Решение б/н Решение по делу № 51 в отношении ГОБУЗ «Мурманский областной... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 51 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                           г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2012 г.

 

        Комиссия Управления ФАС России по Мурманской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №  51 по признакам нарушения Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманский областной наркологический диспансер» (183038, г. Мурманск, ул. Володарского, 18)  пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании платы за предоставление информации по запросу граждан о состоянии их на наркологическом учете, что противоречит требованиям пункта 2 части 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

       В адрес Управления ФАС по Мурманской области поступило заявление ООО «ПолинарМед» по факту ограничения конкуренции и создания ООО «ПолинарМед» препятствий в осуществлении деятельности на рынке проведения обязательных медицинских осмотров на право управления транспортным средством.

 

      Из содержания заявления следует, что ГОБУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер» (далее по тексту – ГОБУЗ «МОНД) будучи учреждением, оказывающим населению специализированную наркологическую помощь своими действиями, путем направления информационных писем в адрес УГИБДД УМВД по Мурманской области об обязательном наличии в справках о допуске к управлению транспортным средством круглой печати ГОБУЗ «МОНД», создает препятствия для осуществления хозяйствующими субъектами на рынке проведения обязательных медицинских осмотров на право управления транспортным средством, поскольку водители (кандидаты водителей) при обращении в  УГИБДД УМВД по Мурманской области до сдачи квалификационных экзаменов не допускаются, по причине предоставления справки, выданной иным учреждением кроме ГОБУЗ «МОНД». По мнению заявителя, позиция  ГОБУЗ «МОНД» свидетельствует о том, что для осуществления деятельности по проведению осмотров водителей (кандидатов в водители) на предмет наркологических расстройств необходимо учитывать также  данные  диспансерного учета лиц, страдающих такими расстройствами, либо состоящих на учете  в наркологическом диспансере. То есть,  в рассматриваемом случае  граждане (потребители услуг), после прохождения медицинских осмотров в учреждениях частной практики (на платной основе) вынуждены обращаться в ГОБУЗ «МОНД» для получения информации о состоянии на учете в наркологическом диспансере, что является также платной услугой.

  

В ходе исследования материалов дела № 51 представителями ГОБУЗ «МОНД» даны пояснения относительно предмета, которые сводятся к следующему.

 

Причиной направления письма от 26.07.2012 № 1/1-1652 в УМВД России по мурманской области и УГИБДД УМВД по Мурманской области явилась необходимость информировать руководство правоохранительных органов региона о ситуации, сложившейся в сфере  оказания медицинских услуг по проведению медицинского освидетельствования  и переосвидетельствования  кандидатов в водители и водителей транспортных средств  и медицинского освидетельствования граждан для лицензии на право приобретения оружия.

 

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.10.2010 № 18784 «об утверждении единого образца Медицинской справки  о допуске к управлению транспортными средствами» и приказом Минздрава РФ от 11.09.2000 № 314 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» определен состав медицинских комиссий, куда входят врачи психиатры-наркологи.

В соответствии с приказом  Минздрава СССР от 12.09.1988 № 794 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями»  диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями осуществляются в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях) по месту регистрации граждан. Таким образом, сведения о гражданах, страдающих наркологическими  расстройствами, зарегистрированных по г. Мурманску располагает только  ГОБУЗ «МОНД».

 

Сведения о лицах, состоящих на диспансерном учете, предоставляются  бесплатно без согласия  граждан в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 13 Федерального закона  от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  РФ». Информация о наличии или отсутствии учета по желанию граждан выдаются на платной основе  в соответствии с утвержденным прейскурантом  цен на платные медицинские и немедицинские услуги.

 

ГОБУЗ «МОНД» не является государственным органом или органом местного самоуправления. Диспозиция части 2, пункта 2 части 8 статьи 8 Федерального закона  от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных  технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон № 149-ФЗ) неприменима к учреждению. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 части 2 Устава ГОБУЗ «МОНД» учреждение справе осуществлять  сервисные услуги населению, к которым относится выдача справок  гражданам по их инициативе  об учете в диспансере в связи с наркологическим заболеванием, или об отсутствии такового учета. Соответственно, оказание данных услуг не противоречит Уставу учреждения.

 

Постановлением Правительства Мурманской области № 4-ПП от 13.01.2011 «об утверждении типового порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам  деятельности государственных бюджетных учреждений Мурманской области, для граждан и юридических лиц» закреплено, что учреждение  самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости  от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т. д. Стоимость   платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

 

В связи с изложенным, ГОБУЗ «МОНД» считает, что действия учреждения не противоречат требованиям Закона « 149-ФЗ и Закона «О защите конкуренции».     

  

По мнению Министерства здравоохранения Мурманской области, привлеченного к участию в рассмотрении дела, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона  от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ - каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме , оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе  в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Нормативными документами не предусмотрено предоставление таких медицинских услуг без взимания платы.

 

Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 2 Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон «О лицензировании» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

 

   На основании пункта 2 статьи 9 Закона «О лицензировании» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

 

           В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Закона «О лицензировании» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия.

 

          Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, содержит нормы, предусматривающие предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, независимо от организационно-правовой формы, лицензий на осуществление медицинской деятельности, в том числе по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии.

 

        Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. В соответствии со статьей 37.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь, в том числе психиатрическая и наркологическая, оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

 

      Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (статья 55 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Таким образом, наркологическая и психиатрическая помощь может осуществляться всеми лицами независимо от организационно-правовой формы, имеющими лицензию на осуществление соответствующего вида работ (услуг) медицинской деятельности.

 

       В пунктах 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тектсу – Закон «О безопансости дорожного движения») медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих  медицинских  осмотров водителей  транспортных  средств, оказании  медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений,  а  также населения  приемам  оказания  доврачебной  помощи  лицам,  пострадавшим  в  дорожно-транспортных  происшествиях. Целью обязательного  медицинского  освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

 

         В силу пункта 4 статьи 23 Закона «О безопасности дорожного движения» периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также  порядок организации  медицинской  помощи пострадавшим в дорожно-транспортных  происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Статья 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" также предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (пункт 1). Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 2).

 

Из приведенных законоположений следует, что они не устанавливают ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничивают организационно-правовые формы таких учреждений (организаций).

 

Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств.

 

         Как следует из материалов дела, услуги по проведению  медицинских  осмотров  на  право управления транспортными средствами на платной основе оказывают как ГОБУЗ «МОНД», так и ООО «ПолинарМед» (далее по тексту – Заявитель, Общество). В рамках рассмотрения дела в ходе проведенного исследования товарного рынка медицинских услуг в части медицинского  освидетельствования на наличие или отсутствие наркологического заболевания на территории муниципального образования г. Мурманск также осуществляют другие хозяйствующие субъекты:  ООО «Архимед», ООО «Гармония», ООО «Возвращение», Медицинский центр ИП Усов И. А., ООО «Мурман-наркология», наркологический кабинет ИП Любимов , наркологический кабинет ИП Попов А. И., ООО «Медицинский центр наркологии и психотерапии». Данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами (аналитическая справка от 26.10.2012).

 

       Согласно пунктам 1, 4 и 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

     Таким образом, на рынке оказания услуг по проведению медицинских  осмотров  на  право  управления  транспортными  средствами  должны быть обеспечены условия  для  конкуренции.

 

       В тоже время, на территории г. Мурманска при обращении граждан с целью получения права на управление транспортными средствами (ГИБДД УМВД России по Мурманской области), получением лицензии на оружие (подразделения лицензионно-разрешительной работы  УМВД Росси по Мурманской области), допуска к управлению самоходными машинами (Инспекция гостехнадзора Мурманской области) последними предъявляются требования о наличии в медицинских справках отметки ГОБУЗ «МОНД» об отсутствии  в базе данных наркологического учета.

 

        При указанных обстоятельствах, граждане (потребители услуг) оплачивая освидетельствование (справку) на наличие или отсутствие наркологического заболевания в медицинских учреждениях частной практики, вынуждены обращаться в ГОБУЗ «МОНД», как единственное учреждение располагающее базой данных,  для предоставления информации из картотеки наркологического диспансера о состоянии на наркологическом учете, неся при этом дополнительные материальные затраты в виде оплаты данной услуги в размере 236 рублей.

 

         По мнению Комиссии, в рассматриваемой ситуации ГОБУЗ «МОНД» находится в преимущественном положении по отношению к хозяйствующим субъектам – конкурентам, поскольку, предоставляя аналогичные медицинские услуги без дополнительной оплаты, также предоставляет информацию гражданам о состоянии их на наркологическом учете.

 

        Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам (услугам). 

 

Согласно пунктам 1, 8 статьи 2. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

 

Подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

 

         В рассматриваемом случае, согласно Уставу ГОБУЗ «МОНД» учредителем и собственником  имущества учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя  Учреждения осуществляет исполнительный орган  государственной власти Мурманской области - Министерство здравоохранения Мурманской области. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Мурманской области (пункт 1.3). Учреждение осуществляет свою деятельность  в соответствии с законодательством  РФ и законодательством Мурманской области  и иными нормативными актами РФ и нормативными актами Мурманской области (пункт 1.6). Учреждение  является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением (пункт 1.7). Основной целью деятельности Учреждения является оказание специализированной  (лечебно-профилактической  и медико-социальной)наркологической помощи гражданам. Страдающим в соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными  с употреблением  психоактивных веществ, а также патологическим влечением к азартным играм (пункт 2.2). финансовое обеспечение деятельности Учреждения  осуществляется за счет бюджета Мурманской области в соответствии с государственным заданием в виде предоставления субсидий (пункт 3.2). Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, соответствующую целям и задачам (пункт 3.11).

 

        Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Электронное Правительство госуслуги» (gttp//www.gosuslugi.ru) ГОБУЗ «МОНД» оказывает государственную услугу физическим лицам по профилю «Психиатрия-наркология», наименование услуги: осуществление государственной услуги по оказанию специализированной медпомощи в условиях дневных стационаров.

 

        Таким образом, по своему субъектному составу приведенная норма в части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» распространяется на Учреждение, участвующее в предоставлении государственных услуг.

 

        Следовательно, Управлением по субъектному составу правомерно привлечено ГОБУЗ «МОНД» в качестве ответчика по рассматриваемому делу № 51 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

        В соответствии с пунктом 1 статьи  49 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту –ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

 

           В силу части 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

 

          Статьей 52 ГК РФ установлено, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

 

          В рассматриваемом случае, согласно пункту 2.3 Устава ГОБУЗ «МОНД» помимо основных видов деятельности осуществляет предпринимательскую деятельность, иную приносящую доход деятельность, а также дополнительные виды деятельности, в том числе предоставляет сервисные и бытовые услуги.

 

Таким, образом, действующее законодательство предполагает возможность осуществления бюджетными медицинскими учреждениями немедицинских видов деятельности (пункт 2 статьи 42,  ст. ст. 51, 55, 60 Бюджетного кодекса РФ).

 

 Также указанная норма корреспондируется с пунктом 3.22. Постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2011 N 547-ПП/11 «О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год и Перечне видов медицинской помощи, оказываемых населению Мурманской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций и личных средств граждан» (вместе с «Перечнем видов медицинской помощи, оказываемых населению Мурманской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций и личных средств граждан», согласно которому бытовые и сервисные услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями, за исключением случаев, когда они являются составной частью лечебно-диагностического процесса и входят в круг должностных обязанностей медицинского персонала, могут предоставляться на платной основе.

 

Исходя из вышеизложенного, по мнению ГОБУЗ «МОНД», Учреждение правомерно установило взимание платы для граждан при обращении за выдачей справок о состоянии их на наркологическом учете в размере 236 рублей (с НДС) путем внесения данной немедицинской услуги в раздел II «Немедицинские услуги» прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые учреждением (утвержден приказом  ГОБУЗ «МОНД»от 31.05.2012 № 97-П и согласован с Минздравом «Мурманской области»).


          Комиссия полагает выводы ГОБУЗ «МОНД» о допустимости взимания денежных средств за предоставление информации  о состоянии граждан на наркологическом учете ошибочным и противоречащим действующему законодательству в силу следующего.


          Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации).

 

 В статье 2 Закона об информации даны основные понятия:

-  информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

 

Применительно к рассматриваемому случаю обладателем информации (базы данных по наркологическому учету) является ГОБУЗ «МОНД». Указанная картотека относится к категории конфиденциальной информации, поскольку содержит персональные данные граждан (является врачебной тайной), следовательно, база данных не может быть представлена иным лицам, кроме случаев установленных законом.

 

В силу части 1 статьи 8 Закона об информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

Пункт 2 части 8 статьи 8 Закона об информации предусматривает, что информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица предоставляется бесплатно.

 

Также пунктом 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» определено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.

 

        Комиссия считает, что сама по себе справка (либо отметка в справке) о состоянии лица на наркологическом учете, представляет собой информацию в отношении данного лица, затрагивающая его права, а, следовательно, должна предоставляться бесплатно.

 

Таким образом, по смыслу пункта 2 части 8 статьи 8 Закона об информации обязанность бесплатного предоставления информации, затрагивающей права и обязанности заинтересованного лица, возлагаются на любого ее обладателя, в том числе на ГОБУЗ «МОНД».

 

Перечень платных немедицинских услуг, оказываемых ГОБУЗ «МОНД» (утвержденных приказом  ГОБУЗ «МОНД» от 31.05.2012 № 97-П и согласованных с Минздравом «Мурманской области»), не предусматривает положения о том, что информация, затрагивающая права и установленные законом РФ обязанности заинтересованного лица , предоставляется бесплатно.

 

 В связи с чем, указанный перечень (раздел II «Немедицинские услуги») в части установления платы для граждан при обращении за выдачей справок о состоянии их на наркологическом учете в размере 236 рублей (с НДС), противоречит пункту 2 части 8 статьи 8 Закона об информации.

 

         Комиссией не может принят во внимание  довод ГОБУЗ «МОНД» о том, что Учреждение не является органом власти, обладает статусом юридического лица, и по этому  имеет право на предоставление услуг на платной основе. Наделение ГОБУЗ «МОНД» такими правами на осуществление приносящий доход деятельности, предусмотренной учредительными документами, не может противоречить требованиям пункта 2 части 8 статьи 8 Закона об информации.

 

 

     В ходе рассмотрения материалов дела представителем ГОБУЗ «МОНД» оглашены доводы о том, что выдача справки о состоянии на наркологическом учете входит в состав сервисных и бытовых услуг.

 

      Управление не может согласиться с вышеуказанным по следующим основаниям.

     Пунктом 1 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что  граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.


        Таким образом, по смыслу названной нормы закона немедицинские услуги (бытовые и сервисные) являются дополнительными видами услуг, предоставляемыми при оказании медицинской помощи.

 

    Как правило, на практике медицинскими учреждениями предоставляются следующие сервисные и бытовые услуги:  доставка на дом лекарств,  уход на дому, осуществляемый персоналом, транспортные услуги (кроме случаев оказания экстренной медицинской помощи), пребывание в палатах повышенной комфортности, дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями, дополнительное питание (и другие услуги).

 

    Исходя из понятия, содержащегося в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих предоставление медицинских услуг. При этом медицинская помощь - комплекс не только соответствующих мероприятий, но и технологий, разрешенных к применению на территории РФ. Медицинская помощь оказывается профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством (как правило, врачами-специалистами).

 

   В рассматриваемом случае граждане обращаются в ГОБУЗ «МОНД» для получения информации о состоянии на диспансерном учете, а не для оказания им медицинской помощи (либо медицинских услуг), т. е. данная услуга не предоставляется дополнительно при оказании медицинской помощи. 

 

         Следовательно, выдача справки (проставление отметки в справке) о состоянии на учете, как самостоятельное действие, не может входить в состав сервисных и бытовых услуг, предоставляемых медицинским учреждением.

 

По смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован, в том числе организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

 

В данном случае Управление ФАС по Мурманской области обоснованно исходит из того, что на территории г. Мурманска на товарном рынке по оказанию медицинских услуг в сфере наркологии сложились конкурентные отношения, участником которых является ГОБУЗ «МОНД». Взимая плату за предоставление информации, единственным обладателем  которой является ГОБУЗ «МОНД», при условии, что указанная услуга не предусмотрена федеральными законами, принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами, нормативными актами субъектов РФ,  ГОБУЗ «МОНД» фактически устанавливает административные барьеры для вхождения хозяйствующих субъектов на товарный рынок, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.   

 

Таким образом,  действия ГОБУЗ «МОНД», выразившиеся во взимании платы за предоставление немедицинской услуги -  информации (справки) о состоянии граждан на наркологическом учете, дубликата ранее выданной справки о состоянии здоровья по инициативе гражданина, оплата которых не предусмотрена федеральными законами, принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами, нормативными актами субъекта РФ содержат состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманский областной наркологический диспансер» (183038, г. Мурманск, ул. Володарского, 18) ГОБУЗ «МОНД» факт нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании хозяйствующим субъектам препятствий в осуществлении деятельности на рынке проведения обязательных медицинских осмотров на право управления транспортным средством, путем взимании платы за предоставление информации по запросу граждан о состоянии их на наркологическом учете, что противоречит требованиям пункта 2 части 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Выдать Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Мурманский областной наркологический диспансер» (183038, г. Мурманск, ул. Володарского, 18)  предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем исключения из раздела II «Немедицинские услуги» прейскуранта платных услуг «выдача справки о состоянии на учете, дубликата ранее выданной справки о состоянии здоровья по инициативе гражданина», оплата которых не предусмотрена федеральными законами, принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами, нормативными актами субъекта РФ.
  3. Рекомендовать Министерству здравоохранения Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д.20) внести изменения и дополнения в Устав ГОБУЗ «МОНД» в части предоставления Учреждением немедицинских услуг, оплата которых не предусмотрена федеральными законами, принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами, нормативными актами субъекта РФ.
  4. В срок до 24.12.2012 уведомить об исполнении предписания.

 

   

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны