Решение б/н Решение по делу № 8 о нарушении антимонопольного законодател... от 20 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №8

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «19» июня 2014г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – заместителя руководителя Мурманского УФАС России <...>,

Членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков <...>, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков <...>,

при участии:

- представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» <...> (доверенность № 15 от 13.02.2014),

- представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» <...> (доверенность № 133 от 09.06.2014),

рассмотрев дело № 8 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная д. 31) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление ОАО «Оборонэнергосбыт» в отношении гарантирующего поставщика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту — ОАО «МРСК Северо-Запада») по вопросу прекращения поставки электрической энергии в отношении следующих объектов Министерства обороны Российской Федерации:

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 53;

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул. Капитана Орликовой д. 54;

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 55;

- военный комиссариат по адресу г.Кола, ул.Победы д.20;

- областной военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Шевченко д.22;

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Буркова д.4;

- военный комиссариат в поселке Умба;

- гараж 83 КООУФ по адресу ул.Фрунзе д.31а (в/ч 49394).

По признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная д. 31) возбуждено дело № 8 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (Аналитический отчёт от 27.04.2014 г.) установлено, что ОАО «МРСК Северо-Запада» в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2013 № 68 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика на территории всей Мурманской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).

Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, доля реализации ОАО «МРСК Северо-Запада» электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мурманская областная электросетевая компания» на конец 2013 года составила: в городе Мурманске — 69%, в городе Кола — 68,23%, в поселке Умба — 72,84%.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%. По результатам проведённого анализа рынка антимонопольным органом установлено доминирующее положение ОАО «МРСК Северо-Запада» с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мурманская областная электросетевая компания» в городе Мурманске, городе Кола, поселке Умба.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № 8 установлено следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис». Во исполнение данного распоряжения Министерство обороны Российской Федерации заключило с ОАО «Оборонэнергосбыт» государственный контракт №156/8747 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации от 19.12.2011, который действует до 31.07.2014 (пункт 11.1 контракта).

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и гарантирующим поставщиком ОАО «Колэнергосбыт» был заключен договор поставки электрической энергии и обеспечения услуг по передаче электрической энергии № 12 от 01.03.2010. В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2013 №68, в связи с утратой ОАО «Колэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика, такой статус присвоен ОАО «МРСК Северо-Запада». Данное обстоятельство послужило причиной замены стороны по указанному договору энергоснабжения на ОАО «МРСК Северо-Запада» (дополнительное соглашение от 01.03.2013), также изменен номер договора на №10012.

В силу пункта 1.1. договора, ОАО «МРСК Северо-Запада» обязуется осуществлять поставку электрической энергии (мощности) и обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с сетевыми организациями, а ОАО «Оборонэнергосбыт» обязуется оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги.

22 августа 2013 года ОАО «МРСК Северо-Запада» инициировало полное ограничение режима потребления электрической энергии на объектах Министерства обороны РФ:

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 53;

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул. Капитана Орликовой д. 54;

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 55;

- военный комиссариат по адресу г.Кола, ул.Победы д.20;

- областной военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Шевченко д.22;

- гараж 83 КООУФ по адресу ул.Фрунзе д. 31а (в/ч 49394);

- военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Буркова д.4.

22 августа 2013 года ОАО «МРСК Северо-Запада» инициировало частичное ограничение режима потребления электрической энергии в военном комиссариате в поселке Умба, ул.Октябрьская д. 4.

27 августа 2013 года режим потребления электрической энергии на указанных объектах был возобновлен.

Заявитель полагает, что объекты, в отношении которых было введено ограничение режима потребления, являются объектами, в которых предусмотрена военная служба, и их отключение является нарушением Указа Президента РФ №1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» и может повлечь угрозу безопасности государства, а также привести к возникновению аварий.

Как пояснило ОАО «МРСК Северо-Запада», основанием для введения ограничения режима на указанных объектах послужило образование задолженности перед гарантирующим поставщиком за потребленную электрическую энергию. Гарантирующий поставщик полагает, что в соответствии с пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) он вправе инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии; военкомат не относится к предприятиям, в которых предусмотрена военная служба, а, следовательно, в отношении таких объектов не предусмотрен запрет на введение ограничений. Кроме того ответчик полагает, что Указ Президента РФ №1173 от 23.11.1995 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» не входит в сферу законодательства об электроэнергетике и не подлежит применению к энергосбытовой деятельности.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения № 442)

Подпунктом «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 (далее Правила ограничения режима потребления электрической энергии), установлено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся, в том числе, в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Согласно пункту 48 Основных положений №442 гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Применительно к договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), когда абонентом выступает юридическое лицо, предусмотрено специальное правило, согласно которому энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одно стороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 546 ГК РФ).

Приведенная в статье 546 ГК РФ норма в исключение из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (статья 310 ГК РФ) допускает возможность подобного отказа, но ограничивает такую возможность случаями, установленными не только законом, но и иными правовыми актами, к каковым относятся и Указы Президента Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Вооруженные Силы Российской Федерации принимают участие в обеспечении национальной безопасности государства (пункт 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537).

Элементом национальной безопасности является военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять (пункт 6 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146).

Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).

В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», утверждение положения о военных комиссариатах относится к полномочиям Президента Российской Федерации в области обороны.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2, 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Положения о призыве на военную службу (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663) непосредственно в военном комиссариате еще до убытия граждан, призванных на военную службу, к месту ее прохождения приказом военного комиссара им присваивается звание рядового. День присвоения звания рядового в соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» считается началом военной службы для граждан, не прибывающих в запасе, призванных на военную службу.

Таким образом, согласно указанным нормам права военные комиссариаты относятся к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и любое ограничение или прекращение поставки энергии такого объекта недопустимо.

Запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.

Как отмечалось выше, по результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на 2013 год ОАО «МРСК Северо-Запада» в границах города Мурманска, города Колы, и поселка Умба имеет долю более 50% в границах балансовой принадлжености электрических сетей ОАО «Мурманская областная электросетевая компания», т.е. занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Северо-Запада», занимая доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, в период с 22 августа 2013 года по 27 августа 2013 года прекратило поставку электрической энергии в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации (военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 53; военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул. Капитана Орликовой д. 54; военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Капитана Орликовой д. 55; военный комиссариат по адресу г.Кола, ул.Победы д.20; областной военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Шевченко д.22; гараж 83 КООУФ по адресу ул.Фрунзе д.31а; военный комиссариат по адресу г.Мурманск, ул.Буркова д.4; военный комиссариат в поселке Умба) путем осуществления действий, направленных на введение ограничения режима потребления электрической энергии, чем ущемило интересы ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерства обороны Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении поставки электрической энергии в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации.

2. Предписание не выдавать в связи с возобновлением подачи электрической энергии.

3. Передать материалы дела № 8 должностному лицу Мурманского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны