Решение б/н Решение от 24 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №№ 051/07/03-127/2021

 

24.02.2021                                                                                                                              г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председателя комиссии Мурманского УФАС России:

Калитиной Н.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Членов комиссии Мурманского УФАС России:

Ворониной К.Ф. – начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Клименковой А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителей Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

генерального директора ООО «Защита» (победитель запроса котировок) – <...>;

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы ООО «Группа компаний «Гранит» (далее по тексту решения – ООО «ГК «Гранит», Заявитель) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения на объекте Заказчика по адресу: г. Мурманск, зона отдыха озеро Семеновское (номер извещения 32109967690),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 16.02.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме.

По мнению Заявителя, установленные в Извещении запроса котировок требования влекут за собой нарушения принципов равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены принципы целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, в части обоснования начальной (максимальной) цены, неправомерно установлены требования к участникам закупки, а также, в нарушение требований законодательства, Заказчик ограничил участников в подаче запросов на разъяснение закупочной документации.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ГК «Гранит» проведено 24 февраля 2021 года в 11 часов 30 минут, посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения Организатора торгов, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Законом о закупках, документацией о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - Документация), а также согласно Положению о закупке.

Из существа жалобы следует, что Заказчик неправомерно не разместил в единой информационной системе актуальное Положение о закупках товаров, работ, услуг, для собственных нужд МАУК «МГПС» тем самым нарушив требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что закупка проводится Заказчиком на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» (далее – МАУК «МГПС»), утвержденного Наблюдательным советом MAУК «МГПС» 27.12.2013 (в последней редакции от 28.12.2020) и размещенного на официальном сайте zakupki.gov.ru. (далее – Положение о закупке).

Заказчик 08.02.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Согласно размещенным в ЕИС сведениям Положение о закупке МАУК «МГПС» в новой редакции было размещено 30.12.2020.

Сведения, доказательства, подтверждающие факт не размещения Заказчиком Положения о закупках МАУК «МГПС», а также информации о предмете закупки, в составе жалобы не представлено, следовательно, жалоба Заявителя относительно не размещения в единой информационной системе актуального Положения Заказчика, а также информации о закупке является необоснованной.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 6.2.5 Положения о закупках, к участникам закупки Заказчик вправе предъявить дополнительные требования (6.2.5.1. квалификационные требования).

Согласно пункту 12 Извещения о проведении запроса котировок, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать, в том числе:

10. Копию лицензии, заверенной руководителем и печатью организации, на осуществление частной охранной деятельности, с наличием в составе разрешенных видов услуг:

•        защита жизни и здоровья граждан;

•        охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

•        охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

•        консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

•        обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

•        обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

•        охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования по антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

11. Копию разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, действующего на территории города Мурманска (заверенная руководителем и печатью организации);

12. Копию разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Разрешение должно содержать возможность использования разрешенных радиочастот на территории города Мурманска (заверенная руководителем и печатью организации);

13. Копию действующей на территории Мурманской области лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (заверенная руководителем и печатью организации):

•        монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

•        монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Особенности оказания охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности на объекте Заказчика охраны регламентированы в пункте 2 Технического задания (Приложение №3 к Извещению).

На заседании Комиссии Мурманского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что необходимость предоставления участником копии действующей на территории Мурманской области лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установлено в связи с необходимостью оказания услуг с применением средств пожарной сигнализации, которая в соответствии с пунктом 2.3.3 Технического задания, осуществляется путем круглосуточного наблюдения за состоянием объектов (а также снятие / постановку этих объектов с контроля / на контроль) на пульте централизованного наблюдения (ПЦН) поста охраны, принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию извещателей шлейфов пожарной сигнализации (диспетчеризации), передачи сигналов тревоги «Пожар» в соответствующие дежурные службы пожаротушения МЧС РФ по г.Мурманску, обеспечения незамедлительного выезда группы быстрого реагирования (ГБР) на объект при поступлении на пульт сигнала тревоги для установления причин срабатывания сигнализации.

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности).

В Приложении к Положению о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности содержится конкретизированный Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Среди них:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п. 1);

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п. 2).

Таким образом, Заказчик установил требование к участникам Запроса котировок о наличии действующей лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании пункта 2.3.3 Технического задания и положений действующего законодательства.

Как указано ранее, в закупочной документации Заказчиком установлено требование о наличии копии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в соответствии Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

В соответствии с частью 1 статьей 24 Закона о связи право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.

Заказчик в письменных пояснениях указал, что традиционная проводная и мобильная телефония не приспособлены для решения задач, требующих мобильности, оперативного реагирования, надежной и защищенной связи. На охраняемых объектах МАУК "МГПС" (зонах отдыха горожан) постоянно массовое скопление людей, а в период проведения праздничных и иных культурно-массовых мероприятий на охраняемых объектах идет перезагрузка средств мобильной связи, в связи с чем, оперативно реагировать и поддерживать связь между постами охраны и оперативными службами становится не только сложнее, но и часто невозможно. Оперативная радиосвязь обладает высокой скоростью соединения и работает бесперебойно. Среди функциональных особенностей оперативной радиосвязи - возможность прямого ускоренного доступа к абонентам соответствующей группы (групп/зон оповещения), к диспетчерам сети, различные типы и приоритеты вызовов, возможность установления соединений в режиме прямой связи "абонент-абонент", приспособленность конструкции и технических параметров абонентских терминалов к сложным эксплуатационным условиям. В экстренных ситуациях, когда общественные сети перегружены, оперативная радиосвязь продолжает работу - все абоненты остаются "на связи", причем все они могут быть "собраны" на одном канале.

Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС полагает, что Заказчик в соответствии с требованиями пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и Положением о закупках правомерно установил требование к участникам закупки о наличии копии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

В жалобе заявитель также указывает на нарушение Заказчиком принципов целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, в части обоснования начальной (максимальной) цены.

Как установлено Комиссией Мурманского УФАС России, при подготовке документации о проведение закупки, в соответствии с пунктами 1.6.1, 1.6.3. раздела 1 Положения о закупке, Заказчиком было выполнено среднеарифметическим методом обоснование начальной (максимальной) цены договора. Запрошены коммерческие предложения о рыночных ценах у организаций, осуществляющих идентичные услуги, а также проведен мониторинг общедоступной информации о ценах услуг, являющихся предметом закупки.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии Мурманского УФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Относительно довода Заявителя об ограничении участников в подаче запросов на разъяснение закупочной документации, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.2 Закона о закупках, Заказчик в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, осуществляет разъяснение положений документации и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с абзацем 4 подпункта 14.3 пункта 14 Положения о закупке, Заказчик при проведении запроса котировок не менее чем за 4 (четыре) рабочих дня до дня окончания приема заявок на участие должен разместить извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. На основании данного пункта извещение было размещено 08.02.2021, где дата начала приема заявок с 00:00 часов 09.02.2021, а дата и время окончания подачи заявок - 15.02.2021 в 00:00. Так, последним рабочим днем подачи заявок являлся 12.02.2021, что составляет 4 (четыре) рабочих дня.

В соответствии с пунктом 17 Извещения запроса котировок участник закупки вправе направить запрос на разъяснения положений извещения в электронном виде посредством функционала электронной площадки rts-tender.ru.

Разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок участником направляется в срок не позднее чем за 2 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в запросе котировок.

Дата начала срока подачи запроса - с момента размещения извещения в ЕИС.

Дата и время окончания срока подачи запроса Участником на разъяснение положений извещения запроса котировок - до 17 час. 00 мин. «10» февраля 2021 года.

Заказчик в течение 1 рабочего дня со дня поступления запроса на разъяснение положений документации направляет разъяснения претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) в единой информационной системе.

Если запрос на разъяснения положений извещения подан позже указанного времени, заказчик вправе не давать разъяснения по такому запросу.

На основании вышеизложенного следует, что установленные в документации сроки законны и не ограничивают права участников закупки.

Таким образом, приведенный довод является несостоятельным.

На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобу ООО ГК "Гранит" необоснованной, действия Заказчика не нарушающими требования Закона о закупках и Положения о закупках.

Однако для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Мурманского УФАС приняла решение передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

 Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

1.       Признать жалобу ООО «Группа компаний «Гранит» на действия Заказчика - Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении Запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения на объекте Заказчика по адресу: г. Мурманск, зона отдыха озеро Семеновское (номер извещения 32109967690), необоснованной.

2. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области материалы дела для рассмотрения по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         Н.А. Калитина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         К.Ф. Воронина

                                                                                                                                       А.В. Клименкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны