Определение б/н Определение о возбуждении дела № 051/05/28-587/2019 от 2 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 051/05/28-587/2019

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

02 августа 2019 года                                                                                                        г. Мурманск

 

Заместитель руководителя УФАС России Попова Ирина Николаевна, ознакомившись с  материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила информация Северо-западного главного управления Центрального банка РФ №Т2-54-12/22955 от 04.06.2019 по факту размещения рекламной вывески перед входом в здание, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Металлургов, д. 17.

Рекламная конструкция в виде двух баннеров перед входом в здание размещена от имени ООО «СМК» и содержит следующую информацию: «Zаймы от 2000 до 15000 рублей», «Удобные Zаймы система экспресс-выдачи наличных», «Пенсионерам займ предоставляется под 1% в день», «Перерасчет процентов», «каждый пятый займ Бесплатно до 5 дней».

 

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Размещенная в виде двух баннеров информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к деятельности ООО «СМК» и её услуге по выдачи займов, призвана формировать, и поддерживать интерес к микрофинансовой компании, побуждая воспользоваться  финансовой услугой.

Объектами  рекламирования являются:

- микрофинансовая компания «СМК»

- финансовая услуга  потребительские займы «Удобные займы»;

- предложение «займы от 2000 до 15000 тысяч рублей».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона №151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

При этом под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке. Таким образом, предоставление микрозаймов, согласно положениям Федерального закона №151-ФЗ, является деятельностью, осуществляемой лицами, обладающими специальной правоспособностью.

В силу пункта 2.1. Федерального  закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»  микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О потребительском кредите (займе)» раскрывает понятие  потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Из вышеприведенных норм следует, что ООО «СМК» оказывает финансовые услуги по предоставлению займа.

ООО «СМК», как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.

 

По информации Северо-западного главного управления Центрального банка РФ ООО «СМК» не относится к числу объектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и соответствующего разрешения на осуществление данного вида деятельности не имеет (сведения об Обществе исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций 15.05.2017).

В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, в действиях ООО «СМК» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 5, части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 051/05/28-587/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать участвующим в деле ООО «СМК» (184506, Мурманская область, город Мончегорск, улица Кондрикова, 2, 124)
  3. Назначить дело к рассмотрению на  16 сентября 2019 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а, кабинет  заместителя руководителя  управления Поповой И.Н.
  4. В порядке подготовки дела в антимонопольный орган к 27.02.2019 представить: 

ООО «СМК»:

- копию свидетельства о внесений сведений об ООО «СМК» в реестр МФО;

-утвержденные макеты рекламы;

-пояснить условия предоставления займов, в том числе «перерасчет процентов», «каждый пятый займ бесплатно», «займ пенсионерам под 1% в день»;

- договор аренды рекламной конструкции/ места размещения рекламы по адресу г. Мончегорск, пр. Металлургов, д. 17;

-мотвированные письменные пояснения по признакам нарушения рекламного законодательства;

-сообщить кто определял и утверждал содержание  вышеназванных рекламы;

- период распространения рекламы;

 -иные документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела по существу.

 

Запрашиваемые документы представить в копиях, заверив надлежащим образом. Явка лиц (законных представителей с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.

В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим  письменно уведомить  Мурманское УФАС России  до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому, либо электронному адресу и направить  запрашиваемые документы  и письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.

 

Заместитель  руководителя управления                                                               И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны