Решение б/н Решение от 3 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 051/07/3-143/2021
03.03.2021 г. Мурманск
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. – начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Клименковой А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью «РоСВЕП-СЕРВИС» (победителя торгов – генерального директора <...>, общества с ограниченной ответственностью «Профтехсервис» (участник торгов) - <...> (по доверенности)
без участия представителя общества с ограниченной ответственностью «ТПЛ-СЕРВИС» (далее по тексту решения – ООО «ТПЛ-СЕРВИС», Заявитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ТПЛ-СЕРВИС» на действия Заказчика – Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата теплообменного пластинчатого разборного (номер извещения 32109942168),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25.02.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме.
Так, согласно доводам жалобы, заявка ООО «ТПЛ-СЕРВИС» была необоснованно отклонена Комиссией в ходе рассмотрения первых частей заявок. Заявитель считает, что его заявка полностью соответствовала требованиям действующего законодательства и положениям документации, следовательно, отклонена Комиссией незаконно.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.
При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.
Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.
Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата теплообменного пластинчатого разборного, а также согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «МЭС» (утверждено Советом директоров АО «МЭС», Протокол заседания Совета директоров АО "МЭС" № 9/2020 от 23.10.20) (далее – Положение о закупке).
Заказчик 29.01.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата теплообменного пластинчатого разборного (номер извещения 32109942168).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно пунктам 1 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
Пунктом 3.2.1. Документации установлено, первая часть заявки на участие должна содержать описание поставляемого Товара в соответствии с требованиями Документации (по форме Приложения № 1 к Документации). При этом не допускается указание в первой части заявки на участие сведений об Участнике закупки и о его соответствии требованиям, установленным в Документации.
В случае содержания в первой части заявки на участие сведений об Участнике закупки и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Пунктом 3.3. Содержание поставляемого Товара (Спецификация) Информационной карты Документации установлено Наименование Товара - Аппарат теплообменный пластинчатый разборный.
Согласно требованиям Документации (Приложение № 1 к Документации) и пункту 3 Инструкции по заполнению Технического предложения, в колонке «Предложение Участника закупки» в части технических характеристик» указывается конкретное наименование, подробные характеристики и т.д. предлагаемого к поставке Товара.
№ п/п |
Требования Заказчика |
Предложение Участника закупки в части технических характеристик |
|
Согласно раздела 5 «Техническое задание» Документации |
Указывается конкретное наименование, подробные характеристики и т.д. предлагаемого к поставке Товара |
При этом Комиссией Мурманского УФАС установлено, что в нарушение требований пунктов 1 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в документации не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы (отсутствуют ссылки на ГОСТ), а также не содержится обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Также не определены требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Таким образом, инструкция по заполнению технического предложения, и установление Заказчиком в документации формулировки «подробные характеристики и т.д.», не раскрывает потребность Заказчика в полном объеме и вводит участников Закупки в заблуждение.
Согласно пункту 4.8 протокола №1 рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме на право заключения договора поставки аппарата теплообменного пластинчатого разборного от 15.02.2021, оформление первой части заявки № 8 признано на основании пп. а) п. 4.11.1. Документации не соответствующим требованиям Документации, а именно:
- в нарушение требований п.3.2.1. Документации, раздела 5 Документации и п.3 Инструкции по заполнению Технического предложения (Приложение № 1 к Документации) в Техническом предложении предлагается к поставке товар без указания конкретного наименования и подробных характеристик.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, Заявитель в заявке предложил к поставке Аппарат теплообменный пластинчатый разборный. Двухступенчатый теплообменник – моноблок. Россия (Российская Федерация, RU, RUS, 643) ООО «ТПЛ-СЕРВИС» с указанием подробных технических характеристик, соответствующих требованиям Заказчика.
Так, Заявителем указано наименование товара в соответствии с пунктом 3.3 Информационной карты и подробные характеристики, соответствующие требованиям Заказчика.
На основании вышеизложенных требований законодательства, заявка ООО «ТПЛ-СЕРВИС» неправомерно отклонена Комиссией по закупке в связи с отсутствием указания конкретного наименования и подробных характеристик.
Комиссией Мурманского УФАС России также установлено, что к моменту окончания срока подачи заявок на участие в закупке (12.02.2021) было подано десять заявок, восемь из которых были отклонены, как несоответствующие (в том числе заявка №8 – ООО «ТПЛ-Сервис»).
В связи с чем, жалоба Заявителя на действия Заказчика признается обоснованной.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТПЛ-СЕРВИС» на действия Заказчика – Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата теплообменного пластинчатого разборного (номер извещения 32109942168), обоснованной.
2. Признать Заказчика – Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» нарушившим пункты 1 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Клименкова