Постановление б/н Постановление от 26 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 051/04/9.21-89/2021
26 февраля 2021 года г. Мурманск
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина Светлана Адольфовна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 051/04/9.21-89/2021, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н), привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России) 21.09.2020 поступило заявление председателя правления СНТСН «Белые березы» <...> от лица членов товарищества, в том числе от лица <...>, <...>, <...> (далее – Заявители), об отказе ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Общество, Сетевая организация) в заключении договора технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Объекты Заявителей, подлежащие технологическому присоединению:
– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:66).
– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:188).
– Объекты <...>: ВРУ дачного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (51:19:0010120:187).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Как установлено в ходе рассмотрения поступивших материалов, 17.08.2020 <...>, <...>, <...> подали в ПАО «МРСК Северо-Запада» заявки на технологическое присоединение дачных домов, расположенных по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, г. Кандалакша, северная часть кадастрового района, бывш. СТ «Березки» (кадастровые номера соответственно: 51:19:0010120:66, 51:19:0010120:188, 51:19:0010120:187).
Письмом № МР2/4/08/6082 от 25.08.2020 Мурманский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» отказал Заявителям в приеме заявок на технологическое присоединение, ссылаясь на п. 8(5) Правил № 861: «В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии)».
Сетевая организация в вышеназванном письме придерживается следующей позиции:
– так как земельный участок Заявителя находится в границах территории СНТСН «Белые березы», заявку на технологическое присоединение в интересах Заявителя должно подавать товарищество.
Однако ФАС России придерживается позиции, согласно которой заявку на технологическое присоединение может подавать непосредственно Заявитель. Так, 4 абзац п. 8(5) Правил № 861 гласит: «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества».
Дополнительно позиция ФАС России выражена в Письме ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России» (вместе с «Разъяснением по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ»), в котором разъясняется следующее.
При ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ:
– в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенных в границах территории садоводства заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим товариществом, договор в таком случае заключается между некоммерческим товариществом и сетевой организацией (прим. речь идет об имуществе общего пользования).
– в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
По информации, представленной председателем правления СНТСН «Белые березы», на балансе товарищества не имеется энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования. Следовательно, члены товарищества, основываясь на вышеуказанных правовых нормах, направили персональные заявки, но с сопроводительными письмами в Сетевую организацию для осуществления технологического присоединения энергопринимающих принадлежащих им устройств.
Также председатель правления СНТСН «Белые березы» считает, что отказ Сетевой организации в приеме заявок основывается на неверной трактовке пункта 8(5) Правил № 861.
Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что Сетевая организация, придерживаясь позиции, согласно которой договор о технологическом присоединении в рассматриваемом случае должен быть заключен с юридическим лицом (садовым товариществом), неправомерно отказала Заявителям в приеме заявок к рассмотрению, с учетом отсутствия у садового товарищества имущества общего пользования.
Имеющее место уклонение ПАО «МРСК Северо-Запада» от приема заявок <...>, <...>, <...> к рассмотрению нарушает императивное требование пунктов 3, 6 Правил № 861.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно статье 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Ранее Общество постановлением Мурманского УФАС России от 27.02.2019 о назначении административного наказания по делу № 051/04/9.21-34/2019 об административном правонарушении было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП; на Общество был наложен административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. Обязанность по оплате штрафа исполнена Обществом 24.08.2020.
Таким образом, в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ Общество считается лицом, подвергнутым наказанию за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, то есть в период до 24.08.2021.
Поскольку деяние Общества, по поводу которого обратился Заявитель, совершено в указанный период и содержит признаки совершения повторного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, данное деяние подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, рассматриваемое деяние ПАО «МРСК Северо-Запада» в отношении <...>,<....>,<....> выражающееся в неправомерном отказе от приема заявок на технологическое присоединение, подлежит квалификации как содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Материальными последствиями перечисленных действий Общества является нарушение прав Заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении является председатель правления СНТСН «Белые березы» <...>.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» установленного порядка технологического присоединения объектов Заявителей к электрическим сетям.
Время совершение административного правонарушения. Поскольку отказ ПАО «МРСК Северо-Запада» в заключении договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителей выразился в направлении в их адрес письма от 25.08.2020 № МР2/4/08/6082, датой совершения правонарушения следует считать 25.08.2020.
Место совершения административного правонарушения: Мурманская область (место осуществления деятельности организации).
Субъектом административного правонарушения является сетевая организация – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н).
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 указанного закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связанными с ней.
Общество является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заинтересованных лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только той сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен присоединить энергопринимающие устройства.
Субъективная сторона административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемых обстоятельствах у Общества имелась возможность для соблюдения возложенных публично-правовых обязанностей и требований законодательства Российской Федерации. Доказательств объективной невозможности соблюдения требований Правил № 861 не установлено.
Таким образом, при указанных обстоятельствах действия ПАО «МРСК Северо-Запада» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении возбуждено протоколом № 051/04/9.21-89/2021 об административном правонарушении от 02.02.2021.
Определением от 02.02.2021 (исх. № 051/04/9.21-89/2021-317 от 02.02.2021) ПАО «МРСК Северо-Запада» было уведомлено должным образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 051/04/9.21-89/2021.
Указанное определение на было вручено 08.02.2021 по юридическому адресу ПАО «МРСК Северо-Запада» и по адресу филиала «Колэнерго» (по данным системы отслеживания почтовых отправлений на сайте www.pochta.ru).
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путем направления определения от 02.02.2021.
ПАО «МРСК Северо-Запада» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено должным образом. Законный представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» на рассмотрение не явился, ходатайств заявлено не было.
Заявитель отсутствовал, ходатайств направлено не было.
Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не выявлено.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения не установлены. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Правилами технологического присоединения требований, при рассмотрении дела не установлены.
На основании изложенного, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания тяжести совершенного нарушения, характер совершенного правонарушения, является возможным при определении размера взыскания, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, применить пункты 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, КПП 781001001, ОГРН 1047855175785, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, адрес юридического лица: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н) в лице филиала «Колэнерго» (ул. Кирова, д. 2, пгт. Мурмаши, Кольский район, Мурманская область, 184355), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в повторном нарушении требований пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, за что предусмотрена ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 и пунктами 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ наложить на ПАО «МРСК Северо-Запада» административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УИН 16100500000000872280
Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Мурманской области г. Мурманск
БИК территориального ОФК: 014705901
Единый казначейский счет: 40102810745370000041
Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03100643000000014900
ИНН/КПП получателя: 5191501854/519001001
Получатель: УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250)
Код ОКТМО: 47701000
Код платежа 16111601091010021140 «Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)».
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель Мурманского УФАС России С.А. Чеченина