяца, оплата осуществляется, исходя из норматива потребления и тарифа на газ.

Абзацем вторым пункта 3.2 Договора было установлено, что при нарушении абонентом срока очередной поверки газового счетчика, учет газа производится по нормам потребления с последнего дня срока действия предыдущей поверки.

В соответствии с пунктом 21 Правил № 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Из содержания подпункта «в» пункта 25 указанных Правил следует, что истечение срока поверки индивидуального прибора учета делает невозможным его использование для определения объема потребления газа.

На момент заключения Договора, Правилами № 549 (в ред. от 21.07.2008) был установлен порядок определения объема потребленного газа при наличии установленного прибора учета, исходя из норматива потребления, в случаях: демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт (пункт 30); не предоставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период (пункт 31). При этом Правилами № 549 (в ред. от 21.07.2008) порядок определения объема потребленного газа, в случае истечения межповерочного интервала (окончания срока поверки) установленного прибора учета, регламентирован не был.

Вместе с тем, пунктом 31 Правил № 307 (в ред. от 21.07.2008) было определено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета, по истечении срока его поверки (межповерочного интервала), установленного изготовителем, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21, 22 настоящих правил. В свою очередь, подпункт «в» пункта 19 Правил № 307 (в ред. от 21.07.2008) представлял собой отсылочную норму на порядок расчетов с применением нормативов для услуги по газоснабжению, а именно - на подпункт 5 пункта 1 приложения N 2 тех же правил, в соответствии с которым размер платы за газоснабжение в жилом помещении многоквартирного дома определялся по формуле (5), исходя из нормативов потребления газа на приготовление пищи, отопление жилых помещений, на подогрев воды (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), количества граждан, проживающих (зарегистрированных) и общей площади жилого помещения.

Таким образом, установленный Договором порядок определения объема потребленного газа, при наличии установленного у абонента индивидуального прибора учета, исходя из нормативов потребления газа, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, на момент заключения договорных отношений соответствовал действовавшему законодательству, а именно - Правилам № 307 (в ред. от 21.07.2008), Правилам № 549 (в ред. от 21.07.2008).

 

Поводом для обращения Заявителя в антимонопольный орган явились действия Общества по осуществлению расчетов за услугу по газоснабжению за расчетные периоды ноябрь и декабрь 2013 года.

Правила № 549 по состоянию на ноябрь 2013 года являлись действующими в редакции постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 14.05.2013 N 410 и обладают законной силой по настоящее время.

Правила № 307 по состоянию на ноябрь 2013 года утратили законную силу в связи с изданием Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), за исключением пунктов 15 - 28, пунктов 1 - 4 приложения N 2 в части, касающейся порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивающих законную силу с 1 января 2015 года. По состоянию на ноябрь 2013 года Правила № 354 действовали в редакции постановления Правительства РФ от 19.09.2013 N 824.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.

Вместе с тем, правовой анализ содержания Правил № 354 и иных правовых актов показывает, что данный нормативный правовой акт распространяет свое обязательное регулирующее действие на отношения по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, в части неурегулированной Правилами № 549, ввиду следующего.

Пунктом 2 Правил № 354 дано определение, что газ является коммунальным ресурсом, наряду с иными ресурсами; пунктом 4 Правил № 354 определено, что газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, является одним из видов коммунальных услуг.

Одновременно с этим, пунктом 21 Правил № 354, установлены требования к договорам газоснабжения в части определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.

Также разделом XIII Правил № 354 урегулированы отдельные особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения.

В рамках рассмотрения дела антимонопольный орган обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 08.05.2014 № 05-0314-5-2198 за дачей разъяснения по вопросу применимости пункта 59 Правил № 354 при осуществлении расчетов за газ в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки. Письмом от 23.05.2014 № 7438-СМ/07 Минрегион РФ уведомил антимонопольный орган о направлении запроса о даче разъяснений в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по подведомственности; письмом Минстроя РФ от 30.10.2014 № 24246-ОД/04 был дан ответ на указанный запрос Мурманского УФАС России.

По мнению Минстроя РФ, Правила № 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в силу подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а Обществу при расчетах за газ надлежит руководствоваться Правилами № 549. При этом министерством не дано сколько-нибудь ясное и однозначное разъяснение о порядке, подлежащем применению при расчетах с абонентом за потребленный газ при наличии прибора учета газа конкретно в случае истечения срока очередной поверки прибора учета.

Вместе с тем ранее, Минрегионом РФ в целях формирования единообразной практики применения Правил № 549 и Правил № 354 письмом от 28.05.2012 N 12793-АП/14 были даны разъяснения по вопросам регулирования отношений, возникающих между поставщиками газа и абонентами, а также касающиеся отдельных вопросов соотношения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг. Данным письмом, Минрегион РФ, являясь на момент издания письма, органом, уполномоченным на дачу официальных разъяснений жилищного законодательства, разъяснил, что из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354.

Аналогичная позиция закреплена в решении Верховного Суда РФ от 25.06.2014 N АКПИ14-470 в отношении применимости Правил № 354 к отношениям по поводу услуги по газоснабжению: "Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил № 354, закрепляющего положение, согласно которому правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила №354".

На основании изложенного, вывод о том, что юридическое действие Правил № 354 распространяется на отношения по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, является подтвержденным.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 определено, что Правила № 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Следовательно, Правила № 354 являются применимыми к отношениям между абонентом и поставщиком по поводу спорного Договора в силу закона.

По сравнению с ранее действовавшими Правилами № 307, Правилами № 354 установлен иной порядок расчетов за коммунальные услуги при наличии индивидуального прибора учета в случаях: истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки (окончания межповерочного интервала); выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ; непредставления потребителем показаний прибора учета за расчетный период в установленные сроки.

В указанных случаях, согласно пункту 59 Правил № 354, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев), но не более трех расчетных периодов подряд для жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 также были внесены изменения в пункты 30, 31 Правил № 549 в части порядка определения объема потребленного газа в случаях демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период. Согласно данным изменениям, в указанных случаях, определение объема потребленного газа должно осуществляться, исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа, но не более 3 месяцев подряд. При этом порядок определения объема потребленного газа, в случае истечения межповерочного интервала (окончания срока поверки) установленного прибора учета, Правилами № 549 остался неурегулированным, так как изменения в правила в данной части не вносились.

Такие законодательные новеллы Правил № 354, Правил № 549 соответствуют принципам государственной политики в области газоснабжения, установленным Законом № 69-ФЗ, положению статьи 9 Конституции Российской Федерации, носят социально направленный и справедливый характер в отношении потребителя, как юридически более слабой стороны правоотношений по поводу предоставления коммунальных услуг, и, вместе с тем, предоставляют потребителю возможность оперативного и добровольного устранения оснований для введения в отношении него порядка расчета с применением норматива потребления газа в установленный разумный срок и, как следствие, предоставляют возможность избежать существенной переплаты за коммунальную услугу при расчете платы с применением норматива потребления ресурса.

Следует отметить, что Правилами № 549, в частности подпунктами «в», «г» пункта 25, юридически различаются такие характеристики состояния индивидуального прибора учета, как исправность прибора и отношение к наступлению срока проведения очередной поверки. Вместе с тем, подпунктом «д» пункта 81(12) Правил № 354 установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета. При этом, законодателем предусмотрено, что в случае истечения срока эксплуатации прибора, определяемого периодом времени до очередной поверки (что является основанием признания прибора учета неисправным в силу подпункта «д» пункта 81(12) Правил № 354), поставщику коммунальной услуги надлежит применять способ расчета с потребителем, установленный пунктом 59 Правил № 354, то есть осуществлять расчет платы за коммунальную услугу, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Договор № 14770 от 12.05.2009, заключенный между Заявителем и Обществом, действовал в ноябре 2013 года и действует по состоянию на настоящий момент в первоначальной редакции, какие-либо изменения в договор в части порядка расчета объема потребленного газа при наличии прибора учета - не вносились, дополнительные соглашения не заключались.

Как было установлено ранее, урегулированный пунктом 3.2 Договора порядок определения объема потребленного газа при наличии установленного у абонента индивидуального прибора учета, исходя из нормативов потребления газа, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, на момент заключения соответствовал действовавшим Правилам № 307 (в ред. от 21.07.2008) и редакции Правил № 549 от 21.07.2008.

Однако, по состоянию на ноябрь 2013 года, порядок расчета за коммунальные услуги по газоснабжению при наличии прибора учета был изменен: в случае истечения срока поверки (межповерочного интервала) - вновь принятыми Правилами № 354 (пункт 59); в случае демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт, и в случае непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период - Правилами № 549 в редакции от 14.05.2013 (пункты 30, 31).

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Следовательно, в силу статьи 422 ГК РФ, статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», пункт 3.2 Договора, устанавливающий порядок определения объема потребления газа при наличии индивидуального прибора учета, исходя из норматива потребления, в случаях истечения срока поверки (межповерочного интервала); демонтажа прибора для направления его на поверку или в ремонт; непредставления поставщику газа сведений о показаниях прибора учета за прошедший расчетный период, является недействительным, как противоречащий действующему законодательству и ущемляющий права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

По мнению Комиссии, с учетом изложенного, положения пункта 59 Правил № 354, неурегулированности Правилами № 549 порядка определения объема потребленного газа в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (истечения межповерочного интервала), применимости Правил № 354 к отношениям потребителей и поставщиков газа по поводу коммунальной услуги по газоснабжению, Обществу в рассматриваемых обстоятельствах в ноябре-декабре 2013 года при расчетах с Заявителем за коммунальную услугу по газоснабжению при истечении срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного периода), надлежало руководствоваться пунктом 59 Правил № 354, а именно, осуществлять расчет платы, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов подряд.

При рассмотрении дела представителями Общества было дано пояснение о том, что рассматриваемый в рамках данного дела порядок определения платы, исходя из норматива потребления, при наличии индивидуального прибора учета в случае истечения срока эксплуатации установленного прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного периода), применяется Обществом в отношении всех абонентов г. Мурманска на постоянной основе.

 

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

На основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам проведенного в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 анализа состояния конкуренции на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения на территории г. Мурманска за период 2012-2013 гг., было установлено доминирующее положение Общества с долей на указанном товарном рынке более 50%.

В рассматриваемых обстоятельствах, Общество, занимая доминирующее положение на указанном товарном рынке, вышло за пределы осуществления собственных гражданских прав и злоупотребило доминирующим положением, ущемив интересы Заявителя в ноябре-декабре 2013 года, а также неопределённого круга лиц (абонентов) путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа, в нарушение требований пункта 59 Правил № 354.

Общественно-опасные последствия данного деяния выразились в ущемлении прав и законных интересов Заявителя путем несоблюдения Обществом порядка определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), установленного пунктом 59 Правил № 354, что привело, как установлено при рассмотрении дела, к существенному (до 4 раз) повышению рассчитанной и выставленной Заявителю платы за коммунальную услугу по газоснабжению за расчетные периоды ноябрь, декабрь 2013 года.

Обществом также осуществлялось ущемление прав и законных интересов неопределённого круга лиц, являющихся абонентами Общества в г. Мурманске, путем неправомерного применения порядка определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа населением, с момента вступления в законную силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

На основании вышеизложенного, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения участников, Комиссия установила в действиях Общества нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Одновременно с этим, Комиссией, на основании статьи 23, части 1 статьи 49, статьи 50 ФЗ «О защите конкуренции», установлена необходимость выдачи Обществу предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства о совершения действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства и прекращение ущемления интересов Заявителя и потребителей коммунальной услуги по газоснабжению (абонентов) г. Мурманска.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения в границах г. Мурманска путем ущемления интересов Заявителя в ноябре-декабре 2013 года и неопределённого круга лиц путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа населением, в нарушение требований пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

2. Выдать Открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) предписание.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

 

04 декабря 2014 года                                                                                                                        г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Басавиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Гисматуллина Р.Р., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии по делу № 5 от 04.12.2014 о нарушении Открытым акционерным обществом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Открытому акционерному обществу по газификации и эксплуатации газового хозяйства Мурманской области «Мурманоблгаз» (183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29) в срок до 20 января 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке поставки сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд населения в границах г. Мурманска путем ущемления прав и законных интересов заявителя в ноябре-декабре 2013 года и неопределённого круга лиц путем определения платы за коммунальную услугу по газоснабжению в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), исходя из норматива потребления газа населением, в нарушение требований пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно:

1. Осуществлять при наличии индивидуального прибора учета в случае истечения срока эксплуатации прибора учета газа, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала), определение объема потребленного газа в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления газа, с даты истечения межповерочного интервала и до даты, когда был возобновлен учет газа путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.

2. В установленный срок обеспечить публичное информирование абонентов (потребителей коммунальной услуги по газоснабжению) г. Мурманска о применении порядка, установленного пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), при наличии индивидуального прибора учета газа в случае истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки (межповерочного интервала).

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Мурманское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны