Постановление б/н Постановление от 26 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 051/04/9.21-89/2021

 

26 февраля 2021 года                                                                                               г. Мурманск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина Светлана Адольфовна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 051/04/9.21-89/2021, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н), привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России) 21.09.2020 поступило заявление председателя правления СНТСН «Белые березы» <...> от лица членов товарищества, в том числе от лица <...>, <...>, <...> (далее – Заявители), об отказе ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Общество, Сетевая организация) в заключении договора технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Объекты Заявителей, подлежащие технологическому присоединению:

– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:66).

– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:188).

– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:187).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Как установлено в ходе рассмотрения поступивших материалов, 17.08.2020 <...>, <...>, <...> подали в ПАО «МРСК Северо-Запада» заявки на технологическое присоединение дачных домов, расположенных по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (кадастровые номера соответственно: 51:19:0010120:66, 51:19:0010120:188, 51:19:0010120:187).

Письмом № МР2/4/08/6082 от 25.08.2020 Мурманский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» отказал Заявителям в приеме заявок на технологическое присоединение, ссылаясь на п. 8(5) Правил № 861: «В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии)».

Сетевая организация в вышеназванном письме придерживается следующей позиции:

– так как земельный участок Заявителя находится в границах территории СНТСН «Белые березы», заявку на технологическое присоединение в интересах Заявителя должно подавать товарищество.

Однако ФАС России придерживается позиции, согласно которой заявку на технологическое присоединение может подавать непосредственно Заявитель. Так, 4 абзац п. 8(5) Правил № 861 гласит: «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества». 

Дополнительно позиция ФАС России выражена в Письме ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России» (вместе с «Разъяснением по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ»), в котором разъясняется следующее.

При ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ:

– в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенных в границах территории садоводства заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим товариществом, договор в таком случае заключается между некоммерческим товариществом и сетевой организацией (прим. речь идет об имуществе общего пользования).

– в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.

По информации, представленной председателем правления СНТСН «Белые березы», на балансе товарищества не имеется энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования. Следовательно, члены товарищества, основываясь на вышеуказанных правовых нормах, направили персональные заявки, но с сопроводительными письмами в Сетевую организацию для осуществления технологического присоединения энергопринимающих принадлежащих им устройств.

Также председатель правления СНТСН «Белые березы» считает, что отказ Сетевой организации в приеме заявок основывается на неверной трактовке пункта 8(5) Правил № 861.

Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что Сетевая организация, придерживаясь позиции, согласно которой договор о технологическом присоединении в рассматриваемом случае должен быть заключен с юридическим лицом (садовым товариществом), неправомерно отказала Заявителям в приеме заявок к рассмотрению, с учетом отсутствия у садового товарищества имущества общего пользования.

Имеющее место уклонение ПАО «МРСК Северо-Запада» от приема заявок <...>, <...>, <...> к рассмотрению нарушает императивное требование пунктов 3, 6 Правил № 861.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Согласно статье 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее Общество постановлением Мурманского УФАС России от 27.02.2019 о назначении административного наказания по делу № 051/04/9.21-34/2019 об административном правонарушении было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП; на Общество был наложен административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. Обязанность по оплате штрафа исполнена Обществом 24.08.2020.

Таким образом, в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ Общество считается лицом, подвергнутым наказанию за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, то есть в период до 24.08.2021.

Поскольку деяние Общества, по поводу которого обратился Заявитель, совершено в указанный период и содержит признаки совершения повторного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, данное деяние подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, рассматриваемое деяние ПАО «МРСК Северо-Запада» в отношении <...>,<....>,<....> выражающееся в неправомерном отказе от приема заявок на технологическое присоединение, подлежит квалификации как содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Материальными последствиями перечисленных действий Общества является нарушение прав Заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении является председатель правления СНТСН «Белые березы» <...>.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» установленного порядка технологического присоединения объектов Заявителей к электрическим сетям.

Время совершение административного правонарушения. Поскольку отказ ПАО «МРСК Северо-Запада» в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителей выразился в направлении в их адрес письма от 25.08.2020 № МР2/4/08/6082, датой совершения правонарушения следует считать 25.08.2020.

Место совершения административного правонарушения: Мурманская область (место осуществления деятельности организации).

Субъектом административного правонарушения является сетевая организация – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н).

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 4 указанного закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связанными с ней.

Общество является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заинтересованных лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только той сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен присоединить энергопринимающие устройства.

Субъективная сторона административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемых обстоятельствах у Общества имелась возможность для соблюдения возложенных публично-правовых обязанностей и требований законодательства Российской Федерации. Доказательств объективной невозможности соблюдения требований Правил № 861 не установлено.

Таким образом, при указанных обстоятельствах действия ПАО «МРСК Северо-Запада» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении возбуждено протоколом № 051/04/9.21-89/2021 об административном правонарушении от 02.02.2021.

Определением от 02.02.2021 (исх. № 051/04/9.21-89/2021-317 от 02.02.2021) ПАО «МРСК Северо-Запада» было уведомлено должным образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 051/04/9.21-89/2021.

Указанное определение на было вручено 08.02.2021 по юридическому адресу ПАО «МРСК Северо-Запада» и по адресу филиала «Колэнерго» (по данным системы отслеживания почтовых отправлений на сайте www.pochta.ru).

Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путем направления определения от 02.02.2021.

ПАО «МРСК Северо-Запада» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено должным образом. Законный представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» на рассмотрение не явился, ходатайств заявлено не было.

Заявитель отсутствовал, ходатайств направлено не было.

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не выявлено.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения не установлены. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Правилами технологического присоединения требований, при рассмотрении дела не установлены.

На основании изложенного, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания тяжести совершенного нарушения, характер совершенного правонарушения, является возможным при определении размера взыскания, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, применить пункты 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

 

На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н)  в лице филиала «Колэнерго» (ул. Кирова, д. 2, пгт. Мурмаши, Кольский район, Мурманская область, 184355), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в повторном нарушении требований пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, за что предусмотрена ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 и пунктами 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ  наложить на ПАО «МРСК Северо-Запада» административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

УИН 16100500000000872280

Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Мурманской области г. Мурманск

БИК территориального ОФК: 014705901

Единый казначейский счет: 40102810745370000041

Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03100643000000014900

ИНН/КПП получателя: 5191501854/519001001

Получатель: УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250)

Код ОКТМО: 47701000

Код платежа 16111601091010021140 «Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель Мурманского УФАС России                                                  С.А. Чеченина

Связанные организации

Связанные организации не указаны