Определение №051/01/10-581/2022 Определение от 13 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 051/01/10-581/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

13 октября 2022 года                                                                                                     город Мурманск

 Председатель Комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/10-581/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, Смирнова Кристина Анатольевна,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Мурманского УФАС России поступили обращения граждан, отбывающих наказания в исправительных учреждениях Мурманской области, по поводу стоимости продовольственных товаров в магазинах на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской о признаках нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Архангельское» ФСИН России (место нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1; ОГРН: 10736001000770, ИНН: 3621005430) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения обращений и анализа полученной информации в действиях ФГУП «Архангельское» ФСИН России установлены признаки злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях на территории Мурманской области путем совершения действий, ущемляющих права и законные интересы неопределенного круга лиц, отбывающих наказания в колониях Мурманской области и не имеющих возможности приобрести товары в иных объектах торговли.

Розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами на территории учреждений ФСИН России (исправительных колоний, следственных изоляторов) осуществляет единственный хозяйствующий субъект – ФГУП «Архангельское» ФСИН России (далее в том числе – Предприятие).

ФГУП «Архангельское» ФСИН России основано на праве хозяйственного ведения, является коммерческой организацией, входит в состав уголовно-исполнительной системы и, кроме извлечения прибыли, имеет целью привлечение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания.

Согласно пункту 1.4 Устава ФГУП «Архангельское» ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 28.08.2010 № 382 с изменениями от 11.11.2015 № 1060, унитарное предприятие находится в ведомственном подчинении Федеральной службы исполнения наказаний.

Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет ФСИН России.

ФГУП «Архангельское» ФСИН осуществляет деятельность на территории Мурманской области, Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской области.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют сведения о наличии у Предприятия филиалов либо представительств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава, целями деятельности ФГУП «Архангельское» ФСИН России являются:

- получение прибыли;

- удовлетворение потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания;

- развитие материальной и социальной базы учреждений уголовно-исполнительной системы;

- привлечение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания.

Пунктом 2.2 Устава закреплены виды деятельности, которые Предприятие вправе осуществлять для достижения уставных целей.

Помимо оптовой и розничной торговли, для целей извлечения прибыли и удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания, Предприятие вправе осуществлять комплекс различных видов экономической деятельности.

Антимонопольным органом установлено, что на территории исправительных колоний Мурманской области находятся магазины, представляющие собой объекты недвижимости, переданные Предприятию в безвозмездное пользование на праве оперативного управления для использования в целях организации розничной торговли продуктами питания, безалкогольными напитками и предметами (товарами) первой необходимости для нужд осужденных, а также находящихся под стражей лиц.

Организация розничной торговли для Мурманской области, Архангельской области, республик Коми и Карелия осуществляется ФГУП «Архангельское» ФСИН России отдельно для каждого региона по месту нахождения юридического лица.

Применительно к организации процесса обеспечения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания на территории Мурманской области Мурманским УФАС России установлено, что Предприятием применяются следующие схемы.

ФГУП «Архангельское» ФСИН России осуществляет выбор поставщика продовольственных и непродовольственных товаров в учреждения уголовно-исполнительной системы Мурманской области.

С поставщиком заключаются договоры поставки, по условиям которых поставщик обязуется поставить заказанный Предприятием товар по согласованной цене к месту приемки (ФКУ ИК-16, ФКУ ИК-17, ФКУ ИК-18, ФКУ СИЗО-1, ФКУ КП-24, ФКУ ИК-23, ФКУ СИЗО-2, ФКУ КП-20).

В последующем товар реализуется силами Предприятия.

Розничная цена складывается из закупочной цены (предложенной поставщиков цены) и установленной Предприятием наценки до 30%.

Так, установлено, что 01.07.2022 между ФГУП «Архангельское» ФСИН и ООО «Караван» (ИНН 6686105630, место нахождения: 620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 10, кв. 2) заключено 5 договоров поставки товаров в магазины при УФСИН России по Мурманской области на сумму 24 720 00,00 рублей (далее – Договоры).

Поставка товаров осуществляется по заявкам Предприятия.

Спецификациями к договорам поставки определены наименования товара, который может быть заказан Предприятием и закупочная цена.

 Всего Договорами предусмотрена возможность заказа и поставки 497 наименований различных товаров.

Цена включает в себя стоимость тары, упаковки, транспортных расходов поставщика на доставку товара до склада покупателя, погрузочные работы, а также иные обязательные платежи, взносы и сборы, понесенные поставщиком при исполнении им обязательств, предусмотренных договорами.

Приказом врио директора ФГУП «Архангельское» ФСИН России от 01.07.2022 № 113-1-5/259-1 установлена торговая наценка на товары, реализация которых осуществляется по вышеуказанным договорам с ООО «Караван».

Анализ приказа показал, что по подавляющему большинству товаров установлена наценка в размере 25% от закупочной цены.

Розничная цена на ряд социально значимых товаров существенно превышает среднюю цену на аналогичные товары по региону: на яблоки на 50%, гречневую крупу на 33%, на рис на 35,6%, на сахар на 25%, на отдельные наименования масла растительного на 55,6%, на лук репчатый на 40%, на морковь на 36,5%, на молоко питьевое пастеризованное на 41%, на муку пшеничную на 47%, на макаронные изделия из муки высшего сорта на 41%.

В письме от 23.08.2022 № 113 ФГУП «Архангельское» ФСИН России указало, что Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. В связи с чем, отметило Предприятие, его деятельность направлена на извлечение прибыли и на исполнение возложенных обязанностей перед Российской Федерацией.

Снижение торговой наценки на социально значимые продукты ниже имеющейся может привести к убыткам Предприятия.

Согласно полученным данным, основным источником дохода ФГУП «Архангельское» ФСИН России в настоящее время является именно розничная реализация продуктов питания в магазинах уголовно-исполнительной системы.

Фактически, Предприятие получает прибыль за счет установленной наценки на реализуемые товары.

Мурманское УФАС России проанализировало процедуру выбора поставщиков продовольственных и непродовольственных товаров для нужд ФГУП «Архангельское» ФСИН России и установило следующее.

Целями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении определённых закупок.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Архангельское» ФСИН России утверждено приказом врио директора ФГУП «Архангельское» ФСИН России от 20.06.2022 № 113-10-1/4 (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 1.1.4 Положения о закупках, оно распространяется на все случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиком, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1.5 Положения о закупках.

Целями и принципами закупочной деятельности Предприятия, как следует их пункта 1.2 Положения о закупках, являются эффективное использование денежных средств, формирование рыночно обоснованных цен на продукцию, приобретаемую заказчиком для снижения себестоимости выпускаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Основным принципом осуществления Предприятием закупок является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 1.2.2 Положения о закупках).

В силу пункта 7.1.1 Положения о закупках, оно предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.

Неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Закупка у единственного поставщика осуществляется на основании коммерческого предложения поставщика, полученного на основании запроса заказчика о представлении ценовой информации в бумажном виде для ограниченного количества участников либо путем размещения такого запроса в электронной форме для неограниченного количества участников (пункт 7.1.7 Положения о закупках).

Основания для заключения договора с единственным поставщиком перечислены в пункте 7.6.1 Положения о закупках.

Согласно подпункту 30 пункта 7.6.1 Положения о закупках, закупка у единственного поставщика осуществляется ФГУП «Архангельское» ФСИН России если закупка товаров, работ, услуг для нужд третьих лиц в соответствии с договором комиссии, поставки с целью реализации товаров в магазины, иные точки общепита учреждений УИС, с целью оказания  безвозмездной помощи (благотворительной, гуманитарной) помощи, дарения, пожертвования с целью последующей безвозмездной передачи таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг третьим лицам (закупка не для собственных нужд).

Решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика принимает руководитель заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика (пункт 7.6.2 Положения о закупке).

Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением заказчика, имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкурентном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика, а также экономическое обоснование цены договора.

Кроме того, приказом врио руководителя директора Предприятия от 28.08.2019 № 113-10-1/7 утверждено Положение о выборе поставщика по договору поставок товаров в целях последующей реализации товаров через розничные сети предприятия (далее – Положение).

Положение разработано в целях заключения договоров поставок, агентских договоров, договоров комиссии в целях последующей реализации товаров через торговую сеть ФГУП «Архангельское» ФСИН России и содержит основные принципы, критерии и этапы, регулирующие порядок выбора потенциальных поставщиков товаров с целью заключения договоров.

Согласно терминам Положения, под договором понимается договор поставки, оказания услуг по реализации товаров (договор комиссии, агентский договор). Под объявлением понимается приглашение предприятия к сотрудничеству потенциальных поставщиков и заключения с ними договора, размещенное на сайте Предприятия, с указанием предмета (ассортимента) договора и иных существенных условий.

Отбор контрагентов производится на основании совокупной оценки коммерческого предложения, в том числе: ассортимента, предлагаемых цен, возможных объемов, частоты поставок, логистики, с учетом аудита производства товаров и оценки их качества (пункт 2.1 Положения).

В силу пункта 3 Положения, в числе критерием отбора поставщиков включены:

- правовой критерий;

- коммерческий критерий, который означает, что предложение потенциального поставщика должно содержать наиболее разумное соотношение цены и качества товара в сравнении с другими поставщиками аналогичного товара, предпочтение отдается поставщикам, имеющим возможность предоставления цен, максимально приближенных к себестоимости товара, а также возможность поддержания максимального уровня исполнения заказов.

Предложенная цена не должна превышать среднестатистическую отпускную цену в конкретном регионе на данный товар согласно данным Росстата.

- критерий качества;

- логистический критерий;

- критерий по упаковке и маркировке;

- иные критерии, под которыми подразумеваются возможность работы по уменьшению цены за счет сокращения издержек.

Основанием для отказа от сотрудничества и заключения договора является превышение цен поставщика на предлагаемые товары среднестатистической отпускной цены в данном регионе.

Указанным Положением утверждены формы объявления запроса ценовых предложений на поставку товаров, работ, услуг в целях последующей реализации через розничную сеть.

Установлено, что Договоры заключены между ФГУП «Архангельское» ФСИН России и ООО «Караван» на основании подпункта 30 пункта 7.6.1 Положения о закупках, то есть как с единственным поставщиком.

В июне на официальном сайте ФГУП «Архангельское» ФСИН России были размещены объявления в электронной форме на запрос цен товаров, работ, услуг. Объявления по форме Положения содержали описание объекта закупки, проект договора поставки, форма заявки на участие в отборе поставщика.

Срок подачи коммерческих предложений составлял 7 календарных дней.

Описание объекта закупки Предприятием представляло собой указание перечня подлежащих закупке товаров определенного товарного знака (или эквивалента) или без указания товарного знака.

Описание объекта закупки не содержало указания Предприятием предельной цены за единицу товара, равно как иного любого расчета цены договора.

Поставщик заполнял форму, в которой указывал предлагаемый к поставке товар и предлагаемую им цену товара.

Установлено, что по размещенным в июне 2022 года объявлениям, в результате которых заключены Договоры, поступили коммерческие предложения трех хозяйствующих субъектов:

- ООО «Караван» (ИНН 6686105630, место нахождения: 620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 10, кв. 2);

- ООО «Грема Карго» (ИНН 6686061245, место нахождения: 620130, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 222, кв. 118);

- ООО «ЮНИКОН» (ИНН 6658469794, место нахождения: 620014, г. Екатеринбург, ул. Хомякова, д. 18, кв. 11)

Оформление коммерческих предложений от указанных субъектов имеет сходную стилистику и структуру.

По объявлению Предприятия, предшествующего заключению договора № 50з/2022 от 01.07.2022, из всей совокупности наименований запрашиваемого заказчиком товара, тремя хозяйствующими субъектами представлены предложения лишь по определенным, совпадающим, категориям товара.

В целом, анализ коммерческих предложений дает основания предполагать, что все трое хозяйствующих субъектов фактически действовали в интересах одного из них и не выступали в качестве самостоятельных конкурентов.

ФГУП «Архангельское» ФСИН России проанализировало предложения юридических лиц и заключило Договоры с ООО «Караван», предложенная цена которым по большему наименованию товаров оказалась ниже, чем у ООО «Грема Карго», ООО «ЮНИКОН».

Согласно имеющимся на дату рассмотрения заявления данным, анализ средней цены по Мурманской области на закупаемые товары ФГУП «Архангельское» ФСИН России не проводило.

Фактически, Договоры были заключены по той произвольной цене, которую предложило ООО «Караван» без ее сопоставления и проверки на предмет превышения средних цен по Мурманской области.

Мурманское УФАС России полагает, что в результате применённого ФГУП «Архангельское» ФСИН России подхода к выбору поставщиков товаров для целей последующей их реализации в магазины уголовно-исправительной системы Мурманской области без учета анализа средних отпускных цен по региону и без обоснования цены Договоров ущемляются права и законные интересы неопределенного круга лиц, отбывающих наказания в колониях Мурманской области и не имеющих возможности приобрести товары в иных объектах торговли.

В связи с тем, что в настоящее время Предприятие занимается преимущественно розничной реализацией продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах УИС, основная прибыль ФГУП «Архангельское» ФСИН России приобретается за счет получения наценки от реализуемых товаров лицам, отбывающим наказание.

Согласно пояснениям Предприятия, оно не может снизить наценку на реализуемые заключенным товары менее 25%, поскольку в результате этого лишится прибыли.

В то же время, Устав предоставляет Предприятию возможность вести коммерческую деятельность и извлекать прибыль за счет иных видов экономической деятельности.

Кроме того, помимо извлечения прибыли ФГУП «Архангельское» ФСИН имеет своей целью обеспечение удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания и привлечение к труду лиц, отбывающих наказания.

Это означает, что подход Предприятия к организации своей деятельности должен отвечать целям и задачам ФГУП «Архангельское» ФСИН России.

По мнению антимонопольного органа, закупка товаров у единственного поставщика по завышенным ценам и без предварительного экономического обоснования, без учета средних цен по региону и с нарушением Положения и Положения о закупках, с целью последующей коммерческой реализации в магазины уголовно-исполнительной системы и получения прибыли за счет наценки 25% содержит признаки злоупотребления ФГУП «Архангельское» ФСИН России своим доминирующим положением на рынке услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях на территории Мурманской области.

Мурманское УФАС России на основании пункта 6.1.1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Согласно аналитического отчета, ФГУП «Архангельское» ФСИН России является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, в частности в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской.

В ходе исследования товарных рынков установлено, что товары, реализуемые в исправительных учреждениях, ограничены в перемещении и обороте в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, организация торговой деятельности и продажа продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством, что обуславливает наличие чрезмерного обременения и отсутствие свободы в выборе осужденными товаров, реализуемых в иных торговых точках, цены на которые сформированы в условиях конкуренции. 

Вышеуказанное свидетельствует о возможности ФГУП «Архангельское» ФСИН России оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях на территории Мурманской области , в частности в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской.   

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ФГУП «Архангельское» ФСИН России на товарных рынках услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждения на территории Мурманской области, в том числе в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской, за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года является доминирующим.

Следовательно, на ФГУП «Архангельское» ФСИН России распространяются предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции запреты.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление) указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Описанные действия ФГУП «Архангельское» ФСИН России, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуги розничной торговли продовольственными товарами, товарами первой необходимости в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ руководителя Мурманского УФАС России № 67 от 13.10.2022 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Архангельское» ФСИН России (место нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1; ОГРН: 10736001000770, ИНН: 3621005430) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 051/01/10-581/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 23 ноября 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: город Мурманск, улица Книповича, дом 9а.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 051/01/10-581/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика:

-  Федеральное государственное унитарное предприятие «Архангельское» ФСИН России (место нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1; ОГРН: 10736001000770, ИНН: 3621005430).

3. ФГУП «Архангельское» ФСИН России представить в срок по 11.11.2022 следующие документы и сведения:

3.1. Копии договоров, подтверждающих право безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными за Учреждением ФСИН России на праве оперативного управления, в которых ФГУП «Архангельское» ФСИН России ведет торговую деятельность на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской;

3.2. Копии договоров о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской;

3.3. Сведения о лицах, привлеченных по договорам о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской в настоящее время;

3.4. Мотивированные пояснения о причинах отсутствия экономического обоснования цены договоров поставки товаров от 01.07.2022 №№ 50з/2022, 51з/2022, 52з/2022, 53з/2022, 54з/2022, а также превышения цен поставщика на предлагаемые товары среднестатистической отпускной цены по Мурманской области.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 051/01/10-581/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителей:

- <...>;

- <...> (ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, 184580, Мурманская область, Ловозерский р-н, пос. Ревда, ул. Победы, д. 46, ik23@51.fsin.su);

-  <...> (ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, 183035, Мурманская область, Кольский район, пос. Мурмаши, ул. Зеленая, д.14А, ik16@51.fsin.gov.ru;

- <...> (ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, 184355, Мурманская область, Кольский район, пос. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 10, ik18@51.fsin.su;

- <...> (ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, 183035, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Угольная База, д. 9, ik17@51.fsin.su);                                                                                                                                       

- <...> (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, 183027, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Радищева, д. 32, sizo1@51.fsin.gov.ru).                                                                        

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 051/01/10-581/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица:

- общество с ограниченной ответственностью «Караван» (620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 10, кв. 2; 620144, г. Екатеринбург, а/я 021; Torgh-01@mail.ru).

6. ООО «Караван» представить в срок по 11.11.2022 следующие документы и сведения:

6.1. Перечень лиц, входящих в одну группу лиц (порядок утвержден приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»);

6.2. Сведения о закупочных ценах на товары, реализуемые по договорам поставки товаров от 01.07.2022 №№ 50з/2022, 51з/2022, 52з/2022, 53з/2022, 54з/2022, с приложением подтверждающих документов.

Примечание: запрашиваемые документы должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписью руководителя проверяемого лица или уполномоченного им представителя (с приложением заверенной копии доверенности).

Явка ответчика по делу № 051/01/10-581/2022 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), заявителей обязательна. Справки по телефону: 8 (8152) 68-50-52 Сазанова Ирина Александровна.

 

Председатель Комиссии                                                                                                  К.А. Смирнова

Связанные организации

Связанные организации не указаны