Аналитический отчет №051/01/10-581/2022 Аналитический отчет от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг

розничной торговли в исправительных учреждениях

на территории Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года

 

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области проведён в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) в рамках рассмотрения обращений граждан по поводу стоимости продовольственных товаров в магазинах на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, торговую деятельность в которых осуществляет ФГУП «Архангельское» ФСИН России.

Для анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области в качестве исходной информации использованы данные, представленные ФГУП «Архангельское» ФСИН России, а также следующие источники:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле);

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей);

- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила продажи товаров);

- Национальный стандарт Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст (далее – ГОСТ Р 51303-2013);

- Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст (далее - ГОСТ Р 51304-2009);

-  Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст4

- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ);

- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее – Правила внутреннего распорядка).

При исследовании товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

- временного интервала исследования товарного рынка:

- продуктовых границ товарного рынка;

- географических границ товарного рынка;

- состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- уровня концентрации товарного рынка.

- барьеров входа на товарный рынок;

- доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта;

- оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно пункту 2.2 Порядка в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В качестве временного интервала исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области принят период 2021 года и 1 полугодие 2022 года.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

-  нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о торговле, Законом о защите прав потребителей, другими законами и нормативными правовыми актами.

Основные определения, касающиеся розничной торговли продовольственными товарами, утверждены статьей 2 Закона о торговле:

- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

- торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

- продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Законом о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Согласно статье 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим законом.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регламентированы Правилами продажи товаров.

Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

В силу статьи 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Главой 2 ГОСТ Р 51303-2013 установлены следующие определения:

- торговое предприятие (предприятие торговли): имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли;

- предприятие розничной торговли: торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли (к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.);

- торговый объект: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

- торговое предприятие со специализированным ассортиментом: предприятие торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть (торговое предприятие со специализированным ассортиментом реализует более 80% объема товаров в стоимостном выражении, относящееся к одной ассортиментной группе);

- торговое предприятие со смешанным ассортиментом товаров: предприятие торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

ГОСТ Р 51304-2009 установлены виды услуг торговли, общие требования к качеству услуг, требования безопасности услуг, оказываемых в сфере торговли.

Согласно пунктам 3.2, 3.4 ГОСТ Р 51304-2009:

- услуга розничной торговли: результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи;

- продажа товаров, реализация товаров: передача покупателю товаров на определенных условиях.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 51304-2009 услуги розничной торговли включают в себя:

- реализацию товаров;

- оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;

- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;

- дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.

В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 51304-2009 реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:

- ознакомление покупателей с товарами;

- показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;

- консультации покупателей;

- выбор товаров покупателями;

- организацию расчета за товары;

- упаковку купленных товаров;

- выдачу купленных товаров;

- доставку купленных товаров по заказу покупателей.

Необходимо учитывать, что торговые организации торгуют смешанным ассортиментом. Оборот таких организаций традиционно складывается из общего объема реализации продовольственных товаров. В связи с этим, продуктовые границы данного рынка необходимо определять в агрегированном варианте, включая розничную торговлю продовольственными товарами всех категорий.

Розничная торговля имеет черты, делающие применимым понятие «услуги». Деятельность в сфере розничной торговли продовольственными товарами целесообразно рассматривать как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

В рамках рассмотрения обращений граждан по поводу стоимости продовольственных товаров в магазинах на территории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, торговую деятельность в которых осуществляет ФГУП «Архангельское» ФСИН России, установлено, что осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров, то есть смешанного ассортимента.         

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах классифицированы по коду ОКПД 47.11.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка как услуга розничной торговли, ОКПД 47.11.

 

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4.5 Порядка при определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность в приобретении покупателями продовольственных товаров установлено следующее.

Оказание услуг розничной торговли в исправительных учреждениях имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством.

Согласно статье 74 УИК РФ исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях регламентируется Правилами внутреннего распорядка, в том числе в исправительных колониях, и находящихся в них осужденных.

Режим в исправительном учреждении - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала.

Пунктом 81 раздела 7 Правил внутреннего распорядка установлено, что для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительном учреждении организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.

Приложением № 3 к Правилам внутреннего распорядка установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

В ходе исследования товарного рынка установлено, что товары, реализуемые в исправительных учреждениях, ограничены в перемещении и обороте в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, организация торговой деятельности и продажа продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством, что обуславливает наличие чрезмерного обременения.

В рассматриваемом случае граждане, обратившиеся по поводу стоимости продовольственных товаров в магазинах, деятельность в которых осуществляет ФГУП «Архангельское» ФСИН России, находятся в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, в частности в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области.

Осужденные, содержащиеся в исправительных колониях, могут приобретать товар только в магазине, который находится на режимной территории конкретного учреждения, куда доступ сторонних лиц исключен.

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий оказания услуг розничной торговли в исправительных учреждениях, ограничивающих экономические, технические или иные возможности лицам, находящимся под стражей, приобретать услуги на иных территориях, географическими границами товарного рынка является местоположение конкретного магазина при учреждении ФСИН России на территории Мурманской области, в частности:

- ОСП Мурманское К-16, 184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 14А;

- ОСП Мурманское К-17, 183035, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Угольная база, д.9;

- ОСП Мурманское К-18, 184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 10;

- ОСП Мурманское И-1, ОСП Мурманское И-1 183027, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Радищева, д. 32;

- ОСП Мурманское КП-24, 184530, Мурманская обл., г. Оленегорск;

- ОСП Мурманское К-23, 184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, п. Ревда, ул. Победы, д. 46;

- ОСП Мурманское И-2, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24А;

- ОСП Мурманское КП-20, 184020, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, п. Зеленоборский, ул. Магистральная, д. 95.

 

5.   Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

В ходе исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях установлено, что на территории Мурманской области торговую деятельность через магазины, расположенные на территориях исправительных учреждений, в том числе на территориях ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области осуществляет ФГУП «Архангельское» ФСИН России, ИНН 3621005430, адрес места нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1.

 

6. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчёт общего объёма товарной массы в обороте за определённый период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объём товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из показателей, указанных в пункте 6.1 Порядка.

Основным показателем для расчёта объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объём продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

При расчёте объёма товарного рынка показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах.

Объем товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года определен, как выручка от розничной реализации товаров, который составил:

Наименование магазина

Адрес/место нахождения магазина

Объемы розничной реализации товаров (в рублях)

1 полугодие 2021 года

2 полугодие 2021 года

1 полугодие 2022 года

ФКУ ИК-16

184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 14А

8 342 968,00

9 402 611,56

9 229 597,39

ФКУ ИК-17

183035, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Угольная база, д.9

10 970 783,91

12 568 189,53

12 070 995,63

ФКУ ИК-18

184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 10

14 204 332,56

14 981 186,35

12 917 449,38

ФКУ ИК-23

184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, п. Ревда, ул. Победы, д. 46

7 732 621,87

8 381 971,52

8 518 006,28

ФКУ КП-24

184530, Мурманская обл., г. Оленегорск

1 405 880,39

1 849 071,59

1 327 284,38

ФКУ КП-20

184020, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, п. Зеленоборский, ул. Магистральная, д. 95

1 067 190,84

835 590,90

988 418,17

ФКУ СИЗО-1

183027, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Радищева, д. 32

5 652 766,79

6 328 438,09

7 174 449,65

ФКУ СИЗО-2

184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24А

3 927 372,71

4 275 747,78

4 087 228,22

Итого

 

53 303 917,07

58 622 807,32

56 313 429,10

Доля ФГУП «Архангельское» ФСИН России на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, в том числе в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года составила 100 %.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

высокий – при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

умеренный – при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

низкий – при  < 45% или HHI < 1000.

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

                                100

 

10000

По показателям коэффициента рыночной концентрации (CR3 > 70%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI > 2000) товарный рынок услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области относится к товарным рынкам с высоким уровнем концентрации.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

По результатам исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области установлено, что административными барьерами входа на рынок являются требования, предъявляемые к внутреннему распорядку и режиму в исправительных учреждениях, и находящимся в них гражданам.

Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником рассматриваемого товарного рынка, являются труднопреодолимыми.   

           

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Товарный рынок услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года относится к товарным рынкам с неразвитой конкуренцией.  

В результате проведенного исследования установлено:

1) Временным интервалом исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях является период 2021 года и 1 полугодие 2022 года.

2) Продуктовыми границами товарного рынка является услуга розничной торговли, код ОКПД 47.11.

3) Географические границы товарного рынка услуг розничной торговли определены местоположением исправительных учреждений в Мурманской области, на территории которых находятся магазины ФГУП «Архангельское» ФСИН России, в частности:

- ОСП Мурманское К-16, 184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 14А;

- ОСП Мурманское К-17, 183035, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Угольная база, д.9;

- ОСП Мурманское К-18, 184355, Мурманская обл., п. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 10;

- ОСП Мурманское И-1, 183027, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Радищева, д. 32;

- ОСП Мурманское КП-24, 184530, Мурманская обл., г. Оленегорск;

- ОСП Мурманское К-23, 184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, п. Ревда, ул. Победы, д. 46;

- ОСП Мурманское И-2, 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24А;

- ОСП Мурманское КП-20, 184020, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, п. Зеленоборский, ул. Магистральная, д. 95.

4) Субъектом товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, в том числе в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, является ФГУП «Архангельское» ФСИН России, ИНН 3621005430, адрес места нахождения: Российская Федерация, 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1.

5) Объёмы товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года определены выручкой, полученной от реализации товаров.

Доля ФГУП «Архангельское» ФСИН России на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года составила 100 %.

 6) По показателям рыночной концентрации (коэффициенту рыночной концентрации (СR3), индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1) товарный рынок услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области относится к товарным рынкам с высоким уровнем концентрации.

7) Товарный рынок услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области характеризуется наличием административных барьеров входа на товарные рынки.

 

10. Определение хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

«Иммунитеты», предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции в отношении ФГУП «Архангельское» ФСИН России не распространяются. 

В результате проведенного исследования товарного рынка услуг розничной торговли в исправительных учреждениях, в частности в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю в исправительных учреждениях на территории Мурманской области, является ФГУП «Архангельское» ФСИН России.  

В ходе исследования товарного рынка розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области установлено, что товары, реализуемые в исправительных учреждениях, ограничены в перемещении и обороте в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, организация торговой деятельности и продажа продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством, что обуславливает наличие чрезмерного обременения и отсутствие свободы в выборе осужденными товаров, реализуемых в иных торговых точках, цены на которые сформированы в условиях конкуренции. 

Вышеуказанное свидетельствует о возможности ФГУП «Архангельское» ФСИН России оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг розничной торговли в исправительных учреждениях на территории Мурманской области , в частности в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области.    

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ФГУП «Архангельское» ФСИН России на товарном рынке услуг розничной торговли в исправительных учреждения на территории Мурманской области, в том числе в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, за период 2021 года и 1 полугодие 2022 года является доминирующим.

Связанные организации

Связанные организации не указаны