Решение б/н Решение и предписание по делу № 6 о нарушении антимонопольн... от 5 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №6

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2014г.              

В полном объеме решение изготовлено «08» мая 2014г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 6 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд» (ИНН 5109004563, Мурманская обл., п.Никель, ул. 14 Армии д.13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга физических лиц, путем взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, при участии представителя ответчика - директора МУП «Жилфонд» <...> (удостоверение Администрации МО г.п. Никель №124, после перерыва не явился), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление гражданки <...> проживающей по адресу Мурманская область, п.Никель, Гвардейский проспект д.28а, по вопросу ущемления ее интересов МУП «Жилфонд».

Как следует из заявления, 17.02.2014 гр. <...> обратилась к МУП «Жилфонд», как исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме 28а по Гвардейскому проспекту в городском поселении Никель Печенгского района, с заявкой на первичную опломбировку приборов учета горячего и холодного водоснабжения. Указанное предприятие обязало заявителя оплатить «Ввод приборов учета ХВС и ГВС в эксплуатацию с выдачей регистрационного акта» в размере 252,47. 17.02.2014 указанная сумма была оплачена. Заявитель полагает, что взимание платы за ввод в эксплуатацию приборов учета нарушает интересы собственника помещения, поскольку он не был заинтересован в приобретении указанных услуг, что и явилось поводом к обращению в антимонопольный орган.  По данному факту в отношении МУП «Жилфонд» возбуждено дело №6 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В результате рассмотрения дела установлено следующее.

Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Пунктом 81 указанных Правил определено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пункту 81(3) Правил в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81(8)).

Согласно пункту 81(9) Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пункту 8 указанных Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на взимание исполнителями коммунальных услуг платы как за ввод приборов учета горячего и холодного водоснабжения в эксплуатацию, так и за опломбирование приборов учета (в случае первичной установки). 

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц.

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего заявления – действия, которые привели к ущемлению интересов физических лиц).  

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В целях установления доминирующего положения МУП «Жилфонд» Мурманским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026), подготовлен аналитический отчет.

В результате проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области установлено, что в 2012 и 2013 годах весь объем жилищного фонда (100%) находился под управлением МУП «Жилфонд», по состоянию на 13.03.2014 доля указанного предприятия составила 96,19% (из расчета по общему объему жилищного фонда).  Таким образом, МУП «Жилфонд» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в период с 2012 года по 13 марта 2014 года.

Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 01.11.2011 за основным государственным регистрационным номером 1115109000192.

Между МУП «Жилфонд» и собственниками помещений в многоквартирном доме 28а по проспекту Гвардейскому в городском поселении Никель заключен договор управления многоквартирным домом №58  от 01.05.2012. Согласно пункту 3.1.3. указанного договора управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги собственнику, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление. МУП «Жилфонд» выставляло в адрес собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме счета-квитанции на оплату услуг по содержанию и ремонту и коммунальных услуг, в том числе горячего и холодного водоснабжения.

Таким образом, МУП «Жилфонд» является исполнителем коммунальных услуг (в том числе горячего и холодного водоснабжения) в многоквартирном доме  по адресу г.п. Никель, пр.Гвардейский д.28а.

МУП «Жилфонд» в августе 2013 года обратилось в Администрацию г.п. Никель с ходатайством об установлении для предприятия тарифа на ввод в эксплуатацию приборов учета горячей и холодной воды с выдачей регистрационного акта.

Администрация своим постановлением от 26.08.2013 №88 установила тариф для МУП «Жилфонд» на ввод в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС в размере 252,47 рублей с учетом НДС.

В материалах дела имеется кассовый чек МУП «Жилфонд», согласно которому ввод приборов в эксплуатацию оплачен заявителем в соответствии с установленным тарифом в размере 252,47 рублей.

Согласно информации, представленной МУП «Жилфонд» в рамках рассмотрения дела (исх. 706 от 05.05.2014), за период 2013-2014 гг. МУП «Жилфонд» введено в эксплуатацию 589 приборов учета с взиманием за каждый установленный прибор платы в размере 252,47 рублей.  

Действия МУП «Жилфонд» по взиманию с потребителей платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением предприятия, поскольку они вынуждены оплачивать работы по вводу приборов учета в эксплуатацию для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов, несмотря на то, что взимание платы за такие услуги  запрещено пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг и пунктом 5 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлен факт злоупотребления МУП «Жилфонд» своим доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, путем взимания платы за ввод в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, что привело к ущемлению интересов.

В силу подпунктов «б» и «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе N 135-ФЗ, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства и восстановления баланса публичных и частных интересов, Комиссия полагает необходимым выдать МУП «Жилфонд» предписание, предусмотренное подпунктами «б» и «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия  «Жилфонд» (ИНН 5109004563, Мурманская обл., п.Никель, ул. 14 Армии д.13) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путем взимания платы за ввод в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

2. Выдать МУП «Жилфонд» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6

 

 

08 мая 2014 г.                                                                            г. Мурманск

 

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 6 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд» (ИНН 5109004563, Мурманская обл., п.Никель, ул. 14 Армии д.13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному предприятию «Жилфонд» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов неопределенного круга физических лиц, путем взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, а именно:

с момента получения настоящего предписания прекратить взимание платы за ввод в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения с собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах, исполнителем коммунальных услуг в которых является МУП «Жилфонд».  

2. Муниципальному унитарному предприятию «Жилфонд» в срок до 09 июня 2014 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

За доход, полученный МУП «Жилфонд» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму в размере 148 704 рубля 83 копейки, полученную предприятием вследствие взимания платы в сумме 252,47 рублей за ввод в эксплуатацию 589 приборов учета горячего и холодного водоснабжения (252,47 р. * 589 шт. = 148 704,83 р.). 

3. Известить Мурманское УФАС России об исполнении предписания не позднее 5 (пяти) дней со дня его исполнения. 

Реквизиты для уплаты взыскания:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)  ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000. Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

Связанные организации

Связанные организации не указаны