Решение б/н Решение от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/03-76/2021

 

03.02.2021                                                                                                                              г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председателя комиссии Мурманского УФАС России:

Поповой И.Н. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Членов комиссии Мурманского УФАС России:

Калитиной Н.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Клименковой А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителей Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

представителя индивидуального предпринимателя Вечерко С.Н. – <...> (по доверенности);

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя Вечерко С.Н. (далее по тексту решения – ИП Вечерко С.Н., Заявитель) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3), (номер извещения 32109908068),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 27.01.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений.

Согласно доводам жалоб, документация о проведении открытого запроса предложений утверждена с нарушением требований законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Законом о закупках, документацией о проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3) (далее - Документация), а также согласно Положения о закупке.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что закупка проводится Заказчиком на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» (далее – МАУК «МГПС») утвержденным   наблюдательным советом MAУК «МГПС» и размещенным на официальном сайте zakupki.gov.ru. 27.12.2013 (в последней редакции от 28.12.2020). (далее – Положение о закупке).

Заказчик 20.01.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении открытого запроса предложений.

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика. ИП Вечерко С.Н. полагает, что МАУК «МГПС» должен быть выбран способ проведения закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке МАУК «МГПС» содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1. и 3.2. статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3.1. Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1)  путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2)    иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Способы закупок установлены в разделе 3 главы 2 Положения о закупке МАУК «МГПС», в том числе конкурентные способы закупки (подпункт 3.3.1. пункта 3 раздела 3):

путем проведения торгов:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс) (п.п. 3.3.1.1.);
  • аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион) (п.п. 3.3.1.2.);

-   запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) (п.п. З.З.1.З.);

-  запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок) (п.п. 3.3.1.4.);

без проведения торгов:

открытый запрос котировок (п.п. 3.3.1.5.);

открытый запрос предложений (п.п. 3.3.1.6.).

Таким образом, способ проведения закупки - открытый запрос предложений (номер извещения 32109908068) установлен в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке МАУК «МГПС».

Довод Заявителя о том, что закупка должна быть проведена исключительно путем проведения запроса предложений в электронной форме, несостоятелен.

Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований законодательства установлено требование по обеспечению заявки только путем внесения денежных средств на расчетный счет.

Пунктом 6.6.1. Положения о закупках, Заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке, а также размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке в соответствии с настоящим Положением.

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения конкурентной закупки в электронной форме среди СМП.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении конкурентного способа закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Так, Заказчиком пунктом 15 Извещения о закупке, а также пунктом 2.13 Документации установлен размер обеспечения заявки и условия его внесения, а именно – обеспечение заявки предоставляется путем внесения денежных средств. Иных способов внесения обеспечения извещением и документацией не предусмотрено, что не противоречит Положению о закупке МАУК «МГПС».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Требования к участникам закупки содержатся в статье 6.2. Положения о закупке МАУК «МГПС».

Согласно третьему и четвертому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлено требование к участнику закупки (условие допуска) о наличии у участника закупки удостоверений (сертификатов) повышения квалификации по программе «Детские игровые и спортивные площадки: эксплуатация и требование безопасности», полученных в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), а также по ЛОТУ №1 к участнику закупки (условие допуска) о наличии разрешений на выполнение работ в охранных зонах воздушных линий электропередач «Филиала ОАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА», «КОЛЭНЕРГО», ПО «СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (или договора с организацией, имеющей данное разрешение).

Согласно подпункту 6.2.5.2. пункта 6.2.5. статьи 6.2. Положения о закупке МАУК «МГПС» Заказчик вправе предъявить дополнительные требования «опыт работы, связанный с предметом договора; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация»).

В пункте 17 Извещения открытого запроса предложений и подпункте 2.12.3.8. пункта 2.12. Документации по открытому запросу предложений установлено требование к участнику закупки: «Наличие у участника закупки удостоверений (сертификатов) повышения квалификации по программе «Детские игровые и спортивные площадки: эксплуатация и требование безопасности», полученных в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017).

Законодательное регулирование установки и эксплуатации детских площадок осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)».

Этот регламент, основывается также на ГОСТах по безопасности, которые были приняты ранее, ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации», ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».

Организация, отвечающая за эксплуатацию детской площадки, качелей, горок и другого оборудования обязан обеспечить их безопасность в соответствии с вышеуказанными документами.

Согласно письменных пояснений Заказчика, на территориях объектов благоустройства Заказчика:

ЛОТ № 1 - установлены 15 детских игровых комплексов, 107 единиц различного детского, спортивного оборудования;

ЛОТ № 2 - установлены 7 игровых комплексов, 19 единиц различного детского, спортивного оборудования;

ЛОТ № 3 - установлены: 11 игровых комплексов, 41 единица различного детского, спортивного оборудования.

В пункте 17 Извещения открытого запроса предложений и подпункте 2.12.3.10. пункта 2.12. Документации по открытому запросу предложений установлено требование к участнику закупки: «для ЛОТА № 1 - наличие разрешений на выполнение работ в охранных зонах воздушных линий электропередач «Филиала ОАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА», «КОЛЭНЕРГО», ПО «СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (или договора с организацией, имеющей данное разрешение), для работы по содержанию территории в охранных зонах воздушных линий электропередач.

Согласно письменных пояснений Заказчика, Заказчик установил данное требование к потенциальным участникам, в целях соблюдения постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), правил охраны труда при эксплуатации электроустановок (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 328н от 24.06.20216).

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Организацией владеющей на праве собственности электросетевого хозяйства является «Филиал ОАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА».

В пределах охранных зон без письменного разрешения от собственника, юридическим и физическим лицам, не прошедшим инструктаж запрещается выполнение работ.

В случаях выполнении работ в пределах охранных зон без разрешения собственника, установленные лица, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 9.7, 9.8. КоАП РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, Закон о закупках или другой нормативно правовой документ не содержит ни перечня требований (в том числе квалификационных), ни правил или ограничений по их установлению.

Фактически из положений Закупочной документации следует, что требование о наличии сертификатов и разрешения по лоту №1 установлено для всех потенциальных участников закупки и не направлено на установление преимуществ отдельным лицам.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Согласно пятому доводу жалобы, Заявитель, ссылается на неправомерное установление критериев оценки заявки:

- организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

- деловая репутация (копии грамот, благодарственных писем и иных положительных документов, за период с 01.01.2019 до даты размещения закупки в ЕИС).

Согласно требованиям документации, для оценки заявок по первому критерию участнику необходимо представить копии договоров, заключенного с Государственным областным бюджетным учреждением Центром занятости населения города Мурманска, об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2013 № 478 ПП, с периодом действия с 01.01.2019 до даты размещения закупки в ЕИС.

Заказчик при установлении критериев оценки заявок на участие в открытом запросе предложений, руководствовался принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Предоставление сведений и документов, указанных в данной жалобе не являлись обязательными для допуска к участию, а лишь учитывались при определении итогового рейтинга заявки Участника, в целях определения победителя, предложение которого содержит лучшие условия выполнения договора относительно предложений других участников процедуры.

Заказчик, размещая в ЕИС извещение и документацию, действовал с целью создания конкурентной среды и противодействию действий к ограничению конкуренции, экономии бюджетных средств, при проведении открытого запроса предложений.

Установленные Заказчиком критерии не противоречат положениям законодательства в сфере закупок и являются критериями, при установлении которых Заказчик вправе предъявлять необходимые требования к участнику закупки, исходя из характеристики выполняемых работ, показателей имеющих значение при осуществлении закупки.

Заявителем не представлено      допустимых        доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся требования к опыту участника (предоставление грамот, благодарственных писем, сведений об организации труда несовершеннолетних) создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников Закупки.

Согласно пунктам 4 и 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, так как эти критерии носят измеряемый характер, и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Спорные критерии оценки, установленные заказчиком в Документации о закупке, не препятствуют участию в запросе предложений, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, и направлены на определения победителя открытого запроса предложений - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Таким образом, приведенный довод является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

1.      Признать жалобу индивидуального предпринимателя Вечерко С.Н. на действия Заказчика - Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3), (номер извещения 32109908068), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         И.Н. Попова

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         Н.А. Калитина

                                                                                                                                       А.В. Клименкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны