Решение б/н Решение по жалобе филиала ФГУП "Почта России" - УФПС Мурманс... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 06-14/11-183
17 июня 2011 года город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее — Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Заместителя председателя комиссии — Калитиной Н.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Членов комиссии: Кима Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта, Савенок К.А. - ведущего специалиста-эксперта,
при участии представителей Государственного учреждения — Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ: <Т…> (по доверенности от 21.02.2011 года № 11-33/11/1270), <К…> (по доверенности от 30.12.2009 года № 05-14/05/6597); представителя ФГУП «Почта России» - <Ш…> (по доверенности от 17.01.2011 года 51 МО 0135296),
рассмотрев жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Мурманской области — филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на действия государственного заказчика — Государственное учреждение — Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на «оказание услуг по доставке периодических изданий на второе полугодие 2011 года» (далее — Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 09 июня 2011 года обратился участник размещения заказа Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Мурманской области — филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее — Заявитель; филиал ФГУП «Почта России) с жалобой (входящий номер <...> ) на действия Государственного учреждения — Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее — Заказчик; отделение Фонда социального страхования) при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на «оказание услуг по доставке периодических изданий на второе полугодие 2011 года».
Из существа поступившей жалобы следует, что филиал ФГУП «Почта России» намерено принять участие в Запросе котировок, однако, не может реализовать свое право на участие в размещаемом заказе по основаниям, изложенным Заявителем в жалобе.
Так, филиал ФГУП «Почта России» отмечает, что отделением Фонда социального страхования РФ размещен заказ на оказание услуг по доставке периодических изданий на второе полугодие 2011 года, с указанием классификатора основной экономической деятельности 64120000 — услуги курьерские, кроме услуг национальной почты (услуги, оказываемые негосударственными предприятиями почтовой связи).
Заявитель полагает, что отделение Фонда социального страхования, указывая в извещении о проведении Запроса котировок классификатор 64120000, ущемляет права национального почтового оператора на участие в Запросе котировок.
По мнению филиала ФГУП «Почта России», предмет запроса котировок «оказание услуг по доставке периодических изданий», подразумевает оказание исполнителем услуг по подписке на периодические печатные издания, включающих в себя прием подписки на периодические издания и их доставку. Заявитель полагает, что Заказчику, исходя из смысла предмета государственного контракта, необходимо было указать классификатор 5200180, который подразумевает подписку на печатные издания.
Филиал ФГУП «Почта России» считает, что Заказчиком искусственно был искажен предмет оказания услуг по подписке на печатные издания, с целью исключения участия оператора национальной почты ФГУП «Почта России» в Запросе котировок.
Заявитель просит провести проверку соблюдения отделением Фонда социального страхования законодательства РФ о размещении заказов.
Отделение Фонда социального страхования с позицией филиала ФГУП «Почта России» не согласно, находит доводы Заявителя несостоятельными, жалобу — необоснованной.
Заказчиком представлен письменный мотивированный отзыв на жалобу филиала ФГУП «Почта России», в котором указывается на то, что Запрос котировок размещен в полном соответствии с требованиями законодательства РФ.
Так, отделение Фонда социального страхования обращает внимание на то, что, согласно действующему законодательству, заказчик самостоятельно осуществляет формирование предмета контракта. В соответствии со статьей 2 Закона о размещении заказов, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны, продолжает Заказчик, могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами. Стороны также вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Заказчик считает, что филиал ФГУП «Почта России», настаивая на необходимости отделения Фонда социального страхования РФ разместить заказ на подписку периодических изданий, вмешивается в хозяйственную деятельность регионального отделения и нарушает тем самым права Заказчика.
Отделение Фонда социального страхования РФ дополнительно подчеркивает необоснованность доводов Заявителя о том, что государственный заказчик должен был указать правильный код по ОКВЭД услуги, поскольку ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который содержит коды для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Задачи, при решении которых используются коды ОКВЭД, указаны в постановлении Госстандарта РФ от 06.11.2011 года. Для определения товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляются у субъектов малого предпринимательства используются коды ОКДП, который и был указан в извещении о проведении запроса котировок, сформированном официальным сайтом.
Заказчик отмечает, что на основании пункта 1 статьи 15 Закона о размещении заказов, заказчик обязан осуществлять размещение заказа у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются данные субъекты.
Размещение отделением Фонда социального страхования РФ заказа у субъектов малого предпринимательства обусловлено тем, что на момент размещения запроса котировок доля участия субъектов малого предпринимательства составляла менее 10 процентов от общего годового объема закупок Заказчика. Поскольку запрос котировок размещен исключительно для субъектов малого предпринимательства, что соответствует требованиям статьи 15 Закона о размещении заказов, ФГУП «Почта России» не мог участвовать в размещаемом заказе, поскольку не является субъектом малого предпринимательства. По мнению отделения Фонда социального страхования, в рассматриваемом случае Заказчиком не было совершено каких-либо действий, ограничивающих права национальной почты.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Мурманского УФАС предложено Заявителю уточнить, какие нормы Закона о размещении заказов, по мнению филиала ФГУП «Почта России», нарушены Отделением Фонда социального страхования РФ.
Заявитель затруднился указать конкретные нормы Закона о размещении заказов, которые нарушены Заказчиком установлением оспариваемого ОКДП, полагает, что Отделение Фонда социального страхования не должно было размещать данный заказ у субъектов малого предпринимательства, поскольку предметом размещаемого заказа фактически является подписка на периодические издания, размещение заказа на которую не допустимо у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 15 Закона о размещении заказов.
Комиссия Мурманского УФАС, исследовав доводы Заявителя, изучив возражения Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о необоснованности жалобы филиала ФГУП «Почта России».
Из существа дела следует, что 23.05.2011 года управляющим ГУ — Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ издан приказ № 309 о размещении у субъектов малого предпринимательства заказа путем проведения запроса котировок на оказание услуг по доставке периодических изданий на второе полугодие 2011 года.
Извещение о проведении Запроса котировок было размещено Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В извещении о проведении Запроса котировок указано, что заказ размещается исключительно у субъектов малого предпринимательства.
Заказчик: Государственное учреждение — Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена: 218 000,00 (двести восемнадцать тысяч) рублей. Цена Контракта включает в себя все затраты, связанные с приобретением периодических изданий и их доставкой Получателю, уплатой налогов (в том числе НДС) и других обязательных платежей.
Источник финансирования заказа: средства бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Дата начала подачи заявок: 03 июня 2011 года.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09 июня 2011 года, 17 часов 30 минут (время московское).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При этом, под государственными нуждами, как следует из части 1 статьи 3 Закона о размещении заказов, понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Часть 1 статьи 8 Закона о размещении заказов определяет понятие участника размещения заказа, под которым может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Участие в размещаемом заказе, как следует из части 2 статьи 8 Закона о размещении заказов, может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов и иными федеральными законами.
Статьей 15 Закона о размещении заказов установлены особенности участия в процедуре размещения заказов субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов, заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о размещении заказов, размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4 Закона о размещении заказов, с учетом положений статьи 15 данного нормативного правового акта.
В силу части 4 статьи 15 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Как отмечено ранее, Запрос котировок размещался Отделением Фонда социального страхования РФ исключительно у субъектов малого предпринимательства, что обусловлено необходимостью государственного заказчика соблюсти требования части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и достичь минимально необходимый объем поставок от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленном Перечнем.
В извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком, во исполнение положений статьи 15 Закона о размещении заказов, установлено требование к участникам размещения заказа, согласно которому участниками размещения заказа могут быть только субъекты малого предпринимательства. Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям пункта 1 части 1 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 4, пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части требований к субъектам малого предпринимательства.
Для решения вопроса о правомерности размещения Отделением Фонда социального страхования РФ заказа у субъектов малого предпринимательства, необходимо определить, входит ли Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказа на которые осуществляются у субъектов малого предпринимательства утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 642, предмет Запроса котировок.
В данный перечень входят услуги курьерские, кроме услуг национальной почты (услуги, оказываемые негосударственными предприятиями почтовой связи). Данному виду услуг соответствует код 6412000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93. Кроме того, в перечень включен код (класс) 2200000 «полиграфическая и печатная продукция (кроме кода 2212180 в части бюллетеней для голосования на выборах и референдумах)», в который входит код (подкласс) 2210000 «продукция издательств», подгруппа 2212000 «газеты, журналы, периодический издания».
Предметом Запроса котировок является оказание услуг по доставке периодических изданий на второе полугодие 2011 года.
Согласно пункту 1.1 проекта государственного контракта, оказание услуг по доставке периодических изданий включает в себя приобретение Исполнителем периодических изданий в количестве и ассортименте (в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Контракту) и их своевременную доставку Заказчику (в соответствии с п. 4.2.2. настоящего Контракта).
Список периодических изданий, подлежащих доставке на второе полугодие 2011 года, указан в приложении № 1 к проекту государственного контракта.
В силу пункта 2.2 проекта государственного контракта, цена государственного контракта включает в себя все затраты, связанные с приобретением периодических изданий и их доставкой Заказчику.
Таким образом, предмет государственного контракта не предполагает предоставление услуг по подписке на печатные издания (группа 5200180). Кроме того, код 5200180 не включен в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
Представители Отделения Фонда социального страхования также пояснили, что Заказчик, во-первых, не нуждается в подписке на периодические издания; во-вторых, из самого предмета государственного контракта не следует подписка на периодические издания; в-третьих, заказ размещался у субъектов малого предпринимательства, что также опровергает доводы Заявителя о включении в предмет контракта подписки на периодические издания.
Комиссия Мурманского УФАС соглашается с доводами Заказчика и не усматривает в его действиях нарушения Закона о размещении заказов и ущемления прав филиала ФГУП «Почта России». Заказ на доставку периодических изданий на второе полугодие 2011 года размещается у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 15 Закона о размещении заказов, а также Перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказа на которые осуществляются у субъектов малого предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 642.
Возможность участия ФГУП «Почта России» в Запросе котировок ограничена не соотнесения Заказчиком предмета государственного контракта с кодом ОКДП, а нормами части 2 статьи 8 и статьи 15 Закона о размещении заказов.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Мурманской области — филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» не обоснованной.
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Н.А. Калитина
Е.Г. Ким, К.А. Савенок

Связанные организации

Связанные организации не указаны