Решение №051/01/10-84/2023 Решение от 24 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/01/10-84/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                            город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2023 года.

В полном объёме решение изготовлено 24 июля 2023 года.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Смирнова К.А., руководитель Мурманского УФАС России;

Члены Комиссии:

Воронина К.Ф., заместитель руководителя Мурманского УФАС России;

Яшина О.Е., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Мурманского УФАС России,

Дорошенко Л.В., главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,

рассмотрев дело № 051/01/10-84/2023 по признакам нарушения акционерным обществом «Ситиматик» (119435, город Москва, пер. Большой Саввинский, дом 12, строение 6, этаж 1, помещение IV, ком. 1-33, 35-53; Мурманский филиал АО «Ситиматик» ИНН 7725727149, КПП 519043001, 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, дом 25, этаж 4, офис 409) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Мурманской области путём неправомерного отказа от вывоза твёрдых коммунальных отходов с объекта: Мурманская область, п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69 в рамках действующих договоров,

В присутствии на заседании Комиссии представителя АО «Ситиматик» – <...> (по доверенности), представителя ФГБУ ЦЖКУ – <...> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения поступившего 23 ноября 2022 года в Мурманское УФАС России заявления Военного прокурора гарнизона Заозерск Северного флота (далее в том числе -  Заявитель) о признаках нарушения акционерным обществом «Ситиматик» (далее в том числе -  Региональный оператор, АО «Ситиматик») требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправомерном отказе от вывоза твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО) с объекта: Мурманская область, п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69, руководителем Мурманского УФАС России был издан приказ № 18 от 20.02.2023 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения АО «Ситиматик» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 22.02.2023 дело № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 04.04.2023 в 11 часов 00 минут. К участию в деле были привлечены в качестве ответчика АО «Ситиматик», в качестве заявителя - Военная прокурора гарнизона Заозерск Северного флота, в качестве заинтересованных лиц – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по ОСК Северного флота), Администрация Печенгского муниципального округа.

Определением от 04.04.2023 на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11 часов 00 минут 27.04.2023, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 27.04.2023 на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11 часов 00 минут 23.05.2023, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 23.05.2023 на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11 часов 00 минут 15.06.2023, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 23.05.2023 срок рассмотрения дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции продлён до 22.08.2023.

Приказом руководителя Мурманского УФАС России № 60/23 от 26.05.2023 в связи со служебной необходимостью в состав Комиссии были внесены изменения в части назначения председателем Комиссии Ворониной К.Ф. (заместитель руководителя Мурманского УФАС России).

Определением от 15.06.2023 на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47 и части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.07.2023 в 11 часов 00 минут в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 22.06.2023 Комиссией подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Заключение).

В Заключении нашли отражение фактические и иные обстоятельства дела, установленные Комиссией; обстоятельства, установленные в ходе проведённого антимонопольным органом анализа состояния конкуренции; доказательства, на которых основаны выводы Комиссии, мотивы, по которым Комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведённые в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Заключение направлено по месту нахождения ответчика, заявителя и заинтересованных лиц.

Приказом руководителя Мурманского УФАС России № 80/23 от 11.07.2023 в связи со служебной необходимостью состав Комиссии был изменён в части изменения председателя комиссии с Ворониной К.Ф. на руководителя управления Смирнову К.А.

В силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующим в деле, было дано право представить Комиссии пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

На заседании Комиссии, назначенном на 11.07.2022 в 11 часов 00 минут, АО «Ситиматик» представлены письменные пояснения от 11.07.2023 № 7064 на заключение об обстоятельствах дела.

Ответчик выразил несогласие с выводами Комиссии по следующим основаниям.

В своих пояснениях ответчик указал, что Октябрьским районный судом г. Мурманска 28.11.2022 было вынесено судебное решение, в соответствии с которым на орган местного самоуправления в лице администрации Печенгского муниципального округа была возложена обязанность в срок до 30.10.2022 по организации и осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и бытовых твёрдых коммунальных отходов с места накопления, а также свалки ТКО, образовавшейся на территории военного городка № 69, расположенного по адресу: Мурманская область, пос. Вайталахти, войсковая часть 36138-Д. На регионального оператора была возложена обязанность по вывозу с места накопления договорного объёма ТКО, что и было сделано региональным оператором 14.09.2022.

В соответствии с актом сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО от 14.09.2022 региональный оператор вывез 24м3 ТКО с территории заказчика на основании договора 3 64/333/0002277/003 от 16.02.2022, а не как утверждает в своём заявлении Военный прокурор гарнизона Заозерск - 17м3.

По мнению регионального оператора, учитывая состоявшееся решение суда, у него отсутствует обязанность по вывозу накопившихся ТКО, поскольку данная обязанность возложена судом на орган местного самоуправления.

АО «Ситиматик» обращает внимание, что действия регионального оператора по невывозу ТКО из военного городка № 69 не образовывали злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку данное бездействие не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание. Разумным оправданием в данном случае является отсутствие возможности у регионального оператора вывоза ТКО из военного города № 69 ввиду отсутствия транспортного сообщения, что подтверждается письмом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 21.12.2020 № 21-05/5403-АК.

Также в своих пояснениях ответчик отметил, что ссылка комиссии (л.4, абз.6) о том, что объём не вывезенного ТКО составляет: в 2020 году - 54 куб. м, в 2021 году - 54 куб. м. ничем не обоснована и ничем не подтверждена, соответственно у регионального оператора отсутствует обязанность по вывозу данного объёма ТКО.

Региональный оператор полагает, что не нарушал действующее антимонопольное законодательство, а свою обязанность по вывозу ТКО за 2021-2022 годы исполнил 14.09.2022 года в соответствии с решением суда.

На заседание Комиссии, назначенном на 11.07.2023 в 11 часов 00 минут от Заявителя, поступило ходатайство об обеспечении участия старшего помощника военного прокурора гарнизона Заозерск <...> в заседании по видеоконференцсвязи. Председателем комиссии было рассмотрено данное ходатайство и отклонено, так как, ходатайство поступило после начала заседания Комиссии и антимонопольный орган не имел возможности организовать дистанционное участие представителя Заявителя.

Рассмотрев дело № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив представленные документы и сведения, проанализировав пояснения лиц, участвующих в деле, результаты анализа состояния конкуренции на товарных рынках, Мурманское УФАС России приходит к выводу о нарушении АО «Ситиматик» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Частью 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Постановление № 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённых с потребителями.

Частью 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ закреплено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.

Пунктом 9 Постановления № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением № 1156 утверждены Правила обращения с ТКО, в силу пункта 13(1) которых региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объёма и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, информация о размещённых и планируемых к размещению контейнерах, и бункерах с указанием их объёма формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами № 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В данном случае установлено, что акционерное общество «Ситиматик» определено региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области и осуществляет деятельность по обращению с ТКО с 01.01.2019 на основании Соглашения от 10.01.2018.

30 октября 2020 г. между жилищно-коммунальной службой № 5 (пгт. Печенга) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по ОСК Северного флота) (далее – ФГБУ ЦЖКУ) и Мурманским филиалом АО «Ситиматик» (ранее - Мурманский филиал АО «Управление отходами») заключён договор № 64/333/0002277/002 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Срок действия договора - с 01.01.2021 по 31.10.2021.

При заключении договора между сторонами возникли разногласия, согласно которым Региональный оператор исключил объект: Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69, из места накопления ТКО.

Возникшие разногласия при заключении договора были переданы на рассмотрение Арбитражного суда Мурманской области.

Вступившим в законную силу 22 июля 2021 года решением Арбитражного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 года по делу № А42-1300/2021 разногласия между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и АО «Ситиматик» урегулированы путём внесения в приложение № 2 к договору пункта 38, которым объект: Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69, включён в перечень обслуживаемых АО «Ситиматик».

Таким образом, АО «Ситиматик» приняло на себя обязательства по вывозу ТКО с объекта: Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69.

Следует отметить, что объект: Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69 ранее входил адресный перечень мест накопления ТКО на территории Печенгского района, Территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области, утверждённой Постановлением Правительства Мурманской области № 492-ПП/10 от 7 октября 2016 года.

Впоследствии данный пункт исключён из Таблицы 2 постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2020 N 855-ПП, с 16.12.2020.

Дополнительным соглашением № 3 от 18.11.2021 договор № 64/333/0002277/002 пролонгирован по 31.12.2021.

В приложении № 2 к дополнительному соглашению № 2 определена периодичность вывоза ТКО с п. Вайталахти: 1 раз в месяц январь - апрель 30 число, 2 раза в месяц май-октябрь 15,30 число, 1 раз в месяц ноябрь, декабрь 30 число.

Также Дополнительным соглашением № 3 от 18.11.2021 к договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года в Приложении №2 определён объём принимаемых ТКО, м.куб/мес.

Согласно пункту 39 Приложения №2 к Дополнительному соглашению № 3 от 18.11.2021 к договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года объём принимаемых ТКО, м.куб/мес. составил: январь – 3 м.куб., февраль – 3 м.куб., март -3 м.куб., апрель – 3 м.куб., май – 6 м.куб., июнь – 6 м.куб., июль - 6 м.куб., август – 6 м.куб., сентбрь - 6 м.куб., октябрь - 6 м.куб., ноябрь – 3 м.куб., декабрь 3 м.куб. Итого за весь период 54 м.куб.

15.12.2021 представителями ФГБУ «ЦЖКУ» был составлен акт фиксации нарушений по договору, из которого следует, что вывоз ТКО в 2021 году Региональным оператором не осуществлялся.

28 декабря 2021 года ФГБУ «ЦЖКУ» по запросу Регионального оператора предоставила информацию о том, что по адресу накопления ТКО: Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69, Региональным оператором не вывезено ТКО в объёме: 2020 год – 54 куб. м., 2021 год - 54 куб. м.

Таким образом, утверждение ответчика о том, что объём не вывезенного ТКО составляет: в 2020 году - 54 куб. м, в 2021 году - 54 куб. м. ничем не обосновано и ничем не подтверждено, соответственно у регионального оператора отсутствует обязанность по вывозу данного объёма ТКО, является несостоятельным, так как данный объём определён Дополнительным соглашением № 3 от 18.11.2021 к договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года в Приложении №2.

16.02.2022 между ФГБУ «ЦЖКУ» и АО «Ситиматик» заключён договор на оказание услуг по обращению с ТКО № 64/333/0002277/003.

Срок действия договора - с 01.01.2022 по 31.08.2022.

В процессе заключения договора стороны не достигли соглашения по включению п. Вайталахти в приложение №2 к договору, в связи с чем, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с требованиями об урегулировании разногласий по указанному договору.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.09.2022 по делу №А42-1442/2022 разногласия по договору урегулированы, пункт 38 приложения № 2 к договору изложен в редакции дополнительного соглашения № 2, следующего содержания: Мурманская обл., н.п. Вайда-Губа, в/ч 36138-Д, в/г 69, периодичность вывоза в сентябре 30 числа в объёме 24 м.куб.

Дополнительным соглашением №2 от 12.08.2022 договор пролонгирован по 31.12.2022.

В соответствии с актом №1 сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО, вывоз ТКО с объекта: Мурманская обл., н.п. Вайда-Губа, в/ч 36138-Д, в/г 69 осуществлён 14.09.2022 в объёме 24 м.куб.

Из заявления Военного прокурора гарнизона Заозерск Северного флота следует, что по результатам проведённой прокуратурой совместно с представителями Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора проверки выявлены нарушения условий названного договора, выразившиеся в том, что вывоз ТКО с территории военного городка №69 представителями Мурманского филиала АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор) не осуществляется, в связи с чем военнослужащие войсковой части 36138-Д по заполнении контейнеров для сбора мусора вынуждены складировать их содержимое на самодельный прицеп, после чего отвозить их и сваливать в небольшой овраг, расположенный на территории военного городка.

В результате неисполнения договора по вывозу ТКО на участке площадью 11 940 кв.м., образовалась несанкционированная свалка ТКО, находящаяся на расстоянии от 200 до 400 метров от береговой полосы Баренцева моря и, следовательно, расположенная в пределах природоохранной зоны. Накопление отходов осуществляется на открытом грунте, территория свалки не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, её поверхность не имеет искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.

Согласно справке по результатам осмотра от 29 сентября 2021 г., составленной представителем Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, не вывоз ТКО с территории военного городка приводит к их накоплению, которое происходит с нарушениями части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и наносит ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды, а также приводит к засорению водного объекта - губы Вайда Баренцева моря.

ФГБУ ЦЖКУ в адрес Регионального оператора неоднократно направлялись требования о необходимости оказания вышеназванной услуги в установленные договором сроки, которые остались без рассмотрения.

Поскольку АО «Ситиматик» является единственным региональным оператором на территории Мурманской области, то у ФГБУ ЦЖКУ отсутствует возможность заключения договора с иным исполнителем услуг по вывозу ТКО.

После обращения ФГБУ ЦЖКУ в военную прокуратуру гарнизона Заозерск по факту несоблюдения Региональным оператором норм действующего законодательства, Военный прокурор гарнизона Заозерск обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к акционерному обществу «Ситиматик» (Мурманский филиал) о возложении обязанности совершить определённые действия.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 января 2022 года и апелляционным определением Мурманского областного суда от 01 июня 2022 года по результатам рассмотрения гражданского дела по иску военного прокурора гарнизона Заозерск на Регионального оператора - Мурманский филиал АО «Ситиматик» возложена обязанность в срок до 30 октября 2022 г. осуществить вывоз твёрдых коммунальных отходов с места накопления ТКО военного городка № 69, расположенного по адресу: Мурманская область, Печенгский района, пос. Вайталахти (Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д.

Однако, как указывает в своём заявлении Военный прокурор гарнизона Заозерск Северного флота, данная обязанность в полном объёме АО «Ситиматик» не выполнена. Лишь 14.09.2022 на основании договора с Мурманским филиалом АО «Ситиматик» от 21.12.2021 ООО «Эковывоз» вывезено 17 м.куб. ТКО, что является малой частью всего скопившегося ТКО в названной локации.

Мурманским УФАС России был осуществлён запрос в адрес Регионального оператора представить пояснения по заявлению Военного прокурора гарнизона Заозерск Северного флота.

В своих пояснениях Региональный оператор указывает на то, что отсутствуют подъездные пути от автодороги Р-21 «Кола» к месту вывоза ТКО, отсутствуют асфальтированные дороги и невозможен проезд мусоровоза, к данной контейнерной площадке.

По мнению Регионального оператор, оказание услуг по вывозу (транспортированию) ТКО из вышеуказанного места накопления ТКО в настоящий момент является невозможным в связи с отсутствием транспортного сообщения и оборудованных контейнерных площадок.

В пояснениях Региональный оператор ссылается на письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 21.12.2020 №21-05/5403-АК, согласно которому в населённый пункт Вайда-Губа отсутствует дорога регионального, межмуниципального или муниципального значения. Полномочия по содержанию и поддержанию в нормативном состоянии автомобильных дорог в вышеперечисленный населённый пунктах, относятся к компетенции муниципального образования, на территории которого они расположены.

Автодорога, ведущая к н.п. Вайда-Губа и отсутствует в муниципальной собственности.

Региональным оператором в пояснениях отмечено, что существующая грунтовая автодорога проходит, в том числе по землям Министерства Обороны и ООПТ «Природный парк регионального значения «Полуострова Рыбачий и Средний». Работы по приведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и работы по выявлению безхозного имущества в отношении автодороги не проводились. В период с октября по июнь в условиях Крайнего Севера данная местность заметается многометровым снежным покровом, а в связи с отсутствием официального учёта дороги, её никто не чистит.

Также Региональный оператор в пояснениях ссылается на письмо администрации Печенгского муниципального округа от 04.08.2021 г. № 3042, в котором указано, что в населённом пункте Вайда-Губа отсутствует гражданское население и жилые дома, в связи с этим сведения о накоплении (ТКО) отсутствуют. Дорога, ведущая в населённый пункт на балансе администрации Печенгского округа не состоит, проезд мусоровозов не возможен.

В своих пояснениях Региональный оператор делает вывод о том, что законодатель не предусмотрел вывоз ТКО из пунктов, к которым отсутствует дорожное покрытие (подъездные пути) и где не созданы контейнерные площадки. Данные обстоятельства находятся вне воли АО «Ситиматик», что фактически не позволяют Региональному оператору осуществлять вывоз ТКО из вышеуказанного населённого пункта до момента возложения на ответственных лиц обязанности по приведению транспортной доступности в нормативное состояние либо до момента переноса мест (площадок) накопления ТКО в местах с надлежащей транспортной доступностью.

С учётом отсутствия автомобильных дорог общего пользования, отвечающим требованиям экологической безопасности, безопасности дорожного движения и пригодных для движения мусоровозов, полное и своевременное оказание услуг по вывозу ТКО, образовавшимися в п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69 не представляется возможным до момента приведения транспортной доступности в надлежащее состояние.

В качестве подтверждения исполнения своих обязательств по Договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 16.02.2022 № 64/333/0002277/003 Региональный оператор в пояснениях ссылается на акт сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО от 14.09.2022.

При этом Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что обстоятельства, на которые ссылается Региональный оператор об отсутствии возможности надлежащим образом осуществить мероприятия по вывозу ТКО в связи отсутствием транспортного сообщения и оборудованных контейнерных площадок были предметом рассмотрения суда общей юрисдикции и признаны несостоятельными (решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 января 2022 года и апелляционное определение Мурманского областного суда от 01 июня 2022 года).

По мнению Комиссии, является необоснованным уверение ответчика о том, что актом №1 сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО, вывоз ТКО с объекта: Мурманская обл., н.п. Вайда-Губа, в/ч 36138-Д, в/г 69 осуществлён 14.09.2022 в объёме 24 м.куб. и данный акт является подтверждением исполнения решения Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 января 2022 года (в пояснениях ответчика от 11 июля 2023 года неверно указан месяц принятия решения).

Так как рассматриваемый спор в Октябрьском районном суде города Мурманска, по результатам которого было вынесено решение от 28 января 2022 года, касался договора № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года. В свою очередь акт №1 сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО от 14.09.2022 был составлен по итогам исполнения договора от 16.02.2022 № 64/333/0002277/003.

Соответственно акт №1 сдачи-приёмки оказанных услуг по вывозу ТКО от 14.09.2022 не может являться подтверждением исполнения обязательств по договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года и как следствие подтверждение исполнения решения Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 января 2022 года.

На запрос Мурманского УФАС России Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области сообщило, что населённый пункт Вайда-губа входит в состав муниципального образования Печенгский муниципальный округ, обязанность по ведению Реестра мест (площадок) накопления ТКО определена за администрацией обозначенного муниципального образования. На момент реализации данных мероприятий администрацией Печенгского муниципального округа в адрес Министерства для внесения необходимых изменений в Территориальную схему представлен Реестр мест (площадок) накопления ТКО, не содержащий сведений о местах (площадках) накопления ТКО в населённом пункте Вайда-губа. Однако в ходе рабочих совещаний с участием представителей АО «Ситиматик», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК СФ согласовано обеспечение воинской части, дислоцирующихся в населённом пункте Вайда-Губа, специальными мешками для осуществления бесконтейнерного сбора ТКО и определена периодичность вывоза ТКО в летне-осенний период. Воинская часть обеспечена специальными мешками для осуществления бесконтейнерного сбора ТКО, а вывоз ТКО с указанной территории осуществлён в сентябре 2022 года. Информация об организации на территории обозначенного объекта Минобороны РФ бесконтейнерного сбора ТКО внесена в Реестр мест (площадок) накопления ТКО Печенгского муниципального округа.

В свою очередь администрация Печенгского муниципального округа (далее в том числе Администрация) на запрос Мурманского УФАС Росси пояснила, что населённый пункт Вайда-Губа входит в состав Печенгского муниципального округа и расположен на отдалённом участке полуострова Рыбачий, с которым отсутствует надлежащее транспортное сообщение, отсутствуют дороги регионального, межмуниципального и муниципального значения, что значительно затрудняет оказание услуг по вывозу ТКО образованных в результате деятельности войсковой части 36138-Д.

При этом в пояснениях Администрация также указала, что от ФГБУ ЦЖКУ в адрес администрации Печенгского муниципального округа не была представлена оформленная должным образом заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр мест (площадок) накопления ТКО по форме, установленной уполномоченным органом. Администрация полагает, что так как контейнерная площадка в/ч 36138-Д находится на территории войсковой части и требуемая информация относится к перечню сведений Вооружённых Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, то сведения о месте (площадке) накопления ТКО должны были поступить от ФГБУ ЦЖКУ.

Также в пояснениях Администрация указала, что в связи со сложившейся спорной ситуацией администрация Печенгского муниципального округа обратилась в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о разъяснении действий в урегулировании данного вопроса, последним было рекомендовано внести информацию о контейнерной площадке в Реестр мест (площадок) накопления ТКО в объёме, не относящемся к служебной тайне в области обороны. 08.07.2022 принято решение о включении сведений о месте (площадки) накопления ТКО в Реестр. Реестр был размещён на официальном сайте Печенгского муниципального округа и доступен для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Следует отметить, что согласно Решению Арбитражного суда Мурманской области от 02.09.2022 по делу № 42-1442/2022, исключение н.п. Вайда-Губа из Территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области не является основанием не оказывать Региональным оператором услуг по вывозу ТКО, поскольку перечень источников образования отходов укрупнён до уровня муниципального образования, в который входит данный населённый пункт, а зоной деятельности Регионального оператора является вся территория Мурманской области. Также данным решением и доводы Регионального оператора об отсутствии дорог общего пользования, вследствие чего невозможно было исполнить договорные обязательства в указанной части, суд посчитал несостоятельными. Судом отмечено, что отсутствие в перечне автомобильных дорог общего пользования, автомобильной дороги до населённого пункта Вайда-Губа, не свидетельствует об отсутствии фактического проезда либо доступа транспортного средства на объект для вывоза ТКО.

Комиссии Мурманского УФАС России каких-либо сведений о том, что Региональный оператор приступил к вывозу мусора, кроме как информации о том, что мусор вывозился однократно в сентябре 2022 года, не представлено.

Напротив, в материалах, представленных в заявлении Военного прокурора гарнизона Заозерск Северного флота, имеется уведомление командира войсковой части 36138-Д о том, что решение суда по вывозу ТКО с территории военного городка 69 по состоянию на 09.11.2022 года Региональным оператором не выполнено.

На заседании Комиссии стороны пояснили, что между ответчиком и заинтересованными лицами была достигнута договорённость, что вывоз мусора будет осуществлён 30 июня 2023 года. На заседании Комиссии от 11 июля 2023 года исполнение достигнутой договорённости была подтверждена сторонами.

Комиссия Мурманского УФАС России, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, с учётом пояснений сторон приходит к выводу, что АО «Ситиматик», являясь единственным Региональным оператором, в нарушение условий договора № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года не принял надлежащие меры по оказанию услуг по обращению с ТКО, не осуществлял вывоз ТКО с места накопления ТКО в период 2021 года в объёме 54 м.куб. с военного городка № 69, расположенного по адресу Мурманская обл., п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, продолжая ссылаться на обстоятельства по отсутствию возможности надлежащим образом осуществить мероприятия по вывозу ТКО в связи отсутствием транспортного сообщения и оборудованных контейнерных площадок, которые были не единожды предметом рассмотрения судов и признаны несостоятельными.

Таким образом, из изложенного следует, что за весь период действия, заключённых между сторонами договоров и осуществления деятельности АО «Ситиматик» в качестве Регионального оператора вывоз ТКО с объекта: Мурманская обл., н.п. Вайда-Губа, в/ч 36138-Д, в/г 69 осуществлялся всего 1 раз по договору от 16.02.2022 № 64/333/0002277/003, по договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года вывоз мусора не осуществлялся, что влечёт причинение вреда окружающей природной среде и нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.

Подобное обращение с ТКО наносит ущерб почве как объекту охраны окружающей среды, в связи с чем, противоречит требованиям части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает требования статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В результате неисполнения Региональным оператором договорных обязательств, а также нарушения норм действующего законодательства по вывозу ТКО образовалась несанкционированная свалка.

Таким образом, объём не вывезенного ТКО составляет: в 2020 году - 54 куб. м., в 2021 году - 54 куб. м. по договору № 64/333/0002277/002 от 30 ноября 2020 года.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2021 г. № ВК/67016/21 указано, что действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО.

Комиссия Мурманского УФАС России на основании пункта 6.1.1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, на АО «Ситиматик» распространяются предусмотренные статьёй 10 Закона о защите конкуренции запреты.

Согласно Аналитическому отчёту по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Мурманской области в 2021 году и в 1 полугодии 2022 года, на территории Мурманской области Мурманский филиал АО «Ситиматик» является единственным региональным оператором по обращению с отходами, его доля на рынке услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Мурманской области равна 100 %.

Таким образом, АО «Ситиматик» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление) указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счёт, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределённого круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

АО «Ситиматик», занимающее доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Мурманской области, совершает действия, ущемляющие права и законные интересы неопределённого круга лиц, и не имеющих возможности заключения договора с иным исполнителем услуг по вывозу ТКО.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении АО «Ситиматик» требований пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основания прекращения рассмотрения дела Комиссией не установлены.

В связи с тем, что на рассмотрении Региональным оператором и заинтересованными лицами был подтверждён факт осуществления вывоза мусора, Комиссия решила предписание не выдавать.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Акционерного общества «Ситиматик» (119435, город Москва, пер. Большой Саввинский, дом 12, строение 6, этаж 1, помещение IV, ком. 1-33, 35-53; Мурманский филиал АО «Ситиматик» ИНН 7725727149, КПП 519043001, 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, дом 25, этаж 4, офис 409) факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области путем неправомерного отказа от вывоза твердых коммунальных отходов с объекта: Мурманская область, п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69 в рамках действующих договоров. 

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьёй 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. В связи с прекращением выявленного нарушения до окончания рассмотрения дела предписание не выдавать.

4. Материалы дела № № 051/01/10-84/2023 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Мурманского УФАС России для инициирования в отношении виновного лица дела об административном правонарушении по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель комиссии                                                                                                   К.А. Смирнова

Члены комиссии                                                                                                                К.Ф. Воронина

                                                                                                                                            О.Е. Яшина

                                                                                                                                            Л.В. Дорошенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны