Решение б/н Решение от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-450/2024

 

Резолютивная часть оглашена «27» июня 2024 года

В полном объёме изготовлено «28» июня 2024 года                                      г. Мурманск

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Прохорова М.Е. – начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей:

Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» – <...> (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Капитана Маклакова, д. 25, пом. № 2а  (извещение № 32413709104),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 20.06.2024 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Капитана Маклакова, д. 25, пом. № 2а.

Согласно доводам жалобы Заявителя, указанные в закупочной документации критерии оценки опыта участников закупки являются избыточными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), в том числе нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не соответствуют Положению о закупках заказчика.

Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 27.06.2024 в 11 часов 30 минут.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

 Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установлено, что Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров», утвержденного Наблюдательным советом МАУ МП «Объединение молодежных центров» 04.06.2024.

14.06.2024 МАУ МП «Объединение молодежных центров» в единой информационной системе размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Капитана Маклакова, д. 25, пом. № 2а.

Начальная (максимальная) цена контракта: 11 093 044,04 рублей.

Согласно части 2 статьи 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 13.13.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд МАУ МП «Объединение молодежных центров» Заказчик одновременно с размещением извещения о проведении конкурса в электронной форме размещает в ЕИС конкурсную документацию. В документации о проведении конкурса в электронной форме должны быть указаны сведения в соответствии с разделом 11 Положения о закупке (пункт 13.13.2. Положения о закупке), в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

На основании пункта 13.17.22. Положения о закупке в составе конкурсной документации указываются критерии оценки заявок и их величина значимости.

Критериями оценки заявок могут быть:

  1. цена договора;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
  3. сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые являются предметом закупки;
  4. качественные и функциональные характеристики предмета закупки;
  5. условия гарантии качества в отношении предмета закупки;
  6. квалификация участника процедуры закупки и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но, не ограничиваясь) опыт исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, наличие финансовых ресурсов, наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), деловую репутация, образование, квалификацию персонала участника конкурса в электронной форме, включая наличие ученых степеней;
  7. иные критерии, установленные конкурсной документацией.

Сумма значимости критериев оценки заявок, установленных в документации о закупке, должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев, используемых для оценки заявок, должна составлять:

  1. ценовые критерии - не менее 50 (пятидесяти) процентов;
  2. неценовые критерии - не более 50 (пятидесяти) процентов.

 

Приложением № 6 к документации о проведении конкурса в электронной форме, установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 2.1-2.2 Приложения № 6 к документации, Заказчиком установлен критерий «Квалификация участника закупки» включающий в себя следующие подкритерии:

2.1 С i1 - опыт (копии заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, Закону о закупках № 223-ФЗ и исполненных в полном объеме договоров (контрактов) (в количественном выражении), которые подтверждаются размещенными сведениями в ЕИС, а также актами выполненных работ к этим договорам (контрактам) в сфере аналогичному предмету закупок на аналогичных объектах* за период с 01.01.2022 до даты размещения закупки на электронной площадке, в ЕИС):

0 шт. – 0 баллов,

от 1 шт. до 5 шт. (включительно) – 20 баллов,

от 6 шт. до 10 шт. (включительно) – 40 баллов,

от 11 шт. до 15 шт. (включительно) – 60 баллов,

от 16 шт. до 20 шт. (включительно) – 80 баллов,

от 21 шт. и более – 100 баллов.

2.2 С i1 - объем заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, Закону о закупках № 223-ФЗ и исполненных в полном объеме договоров (контрактов) по сопоставимому характеру и объему (в денежном выражении), которые подтверждаются размещенными сведениями в ЕИС, а также актами выполненных работ к этим договорам (контрактам) в сфере аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах* за период с 01.01.2022 до даты размещения закупки на электронной площадке, в ЕИС:

от 2 218 608,81 руб. до 4 437 217,62 руб. (включительно) – 20 баллов,

от 4 437 217,63 руб. до 6 655 826,43 руб. (включительно) – 40 баллов,

от 6 655 826,44 руб. до 8 874 435,24 руб. (включительно) – 60 баллов,

от 8 874 435,25 руб. до 11 093 044,05 руб. (включительно) – 80 баллов,

от 11 093 044,05 руб. и выше – 100 баллов.

Согласно примечанию 2 приложения № 7 к конкурсной документации, в подтверждение исполнения участником закупки указанных в настоящих сведениях договоров (контрактов) им предоставляются копии договоров (контрактов), заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, Закону о закупках № 223-ФЗ, и копии актов выполненных работ к этим договорам (контрактам), заверенные надлежащим образом.

Допускается предоставить сведения о квалификации участника конкурса в электронной форме без предоставления заверенных копий договоров (контактов) и актов выполненных работ к этим договорам (контактам), но при обязательном указании номера извещения закупки или номера реестровой записи договора (контракта) в ЕИС (за исключением договоров (контрактов), заключенных по результатам закрытых процедур). Без номера извещения закупки и номера реестровой записи договора (контракта) в ЕИС или некорректного номера извещения и реестровой записи договора (контракта), будет считаться, что участник закупки не предоставил запрашиваемые документы.

Заявитель с вышеуказанной формулировкой не согласен, поскольку полагает, что требование Заказчика не позволяет ему представить в качестве подтверждения опыта копии заключенных и исполненных договоров, сведения о которых не подлежат обязательному размещению в Единой информационной системе в сфере закупок.

В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что Законом о закупках прямо не регулируется порядок оценки заявок на участие в закупках, в том числе установление критериев оценки заявок.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

В соответствии с пунктом 13.15.9 Положения о закупке в случае, если документацией о проведении конкурса в электронной форме установлено применение к участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, заявка также может содержать информацию и документы, необходимые для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов в составе заявки не является основанием для отклонения такой заявки.

Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что установленные Заказчиком подкритерии не ограничивают конкуренцию, поскольку отсутствие информации (документов) по данному критерию не является основанием для отклонения заявки участника.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к условиям исполнения договора.

В то же время, в рассматриваемом случае, Заявитель не ограничен в представлении договоров, включаемых в состав его заявки.

Необходимо также отметить, что со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо достаточных доказательств, подтверждающих, что заказчики, проводящие закупку в соответствии с Законом о закупках, должны учитывать при оценке гражданско-правовые договоры, сведения о которых не размещены в Единой информационной системе.

            В связи с чем, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

 

Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком в конкурсной документации требований в части предоставления договоров (контрактов) аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с примечанием (*) к п. 2.1. и 2.2. приложения № 6 к конкурсной документации под «сферой аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах» понимается выполнение работ по текущему ремонту, реконструкции, капитальному ремонту помещений, зданий и сооружений.

Установлено, что предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39.

В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что Заказчик правомерно предоставил потенциальным участникам закупки возможность подтвердить наличие опыта, связанного с предметом закупки, не только договорами (контрактами) на выполнение работ по текущему ремонту, но и договорами (контрактами) на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту помещений, зданий и сооружений, чем предоставил возможность принять участие в закупке более широкому кругу лиц, обладающих разнообразным опытом в рамках рассматриваемой единой сферы, что соответствует целям и принципам законодательства о закупках.

Как было указано ранее, установленные Заказчиком критерии и порядок оценки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не являются основанием допуска или недопуска заявки участника конкурса.

Установлено, что на участие в данной закупке было подано 3 (три) заявки, что доказывает, что как минимум 3 участника смогли осуществить подачу заявки на участие в конкурсе.

Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, среди прочего, что ООО «МурСтрой» заявку на участие в оспариваемой закупке не подавало, в связи с чем, права общества не нарушены. Кроме того, Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о невозможности сформировать и подать заявку на участие в конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Кроме того, согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что в нарушение требований законодательства, разъяснения положений документации Заказчика не содержат точных ответов, относительно необходимости и законности включения указанных в жалобе критериев оценки, а содержат лишь отсылки на положения законодательства и пункты Положения о закупках.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные условия также содержатся в пункте 8.1 Положения о закупках Заказчика.

При этом, согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках, разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Запрос на разъяснение положений документации от Заявителя поступил на электронную площадку 15.06.2024 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 24.06.2024 09:00.

19.06.2024 Заказчик предоставил разъяснения положений конкурсной документации в соответствии с запросом.

Не согласившись с полученным ответом, Заявитель реализовал свое право обжаловать положения документации до окончания срока подачи заявок. При этом, Комиссией установлено, что указанный ответ на запрос за разъяснением положений Документации размещен в рамках регламентированных сроков и не изменяет предмет закупки, критерии оценки и существенные условия проекта договора.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком, соответствуют Положению о закупках и не нарушают требования Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Капитана Маклакова, д. 25, пом. № 2а (извещение № 32413709104) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны